Профориентационная работа, как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогические чтения
Сообщение по теме самообразования
«Профориентационная работа, как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнил: А.М. Меркулов, учитель
Трудового обучения
Леуши, 2021
Оглавление
Введение 2
Основная часть 4
Заключение 8
Библиографический список 9
Введение
Если вы удачно выберите труд и вложите в него
Свою душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Современные экономические условия требуют от человека высоких психофизиологических качеств. В условиях рыночных отношений труд приобретает новые характеристики: увеличивается интенсивность, повышается требование к профессионализму, выносливости и ответственности. Эти изменения вносят дополнительные вызовы в области подготовки к трудовой деятельности, особенно для людей с интеллектуальной недостаточностью.
Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, включая интеллектуальную недостаточность, выбор профессии становится более ограниченным. Эти дети сталкиваются с различными проблемами, такими как социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические, что усложняет их социальную и профессиональную адаптацию.
Сегодняшние условия рыночной экономики и конкуренция на рынке труда, включая использование новых технологий, подчеркивают важность подготовки выпускников с ограниченными возможностями к успешной адаптации в современном обществе.
Основной фокус педагогов в школах-интернатах – это социализация и успешная интеграция воспитанников в общество. Их задача включает в себя помощь в развитии, воспитании, образовании и профессиональной подготовке, а также координацию усилий семьи и школы для предотвращения и преодоления негативных явлений в их жизни.
Одним из важнейших звеньев работы учителя является осуществление профориентационной работы, которая в свою очередь, выступает как средство социализации воспитанников. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учительного процесса. Школа призвана помочь воспитанникам в их профессиональном определении и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда.
В школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подготовка детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-учительной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в школе- интернате ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного выбора профессии данной категории подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.
Следовательно, выбранная тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат реализации основных целей воспитания и обучения.
Цель работы: Оптимизация и поддержка в профессиональном самоопределении как средстве социализации воспитанников с ОВЗ.
Задачи:
Проанализировать литературу по проблеме организации профориентационной работы воспитанников с ОВЗ.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ;
Рассмотреть существующие формы организации профориентационной работы, как средства социализации воспитанников с ОВЗ.
Основная часть
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Понятие «Дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
Для большинства умственно отсталых воспитанников характерно неумение адекватно оценить свои возможности. Школьники путаются и забывают, что и когда надо сделать, и нуждаются в постоянном контроле и разнообразной помощи со стороны учителя.
Обучающиеся с ОВЗ недостаточно критичны к результатам своей деятельности: им трудно соотнести полученное изделие с образцом, оценить реальную значимость своей работы. Успешность их трудовой деятельности критичны к результатам своей деятельности, так же как и нормально развивающихся детей, во многом зависит от их работоспособности. У умственно отсталых воспитанников она ниже, чем у воспитанников массовой общеобразовательной школы, соответственно и ниже результат их труда.
Большинство же умственно отсталых школьников достигают значительной самостоятельности в труде. По мере обучения и развития умственно отсталых школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными, действенными.
У школьников с умственной отсталостью знания о профессиях ограничены. Они испытывают трудности в четком выделении промышленных, сельскохозяйственных, творческих и других видов занятий. Эти ученики не обладают четкими представлениями о различных отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Они не располагают достаточной информацией о своих собственных способностях и профессиональной пригодности к различным видам работы.
Например, многие из них не проявляют устойчивого интереса к изучаемым профессиям, а некоторые демонстрируют завышенные самооценку и притязания, претендуя даже на профессии, требующие интеллектуального труда. Это свидетельствует о недостаточной осведомленности о реальных требованиях профессий и приводит к расхождению между профессиональными намерениями и возможностями овладения выбранной профессией.
Исследования различных авторов подтверждают, что умственно отсталые школьники наилучшим образом усваивают общепрактические и трудовые навыки в течение 7-8 лет обучения. В этот период они начинают обсуждать вопросы своего будущего, но их представления о выборе профессии обычно имеют практическую направленность. Это обусловлено характером трудового обучения в школе и уже приобретенными навыками и умениями. Тем не менее, ученики с умственной отсталостью предпочитают профессии, которые могут быть недоступны для них, такие как водитель, и так далее. Только к концу обучения они обращают внимание на доступные для них производственные профессии, такие как швея, столяр, маляр и др.
Процесс профессионального самоопределения умственно отсталых подростков затруднен из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний, нечетких представлений и понятий, а также недоразвитости чувств, интересов и адекватности самооценки.
Выпускники обычно не достигают уровня профессионального самопонимания, который бы позволил им объективно соотнести свои предпочтения с собственными возможностями. Тем не менее они осознают важность труда, выражают желание внести свой вклад и стать полезными членами общества.
Можно заключить, что из-за определенных психофизических особенностей детям с нарушением интеллекта сложно самостоятельно принимать решения о выборе будущей профессии и правильно оценивать свои способности в освоении различных профессиональных навыков.
В связи с этим процесс профессионального самоопределения у умственно отсталых детей должен проводиться при активной поддержке школы, семьи и общества.
Для обеспечения полноценой жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования и профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация детей решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения. Правильное профессиональное определение человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.
Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении. «Определиться серьезно, - писал М. И. Калинин, - это значит наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое призвание». Практика показывает, что каждый человек по-разному осуществляет трудовую деятельность; его профессиональная дееспособность зависит как от качества личности, так и от обучения, воспитания, целей деятельности, конкретных условия труда, состояния организма.
На современном этапе развития общества возросшие требования производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации воспитанников СКОУ для детей с ОВЗ, особенно старшеклассников, поскольку профессиональные намерения у значительной части школьников не соответствуют их способностям и возможностям.
Работа по профессиональной ориентации в школе включает в себя проведение следующих мероприятий:
Учительные занятия по профориентации. Воспитанники знакомятся с различными видами профессиональной деятельности, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям;
Трудовые часы. Отражают подготовку воспитанников по блоку трудовое воспитание, развивают интерес к предмету, мышление, пространственное воображение, ответственность, помогают определиться в будущей профессии;
Экскурсии Знакомство с профессиями, требованиями предъявляемыми к данной профессии в ходе проведения производственных экскурсий.
Для ознакомления детального с профессиями изучили информацию по вансиям службы занятости Кондинского района: https://ir-center.ru/pytyah/work/cznpy.asp?rn=%CA%EE%ED%E4%E8%ED%F1%EA%E8%E9%20%F0%E0%E9%EE%ED&ActivityScopeNoStandart=True&SearchType=1&Region=86&Okato=141544&HideWithEmptySalary=False&ShowOnlyWithEmployerInfo=False&ShowOnlyWithHousing=False&Sort=5&PageSize=0&SpecialCategories=False&Grid-sort=&Grid-page=1&Grid-pageSize=25&Grid-group=&Grid-filter= Вакансии центра занятости Кондинский район. Региональная база вакансий. Пришли к выводу, что на рынке труда в Кондинском районе требуются профессии:
|
В связи с действующими ограничениями, экскурсии на предприятия района ознакомление с рабочими профессиями проходили виртуально:.
https://www.youtube.com/watch?v=5jP2yGmB9zg - БУ Междуреченский агропромышленный колледж;
Леушинский колбасный цех –презентация;
https://www.youtube.com/watch?v=uCBz2Rw9sbA "КФХ Чурилович Ф. В.»;
https://www.youtube.com/watch?v=oR4E4PhpA48 - Междуреченский аграрный колледж;
https://www.youtube.com/watch?v=FCyKrBIddhE - Профессия повар и кондитер;
https://www.youtube.com/watch?v=nu6FholyP1A Профессиональная подготовка по направлению Штукатур-маляр;
https://www.youtube.com/watch?v=NnNunJEWxHY- Рабочие профессии - плотник;
https://www.youtube.com/watch?v=Gd9ysqgq2NU - Профессия – дворник;
https://www.youtube.com/watch?v=Rd8p6_I1iAs - Профессия мойщик посуды
https://www.youtube.com/watch?v=o-hQCM39nKY – уборщик;
Уборщик производственных и служебных помещений – презентация.
На них решались задачи:
информирование воспитанников о состоянии и перспективах рынка труда, требованиях, предъявляемых получаемой профессией, к человеку;
формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет расширения знаний о мире многообразия профессионального труда.
В процессе проведения профориентационной работы одновременно ведется работа по профессиональной адаптации детей. Для успешной адаптации в профессии, рабочем коллективе необходимы следующие умения:
умение осознавать требования к полученной профессии;
умение устанавливать межличностные отношения в коллективе;
умение принимать и соблюдать правила поведения в коллективе;
умение общения и достойного поведения с коллегами.
Целью таких мероприятий является не только знакомство воспитанников с трудовой деятельностью рабочих разных специальностей, но и формирование личной заинтересованности в том или ином виде труда. Минусом является, что в ходе этих экскурсий, ознакомлений, дети не получают возможность живого общения с рабочими, не могут задавать интересующие их вопросы, овладеть некоторыми азами профессиональной терминологии, что безусловно скажется при выборе ими своего профессионального будущего.
Профессионально-адаптационная среда для детей с ОВЗ должна, по возможности, компенсировать ограничения ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него отраслях.
Для осуществлении профдиагностических мероприятий. С обучающимися школы проводились различные анкетирования, например, такие как: «Чтоб не ошибиться при выборе профессии», «Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии». Данные анкетирования обработаны, выявлены проблемы в профориентации у отдельных
Планы после окончания школы
Что для вас является главным в выборе профессии?
Заключение
В заключении следует подчеркнуть важность нацеленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений в области трудового обучения.
Знакомство с профессией - это нечто более сложное и тщательное, чем просто мероприятие. Это ежедневный труд. Естественно, что не все выпускники выберут профессии, которые изучались в школе. Здесь существует множество объективных причин. Однако не следует считать направленные усилия по профориентации тщетными.
От педагогов зависит, что явится результатом профориентационной работы и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
При организации профориентации детей с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что круг профессий, видов трудовой деятельности, на которые следует ориентировать детей, ограничен. Работа должна строиться, дифференцировано с привлечением детей и подростков к активному участию в различных видах деятельности с учетом их психофизиологических особенностей.
Библиографический список
1. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью – М.: Изд. центр «НЦЭНАС», 2003
2. Социально-трудовая адаптация воспитанников и выпускников вспомогательных школ / Под ред. А.Н. Нигаева, В.В. Коркунова. – М., 1990.
3. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие /Авт.-составитель Н.Д. Шматко) – М.:АКВАРИУМ ДЛТ, 2001..
4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001
9