Профориентация в начальной школе
Для того чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование. Хуан Уарте, испанский ученый
1. Организация профориентационной работы на уроках. 1. Организация профориентационной работы на уроках. 2. Организация внеурочной работы.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. На уроках русского языка младшие школьники выполняют задания, связанные с той или иной профессией. Например, при изучении словарных слов: учитель, космонавт, агроном, директор, библиотека, ракета, компьютер и др. ученики знакомятся с различными видами профессий.
«Как путешествует письмо?» «Как путешествует письмо?» Экскурсия или урок в классе для знакомства с работой почты. Узнают о профессиях работников почты. «Откуда берутся шоколад, изюм и мед?» Знакомство с производством хорошо известных детям сладостей. Узнают о профессии кондитера. «Когда появилась одежда?» Учащиеся прослеживают историю одежды, знакомятся с разнообразием современной одежды. Узнают о профессии портного.
«Зачем нужны автомобили?» «Зачем нужны автомобили?» Знакомятся с назначением, устройством и разнообразием автомобилей. Узнают о профессии водителя. «Почему поезда такие длинные?» Знакомятся с назначением и устройством поездов и железных дорог. Узнают о профессии машиниста. «Зачем нужны самолеты?» Дети узнают о назначении, устройстве, разнообразии самолетов. Узнают о профессии летчика. «Зачем летают в космос?» Обсуждают цели полетов человека в космос. Узнают о профессии космонавта.
«Что такое экономика?» «Что такое экономика?» На доступном уровне раскрываются понятия «Экономика», «сельское хозяйство, «торговля» и др. «Как построить дом?» Дети знакомятся со строительством в городе. Узнают о профессии строителя. «За покупками» Учащиеся знакомятся с разнообразием предприятий торговли. Узнают о профессии продавца. «Культура и образование» Дети знакомятся с учреждениями культуры и образования. На примере труда учителя раскрывается роль образования в получении профессии, выборе дела жизни. «Все профессии важны» Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины и др. «Пожар» Раскрываются основные правила противопожарной безопасности. Дети знакомятся с профессией пожарного.
«Чтобы путь был счастливым» «Чтобы путь был счастливым» Учащиеся осваивают правила поведения на дорогах. Знакомятся с профессией инспектора ГАИ. «Растениеводство» Дети знакомятся с растениеводством как отраслью сельского хозяйства. «Животноводство» Дети знакомятся с животноводством как отраслью сельского хозяйства, узнают о труде животноводов. «Какая бывает промышленность» Формируются знания об отраслях промышленности (добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение…)
«Мир глазами астронома» «Мир глазами астронома» Учащиеся знакомятся с профессией астронома и пробуют взглянуть на мир его глазами. «Прошлое и настоящее глазами эколога» Учащиеся знакомятся с профессией эколога и пробуют взглянуть на мир его глазами. «Растениеводство в нашем крае» Дети продолжают знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства. «Животноводство» Дети продолжают знакомство с животноводством как отраслью сельского хозяйства. «Страна, открывшая путь в космос» Продолжается знакомство с профессией космонавта. «Мы – граждане России» Вводятся понятия «президент», «Федеральное собрание», «правительство».
строитель, плотник, инженер (строительство дома, создание уюта в доме: лепка посуды, изготовление мебели) строитель, плотник, инженер (строительство дома, создание уюта в доме: лепка посуды, изготовление мебели) Ландшафтный дизайнер, озеленитель (макет городского парка; проект «Детская площадка»; игровой комплекс) Портной, модельер (знакомство с тканью и нитками, пришивание пуговиц, экскурсия в кабинет домоводства)
беседы; беседы; классные часы; игры; кружки; экскурсии; проекты; мастер-классы; оформление уголка «В мире профессий»
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии Например: «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»