12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Администрация сайта «УРОК.РФ»1305
Подписывайтесь, задавайте вопросы, следите за новостями!

 

Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов:общий размер: 10 Мб)
Автор: Ольга Вавилова

(Слайд 1) Классный час по профориентации «Угадай профессию» (9 класс).

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

Задачи: *активизировать личное участие в формировании своего будущего;

               * пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными   

                  видами   деятельности;

               * создать условия для повышения готовности подростков к социально-

                  профессиональному определению.  

Оборудование:  *компьютер;

                              * проектор для показа презентации;

                              * игровое поле и карточки.

Форма классного часа: игровая (аналог игры «Крестики-нолики»).

Ход классного часа.

Ведущий: Наш классный час мне хочется начать с известных строк В.В.Маяковского:

                   (Слайд 2)

                     У меня растут года,

                    Будет и семнадцать.

                    Где работать мне тогда?

                    Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.  В мире насчитывается более 40 тысяч профессий (Слайд 3). Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать  отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы.  Море профессий необозримо (Слайд 4). Об этом наш сегодняшний разговор.

 А знакомится с профессиями мы будем играя. Вы разделились на две команды: команда «Крестиков» и «Ноликов». Откуда такие странные названия? Да ведь играть мы будем в самую известную и простую игру «Крестики-нолики». Условия игры: команды по очереди делают ход, в каждом игровом поле находится задание, которое необходимо выполнить.   За правильно выполненное задание команда получает жетон «профик».

Сектор №1.  «Черный ящик».Определите, что лежит в черном ящике. Этим предметом пользуется при работе «ПОВАР» (для 1-ой команды) и «Портной» (для 2-ой команды). Можно задавать наводящие вопросы только те, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ».

Сектор №2.  «Отгадай профессию по описанию». Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию.

1)      (Слайд 5)К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей.   (Слайд 6) (Горняк, шахтер).

2)      (Слайд 7)  Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит.     (Слайд 8) (Криминалист). 

3)      (Слайд 9)  Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания.  (Слайд 10)    (Доярка).

4)       (Слайд 11)В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии.    (Слайд 12)    (Электромонтажник) 

Запас:

·        В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность.В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами.  

                                                                                                                                             (Продавец)

·        Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий.                            (Дилер)

Сектор №3.  Профессиограммы самых популярных профессий.  Профессиограмма – это описание научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, определяющие успешность его работы.

Ваша задача дать информацию о данной профессии .    (Слайд 13)   

1)      Аудитор  (оказывает практическую помощь руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами;

       качества:высокий уровень развития памяти, математические способности, аналитическое

       мышление, способность длительное время заниматься однообразными видами

       деятельности).  

2)      Маркетолог (изучает и прогнозирует спрос на товары и услуги путем наблюдения, опроса потребителей; анализирует причины колебания спроса на товары и услуги, определяет пути улучшения их потребительских свойств, перспективы сбыта, отслеживает конкурентную сферу, изменения налоговой, ценовой и таможенной политики государства;

       качества:аналитическое мышление, наблюдательность, высокая самооценка,

       эмоционально-волевая устойчивость, коммуникативные способности, образно-логическая

       память, социально-психологическая интуиция).  

Сектор №4. «Ключевые слова». Я  предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

 

1)         (Слайд 14)   Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники.  (Архитектор)

2)      (Слайд 15)   Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.  (Портной)

3)      (Слайд 16)   Белый халат, больной, поликлиника, диагноз.  (Врач)

4)      (Слайд 17)  Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.    (Столяр)

5)      (Слайд 18)   Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты.  (Журналист)

6)      (Слайд 19)    Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай.  (Агроном)

Сектор №5.  «Взаимоотношение человека и объекта действия».  Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:  (Слайд 20)  «человек - природа»,  «человек – человек», «человек – техника», человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести  к одному из перечисленных типов.  

(Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия).

 Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1)      «Человек – художественный образ»:скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2)      «Человек – природа»:  инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.

3)      «Человек – техника»:электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных  конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.

4)       «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

5)        «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.    

Сектор №6.«Аукцион». Написать на листе бумаги за 2 минуты  как можно больше слов, связанных с профессией  (Слайд 21) ВРАЧА.  Слова зачитываются по очереди, побеждает команда, которая последней называет слово.

Сектор №7.«Профессии известных людей».  Команды называют профессии известных людей, изображенных на слайдах (по три слайда на команду).

1)      (Слайд 22)   А.П.Чехов – писатель, врач.

2)      (Слайд 23)    Ю.А.Гагарин – летчик.                        

3)      (Слайд 24)    А.Миронов – актер.                                                  

4)      (Слайд 25)    Сальвадор Дали – художник.                                                                                                                                 

Сектор №8.«Конкурс пословиц».О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

Портной. (Слайд 26)   

1.      Не игла шьет, а руки.

2.      Где шьют, там и порют.

3.      Как скроишь, так и тачать станешь.

Кузнец.  (Слайд 27)   

1.      Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2.      Куй железо, пока горячо.

3.      Не огонь железо калит, а мех.

Повар. (Слайд 28)   

1.      Что в котел положишь, то и вынешь.

2.      Кашу маслом не испортишь.

3.      Не котел варит, а стряпуха.

Военнослужащий.  (Слайд 29)   

1.      Береги землю родную, как мать любимую.

2.      Жить – Родине служить.

3.      Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Сектор №9.«Музыкальный конкурс». По отрывкам из песен участники должны отгадать профессии, которым посвящены песни.

1)      (Трек 1)  Над спортивной ареной капризное солнце…

И удача не каждому будет светить…

Вы на бой провожаете ваших питомцев.

Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…

Припев:

Да разве сердце позабудет

Того, кто хочет нам добра,

Того, кто нас выводит в люди,

Кто нас выводит в мастера.                         

(Слайд 30)   (Спортивный тренер; песня «Да разве сердце позабудет…» муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова).

2)      (Трек 2)  Давно, друзья веселые

Простились мы со школой,

Но каждый год мы в свой приходим класс.

В саду березки с кленами

Встречают нас поклонами,

И школьный вальс опять звучит для нас.

(Слайд 31)    (Учитель; песня «Школьный вальс муз. И.Дунаевского, сл. С.Матусовского).

3)      (Трек 3)  На границе тучи ходят хмуро.

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силен,

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

(Слайд 32)   (Пограничники; песня «Три танкиста» муз. Дан. Дм. Покрасов, сл. Б.Ласкина).

4)      (Трек 4)  Преодолеть пространство и простор,

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца – пламенный мотор.

Припев:

Все выше, выше и выше

Стремим мы полет наших птиц:

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ.

(Слайд 33) (Летчики; песня «Авиамарш» муз. Ю.Хайта, сл. П.Германа).

Запас:

5)      (Трек 5)  (Слайд 34)  Врач; песня «Люди в белых халатах»;

6)      (Трек 6)  (Слайд 35)Электромонтажники; песня «ЛЭП-500».   

 Ведущий: Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте посчитаем сколько «профиков» вы заработали в ходе сегодняшней игры.

- Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного о мире профессий. А что думаете вы о выборе профессии?

(Ответы ребят)

- Закончить наш классный час мне хочется словами, которыми я начинала:

(Слайд 36)  У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

- И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам. (Слайд 37).

 

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

Опубликовано

Комментарии (1)

Васильева Татьяна, 14.09.15 в 23:15 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересная игра, в ходе которой учащиеся узнают много нового о профессиях.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.