Проектная задача на тему «12 апреля – День космонавтики!»
Проектная задача.
Ключевые понятия: ценностные ориентиры, проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
Название проектной задачи
|
«12 апреля – День космонавтики!» |
Тип проектной задачи
|
Межпредметная (окружающий мир, математика, русский язык, литература, конструирование, развитие речи) |
Место проектной задачи в образовательном процессе
|
3 класс, конец 3 четверти |
Дидактические цели
|
1.Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы 2. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения. 3.Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации 4.Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся. 5. По результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый продукт – иллюстрированный текст для классной стенгазеты ко дню космонавтики.
|
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача
|
Предметные: - работа со схемой -отработка вычислительных навыков сложения, вычитания, табличного и внетабличного умножения и деления; -обобщение знаний о прилагательном. Танграмм Изо Иллюстрировать свою статью -отработка вычислительных навыков; |
Планируемый педагогический результат
|
Демонстрация учащимися: |
Критерии оценивания
|
При подведении итогов работы оцениваются: - дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования; |
Замысел проектной задачи.
Дети работают в группах по 5 человек, выполняя 8 заданий. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: написание текстов для стенгазеты. У данной проектной задачи нет единственно правильного варианта решения, за исключением фактических данных. Создавая свой «продукт», дети осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают его, дополняют своими сведениями, применяя свои знания из разных предметных областей
Класс разделен на группы – экипажи.
Экипажи распределяют роли, знакомятся со своими обязанностями. Работа рассчитана на 3 урока.
Фамилия имя |
Роль |
Обязанности |
Оценка (выставляется в конце ) |
|
командир |
Руководит всей работой экипажа |
|
|
читатель |
Читает тексты, стихи (литература) |
|
|
писатель |
Заполняет таблицы (русский язык) |
|
|
математик |
Записывает результаты вычислений (математика) |
|
|
астроном |
Записывает названия планет (окружающий мир) |
|
Содержание проектной задачи.
-Дорогие ребята! Вам предстоит продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Приближается праздник с юбилейной датой в этом году (60 лет). Для того чтобы определить тему задачи и узнать название праздника, я вам предлагаю послушать стихотворение:
-В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
-Почему будут вместе Гагарин и апрель? ( В 1961 году 12 апреля полетел в космос первый человек – Ю.А. Гагарин. Это событие считается датой празднования Дня космонавтики).
-Какой праздник приближается?
- За время работы выясним, чей экипаж лучше знает историю покорения космоса, узнаем много нового и интересного. Наша с вами задача - по данным, которые вы внесете в таблицу (Приложение 1) написать небольшую статью в стенгазету на тему «День космонавтики» и выполнить иллюстрации. Таким образом, результатом работы всех наших групп у нас станет стенгазета, посвящённая Дню космонавтики. Очень многое будет зависеть от организованности, умения выслушивать друг друга и от быстроты принятия решения командиром. Итак, в путь! Желаю удачи!
Система заданий для решения задачи.
Задание 1. -На чём Гагарин облетел нашу планету? ( на ракете).
Давайте построим космический корабль. У каждого экипажа танграмм. Вы должны вырезать детали, собрать ракету и наклеить. Решив примеры, узнаете номер своей ракеты.
92-84= 8 76-69= 7 36:4= 9 72:12=6 56:14= 4
(17-17):8=0 42:14= 3 99:11= 9 42-39=3 71-69=2
14:7=2 (32+8):40=1 (16+16):32=1 0:(18+32)=0 59:(100-41)=1
33:11=3 36:9=4 26-19=7 45:5=9 63:9=7
№ 8023 № 7314 № 9917 № 6309 № 4217
- Профессия космонавт появилась совсем недавно. Кто такой космонавт?
Обобщение: космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах – в России и Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, Америки, Японии, Китая. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в открытом космосе.
-Пришло время для чтецов в экипажах. Прочитайте стихотворение «Космонавт»
Когда последний закруглен виток,
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Задание 2. Вы знаете, что у космонавтов есть специальная одежда. Чтобы узнать, как называется эта одежда, нужно решить примеры и заполнить таблицу.
3 |
1 |
2 |
9 |
2 |
29 |
11 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
78 + А=75 + 30 : 6 Н – 19=1000 : 100
(74 – 55) : К = 19 60 -11 + Ф = 50
С = 84 : 7 - 9 4 х Р = 64 : 4
Д х 8 = 90 – 2
- Костюм космонавта - скафандр – имеет резиновые камеры, наполняющиеся при перегрузке сжатым воздухом и обжимающие тело. Кабина защищает от пониженного давления. И скафандр тоже. В кабине аппаратура связи с Землей. В скафандре микрофон и датчики аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте, на Земле. Скафандр применяется для выхода в открытый космос, для прогулок по Луне.
- Прочитайте стихотворение «В космосе так здорово!»
В космосе так здорово!
Звезды и планеты
В черной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
Задание 3. – Ученые хотели узнать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных.
-Перед вами текст.
Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была не больше кошки и весила 4-6 кг, ей должно быть не больше 2-3 лет и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они вернулись на Землю. Так ученые убедились , сто живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Работа с текстом.
- Подчеркните желтым карандашом, какая собака подходит для полета.
- Подчеркните зеленым карандашом, чему учили собак на тренировках.
- Обведите простым карандашом, какая собака сдала «выпускные экзамены».
- Подчеркните красным карандашом, зачем ученые посылали в космос животных.
Прочитайте стихотворение «Щенок»
На площадке во дворе,
Вместе с малышами,
Бегал маленький щенок
С длинными ушами.
Веселил щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!
Было так, друзья мои:
Теплой ночью в мае
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шел ученый человек:
- Песик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть
С Луною золотою?
