Программа дополнительного образования
Титульный лист
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«Развитие связной речи первоклассников»
Составитель:
Учитель-логопед
И.А. Сафонова
Москва _____г
Содержание
Пояснительная записка.
Цели, задачи, содержание программы
Участники программы
Сроки программы
Планируемые результаты по развитию познавательных способностей первоклассников
Календарно – тематическое планирование занятий
Список литературы
Пояснительная записка
Связная речь - самая сложная форма речевой деятельности. Она носит характер систематического, последовательного, подробного изложения. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей. В ней отражается логика мышления ребёнка, его умения осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Актуальность содержания рабочей программы «Развитие связной речи первоклассников» заключается в том, что она помогает детям выражать свои впечатления и мысли и формирует умение высказать их перед группой людей.
Цель - формирование у детей умения свободно общаться с окружающими.
Задачи:
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- учить отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли;
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; умение говорить перед группой людей;
- развивать интонационную культуру речи и фонематический слух; выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки;
- развивать речевое творчество; умение составлять рассказы по сюжетным картинам, по серии сюжетных картин, описательные рассказы.
Участники программы: дети 7-8 лет
Сроки программы: программой предусмотрен такой вариант подготовки к обучению: с 1 октября – по 30 апреля 2 раза в месяц, 15 занятий в год.
Продолжительность занятий: 35 – 40 минут с перерывами.
Планируемые результаты по развитию познавательных способностей первоклассников:
- Самостоятельно образовывать предложения, строить фразу, объединять фразы в рассказ, обогатить словарный запас;
- Связно, последовательно строить свои высказывания.
Календарно-тематическое планирование занятий.
№ п/п | Тема занятий | Задачи | Количество часов | Дата проведения |
1 | Беседа "Фрукты. Овощи" Составление описательного рассказа. | Уточнить качественные признаки фруктов, овощей. создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты,/овощи используя схему | 1 | 10.10.2019 |
2 | Пересказ рассказа Н. Сдадкова «Осень на пороге» | Активизировать словарь по теме «Осень». Учить пересказывать рассказ с опорой на картинку | 1 | 24.10.2019 |
3 | Описательный рассказ «Осень» по схеме. | Учить составлению описательного рассказа по картинке и схеме. Учить согласовывать числительные с существительными. | 1 | 7.11.2019 |
4 | Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» | Учить пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение. | 1 | 21.11.2019 |
5 | Беседа «Одежда, обувь, головные уборы» | Активизировать словарь по теме. Учить составлять рассказ описание с опорой на схему. | 1 | 5.12.2019 |
6 | Рассказ «Как солнышко ботинок потеряло» по серии сюжетных картин. | Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин. | 1 | 19.12.2019 |
7 | Пересказ рассказа по картине с проблемным сюжетом «Общая горка» | Формирование у детей навыка целенаправленного восприятия содержания картины. Учить пересказывать рассказ по сюжетной картине. | 1 | 9.01.2020 |
8 | Описательный рассказ о зимующих птицах с использованием схемы | Учить детей составлять описательный рассказ используя схему. Упражнять в отгадывании птиц по их описанию. Упражнять в подборе синонимов. Учить согласовывать слова в предложениях. | 1 | 23.01.2020 |
9 | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» | Учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис. Характерные существенные и второстепенные признаки, качества. Действия. Упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме. | 1 | 6.02.2020 |
10 | Составление рассказа по ССК «Заяц и морковка» | Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин. Обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин. Упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам. | 1 | 20.02.2020 |
11 | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | Учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Развивать монологическую речь и связные высказывания детей. Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным. | 1 | 5.03.2020 |
12 | Составление описательного рассказа о профессиях с использованием схемы. | Формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий. Учить составлять подробные описательные рассказы. Активизировать и расширять словарь по теме. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых. | 1 | 19.03.2020 |
13 | Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» , с придумыванием начала рассказа. | Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий. Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения. Развивать умение образовывать сложные слова. Развивать навыки планирования развернутых высказываний. | 1 | 2.04.2020 |
14 | Составление рассказа «Граница Родины- на замке» по серии сюжетных картин. | Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин. Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану. Расширять знания детей о военных профессиях. | 1 | 16.04.2020 |
15 | Пересказ - инсценировка сказки «Колосок» с использованием ССК | Учить пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации. Обучать логическому построению высказывания. Закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных. | 1 | 30.04.2020 |
Список литературы:
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе»
Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе»