Проектная работа по МХК "Творчество И. Е. Репина. Мистика и реальность"
Пояснительная записка
Проектная работа является фрагментом итоговой проектной работы ученика 10 класса Кобозева Максима.
Недавно я побывал в Москве. Каждая такая поездка сопровождается посещением Третьяковской галереи. Место, где собраны живописные шедевры нашего русского искусства не может не привлекать внимание. Среди множества художников, авторов живописных портретов, в очередной визит в галерею, меня привлекли портреты И. Е. Репина. Среди маститых портретистов, уделявших внимание внешнему облику людей, тщательно прописывающих одежду, прическу, аксессуары, Репин выделялся умением видеть в человеке характер и в свободной живописной манере переносить на холст все удивительные особенности человеческой натуры, характерной именно для этого человека. Каждый портрет у Репина — это удивительный образ.
Заинтересовавшись творчеством художника, я зашел в интернет и обнаружил характеристику Репина как «мистического» художника. Авторы сразу нескольких статей приписывали искусству Репина магические свойства: якобы написанные художником люди умирали сразу после создания портрета. Я не склонен к мистицизму, но факты, приведенные в статьях, меня удивили. Ими я хочу с вами поделиться.
Итак, почти сразу после создания портрета ушел в мир иной известный композитор М.П. Мусоргский, практически в тот же год после написания портрета скончался светило русской медицины профессор Пирогов, трагически погиб после написания портрета министр внутренних дел России Петр Столыпин, так же скоро ушел из жизни известный литератор Писемский, после создания портрета скончалась известная пианистка, пропагандистка русского музыкального искусства Мерси д, Аржанто. Мистические факты были связаны и с созданием исторических полотен Репина. Ставший натурщиком для создания образа сына Ивана IV в картине «Иван Грозный и сын его Иван», русский писатель Всеволод Гаршин, спустя некоторое время после создания картины, покончил жизнь самоубийством. Этот список можно продолжать.
Меня заинтересовали эти факты, и я решил провести небольшое расследование, используя методы статистического анализа, выяснить, а есть ли логическое объяснение этой «мистической закономерности». Поскольку мистика обычно не доказуема, я решил, что все необъяснимое относить к фактам мистики, а все логически объяснимое к фактам логики. Я надеюсь, что мне удастся выяснить, кто победит: мистик или скептик.
Итак, цель проекта: выяснить существует ли причинно-следственная связь между написанием портрета и гибелью портретируемых.
Для реализации цели я выдвинул следующие задачи:
1.Выяснить, что такое причинно-следственные связи. Определить особенности понимания причинно-следственных связей мистиком и скептиком.
2.Изучить биографию И. Е. Репина и историю создания «мистических портретов»
3.Найти истоки легенды о «мистическом даре» художника.
4.Провести анализ данных о портретах Репина.
А) найти и проанализировать время создания «мистических портретов»;
Б) проанализировать и сопоставить даты создания портретов с датами кончины портретируемых;
В) проанализировать и классифицировать данные портретируемых по возрасту, по профессии и заболеваниям;
Г) изучить историю взаимоотношений Репина с портретируемыми;
5.На основании полученных данных, сделать выводы и заключения
В своем проекте я хочу рассмотреть две позиции мистика и скептика.
Поскольку в моем проекте может подтвердиться как мистическая, так и скептическая версии, я решил выдвинуть две гипотезы.
Гипотеза 1. Мистическая
Следует предположить, что существует мистическая причинно- следственная связь между созданием портрета и гибелью портретируемых.
Гипотеза 2. Скептическая
Следует предположить, что гибель портретируемых не связана с написанием портретов и имеет иные, логически объяснимые причины.
Поскольку мне необходимо будет стать на позицию мистика и скептика, выясним, кто же такой мистик и скептик? Мы живем в мире, где все, окружающие нас явления, события появляются или разворачиваются благодаря совершенно понятным и логически объяснимым причинно -следственным связям. К примеру, ученик плохо учится, поэтому мало знает, команда выиграла, потому что много тренировалась. Везде есть причина и следствие.
Мистик -человек, который причину тех или иных явлений будет находить в действии неких высших сил или приписывать тому или иному объекту сверхестественные свойства. Так, в нашем случае, мистически настроенные люди верили, что художник процессом создания картины мог повлиять на быструю кончину портретируемых.