В ракете хочешь полететь?
- А вы меня возьмете?
- Ты капитаном можешь стать
У нас на звездолете!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растет,
Вот-вот отправится в полет.
Марсик нарядный, в костюме зеленом!
Отнес его лично в кабину ученый:
- Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, заяц и еж.
(Зверушек таких на Луне не найдешь!)
Рабочие с крысами клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну!
Задание 4. -Ракету создавали ученые много лет. Главные русские создатели ракеты:
Циолковский Константин Эдуардович – российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.
Разгадайте кроссворд, и вы узнаете фамилию конструктора космических кораблей. В частности, фамилию человека – конструктора той ракеты, на которой облетел Землю Ю.А. Гагарин.
1. Самая близкая к Солнцу планета. Меркурий
2. Появилась среди звёзд, распустила яркий хвост. Комета
3. Красная планета. Марс
4. Как называется космодром в Казахстане. Байконур
5. Кличка собаки летавшей в космос. Белка
6. Рассыпалось ночью зерно. Глянули утром – нет ничего. Звёзды
7. Группы звёзд, которым люди издревле придавали особое значение, связывая с ними различные легенды и верования. Созвездия.
Задание 5.– Давайте посмотрим, что увидели в космосе первые космонавты.
(Просмотр слайд-шоу «Виды космоса», последний слайд – Земля)
Вот так выглядит наша планета Земля из космоса. Земля…
Текст.
Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Главная особенность ее в том, что это единственная планета Солнечной системы, пригодная для существования живых организмов.
Долгие годы люди считали, что земля плоская , затем ее представляли похожей на правильный шар, но на самом деле Земля наиболее близки к эллипсоиду.
Большую часть поверхности планеты занимает Мировой океан (жидкая вода, необходимая для жизни всех живых организмов), остальную часть поверхности занимают континенты и острова.
Атмосфера Земли, земная атмосфера, состоит из нескольких слоев: нижний слой (тропосфера) – азот и кислород, остальную часть составляют водяные пары, углекислый газ и другие газы. Температура на поверхности планеты колеблется от -60 до +50 С на экваторе.
-Подчеркните все имена прилагательные. Сколько их? Запиши в таблицу 2 словосочетания прил. + сущ., определить род и число имен прилагательных.
- Прочитайте стихотворение «Земля – песчинка в океане»
Земля – песчинка в Океане
Среди бесчисленных миров.
И мы не только лишь земляне,
Коль слышим межпланетный зов.
И если крылья для полета
Сумел расправить и взлететь –
Нет совершенней звездолета
Магнит земной преодолеть.
Задание 6. –Земля имеет один естественный спутник – Луну, второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Температура на поверхности от -169 С до +122 С. Поверхность покрыта смесью тонкой пыли и скалистых обломков , образующихся в результате столкновения метеоритов с лунной поверхностью.
Высадка человека на Луну была осуществлена Соединенными Штатами Америки 12 июля 1969 года.
-Заполнив таблицу, вы узнаете имя американского астронавта, ступившего на Луну.
1 |
32 |
26 |
42 |
12 |
44 |
1 |
8 |
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
610 - С = 578 Р : 7 = 54 : 9
А х 7 = 49 : 7 27 – 40 : 10 = С
35 – Т = 9 Н = 64 – ( В + О)
20 + В = 7 х 4 О х 3 = 9 х 4
-Прочитайте стихотворение «Лунолет»
Прилунился лунолет.
В лунолете – луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам много лет!
Задание 7. – Но в космическом пространстве есть не только наша планета, но и другие планеты.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Подпишите названия планет ( на схеме планет Солнечной системы).
Обобщение: -Вы сегодня узнали много нового о космосе и Солнечной системе. Может быть, кто-то из вас дома с родителями говорил о космосе и знает немного больше. Я буду загадывать загадки, а вы хором отвечать:
1.Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
2.Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя - … (астроном)
3.Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна )
4.До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета)
5.У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По- английски: астронавт,
А по-русски: … (космонавт)
6.Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете.
На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
7.НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (гуманоид)
8.Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость …(света)
9.Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам.
Нам – тепло, хвосты - … (кометам)
10. Все комета облетела,
Все на небе осмотрела.
Видит в космосе нора.
Это черная … (дыра)
11.В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный ….(звездолет)
12.Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (галактики)
13.А Галактики летят
В рассыпную, как хотят.
Очень здоровенная
Это вся … (Вселенная)
8. Наша работа подходит к концу. И сейчас на основе данных, которые вы занесли в свои таблицы, составьте текст в стенгазету к Дню космонавтики. Свой текст необходимо проиллюстрировать.
№ |
Задания |
Ответы |
1. |
Номер экипажа |
|
2. |
Одежда космонавта |
|
3. |
Перечислить первых космонавтов – «разведчиков» |
|
4. |
Выпишите из текста «Земля» два словосочетания прил + сущ. Определить род и число прил. |
|
5. |
Сколько прилагательных в тексте «Земля»? |
|
6. |
Сколько лет назад человек высадился на Луне? |
|
7. |
Имя американского астронавта |
|
8. |
Название самой большой планеты |
|
9. |
Сколько лет назад человек высадился на Луне? |
|
Рефлексия деятельности: после всей работы мини (минутный) обзор
В течение последних нескольких минут работы над стенгазетой прошу детей ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы:
- Какой момент был наиболее важным в том, что вы делали, решая нашу практическую задачу?
- Какой момент был наиболее интересным для вас?
- Какой момент остался наименее ясным в вашей работе?
Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходило в классе на протяжении всей работы.
Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. Акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.
(А можно использовать такой приём формирующего оценивания как «Говорящие рисунки»-поднять смайлики. Мы ими пользуемся на уроках.)
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна