12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мельник Ольга Леонидовна35 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»
УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» С. МИХАЙЛОВКА МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
|
| «УТВЕРЖДАЮ» директор
________ А.А. Климчук
«_____» _________2021 г. |
БАСКЕТБОЛ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
Возраст учащихся: 11-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
Мельник Ольга Леонидовна, педагог дополнительного образования
с. Михайловка
2021 г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на удовлетворение детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивающей физическое, духовное и нравственное развитие обучающихся. В наше время массовый детский спорт приобрел новое и весьма важное социальное значение.
Важным показателем качества образования является здоровье обучающихся. Программа «Баскетбол» направлена в первую очередь на укрепление здоровья и увеличения функциональных возможностей организма(развитие силы, быстроты, выносливости) обучающихся. Посредством баскетбола также развиваются волевые и лидерские качества, смелость, активность, целеустремленность, умение работать в коллективе.
Также важной задачей является пропаганда здорового образа жизни.
Данная программа так же актуальна в связи с возросшей популярностью вида спортивной игры «Баскетбол» в нашей стране.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Уровень освоения - базовый.
Отличительные особенности программы в том, что предварительного отбора для зачисления на обучение не требуется, но обязательным является наличие медицинского заключения о допуске к занятиям. Программа направлена на разностороннее физическое развитие детей, выявление одаренных детей.
Адресат программы– учащиеся 11-18 лет.Особенности организации образовательного процесса
К обучению допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество обучающихся в группах не должно превышать 15 человек.
Режим занятий:2 академических часа, 3 раза в неделю.
Срок обучения по программе – 1 год, количество часов в год – 222
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: физическое развитие обучающихся средствами игры в баскетбол; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи программы:
воспитательные
- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;
- совершенствовать навыки и умения игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма;
обучающие
- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.
- обучить технике и тактике двигательных действий.
1.3 Содержание программы
Учебный план на 1 год обучения
№ П/П | Тема, задачи занятия | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
|
| всего | теория | практика |
| |
| Теоретическая подготовка 3 часа | 3 |
|
|
| |
1 | Развитие баскетбола в приморском крае и в России. | 1 | 1 |
|
| |
2 | Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу. | 1 | 1 |
|
| |
3 | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. | 1 | 1 |
|
| |
| Общая физическая подготовка 42 часа | 86 |
|
| тестирование | |
4 | Подвижные игры. | 12 | 2 | 10 | наблюдение | |
5 | Эстафеты. | 12 | 1 | 11 | наблюдение | |
6 | Полосы препятствий. | 12 | 1 | 11 | наблюдение | |
7 | Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). | 12 |
| 12 | наблюдение | |
8 | Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. | 13 |
| 13 | наблюдение | |
9 | Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. | 13 |
| 13 | наблюдение | |
10 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. | 12 |
| 12 | наблюдение | |
| Специальная физическая подготовка | 43 |
|
| тестирование | |
| Имитационные упражнения без мяча 14 часов | 14 |
|
|
| |
11 | Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
12 | Передвижение правым – левым боком. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
13 | Передвижение в стойке баскетболиста. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
14 | Остановка прыжком после ускорения. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
15 | Остановка в один шаг после ускорения. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
16 | Остановка в два шага после ускорения. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
17 | Повороты на месте. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
18 | Повороты в движении. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
19 | Имитация защитных действий против игрока нападения. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
20 | Имитация действий атаки против игрока защиты. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
| Ловля и передача мяча 14 часов. | 14 |
|
| тестирование | |
21 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
22 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом вперед. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
23 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
24 | Ловля и передача мяча передача одной рукой от плеча. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
25 | Ловля и передача мяча передача одной рукой с отскоком от пола двумя руками | 1 |
| 1 | наблюдение | |
26 | Ловля и передача мяча передача одной рукой с шагом вперед руками с отскоком от пола. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
27 | Ловля и передача мяча передача одной рукой снизу от пола. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
28 | Ловля и передача мяча ловля мяча после полуотскока. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
29 | Ловля катящегося мяча, стоя на месте. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
30 | Ловля высоко летящего мяча. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
31 | Ловля катящегося мяча в движении. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
| Ведение мяча 15 часов | 15 |
|
| тестирование | |
32 | Ведение мяча на месте. | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
33 | Ведение мяча в движении шагом. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
34 | Ведение мяча в движении бегом. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
35 | Ведение мяча с изменением направления и скорости. | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
36 | Ведение мяча с изменением высоты отскока. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
37 | Ведение мяча правой и левой рукой поочередно на месте. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
38 | Ведение мяча правой и левой рукой поочередно в движении. | 2 |
| 2 | наблюдение | |
39 | Ведение мяча перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. | 1 |
| 1 | наблюдение | |
| Броски мяча 27 часов. | 90 |
|
| тестирование | |
40 | Броски мяча одной рукой в баскетбольный щит с места. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
41 | Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
42 | Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
43 | Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
44 | Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
45 | Броски мяча одной рукой в баскетбольную корзину с места. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
46 | Броски мяча одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
47 | Броски мяча одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
48 | Броски мяча в прыжке одной рукой с места. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
49 | Броски мяча штрафной. | 8 |
| 8 | наблюдение | |
50 | Броски мяча двумя-одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении руками снизу в движении. | 10 |
| 10 | наблюдение | |
| Итого | 222 | 9 | 213 |
|
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
спортивный зал
спортивная площадка
баскетбольные щиты с корзинами
мячи баскетбольные
скакалки
стойки для обводки
гимнастические маты
переносные перекладины
гимнастические скамейки
обручи.
2.2 Формы аттестации оценочные материалы
Аттестация обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баскетбол» предусматривает контроль теоретической и практической подготовки в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Реализация программы предусматривает следующие виды аттестации:
Промежуточная аттестация - опрос, тестирование обучающихся.
Оценка уровня технико-тактической, физической подготовленности учащихся. Учащиеся сдают контрольное тестирование.
Формы промежуточной аттестации:
– контрольные нормативы по общей физической подготовке (ОФП);
– контрольные нормативы по специальной физической подготовке (СФП);
– теоретическое тестирование.
Текущая аттестация – по итогам проведения занятия (форма педагогического контроля спортивной формы обучающихся, динамика освоение уровня содержания программы, достижений обучающихся в период обучения).
Итоговая аттестация - выявление уровня освоения обучающимися программы дополнительного образования, форма оценки показателей тренировочной и соревновательной подготовки и его соответствия прогнозируемым результатам.
Форма контроля итоговой аттестации: участие в соревнованиях.
Формы контроля промежуточной аттестации:
– контрольные нормативы по общей физической подготовке (ОФП);
– контрольные нормативы по специальной физической подготовке (СФП);
– теоретическое тестирование.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) -выявление уровня освоения обучающимися программы дополнительного образования, форма оценки показателей тренировочной и соревновательной подготовки и его соответствия прогнозируемым результатам.
Форма контроля итоговой аттестации: участие в соревнованиях.
Содержание тестирования для обучающихся 11-12 летнего возраста
№ п.п | Контрольные упражнения | показатели | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,6 | 3,9 | 4,2 | 3,9 | 4,1 | 4,4 |
2 | Бег 30 м (с) | 5,3
| 5,5
| 5,7
| 5,4
| 5,6
| 5,8
|
3 | Челночный бег 4X10 м (с)
| 10,9 | 11,4 | 11,9 | 11,2 | 11,7 | 12,2 |
4 | Бег 1500 (мин, с)
| 8,00 | 8,30 | 9,00 | 8,30 | 9,00 | 9,30 |
5 |
Прыжок в длину с места, см | 175 | 165 | 155 | 166 | 158 | 150 |
6 | Метание теннисного мяча (м) | 35 | 30 | 27 | 24 | 21 | 19 |
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 6 | 4 | 2 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся
13 летнего возраста
№ п.п | Контрольные упражнения | показатели | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,7 | 3,9 | 4,1 | 3,9 | 4,1 | 4,3 |
2 | Бег 30 м (с) | 5,1
| 5,3
| 5,5
| 5,2
| 5,4
| 5,6
|
3 | Челночный бег 6X10 м (с)
| 16,2 | 17,2 | 18,2 | 17,7 | 18,9 | 20,1 |
4 | Кросс 2000 (мин, с) | 8,10 | 9,10 | 10,10 | 10,15 | 11,00 | 11,55 |
5 |
Прыжок в длину с места, см | 205 | 190 | 175 | 175 | 165 | 155 |
6 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 11 | 8 | 5 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 14 летнего возраста
№ п.п | Контрольные упражнения | показатели |
| ||||
мальчики |
| девочки | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,6 | 3,9 | 4,2 | 3,9 | 4,1 | 4,4 |
2 | Бег 60 м (с) | 9,8
| 10,3
| 10,8
| 10,0
| 10,5
| 11,0
|
3 | Челночный бег 4X10 м (с)
| 10,9 | 11,4 | 11,9 | 11,2 | 11,7 | 12,2 |
4 | Бег 1500 (мин, с)
| 8,00 | 8,30 | 9,00 | 8,30 | 9,00 | 9,30 |
5 |
Прыжок в длину с места, см | 175 | 165 | 155 | 166 | 158 | 150 |
6 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 6 | 4 | 2 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 15 летнего возраста
№ п.п | Контрольные упражнения |
| показатели |
| |||
| мальчики |
| девочки | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,5 | 3,7 | 3,9 | 3,8 | 4,1 | 4,4 |
2 | Бег 60 м (с) | 8,8
| 8,9
| 9,0
| 9,7
| 10,1
| 10,5
|
3 | Бег 100 м
| 14,0 | 14,5 | 15,1 | 17,2 | 17,9 | 18,6 |
4 | Челночный бег 10X10 м (с) | 27,2 | 29,0 | 31,0 | 30,5 | 31,7 | 33,0 |
5 |
Прыжок в длину с места, см | 220 | 210 | 195 | 180 | 170 | 160 |
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 13 | 10 | 7 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 16 летнего возраста
№ п.п | Контрольные упражнения |
| показатели | ||||
| юноши | девушки | |||||
высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,3 | 3,5 | 3,7 | 3,7 | 4,0 | 4,3 |
2 | Бег 100 м
| 13,8 | 14,4 | 15,0 | 16,2 | 16,9 | 17,6 |
3 | Челночный бег 10X10 м (с) | 24,5 | 26,0 | 28,0 | 29,5 | 31,0 | 32,0 |
4 |
Прыжок в длину с места, см | 230 | 220 | 210 | 186 | 175 | 164 |
5 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 15 | 12 | 9 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 17-18 летнего возраста
№ п.п | Контрольные упражнения |
| показатели | |||||
| юноши | девушки | ||||||
высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | |||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 3,7 | 4,0 | 4,4 | |
2 | Бег 100 м
| 13,1 | 13,7 | 14,3 | 15,8 | 17,5 | 18,2 | |
3 | Челночный бег 10X10 м (с) | 25,0 | 27,0 | 28,5 | 28,6 | 30,0 | 31,0 | |
4 | Прыжок в длину с места, см | 240 | 225 | 215 | 185 | 175 | 165 | |
5 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 16 | 14 | 12 |
|
|
|
2.3 Методические материалы
Программа содержит материал планирования процесса подготовки баскетболистов по основным компонентам: физической (общей и специальной) уровень; технической уровень; теоретической уровень.
Выполнение задач предусматривает: проведение практической подготовки и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, выполнение контрольных нормативов; участие в соревнованиях, проведение контрольных игр; прохождение судейской практики; организацию систематической воспитательной работы, привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности.
При обучении используются различные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как: словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
Форма организации детей на занятиях: групповая, в парах, фронтальная, поточная, индивидуальные задания.
Основные формы деятельности
Для выполнения программы применяются различные формы и методы проведения занятий. Форма проведения занятий: комбинированные (теоретические знания, практическая подготовка), соревновательная.
Теоретические сведения сообщаются в течение 10 минут перед практическими занятиями или непосредственно в процессе их проведения. На практических занятиях совершенствуются основные умения и навыки, на базе всесторонней физической подготовки и развития физических качеств изучаются и совершенствуются техника и тактика, развиваются специальные качества, необходимые баскетболисту.
Содержание теоретической подготовки:
- правила посещения спортивного зала;
- инструктаж по технике безопасности на занятиях в секции;
- истории развития баскетбола;
- правила игры в баскетбол; терминология игры в баскетбол;
- спортивное и оздоровительное значение занятий.
Особое внимание на занятиях уделяется технике безопасности и правилам поведения в спортивном зале.
Практические занятия:
ОФП.
- упражнения на развитие быстроты движений
- упражнения на развития выносливости
- упражнения на развитие координационных возможностей
- подвижные игры и эстафеты
СФП.
Техника и тактика баскетбола
- техника владения мячом
- техника передвижений
- тактика нападения и защиты
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | ||
Продолжительность учебного года, неделя | 39 | ||
Количество учебных дней | 111 | ||
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2021- 31.12.2021 | |
2 полугодие | 12.01.2022- 31.05.2022 | ||
Возраст детей, лет | 11-18 | ||
Продолжительность занятия, час | 2 | ||
Режим занятия | 3 раза/нед | ||
Годовая учебная нагрузка, час | 222 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Мероприятие | Объем | Сроки проведения |
1 | Беседа «Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке»
| 1 час | сентябрь |
2 | Беседа «Порядок действий при угрозе теракта. Опасные находки"
| 1 час | октябрь |
3 | Беседа «Правила поведения на улицах и дорогах, безопасность пешехода и велосипедиста»
| 1 час | ноябрь |
4 | Беседа «Опасность использования пиротехническими средствами и взрывчатыми веществами. Правила пожарной безопасности»
| 1 час | декабрь |
5 | Беседа «Правила поведения на открытых водоёмах в зимний период»
| 1 час | январь |
6 | Спортивное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
| 2 часа | февраль |
7 | Беседа о здоровом образе жизни
| 1 час | март |
8 | Всемирный день здоровья
| 2 часа | 7 апреля |
9 | Всемирный день охраны труда
| 1 час | 28 апреля |
10 | Участие в праздничном мероприятии , посвященном Дню Победы | 2 часа | 9 мая |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, утвержденная Федеральным агентством по физической культуре и спорту/.Баскетбол
Чистополов В. Н., Чистополов С. В., Богатырёв В. С. «Энциклопедия баскетболиста». 1998, 2000.
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: : Учитель, 2018.-
Авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования