Профориентация девятиклассников «Выбор профессии. Все профессии нужны, все профессии важны!»

0
0
Материал опубликован 10 December 2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №21"

 

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

тема: "Выбор профессии"

"Все профессии нужны, все профессии важны!" 

9 "а" класс

2015-2016 учебный год

Классный руководитель: Поштариков А.А.







«Я и мир профессий» (Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса)

Ведущий 1. Ребята, тема нашей встречи "Я и мир профессий". Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.

Ведущий 2. Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

Ведущий 1: «Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека… Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье. Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

Ведущий 1: Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Ведущий 2: Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

Ведущий 1: Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, сис­темный администратор, главный бухгалтер, специалисты по инфор­мационным технологиям.

Ведущий 2: В последнее время в России появились новые про­фессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет фи­нансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эф­фективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумы­вает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий ры­нок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потреб­ности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Ведущий 1: А сейчас мы проведём игру, которая называется «Мир профессий». Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из двух столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду, выбрать главного в команде. Судить команды будет строгое жюри. Первый конкурс называется …

"УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Команда соперников должна отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию.

Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды, например "Плотники", "Егеря", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры".

Ведущий 2: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Ведущий 1: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.


Ведущий 2: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Следующий конкурс…

"ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ "

Сейчас каждая команда получит карточку с четырьмя предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

дети заканчивают предложения (записали, зачитали).

«НАЗОВИ ПРОФЕССИИ»

Ведущий 1: Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) появились в 20 веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) появятся в будущем: профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Ведущий 2: Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!

"НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ"

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна… Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).

Ведущий 1: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться? Или, если спросить по-другому, "Из чего сделано платье?" На этот вопрос нам ответит поэт Овсей Дриз.

Если шерсти овечьей пастухи настригут,
Если с шерстью овечьей поезда побегут,
Если те, что у ткацкой машины стоят,
Разноцветные ткани наткут для ребят,
Если доменщик сварит хороший металл,
О котором на фабрике мастер мечтал,
Если сделает мастер иглу для портного,
Пару ножниц, утюг электрический, новый, -
Значит, мальчика можно поздравить с обновой! -
Так ответил портной, надевая очки
И иглой пришивая стальные крючки.

Ведущий 2: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.

А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию? Конкурс…

«ЧТО ОБЩЕГО»

Сейчас все команды получат карточки с пятью парами профессий.

Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?

МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ
ОФИЦИАНТ – ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР
ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР
ЖИВОТНОВОД – САДОВНИК

«ФОРМЕННАЯ ПУГОВИЦА»

Ведущий 1:Люди многих профессий носят форменную одежду. А на форменной одежде почти всегда есть форменные пуговицы. Эти пуговицы отличаются от обычных тем, что на них что-то изображено: якорь — у моряков, крылышки — у летчиков, парашют — у десантников. Представьте, что муниципалитет одного города принял решение одеть в форменную одежду представите­лей некоторых редких профессий городского хозяй­ства. Новую красивую форму для них уже сшили, а вот форменные пуговицы еще не изготовили.

Попробуйте нарисовать эскиз этих пуговиц.

А предназначены они для...

водителей гужевого транспорта;

озеленителей лоджий и балконов;

дегустаторов мясных изделий на муниципальном рынке;

санитаров скорой ветеринарной помощи;

осмотрщиков канализационных систем.

Следующий конкурс…

"СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ"

Ведущий 2:(На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепута­ны. Комплекты таких листочков с пе­ремешанными половинками пословиц выдаются командам. По команде Ве­дущего начинается конкурс. Побежда­ет та команда, которая быстрее со­берет полностью все свои пословицы.)

Пословицы о труде

Без дела жить, только небо коп­тить.

Без охоты нет работы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Была бы охота, а работа найдется.

Глаза страшатся, а руки делают.

Где труд, там и правда.

Глядя на нужную работу, сыт не будешь.

Дело мастера боится, а иной мас­тер дела боится.

Кто не работает, тот и не ест.

Мало хотеть, надо и уметь.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Семь раз отмерь, а один раз от­режь.

Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Не боги горшки обжигают.

Одно дело делай, а от другого не бегай.

Ведущий 1: В следующем конкурсе мне надо по одному представителю от каждой команды или каждому. Может быть, немного разобрать­ся в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо раз­бираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талан­тов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объ­ективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, худож­ник. Обладает богатым воображением.

Ведущий 2: Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможно­стях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

 

«МУКИ ТВОРЧЕСТВА»

Ведущий 1:Создать новое произведение искусства очень непросто. Недаром же существует устойчивое выражение — «му­ки творчества». Оно означает, что все шедевры рождаются лишь в результате неимоверных, мучительных усилий художника.

Попробуйте показать в маленьком этюде-пантомиме процесс творческой работы, или «муки творчества»...

* писателя;

* композитора;

* художника;

* скульптора;

* фотографа.

«ВОПРОСЫ О ПРОФЕССИЯХ»

Блиц-турнир

Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр.)

Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)

Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)

Специалист по сборке и налад­ке механического оборудования. (Слесарь.)

Специалист по обработке ме­таллов давлением. (Чеканщик.)

Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)

Мастер по ручной ковке ме­талла. (Кузнец.)

Специалист с высшим техни­ческим образованием. (Инженер.)

Владелец сельскохозяйствен­ного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)

Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Са­довод.)

Специалист по технологии со­единения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)

Специалист по уходу за ло­шадьми. (Коневод.)

Специалист по духовым и кла­вишным инструментам. (Музыкант.)

Специалист, владеющий нож­ницами и расческой. (Парикмахер.)

Специалист по изучению про­цессов, происходящих в земной ат­мосфере. (Метеоролог.)

Специалист по обработке дере­ва. (Столяр.)

Специалист, наносящий рису­нок на ткань. (Раклист.)

Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрическо­го оборудования. (Электромонтер.)

Специалист по передаче инфор­мации с помощью радиоволн. (Ра­дист).

Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агро­ном.)

Работник торговли. (Продавец.)

Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, тех­нических устройств и приспособле­ний) в соответствии с установленны­ми едиными требованиями. (Чер­тежник.)

Рабочий на стройке. (Каменщик.)

Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор.)

Ведущий 1: Открываем рубрику

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ».

За­метки о самых редких профессиях

Как вы думаете, чем занимается титестер? Тите­стер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исклю­чительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Ведущий 2: Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры - это еще и гри­меры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профес­сии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и боль­ше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Ведущий 1: Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера при­думывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с ша­риками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: ком­прессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специаль­ный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.

Ведущий 2: Читая разные книги, мы встречаемся с самыми разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы все, конечно, их знаете, и сейчас сумеете назвать и персонажей, и авторов этих произведений.

«ПРОФЕССИИ ГЕРОЕВ КНИГ»

Лучшая в мире няня — гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда. (Мэри Поппинс. П. Треверс)

Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, — говорила она, — и дети, и собаки становятся шелковыми». (Фрекен Бок. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)

Из трех девиц одна стала царицей, вторая — ткачихой. А третья? (Поварихой. А. С. Пушнин «Сказка о царе Салтане»)

Сказка, в которой два обманщика выдавали себя за ткачей и говорили, что могут изготовлять чудесную ткань, которая невидима для всякого человека. (Г. X. Андерсен «Новое платье короля»)

Матрос капитана Врунгеля. Он попал на корабль случайно, в мачтах и парусах был ни бум-бум, зато здорово разбирался в картах, правда, в игральных. (Фукс. В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)

Девочка-циркачка, удивительно похожая на куклу наследника Тутти. (Суок. Ю. Олеша «Три толстяка»)

Профессия бессердечного друга Элли, Тотошки и Страшилы. (Дровосек. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Министр, владелец всех зеркальных мастерских в Коро­левстве Кривых Зеркал. (Нушрок. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал»)

Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино. (Печкин. Э. Успенский «Трое из Простоквашино»)

Сказочный ветеринарный врач. (Айболит. К. Чуковский)

Известный столяр, смастеривший из полена себе сына. (Папа Карло. А. Толстой «Приключения Буратино, или Зо­лотой ключик»)

Рыбак, в невод к которому попалась золотая рыбка. (Старик. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Профессия кота Василия из сказки С. Маршака «Кошкин дом». (Дворник)

Профессия отца, который завещал одному из трех сыновей кота в сапогах. (Мельник. Ш. Перро «Кот в сапогах»)

Тот, кто «стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне». (Почтальон. С. Маршак «Почта»)

Ведущий 1: «Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях.

 

«МИНУТКА ДЛЯ ШУТКИ»

Дети и профессии.

Сын метеоролога:

Малыш, сколько тебе лет?

Плюс пять.

Дочь военного:

Скажите, тяжело быть дочерью военного?

Так точно!

Дочь проводника:

Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!

Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или прово­жающая?

Сын стоматолога:

Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

БОРмашинка!

Ведущий 2: Кто такой профессор?

Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят.

А что делает консультант?

Ну, консультант - это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час.

А кто такая учительница?

Это такая женщина, которая когда-то любила детей.

Ведущий 1: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Список литературы:

Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.

Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» -М.:ВАКО. – 2006.

Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006

Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.

Родительские собрания. 9 класс. Составитель Л.А.Егорова М.:ВАКО. – 2009

Внеклассные мероприятия. 9 класс. Составитель О.Г.Черных. М.:ВАКО. – 2009

по материалам Интернет

Составитель: Костромина А.А., библиотекарь чит. зала Центральной библиотеки ,п. Лебяжье, 2012 год.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.