12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Севидова Елена Владимировна610
Более 20 лет работаю в школе. Пробовала поменять профессию - не смогла. Как нельзя лучше подходят для моей педагогической деятельности слова В. Белякова: "Кусочек сердца отдавать кому-то - такая, брат, у нас с тобой работа"...
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
3

Формирование проектных компетенций (из опыта работы)

Формирование проектных компетенций школьников на уроках русского языка и во внеурочное время (из опыта работы)

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Они требуют широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов деятельности педагога и обучающихся, в том числе и проектной.

Имея за плечами многолетний опыт работы с технологиями, развивающими творческое и критическое мышление, навыки исследовательской деятельности и самостоятельности школьников, я увидела большие образовательные ресурсы в проектной методике обучения и осваиваю ее в своей педагогической практике.

В процессе формирования проектных компетенций выделяют три уровня: проба, когда ученики на разных этапах урока пробуют себя в целеполагании, планировании действий, работе с разными источниками информации, получении готового продукта деятельности и его представлении. Замечу, что формирование указанных компетентностей начинается ещё в младших классах. Второй уровень - освоение проектных умений, на котором основные этапы проектной деятельности выполняются с большей степенью самостоятельности, а педагог лишь выполняет роль фасилитатора. Третий уровень предполагает разработку проектов в научной, социальной сферах, в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В своей педагогической практике использую следующие формы проектной учебной деятельности:

  • проектная задача
  • проектное задание
  • учебный проект
  • социальный проект

На начальном этапе формирования проектных компетенций (на уровне пробы, в 5-6 классах) обучающиеся не готовы к реализации полномасштабных проектов (если они не учились по ФГОС НОО). Разумнее в процессе урока работать над решением проектных задач, т.е. выполнением заданий, связанных с запусковой ситуацией, со свободным пространством действия. Проектная задача позволяет школьникам использовать имеющиеся предметные знания. Нужно лишь подвести школьников к тому, чтобы они анализировали информацию глубже, чем обычно. Такую возможность представляют изучение темы «Синонимы» в 5 классе. Игра «Перевод с русского на русский» становится проектной задачей после того, как учитель задаёт вопрос: можно ли предложенную информацию сообщить иначе? Другими словами? Решение приходит после того, как школьники обращаются к значению слова «синонимы». С помощью учителя формулируется задание: заменить каждое слово в предложении Во время бури караульный ни на минуту не отошёл от раненых синонимом. Ребята выбирают источники информации: словари, Интернет-ресурсы, собственный опыт. В зависимости от выбора формируются группы и планируется дальнейший ход работы. На первых порах учитель направляет деятельность обучающихся, распределяет роли. На собственном опыте пятиклассники убеждаются, что распределение обязанностей позволяет сэкономить время на решение проектной задачи.

Анализ предложенных информационных источников приводит к тому, что перед школьниками возникает новая проблема: некоторые слова имеют несколько синонимов, поэтому, чтобы сделать выбор, необходимо договориться и представить продукт совместной деятельности. В результате работы групп на доске появляются такие предложения:

В метель часовой ни на миг не оставил травмированных.

Когда была пурга, тот, кто несёт караул, совсем не покинул тех, кто был ранен.

В буран сторож никогда не бросал больных.

В снегопад солдат всегда был рядом с пострадавшими.

На стадии рефлексии обучающиеся приходят к выводу, что второе предложение, хоть и передаёт содержание исходного, однако содержит речевые недочёты: одинаковое строение выражений, при помощи которых были заменены слова. В третьем предложении синоним сторож несколько искажает смысл слова караульный в данном контексте. В четвёртом – неудачным оказался выбор синонимов снегопад и солдат. Выяснив, что первое предложение наиболее точно передаёт смысл исходного, ребята приходят к выводу, что к выбору синонимов нужно подходить умело. В связи с этим учитель предлагает составить рекомендации для учащихся начальной школы «Как правильно отбирать синонимы». Примером продукта стали рекомендации, составленные пятиклассниками:

Для подбора синонимов используйте разные источники: жизненный опыт, словари, Интернет.

Из найденных синонимов выбирай самый точный, то есть такой, который не исказит смысл твоего высказывания.

Учитывай, кому готовишь высказывание, с какой целью.

При изучении раздела «Причастие» в 6 классе проектная задача была предложена на уроке по теме «Причастие как часть речи»: как различать причастия и прилагательные, поскольку эти части речи имеют ряд схожих морфологических признаков. Продуктом проектной задачи стал алгоритм. Однако у шестиклассников практически нет опыта в составлении алгоритмов и, прежде чем приступить к его созданию, предлагаю сопоставить имя прилагательное и причастие как части речи при помощи таблицы:

Имя прилагательное

Общее

Причастие

1. Образовано от имени существительного.

2. Обозначает признак предмета.

3. Отвечают также на вопрос: чей?

1. Отвечают на вопросы: какой?

2. Имеют суффиксы –енн-

3. Могут иметь краткую форму.

4. Изменяются по падежам (в полной форме), числам и родам (в ед. ч.).

5. В предложении чаще всего бывают определениями.

1. Образовано от глагола.

2. Обозначает признак предмета по действию.

3. Можно заменить выражением: тот, который… (далее глагол, от которого образовано причастие)

3. Отвечают на вопрос: что делающий? Что сделанный?

4. Имеют присущие только им суффиксы: - ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-), -им-(-ем-, -ом-), -т-, -вш-, -ш-, -нн-.

5. Обладает категорией вида, переходности, возвратности, времени (настоящего и прошедшего)

Такая работа помогает наглядно вычленить существенные признаки, по которым легче различить эти части речи и составить алгоритм:

Выясни, от какой части речи образовано слово. Если оно образовано от имени существительного – это имя прилагательное. Если же оно образовано от глагола, возможно, это причастие.

Попробуй заменить слово выражением: тот, который… (подставь глагол, от которого образовано слово). Если такая замена возможна, скорее всего, это причастие.

Выдели суффикс. Помни, что суффиксы - ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-), -им-(-ем-, -ом-), -т-, -вш-, -ш-, -нн- характерны только причастиям!

Проверь категории вида, переходности, времени. Если они есть, то перед тобой наверняка причастие.

Сделай соответствующий вывод.

От проектной задачи следует отличать проектное задание, чаще всего представляющее собой лингвистическое исследование (наблюдение) в рамках изученных тем. Так, при изучении темы «Местоимение» («Имя числительное») в 6 классе предлагаю шестиклассникам понаблюдать за речью своих одноклассников (или своих родственников, соседей) и, выявив ошибки в употреблении местоимений (имён числительных), составить словарик таких слов-местоимений (слов-числительных) или подготовить устное (письменное) сообщение.

Иногда проектное задание становится основой для проектной работы обучающихся. Для углубления знаний по теме «Местоимение» предлагаю школьникам познакомиться с произведением «Юности честное зерцало», написанным по велению Петра I, и найти в нём устаревшие и вышедшие из употребления местоимения. Если цель была определена в классе под руководством учителя, то планирование деятельности и продукт выбирали сами ученики. В итоге были представлены: словарик, устное сообщение, презентация, заметка в лингвистическую газету.

На втором уровне формирования проектных компетенций (освоение проектных умений, 7-8 кл.) происходит приращение проектных компетентностей в виде способности и готовности осуществлять анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт. Становятся более сложными проектные задания: школьникам предлагаю на основе анализа текстов художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, определить роль имён прилагательных (или других частей речи) в тексте, особенности употребления односоставных предложений в пословицах и поговорках русского народа, выявить частотность употребления обращений, приложений и других синтаксических конструкций в текстах разных стилей. В моей педагогической копилке хранятся наиболее удачные детские работы: «Энциклопедия слова вода», «Устаревшие слова в пословицах и поговорках о растениях», «Роль фразеологизмов в стихотворениях С. Михалкова», «Обращение в текстах древнерусской литературы» и др.

Особое внимание на данном этапе формирования проектных компетентностей уделяю проектам, выполняемым в рамках регионального компонента:

«Улица, на которой я живу»

«Топонимика родного края»

«Ими гордится наша школа»

«Их имена известны не только в Кузбассе»

«Народные промыслы народов Сибири»

«Памятник воинам, возведённый в моём городе»

«Сибирский удивительный цветок»

«Природа родного края» (сочинение с использованием только сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных)

В период самоопределения личности ребенка (на уровне разработки проектов, 9-11 кл.) доминирующей характеристикой является социализация. Поэтому к проектной задаче и учебному проекту добавляется такая форма учебной деятельности как социальный проект. Примером такого проекта, созданного в рамках Недели русского языка, стал лингвистический праздник «Слова из нашего меню», подготовка к которому проходила в несколько этапов. Во-первых, разбившись на группы, обучающиеся определились со сферой будущей деятельности: часть ребят отвечали за сбор информации о словах-названиях хорошо известных всем блюд, другие приняли участие в подготовке театрализации. Продуктами данного проекта стали стенгазета и спектакль. Сценарий спектакля был предложен учителем. О формировании способности и готовности обсуждать возможные средства решения задач свидетельствовал тот факт, что коррективы в сценарий вносились самими обучающимися. Умение договариваться в группе о роли, правилах сотрудничества могут служить показателем формирования коммуникативных компетенций.

В рамках предпрофильной подготовки в курсе «Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь…», автором которого я являюсь, обучающимся была предоставлена возможность продемонстрировать приобретённые проектные компетенции. После анализа разных видов словарей школьникам было предложено попробовать себя в составлении словаря. Возникла проблема: какой словарь они могут составить, кому он будет нужен? В результате беседы с учителем девятиклассники пришли к выводу, что речь современных подростков затрудняет общение с представителями старшего поколения, а значит, можно составить словарик молодёжного сленга, который будет востребован. Также поступило предложение составить справочник имён одноклассников, так как в последнее время появилось много информации такого рода, однако она очень разрознена, а справочник поможет эту информацию систематизировать и даст возможность ребятам узнать об именах как можно больше. Разделившись на две группы, каждая определила цель и составила план действий. В течение 5 учебных часов школьники собирали, анализировали материал, систематизировали полученные результаты. Им пришлось освоить специфику работы над созданием словаря. Продуктами деятельности девятиклассников стали 4 проекта.

Как показывает опыт, в процессе формирования проектных компетенций моих учеников наблюдается положительная динамика:

 

 

Библиография

  1. Малкова И.Ю. Методика оценки проектного содержания в школе // Наука и школа. – 2006. – № 2. – С. 37–43.
  2. Малкова И.Ю. Образовательное проектирование: концепция и практика. http://resdb.ido.tsu.ru
  3. Полат Е.С. Метод проектов / Е.С.Полат. – Режим доступа: www.iteach.ru/metodika/a2wn3.esp
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://минобрнауки.рф/документы/2365
  5. Формирование оценочной компетентности школьников. – М.: Эврика, 2004. – 192 с.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования – Народное образование. - № 5. - 2003. – С.58-64.
Опубликовано


Комментарии (2)

Сафонова Елена Валерьевна, 13.07.16 в 21:43 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал, спасибо.
Севидова Елена Владимировна, 15.01.17 в 12:32 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Елена Валерьевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.