Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»
УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» С. МИХАЙЛОВКА МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
|
|
«УТВЕРЖДАЮ» директор
________ А.А. Климчук
«_____» _________2021 г. |
БАСКЕТБОЛ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
Возраст учащихся: 11-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
Мельник Ольга Леонидовна, педагог дополнительного образования
с. Михайловка
2021 г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на удовлетворение детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивающей физическое, духовное и нравственное развитие обучающихся. В наше время массовый детский спорт приобрел новое и весьма важное социальное значение.
Важным показателем качества образования является здоровье обучающихся. Программа «Баскетбол» направлена в первую очередь на укрепление здоровья и увеличения функциональных возможностей организма(развитие силы, быстроты, выносливости) обучающихся. Посредством баскетбола также развиваются волевые и лидерские качества, смелость, активность, целеустремленность, умение работать в коллективе.
Также важной задачей является пропаганда здорового образа жизни.
Данная программа так же актуальна в связи с возросшей популярностью вида спортивной игры «Баскетбол» в нашей стране.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Уровень освоения - базовый.
Отличительные особенности программы в том, что предварительного отбора для зачисления на обучение не требуется, но обязательным является наличие медицинского заключения о допуске к занятиям. Программа направлена на разностороннее физическое развитие детей, выявление одаренных детей.
Адресат программы– учащиеся 11-18 лет.Особенности организации образовательного процесса
К обучению допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество обучающихся в группах не должно превышать 15 человек.
Режим занятий:2 академических часа, 3 раза в неделю.
Срок обучения по программе – 1 год, количество часов в год – 222
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: физическое развитие обучающихся средствами игры в баскетбол; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи программы:
воспитательные
- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;
- совершенствовать навыки и умения игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма;
обучающие
- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.
- обучить технике и тактике двигательных действий.
1.3 Содержание программы
Учебный план на 1 год обучения
№ П/П |
Тема, задачи занятия |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
|||
|
|
всего |
теория |
практика |
|
|
|
Теоретическая подготовка 3 часа |
3 |
|
|
|
|
1 |
Развитие баскетбола в приморском крае и в России. |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу. |
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
|
|
|
|
Общая физическая подготовка 42 часа |
86 |
|
|
тестирование |
|
4 |
Подвижные игры. |
12 |
2 |
10 |
наблюдение |
|
5 |
Эстафеты. |
12 |
1 |
11 |
наблюдение |
|
6 |
Полосы препятствий. |
12 |
1 |
11 |
наблюдение |
|
7 |
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). |
12 |
|
12 |
наблюдение |
|
8 |
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. |
13 |
|
13 |
наблюдение |
|
9 |
Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. |
13 |
|
13 |
наблюдение |
|
10 |
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. |
12 |
|
12 |
наблюдение |
|
|
Специальная физическая подготовка |
43 |
|
|
тестирование |
|
|
Имитационные упражнения без мяча 14 часов |
14 |
|
|
|
|
11 |
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
12 |
Передвижение правым – левым боком. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
13 |
Передвижение в стойке баскетболиста. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
14 |
Остановка прыжком после ускорения. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
15 |
Остановка в один шаг после ускорения. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
16 |
Остановка в два шага после ускорения. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
17 |
Повороты на месте. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
18 |
Повороты в движении. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
19 |
Имитация защитных действий против игрока нападения. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
20 |
Имитация действий атаки против игрока защиты. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
|
Ловля и передача мяча 14 часов. |
14 |
|
|
тестирование |
|
21 |
Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
22 |
Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом вперед. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
23 |
Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
24 |
Ловля и передача мяча передача одной рукой от плеча. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
25 |
Ловля и передача мяча передача одной рукой с отскоком от пола двумя руками |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
26 |
Ловля и передача мяча передача одной рукой с шагом вперед руками с отскоком от пола. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
27 |
Ловля и передача мяча передача одной рукой снизу от пола. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
28 |
Ловля и передача мяча ловля мяча после полуотскока. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
29 |
Ловля катящегося мяча, стоя на месте. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
30 |
Ловля высоко летящего мяча. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
31 |
Ловля катящегося мяча в движении. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
|
Ведение мяча 15 часов |
15 |
|
|
тестирование |
|
32 |
Ведение мяча на месте. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
33 |
Ведение мяча в движении шагом. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
34 |
Ведение мяча в движении бегом. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
35 |
Ведение мяча с изменением направления и скорости. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
36 |
Ведение мяча с изменением высоты отскока. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
37 |
Ведение мяча правой и левой рукой поочередно на месте. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
38 |
Ведение мяча правой и левой рукой поочередно в движении. |
2 |
|
2 |
наблюдение |
|
39 |
Ведение мяча перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. |
1 |
|
1 |
наблюдение |
|
|
Броски мяча 27 часов. |
90 |
|
|
тестирование |
|
40 |
Броски мяча одной рукой в баскетбольный щит с места. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
41 |
Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
42 |
Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
43 |
Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
44 |
Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
45 |
Броски мяча одной рукой в баскетбольную корзину с места. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
46 |
Броски мяча одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
47 |
Броски мяча одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
48 |
Броски мяча в прыжке одной рукой с места. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
49 |
Броски мяча штрафной. |
8 |
|
8 |
наблюдение |
|
50 |
Броски мяча двумя-одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении руками снизу в движении. |
10 |
|
10 |
наблюдение |
|
|
Итого |
222 |
9 |
213 |
|
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
спортивный зал
спортивная площадка
баскетбольные щиты с корзинами
мячи баскетбольные
скакалки
стойки для обводки
гимнастические маты
переносные перекладины
гимнастические скамейки
обручи.
2.2 Формы аттестации оценочные материалы
Аттестация обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баскетбол» предусматривает контроль теоретической и практической подготовки в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Реализация программы предусматривает следующие виды аттестации:
Промежуточная аттестация - опрос, тестирование обучающихся.
Оценка уровня технико-тактической, физической подготовленности учащихся. Учащиеся сдают контрольное тестирование.
Формы промежуточной аттестации:
– контрольные нормативы по общей физической подготовке (ОФП);
– контрольные нормативы по специальной физической подготовке (СФП);
– теоретическое тестирование.
Текущая аттестация – по итогам проведения занятия (форма педагогического контроля спортивной формы обучающихся, динамика освоение уровня содержания программы, достижений обучающихся в период обучения).
Итоговая аттестация - выявление уровня освоения обучающимися программы дополнительного образования, форма оценки показателей тренировочной и соревновательной подготовки и его соответствия прогнозируемым результатам.
Форма контроля итоговой аттестации: участие в соревнованиях.
Формы контроля промежуточной аттестации:
– контрольные нормативы по общей физической подготовке (ОФП);
– контрольные нормативы по специальной физической подготовке (СФП);
– теоретическое тестирование.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) -выявление уровня освоения обучающимися программы дополнительного образования, форма оценки показателей тренировочной и соревновательной подготовки и его соответствия прогнозируемым результатам.
Форма контроля итоговой аттестации: участие в соревнованиях.
Содержание тестирования для обучающихся 11-12 летнего возраста
№ п.п |
Контрольные упражнения |
показатели |
|||||
мальчики |
девочки |
||||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
1 |
Бег 20 м с высокого старта |
3,6 |
3,9 |
4,2 |
3,9 |
4,1 |
4,4 |
2 |
Бег 30 м (с) |
5,3
|
5,5
|
5,7
|
5,4
|
5,6
|
5,8
|
3 |
Челночный бег 4X10 м (с)
|
10,9 |
11,4 |
11,9 |
11,2 |
11,7 |
12,2 |
4 |
Бег 1500 (мин, с)
|
8,00 |
8,30 |
9,00 |
8,30 |
9,00 |
9,30 |
5 |
Прыжок в длину с места, см |
175 |
165 |
155 |
166 |
158 |
150 |
6 |
Метание теннисного мяча (м) |
35 |
30 |
27 |
24 |
21 |
19 |
7 |
Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся
13 летнего возраста
№ п.п |
Контрольные упражнения |
показатели |
|||||
мальчики |
девочки |
||||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
1 |
Бег 20 м с высокого старта |
3,7 |
3,9 |
4,1 |
3,9 |
4,1 |
4,3 |
2 |
Бег 30 м (с) |
5,1
|
5,3
|
5,5
|
5,2
|
5,4
|
5,6
|
3 |
Челночный бег 6X10 м (с)
|
16,2 |
17,2 |
18,2 |
17,7 |
18,9 |
20,1 |
4 |
Кросс 2000 (мин, с) |
8,10 |
9,10 |
10,10 |
10,15 |
11,00 |
11,55 |
5 |
Прыжок в длину с места, см |
205 |
190 |
175 |
175 |
165 |
155 |
6 |
Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) |
11 |
8 |
5 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 14 летнего возраста
№ п.п |
Контрольные упражнения |
показатели |
|
||||
мальчики |
|
девочки |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
1 |
Бег 20 м с высокого старта |
3,6 |
3,9 |
4,2 |
3,9 |
4,1 |
4,4 |
2 |
Бег 60 м (с) |
9,8
|
10,3
|
10,8
|
10,0
|
10,5
|
11,0
|
3 |
Челночный бег 4X10 м (с)
|
10,9 |
11,4 |
11,9 |
11,2 |
11,7 |
12,2 |
4 |
Бег 1500 (мин, с)
|
8,00 |
8,30 |
9,00 |
8,30 |
9,00 |
9,30 |
5 |
Прыжок в длину с места, см |
175 |
165 |
155 |
166 |
158 |
150 |
6 |
Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 15 летнего возраста
№ п.п |
Контрольные упражнения |
|
показатели |
|
|||
|
мальчики |
|
девочки |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
1 |
Бег 20 м с высокого старта |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
3,8 |
4,1 |
4,4 |
2 |
Бег 60 м (с) |
8,8
|
8,9
|
9,0
|
9,7
|
10,1
|
10,5
|
3 |
Бег 100 м
|
14,0 |
14,5 |
15,1 |
17,2 |
17,9 |
18,6 |
4 |
Челночный бег 10X10 м (с) |
27,2 |
29,0 |
31,0 |
30,5 |
31,7 |
33,0 |
5 |
Прыжок в длину с места, см |
220 |
210 |
195 |
180 |
170 |
160 |
7 |
Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) |
13 |
10 |
7 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 16 летнего возраста
№ п.п |
Контрольные упражнения |
|
показатели |
||||
|
юноши |
девушки |
|||||
высокие |
средние |
низкие |
высокие |
средние |
низкие |
||
1 |
Бег 20 м с высокого старта |
3,3 |
3,5 |
3,7 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
2 |
Бег 100 м
|
13,8 |
14,4 |
15,0 |
16,2 |
16,9 |
17,6 |
3 |
Челночный бег 10X10 м (с) |
24,5 |
26,0 |
28,0 |
29,5 |
31,0 |
32,0 |
4 |
Прыжок в длину с места, см |
230 |
220 |
210 |
186 |
175 |
164 |
5 |
Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) |
15 |
12 |
9 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 17-18 летнего возраста
№ п.п |
Контрольные упражнения |
|
показатели |
|||||
|
юноши |
девушки |
||||||
высокие |
средние |
низкие |
высокие |
средние |
низкие |
|||
1 |
Бег 20 м с высокого старта |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
3,7 |
4,0 |
4,4 |
|
2 |
Бег 100 м
|
13,1 |
13,7 |
14,3 |
15,8 |
17,5 |
18,2 |
|
3 |
Челночный бег 10X10 м (с) |
25,0 |
27,0 |
28,5 |
28,6 |
30,0 |
31,0 |
|
4 |
Прыжок в длину с места, см |
240 |
225 |
215 |
185 |
175 |
165 |
|
5 |
Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) |
16 |
14 |
12 |
|
|
|
2.3 Методические материалы
Программа содержит материал планирования процесса подготовки баскетболистов по основным компонентам: физической (общей и специальной) уровень; технической уровень; теоретической уровень.
Выполнение задач предусматривает: проведение практической подготовки и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, выполнение контрольных нормативов; участие в соревнованиях, проведение контрольных игр; прохождение судейской практики; организацию систематической воспитательной работы, привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности.
При обучении используются различные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как: словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
Форма организации детей на занятиях: групповая, в парах, фронтальная, поточная, индивидуальные задания.
Основные формы деятельности
Для выполнения программы применяются различные формы и методы проведения занятий. Форма проведения занятий: комбинированные (теоретические знания, практическая подготовка), соревновательная.
Теоретические сведения сообщаются в течение 10 минут перед практическими занятиями или непосредственно в процессе их проведения. На практических занятиях совершенствуются основные умения и навыки, на базе всесторонней физической подготовки и развития физических качеств изучаются и совершенствуются техника и тактика, развиваются специальные качества, необходимые баскетболисту.
Содержание теоретической подготовки:
- правила посещения спортивного зала;
- инструктаж по технике безопасности на занятиях в секции;
- истории развития баскетбола;
- правила игры в баскетбол; терминология игры в баскетбол;
- спортивное и оздоровительное значение занятий.
Особое внимание на занятиях уделяется технике безопасности и правилам поведения в спортивном зале.
Практические занятия:
ОФП.
- упражнения на развитие быстроты движений
- упражнения на развития выносливости
- упражнения на развитие координационных возможностей
- подвижные игры и эстафеты
СФП.
Техника и тактика баскетбола
- техника владения мячом
- техника передвижений
- тактика нападения и защиты
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
1 год |
||
Продолжительность учебного года, неделя |
39 |
||
Количество учебных дней |
111 |
||
Продолжительность учебных периодов |
1 полугодие |
01.09.2021- 31.12.2021 |
|
2 полугодие |
12.01.2022- 31.05.2022 |
||
Возраст детей, лет |
11-18 |
||
Продолжительность занятия, час |
2 |
||
Режим занятия |
3 раза/нед |
||
Годовая учебная нагрузка, час |
222 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Мероприятие |
Объем |
Сроки проведения |
1 |
Беседа «Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке»
|
1 час |
сентябрь |
2 |
Беседа «Порядок действий при угрозе теракта. Опасные находки"
|
1 час |
октябрь |
3 |
Беседа «Правила поведения на улицах и дорогах, безопасность пешехода и велосипедиста»
|
1 час |
ноябрь |
4 |
Беседа «Опасность использования пиротехническими средствами и взрывчатыми веществами. Правила пожарной безопасности»
|
1 час |
декабрь |
5 |
Беседа «Правила поведения на открытых водоёмах в зимний период»
|
1 час |
январь |
6 |
Спортивное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
|
2 часа |
февраль |
7 |
Беседа о здоровом образе жизни
|
1 час |
март |
8 |
Всемирный день здоровья
|
2 часа |
7 апреля |
9 |
Всемирный день охраны труда
|
1 час |
28 апреля |
10 |
Участие в праздничном мероприятии , посвященном Дню Победы |
2 часа |
9 мая |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, утвержденная Федеральным агентством по физической культуре и спорту/.Баскетбол
Чистополов В. Н., Чистополов С. В., Богатырёв В. С. «Энциклопедия баскетболиста». 1998, 2000.
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: : Учитель, 2018.-
Авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования