Программа дополнительного образования «Ознакомление детей с культурой, традициями народов Севера» (старший дошкольный возраст)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Звёздочка» городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края
Программа дополнительного образования
«Ознакомление детей с культурой, традициями народов Севера» (старший дошкольный возраст)
Автор-составитель: Слободчикова Анастасия Александровна музыкальный руководитель
Срок реализации программы: 1 год
Паспорт программы
Автор | Слободчикова Анастасия Александровна |
Название программы | «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера » |
Участники | Воспитанники, родители и специалисты МКДОУ№5 «Звездочка» р.п. Охотск Хабаровского края |
Цель | Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера |
Задачи
| Создать в ДОУ предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов севера. Организовать мини-музей «Моя малая родина». Разработать перспективный план по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с обычаями, традициями, народов Севера – эвенов. Разработать диагностический инструментарий по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями народов севера. |
Направления реализации программы | Работа с дошкольниками Работа с родителями Работа с педагогами Работа над предметно-развивающей средой |
Принципы реализации | 1. Принцип энциклопедичности. 2. Краеведческий (региональный) принцип. 3. Принцип интеграции. 4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры. 5. Тематический принцип – деление материала на основные темы. 6. Принцип наглядности. |
Этапы реализации программы | Реализация проекта рассчитана на один год: с сентября по май и включает в себя три этапа: 1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь). Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта. 2 этап – технологический (Основной) декабрь-май – Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголка краеведение в группе, разработка форм работы с детьми, родителями; Составление перспективного планирования на учебный год. Разработка диагностического материала по теме; Разработка конспектов занятий, бесед, праздников; Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр); Подбор музыкального материала; Подбор подвижных игр для детей; Подбор материалов для педагогов и родителей; Сбор и оформление наглядного материала. 3 этап – Заключительный Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы педагога по проекту. Создание мини-музея в группе. |
Ожидаемый результат | Обобщение и систематизация знаний у старших дошкольников о традициях народов Севера. Воспитание патриотических чувств; любви к близким людям, к родному городу, краю. Развитие творческих способностей. Дети познакомятся с жизнью и бытом коренных жителей Охотского района, с традиционным праздниками «День оленеводов», «Медвежий праздник», «Вороний праздник», « Хэбдэнек». Научатся играть в подвижные игры народов Севера. У детей возникнет интерес к родному краю, к народному творчеству и национальным играм народов Севера, к культуре эвенского народа. Воспитание интереса и любви к малой родине. |
Ожидаемые результаты.
Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Охотского района, желающие внести свой вклад в его развитие.
Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:
Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера, населяющий Охотский район, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.
Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народа - эвены.
Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа; чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой; адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности; выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Актуальность.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, толерантными отношениями между народами.
Меня привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи народов РФ, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, я стараюсь сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.
Актуальность данной проблемы понималась мною как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе. Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.
В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ознакомление детей с культурой, традициями народов Севера»
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, фольклором, национальными костюмами народа – эвены, формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Я уверена, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.
Гипотеза: Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему программы «Ознакомление детей с культурой и традициями народов Севера», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов Севера, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.
Новизна идеи: данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности.
К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:
программа реализуется в течение одного учебного года (старший дошкольный возраст)
реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е.Вераксы «От рождения до школы», через раздел « Художественно – эстетическое развитие», а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения
в педагогическом процессе широко используются ИКТ
предполагает создание в группе предметно-развивающей среды - мини-музея «Охотский район – моя малая родина»
предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
включать в работу совместную проектную деятельность с родителями
предполагает интеграцию образовательных областей
Заключение.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.
Реализация программы по этапам
| | |
| | Вживаются в ситуацию. |
| | |
2 этап | Организация деятельности детей: | Объединение детей в рабочие группы. «Народная мудрость народов Севера» |
3 этап | Практическая помощь (по необходимости в оформлении проектов). Подготовка к презентации проекта. | Принимают активное участие в продуктивной деятельности. Оформляют свои проекты совместно с родителями. Участие в подготовке и проведении досуга «Путешествие по Северу нашей страны» |
Реализация программы через разные виды деятельности
| |
| |
| |
Чтение художественной литературы | Заучивание стихотворение Ю. Шесталова «Северное сияние» |
Художественное творчество | Рисование «Полярная ночь», «Тундра», «Животные Севера», «Собаки и олени – верные помощники на Севере», «Национальный костюм народов Севера», «Чум». |
| |
Музыка | Разучивание песни «Тундра» муз. В.Попова |
| |
Здоровье, физическая культура | Спортивный досуг «Национальные игры и состязания народов Севера». |
| |
| |
Культурно-досуговая деятельность | Просмотр мультфильмов «Умка», «Снежная королева», «Гора самоцветов» «Девочка- хвощинка», «Птички – сестренки», «Медведь и медвежонок» |
| |
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду». |
Перспективное планирование работы с детьми по программе:
| |
| |
сентябрь | Познавательное занятие «Что мы называем Севером?» Познавательное занятие «Климат и природа Севера» Рисование «Северная ночь» Защита проекта «Природа Севера» Познавательное занятие «Климат и природа тундры» Чтение художественной литературы «Чтение эвенской сказки «Голубика» Защита проекта «Природа тундры» Рисование «Тундра» Чтение художественной литературы «Чтение рассказа Н.Сладкова «Разноцветная земля» Защита проекта «Северное сияние» Музыкальная деятельность. Прослушивание песен на эвенском языке. |
| |
октябрь | Аппликация «Северное сияние» Чтение художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Шесталова «Северное сияние» Познавательное занятие «Растительный мир леса и тундры» Чтение художественной литературы «Чтение Т.А.Шорыгина «Две березы» Защита проекта «Какие животные обитают на Севере?» Чтение художественной литературы «Чтение сказки Т.А.Шорыгиной «Медведица и медвежонок» Театрализация сказки «Медведица и медвежонок» Рисование «Животные Севера» Цикл занятий по ОРИГАМИ «Животные Севера Просмотр мультфильмов «Умка»; «Ворон-обманщик», «Непослушный медвежонок»(цикл мульфильмов «Гора самоцветов») Музыкальная деятельность. Разучивание танца «Северное сияние» |
ноябрь | Познавательное занятие «Какие животные обитают в тундре?» Защита проекта «Животные тундры» Чтение художественной литературы «Чтение сказки Т.А.Шорыгиной «Песец и олень» Чтение художественной литературы «Чтение Т.А. Шорыгиной «Малютка – лемминг» Просмотр видеофильма «Северный олень. Национальное село Арка» Лепка «Какие животные обитают на севере?» Чтение сказок из сборника Е.Трофимова «Сказки золотого оленя» Музыкально-театрализованная деятельность «По сказкам тундры и тайги»; Разучивание танца «Оленята» Познавательное занятие «Какие птицы гнездятся на Севере?» Защита проекта «Птицы Севера» Чтение художественной литературы «Т.А.Шорыгина «Белые гуси» |
декабрь | Познавательное занятие «Как живут и чем занимаются люди на Севере?» Защита проекта «Верные помощники народов Севера» Рисование «Собаки и олени – верные помощники на Севере» Чтение художественной литературы «Чтение рассказа А. Члёнова «Из книги «Как Алеша жил на Севере» «Как олешек нашелся» Просмотр мультфильма «Снежная королева» Защита проекта «Одежда народов Севера» Рисование «Костюм народов Севера» Защита проекта «Жилища народов Севера» Рисование «Чум» Защита проекта «Национальная кухня северян» Музыкальная деятельность. Разучивание музыкальных игр народов Севера. |
| |
январь | Познавательное занятие «Уклад жизни народов Севера» Чтение художественной литературы «Невеста северного ветра» Е.Трофимов Защита проекта «Промыслы народов Севера» Защита проекта «Обычаи и традиции народов Севера» Познавательное занятие «Народные промыслы Севера» Аппликация «Северный орнамент» Музыкальная деятельность. Разучивание танцев «Танец мастериц», «Танец рыболовов» Музыкальная сказка «Девочка – хвощинка» |
февраль | Познавательное занятие «Национальные праздники» Защита проекта «Танцы народов Севера» Музыка «Музыка народов Севера», серия занятий «Северные напевы» Защита проекта «Музыкальные инструменты Севера» Защита проекта «Национальные игры и состязания» Спортивно – музыкальный досуг «Выручаем Аркуту» Музыкальная деятельность. Разучивание хоровода «Хэдье», разучивание танца «Чайки». |
| |
март | Познавательное занятие «Медвежий праздник» Чтение художественной литературы «Сказка «Медвежонок и олень» Защита проекта «Оленеводы» Познавательное занятие «Народная мудрость Севера» Чтение художественной литературы «Чтение эвенской сказки «Кукушка» Игра – драматизация «Кукушка» Музыкальная деятельность «Праздник Севера» Театрализация сказки «Птички – сестренки» |
апрель | 1.Познавательное занятие «Охотский район» 2.Защита проекта «Великие люди Севера» 3.Защита проекта «Недровые богатства Севера» 4.Музыкальная деятельность. Разучивание танца «Танец охотников» 5.Музыкально-театрализованная деятельность. Сказка «Непослушный медвежонок» |
| |
май | Познавательное занятие «Как сохранить природу Севера?» Викторина «Что мы знаем о Севере?» Музыкальная деятельность. Досуг «Северная сторонка» Презентация проекта в форме досуга «Путешествие по Северу нашей страны» |
Использованные источники:
1.Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 2009.
2.Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 2012
3.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 2006.
4.История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.
5.Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 2011.
6.Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 2007.
7.Николаева С.Н. «Патриотическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 2008.
8.С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003.
9.Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
10.Т.А. Шорыгина «Беседы о русском Севере» (Методические рекомендации). – М.; ТЦ Сфера, 2008
11.О.А. Ботякова «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи, Фольклор». ^ Наглядно-методическое пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
12.Журнал «Дошкольное воспитание» № 11/2010, 35-42
13.Т.Н.Вострухина «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения». Опыт работы ДОУ города Москвы, - М.: Школьная Пресса, 2010
14.С.Н.Федорова «Этнокультурное развитие детей», психолого-педагогическое сопровождение, 2013
15.О.С.Щербакова «Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга, 2014
16.Л.В.Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»,2011
17. Г.И. Репринцева, Н.Р.Азизова «Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России»,2016
18. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003. 142 с.; Материалы альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»
19. Н.Б.Романенко «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность» Методическая разработка, Николаевск-на Амуре,2012
20. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
21. Архивные статьи музея им. Морокова р.п.Охотск
Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью:
Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.
Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.
Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.
Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.Ярославль, 2007
Список художественной литературы для чтения детям:
Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.
Е.Трофимов « Сказки Золотого оленя», 1997
Е. Трофимов « Невеста Северного ветра», 2002