Скептик -человек, который склонен искать логически объяснимые причины явлений.
Выбирая эту тему для своего проекта, я отлично понимаю, что дать точный ответ, влияло ли написание Репиным портретов на быструю кончину портретируемых сложно. Ведь для точного ответа нужно было обследовать сам феномен Репина и состояние здоровья его моделей. Подобные эксперименты невозможны по понятным причинам, поэтому я попробую подтвердить разные позиции мистика и скептика на уровне гипотез.
Поскольку речь пойдет о жизни и смерти человека и причин, ведущих к кончине много, я выстроил в виде диаграммы Исикавы.
В верхней части диаграммы я расположил факторы, касающиеся физического состояния человека. Наследственность, особенности среды проживания, физическое состояние здоровья, в нижней части предусмотрел факторы его внутреннего состояния: особенности образа жизни моральное состояние духа. Так же я не мог не предусмотреть непредвиденные случайности, факторы которые трудно спрогнозировать.
Позиция мистика
Ну, а теперь дадим слово мистику.
Если вы думаете, что я сразу стану излагать вам различные биоэнергетические теории, пытаясь этим объяснить феномен Репина, то вы ошибаетесь. Мистик всегда стоит на позиции, что доказать сверхъестественное обычными логическими доводами сложно, поэтому своей задачей вижу указать на множество мистических совпадений, опровергнуть которые задача скептика. Я же оставляю за собой возможность порассуждать о вероятности воздействия Репина сопоставляя даты и факты.
Было бы глупо выдвигать гипотезу о том, что все портретируемые Репина умирали сразу после написания портретов. Это неправда. За свою жизнь Илья Ефимович создал огромное количество картин и лишь пять из них (если не считать жанровых и исторических картин) отмечены неким мистическим совпадением. А если это так, то я попробовал выдвинуть гипотезу о том, что существовал в творчестве И. Е. Репина период, в который его искусство имело какое-то магическое свойство.
Для своего эксперимента я выбрал контрольную группу портретируемых, которые чаще всего фигурируют в прессе как «жертвы мистического дара художника». При этом я не стал включать в этот список героев жанровых и исторических полотен, поскольку судьбу большинства из них определить весьма сложно.
Для проверки своей гипотезы я решил найти и сопоставить даты написания пяти портретов. Если даты написания портретов окажутся очень различными и никак не взаимосвязанными, то гипотезу следует считать не подтвердившейся, если же даты будут близкими, то можно будет говорить об особенном периоде в творчестве художника.
Дата написания портрета | |
1. «Портрет Пирогова» | 1881 |
2. « Портрет Столыпина» | 1910 |
3. «Портрет Писемского» | 1880г |
4. «Портрет Мусоргского» | 1881г |
5. «Портрет Мерси де Аржанто» | 1890г. |
Сопоставив даты, я пришел к выводу, что все портреты написаны в период с 1880 по 1890 год, т. е охватывают десятилетие, единственным портретом, выпадающем из этого списка стал портрет Столыпина. Но этот портрет стоит особняком относительно прочих портретов, поскольку смерть портретируемого была неестественной, Столыпин погиб вследствие террористического акта, и история этого портрета была неразрывно связана с легендой о мистическом даре художника.
Если вы думаете, что мистический дар художника — это выдумка современных интернет-блогеров, то вы ошибаетесь. Быструю и трагическую кончину портретируемых Репина заметили почти сразу и тут же заговорили о ней как о мистическом факте.
Автором этой легенды стал друг И. Е. Репина в будущем известный детский писатель Корней Иванович Чуковский. Вот что он вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д'Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».
Возможно, мой оппонент скептик заговорит о желании Репина подтвердить свою репутацию «мистического художника», поэтому художник и берется за создание портрета человека, который уже неоднократно подвергался нападениям со стороны террористов? Ведь вероятность гибели такого политика высока.
На это отвечу, что Репин не просто не хотел писать этого портрета, он сделал все, чтобы его не писать. Об этом свидетельствует переписка художника с представителями Саратовской Думы, заказчиками портрета. Поэтому версию о желании художника прослыть «роковым живописцем» следует уверенно отвергнуть. Что же касается вероятности гибели Столыпина, ее, конечно, мог предвидеть и предчувствовать Репин. Так, возвратившись после очередного сеанса работы над портретом, он писал: - Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это - фон революции»
«Фон революции», тяжелая политическая атмосфера, неприятие царской власти и ненависть к ее представителям привели к тому, что на Столыпина было совершено около 11 покушений. Конечно, вероятность того, что рано или поздно одно из покушений должно было закончиться гибелью Столыпина была высока, но можно посмотреть на факты покушений с другой, мистической стороны. Многие из этих фактов подробно описаны дочерью Столыпина и в этих описаниях мы видим, что какая-то невидимая сила хранила российского премьер-министра, до трагического покушения, завершившегося гибелью. Нерешительность террориста, который на открытый призыв Столыпина: «Стреляй!» опустил пистолет, неразорвавшаяся бомба, упавшая к ногам политика, владимирский крест, воспрепятствовавший пуле сразить министра. Не все ли это знаки судьбы? Трудно объяснимые, как всякая мистика. И также трудно объяснить тот факт, что именно после написания портрета, покушение оказалось успешным, так на дерзкий вызов современников Столыпина сама судьба ответила вполне ясно.
Но давайте вернемся к основной гипотезе мистика. Итак, предположим, что между написанием портрета и гибелью портретируемых есть причинно-следственная связь. Тогда можно предположить, что художник мог воздействовать каким -то образом на портретируемых, что привело их к быстрой кончине.
Давайте попробуем смоделировать похожую ситуацию. Представим себе, что на группу людей воздействовала какая-то негативная сила, к примеру, одинаковое по силе радиоактивное заражение. Можно предположить, что рано или поздно они заболеют лучевой болезнью, но каждый из них обладает различной сопротивляемостью болезни, разным состоянием здоровья, а потому сроки начала болезни у всех будут разными, но сопоставимыми.
Поэтому я решил выяснить состояние здоровья каждого из пяти портретируемых моей контрольной группы на момент завершения портрета и объединить их в своеобразные «группы здоровья». Вот, что из этого получилось
Личности | Медицинский диагноз | Образ жизни | Состояние здоровья |
1 группа | |||
1.Модест Петрович Мусоргский | Цирроз печени, болезнь сердца и воспаление спинного мозга. | Хронический алкоголизм Находился на лечении в больнице | Тяжелое (при смерти) |
2. Луиза Мерси де Аржанто | Последняя стадия онкологического заболевания | Находилась на лечении в больнице | Тяжелое (при смерти) |
2 группа | |||
3.Николай Иванович Пирогов | Онкологическое заболевание | активный | Средней тяжести |
3 группа | |||
4. Алексей Феофилактович Писемский | Ипохондрия, невроз | Хронический алкоголизм | Удовлетворительное |
5.Петр Алексеевич Столыпин | здоров | активный | Удовлетворительное |
В первую группу попали действительно тяжело больные люди. Скорая кончина, которых
предполагалась. Личность Пирогова пришлось отнести к другой группе, хотя заболевание его было не менее серьезным, он вел до самой кончины активный образ жизни, оперировал, консультировал и даже успел написать мемуары. Состояние двух других моделей можно было признать удовлетворительным.
А теперь выдвинем следующую гипотезу: если, писавший портреты художник, действительно воздействовал на людей разных «групп здоровья», то у портретируемых, принадлежащих к одной группе должны быть одинаковые или сопоставимые временные отрезки от момента написания портрета до кончины портретируемого. Если же все время от написания портрета до кончины окажется разным, то гипотезу можно считать не подтвердившейся. Я подсчитал время с момента написания и до кончины наших героев.
Дата завершения написания портрета | Дата кончины портретируемого | Временной отрезок | |
1 группа тяжелобольные | |||
1. «Портрет М.П. Мусоргского» | 17 марта 1881г. | 28 марта 1881 г. | 11 дней |
2. «Портрет Мерси де Аржанто» | 29 октября 1890г. | 8 ноября 1890г. | 11 дней |
3. «Портрет Н. И. Пирогова» | 1881г | 1881г. | 6 месяцев |
4. «Портрет А.Ф. Писемского» | 1880г. | 1881г. | Около года |
5. «Портрет П. А.Столыпина» | 1910г. | 1911г. | Около года |
Мы явно видим с вами, что промежутки между написанием портрета у тяжело больных не просто сопоставимые, а точно совпадают, у других же портретируемых сопоставимы.
Дата завершения написания портрета | Дата кончины портретируемого | Временной отрезок | |
1. «Портрет М.П. Мусоргского» | 17 марта 1881г. | 28 марта 1881 г. | 11 дней |
2. «Портрет Мерси де Аржанто» | 29 октября 1890г. | 8 ноября 1890г. | 11 дней |
3. «Портрет Н. И. Пирогова» | 23 мая 1881г | 23 ноября 1881г. | Ровно полгода ( 6 месяцев) |
4. «Портрет А.Ф. Писемского» | 21 марта 1880г. | 21 января 1881г. | Ровно 9 месяцев |
5. «Портрет П. А.Столыпина» | 5 мая 1910г. | 5 сентября 1911г. | Ровно 1год и 4 месяца |
Мне стоило многих усилий найти точные даты написания портретов и смерти моделей художника. Как можно объяснить совпадение дат? Мистика.
Но объяснять только цифрами возможность воздействия художника на портретируемых, пожалуй, не совсем, верно. В такой области как художественное творчество необходимо было исследовать жизнь и особенности личности Репина. А интересует он нас именно в этот период -период начала 80-тых годов. Репину в 1881году исполнилось 37лет, всем известная мистическая дата. Многие из художников, поэтов в этом возрасте испытывают душевный кризис и часто гибнут. Примеров масса. Но это не о Репине. У Репина небывалый и мало чем объяснимый творческий подъем. Свои известнейшие портреты он пишет в несколько сеансов, достигая при этом невероятной образности характеристик. Именно в это время он создает самые известные свои картины. И если многим художникам нужны десятилетия для создания одного шедевра, то Репин в этот период работает над несколькими картинами сразу. Не надо ничего говорить. Только посмотрите на список шедевров, созданных в это время.
Откуда у него такая небывалая сила? Много читая о творчестве и биографии Репина, я нашел один интересный факт, относящийся как раз к периоду предшествующему необыкновенному творческому подъему.
1870-е годы Репин много путешествует, собирая материал для своих будущих картин. В один из визитов на родину в г. Чугуев он пишет портреты простых мужиков. Один из портретов назывался «Мужик с дурным глазом». Необыкновенно колоритный и живописный портрет было решено послать на одну из зарубежных выставок, именно тогда известный критик Стасов спросил Репина, почему у портрета такое странное название. Репин ему ответил следующее: «Старик с дурным глазом» действительно имеет такую репутацию... и я наслышался о нём много невероятного, и – что еще страшнее, но я сам два раза испытал силу его дурного глаза. Он золотых дел мастер Иван Федорович Радов»
В другом письме Репин жаловался: «Я подцепил в селе проклятую лихорадку...Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Насколько тяжело страдал Репин можно сказать определенно. Вот, что он сам пишет: «Не большего ужаса, как подумаешь, что через полгода, а может и раньше перестанешь существовать...оборвут тебя на самой интересной странице твоего совершенства...»
Но поборов тяжелую болезнь Репин начинает работать как одержимый. Он пишет день и ночь. К концу этого периода у Репина отнимается правая рука, но его энергии хватает на то, чтобы прицепить палитру к поясу и учится писать левой. Вот выдержка из воспоминаний Крамского: «Знаете ли, как нынче пишет Репин? Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он»
Наверняка причина такой одержимой работы в любви художника к творчеству и желанием выразить себя, но наличие небывалой энергии могло быть связано с общением с колдуном и тяжелой болезнью, победив которую, Репин становится необыкновенно работоспособным. Могла ли эта энергия повлиять на портретируемых? Можно такое предположить.
Итак, подведем итог. Мы можем говорить, что создание «мистических портретов» связано не со всем периодом творчества Репина, а лишь с одним десятилетием. Мы видим сопоставимые промежутки между написанием портрета и гибелью портретируемых, мы знаем, что периоду одержимой работы Репина предшествовало общение с колдуном и тяжелая болезнь, выйдя из которой художник создает свои настоящие шедевры.
Может ли это служить объяснением «мистических обстоятельств»? Наверное, может.
Позиция скептика
Внимательно изучив позицию мистика, за дело берётся скептик.
Я как любой здравомыслящий человек, не верю ни в какую мистику, но не приведя весомых доводов и аргумент, я не возьмусь утверждать, что Репин не связан с мистикой.
Итак, приступим. Мистик провёл эксперимент, в ходе которого он выяснил, что мистические события происходили в период с 1880 по 1890 год, но я решил узнать, какие ещё портреты писал И.Е. Репин в это время. У меня получилась альтернативная таблица:
Каждый портретируемый из этой таблицы после написания картины прожил ещё минимум 13 лет. В это десятилетие И.Е. Репин писал очень много и всего 5 картин кажутся мистическими. Для этого я детально рассмотрел каждого портретируемого из таблицы .Результат очевиден. Таким образом, версию мистика версию о том, что все портреты, написанные в этот период сулили смерть портретируемым. следует считать не подтвердившейся.
Мы видим, что все прожили долго, но почему же так внезапно умерли все те, кого описывал мистик? Казалось бы, ответ прост. Они все очень сильно болели, но почему И.Е. Репин писал именно их? Посмотрите на таблицу. Что объединяет этих людей? Только два качества, все эти люди очень известные деятели искусства, науки и политики, и второе большинство из них тяжело больны. Почему такой выбор сделал Репин? Может у Репина тяга была к изображению тяжелобольных?
Для того, чтобы понять это мне пришлось исследовать множество источников, и ответ на этот вопрос дала мне переписка Репина с Третьяковым. Я был удивлён тому, что инициатором написания многих портретов был не Репин, а Третьяков. Ещё в юности, когда идея о создании галереи только зарождалась, Третьяков видел галерею не как собрание картин разных жанров, а как своеобразный Пантеон из портретов людей «ценных нации». И надо сказать, что преуспел в этом деле. Фотография в ту пору была редка и некачественна. А имея рядом массу талантливых русских художников, среди которых был Репин, Третьяков, пусть опосредованно сумел запечатлеть выдающихся деятелей того времени. Естественно, зная о состоянии здоровья, этих великих людей, Третьяков и Репин спешили написать их портреты.
Таким образом, давайте вернемся к схеме Исикавы. Мистик утверждает, что одним из факторов, повлиявшим на смерть портретируемых, была сверхъестественная сила (возможно данная колдуном) Репину для того, чтобы забрать жизнь, а я утверждаю, что Репиным двигало желание эту жизнь продлить, хотя бы в портрете. Мой друг мистик в данном случае, путает причину и следствие. Посмотрите на схему. По мнению мистика причина смерти – портрет. А по мнению скептика причина написания портрета-знание о скорой смерти.
Версия же о сверхъестественной силе, данной колдуном, не выдерживает никакой критики. Единственное с чем могу согласиться, с тем, что Репин был одержим, но одержим не сверхъестественной бесовской силой, а любовью к живописи и желанием самореализоваться в этой жизни. Ему был дан удивительный талант видеть сущность человека и передавать её на своих холстах., что художнику удалось в полной мере.
Таким образом, история мистических портретов Репина- это не история гибели, благодаря портрету, а история вечной жизни благодаря таланту художника.
Заключение
Мне предоставилась уникальная возможность, в рамках проекта, поработать с очень интересной и неоднозначной темой. В ходе проекта мне удалось найти причинно-следственные связи. Я детально изучил биографию И.Е. Репина. После чего я нашёл истоки легенды о «мистическом даре». Внимательно проанализировав множество портретов Репина, я понял, что мне нужно воспользоваться критическим мышлением, чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон. Так, в ходе проекта, я смог примерить на себя роль мистика и скептика. С обеих позиций я собрал максимум информации, которую я проанализировал. Благодаря поискам информации, я смог найти архивные переписки художника с Третьяковым, что было очень любопытно и полезно, для моей работы. Мне удалось выяснить, что никакого существования мистической причинно- следственной связь между созданием портрета и гибелью портретируемых нет. Значит, что это доказывает вторую мою гипотезу о том, что гибель портретируемых не связана с написанием портретов и имеет иные, логически объяснимые причины.
Завершая работу над проектом и делая общие выводы, могу отметить то, что было очень интересно и познавательно выполнять каждый из этапов моего проекта. Я доволен тем, что я смог развеять этот миф и доказать непричастность мистики к творчеству И.Е. Репина.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна