Материал на проверке

Профориентационное мероприятие "Об экзаменах и не только..."

0
0
Материал опубликован Вчера в 10:43 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 75»

















Профориентационное мероприятие

на тему «Об экзаменах и не только…»















Автор: педагог-психолог Шахова Анна Валерьевна



















Пояснительная записка

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 15 – 16 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессиональнопроизводственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

Целевая аудитория рассчитана на учащихся 11 классов общеобразовательных школ. Целью данного мероприятия является предложить приемы и способы запоминания большого объема материала для подготовки к экзаменам; активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.

Данное мероприятие предполагает форму проведения, как круглый стол или встречу в актовом зале. Важно подчеркнуть, что подготовительную работу проводил педагог совместно с учащимися, которые проводили опрос среди сверстников, также совместно разрабатывали план мероприятия. В проведении участвуют педагог-психолог и учащиеся 11-го класса. Вступительные слова говорит ведущий 11-классник. Далее тестирование на выявление ведущего вида памяти проводит педагог-психолог. Предлагаются способы запоминания материала на основе ведущего вида памяти. Позже учащимся приводятся данные проведенного анкетирования среди учащихся 8-11 классов «Какие профессии являются наиболее востребованными в современном обществе?». Учащиеся делятся своими знаниями, называя известные им ВУЗы города. На слайде презентации демонстрируется перечень ВУЗов Рязани. В процессе проведения мероприятия используются игровые, проблемные, информационные технологии. Учащиеся соревнуются в конкурсе «Угадай профессию» (предполагают, что мог ответить учитель). Видео ответы учителей демонстрируются после предположения. Просмотр короткометражного видеоролика «Кем мне стать?» активизирует к размышлениям и анализу, заставляет задуматься даже тех, кто еще не определился в профессиональном будущем. Как проблемная ситуация выступает притча «Руанский собор», побуждая учащихся задуматься о всех составляющих при выборе профессии. В завершении раздаются памятки ученикам «Правила самоорганизации внимания» для подготовки к предстоящим экзаменам. Для получения обратной связи проводится рефлексия.











































Разработка мероприятия по профориентации для учащихся 11-х классов

Тема: «Об экзаменах и не только…»

Цель: предложить приемы и способы запоминания большого объема материала для подготовки к экзаменам; активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:

1) расширить знания учащихся о способах и методиках запоминания материала;
2) стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
3) помочь в отношении профессионального самоопределения.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово (о предстоящих экзаменах, выборе профессий). Вступительные слова говорит ученик.

- Вот и 11 класс! Каждый из нас посещает различные дополнительные курсы. И вы можете сказать: «У меня нет свободного времени!» Но человек, у которого есть любимого дело, занятие, увлечение, всегда найдет для него время. Да, может, не каждый успел узнать о своем таланте. Но есть же у вас любимый предмет в школе, который вы изучаете с интересом? Разве вы не хотите усовершенствоваться в этом предмете? Не хотите узнать его, углубиться во все его тайны? Кто-то склонен к математике – значит, в свободное время они читают материалы с математическим уклоном, прорешивают задачи, головоломки и затем применяют это на практике. Кто-то читает литературу, пишет стихи, эссе… Кто-то изучает иностранные языки и стремится уехать за границу, чтобы там попрактиковаться в любимом предмете. Разве вы не хотите расти в любимой сфере? В той области, которая вам по душе? Нужно изменить себя в лучшую сторону, ибо вы никогда не добьетесь своих целей, если будите стоять на месте, никуда не двигаясь, и также думать: «Ну, конечно, я поступлю! Я же закончил хорошую школу!» И вы считаете этого достаточно? Знаете, не понять какой-либо предмет может, на мой взгляд, только тот, кто просто не хочет понять… Все остальные причины - лишь отговорка, не более того…Я считаю, что дело в отсутствии цели. Если поставить перед сбой цель, то вся лень моментально испарится.

Чтобы начать упорно заниматься, конечно, нужно понять над чем тебе нужно работать, и какая память развита лучше. Ведь у каждого человека виды памяти развиты по-разному. У кого-то лучше слуховая память, у кого-то зрительная, тактильная. Для эффективности запоминания лучше бы знать свои сильные и слабые стороны.

2. Тест на выявление ведущего вида памяти (зрительная память, слуховая, моторная, смешанная). Проводит педагог-психолог.

Для тебя большое значение имеет общение с людьми вживую. (С)

Личный контакт ты предпочтешь переписке и различным социальным сетям. (З)

Ты чаще молчалив, предпочитаешь наблюдать за другими. (С)

Читая про себя, ты двигаешь губами. (С)

Ты очень эмоционален, общителен, многословен. (М)

Ты активно жестикулируешь при беседе. (З)

Ты можешь подолгу смотреть в окно, разглядывать картинки, выбираешь обычно книги с иллюстрациями. (М)

Ты не может спокойно усидеть при чтении. (З)

В процессе работы ты можешь параллельно что-то чертить, рисовать или штриховать. (З)

У тебя хорошая память на лица, зато ты часто забываешь или путаешь имена. (М)

Тебе нравится тестировать новые вещи, и ты охотно занимаешься конструированием. (М)

Ты делаешь частые перерывы при выполнении домашних заданий. (З)

В обучении тебе важно быть в команде. (С)

Ты охотнее занимаешься один. (З)

Тебе легче запомнить прочитанное, чем услышанное. (М)

Ты лучше запоминаешь события, которые имели место быть, чем рассказанные кем-то. (З)

Ты частенько теребишь свои волосы или одежду, перебираешь в руках какие-либо предметы. (М)

Подсчитывается наибольшее количество ответов в определенной группе (З – зрительная память, С – слуховая память, М – моторная память, если одинаковое количество баллов в нескольких группах, речь идет о смешанном виде памяти).

3. Способы запоминания материала на основе ведущего вида памяти. Презентация прилагается. Предлагает рекомендации педагог-психолог.

Зрительная память:

1. Найдите место, где нет никаких отвлекающих факторов, ничего такого, что будет бросаться в глаза.

2. Выделяйте темы, разделы, образцы разными цветами, так вам будет легче запомнить.

3. Размещайте свои записи, заметки на видном месте, например, на столе, дверях или дверцах шкафа. Читайте их каждый раз, когда проходите мимо.

4. Часто пишите и переписывайте свои заметки. Когда обращаетесь к своим записям, пересмотрите все пункты.

5. Найдите ключевые слова, на которые вы будете опираться.

Слуховая память:

1. Повторение вслух – ключевой фактор.

2. Читайте материал, делайте перерыв на 20 мин, читайте снова.

3. После повторного прочтения попытайтесь рассказать самому себе вслух.

4. Вы можете записывать свою речь на диктофон, затем прослушивать свой голос по мере необходимости.

Тактильная память:

1. Вам необходимо пространство для перемещения, не сидите в комнате на одном месте. Ходите, жестикулируйте, используйте мимику и пантомимику.

2. Придумывайте свои ассоциации.

3. Передвигайтесь по комнате.

4. Создавайте образы, пишите в воздухе, прописывайте как бы в уме информацию.

4. Результаты анкетирования «Наиболее востребованная профессия» среди учащихся 8-11 классов. О результатах анкетирования говорит учащийся, так как именно ученики старших классов проводили анкетирование в своих параллелях. Лидирующие профессии по результатам опроса: программист, врач, учитель. Также учащиеся предпочли профессии: судьи, инженера, экономики. Презентация прилагается.

5. ВУЗы Рязани.

Учащимся предлагается назвать известные им ВУЗы города. После ответов учеников, демонстрируется слайд с ВУЗами Рязани. Беседу ведет педагог-психолог.

- Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова

- Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина

- Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева

- Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина

- Московский политехнический университет — филиал в г. Рязань

- Академия права и управления ФСИН РФ

- Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя — филиал в г. Рязань

- Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. В.Ф. Маргелова

- Современный технический университет

- Московский университет им. С.Ю. Витте — филиал в г. Рязань

- Региональный институт бизнеса и управления.



6. Профориентационная игра со зрителями «Угадай профессию». Учащимся предлагается несколько вариантов профессий (на слайде). Необходимо отгадать профессию, которую считает профессией будущего учитель. Для проверки верного ответа – видео с записью мнения учителя (6 видео роликов). За каждый верный ответ приз. Игру проводит педагог-психолог.

7. Просмотр видеоролика «Профессии будущего. Кем мне стать?»

Ответы учащихся (кем планируют они стать в будущем, какую профессию хотели бы получить и почему. Кто повлиял на выбор именно этой профессии? На что необходимо обратить внимания делая важный выбор в жизни?)

8. Притча «Руанский собор». Говорит притчу ученик. «В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий: «Я строю Руанский собор».

В чём смысл этой притчи?

Итак, ответы каменщиков демонстрируют три позиции:

1. Выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно.

2. Задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении.

3. Видеть общую цель деятельности, свой вклад в её достижении.

9. Памятки будущим выпускникам. Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам (раздает учащимся педагог-психолог).

1.Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, телефонные звонки).

2.Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место (оно должно быть надлежащим образом оборудовано).

3.Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.

4.Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете, изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий материал, по какой-то причине вообще вами не изученный, начинайте с ликвидации существующих пробелов.

5.Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.

6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.

7. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий так же способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к лишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

8. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешних раздражителей (хлопанье дверей, звуки автомобильного клаксона, чьи-то голоса и т.п.), так и внутренних стимулов (мысленные ассоциации). Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания, старайтесь волевым усилием вновь направить его по нужному руслу.

9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Естественно, читать без таких возвращений значило бы тратить время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будет способствовать повышению общей устойчивости внимания.

10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

10. Рефлексия на бланках с незаконченными предложениями. Учащимся необходимо проанализировать пользу данного мероприятия для себя (сегодня я узнал (а) для себя…, я думаю, что…, теперь я могу…). Педагог-психолог получает обратную связь от учеников.



8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.