Программа дополнительного образования «Радуга творчества»
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования…………… 2 -12
1.1 Пояснительная записка …………………………………………………….........................3 - 6
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………........................ 6 - 7
1.3. Содержание учебного плана программы …………………..............................7 -11
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы …………………………………………………………………………..................................................11 - 12
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий………....12 - 21
2.1 Календарный учебный график …………………………………………..........................12 - 16
2.2. Условия реализации программы ………………………………………..........................16 - 17
2.3. Формы аттестации и их периодичность ……………………………………........................ 17
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………….............................. 17 - 18
2.5. Методические материалы ……………………………………………................................18- 20
2.6 Список литературы…………………………………………………….................................. 20 - 21
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга творчества» художественной направленности разработана в соответствии с:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разно уровневые программы)»;
3. Приказа Министерства просвещения РФ от 11 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
4. Приказа Минпросвещения Росси от 05.09.2019 № 470 № «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196»;
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196»;
6. Постановления Главного Государственного санитарного врача «Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказа ГАУ ДПО «АмИРО» от 15.09.2020г № 273 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
9. Распоряжением Правительства Амурской области от 09.11.2022 № 646-р «О реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030года в Амурской области»;
10. Устава МАОУ Юбилейненская СОШ;
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Актуальность программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Новизной программы «Радуга творчества» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Педагогическая целесообразность программы:
из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на широкий возрастной диапазон учащихся от 7 до 17 лет. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным условием является желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью.
Личностно-психологические особенности программы: При организации занятий учитываются психологические особенности группы детей, которые занимаются в объединении: обучающимся предлагается смена вида художественной деятельности (живопись, графика), смена техник выполнения работ (гуашь, цветной карандаш, фломастер, пастель, масляная пастель, гелиевая ручка, акриловые краски), вариативность тем, возможность выбора техники исполнения своей работы, цветового решения. В зависимости от возраста планируется сложность и загруженность учебного материала.
Объем и срок освоения программы. Объем программы – 36 часов.
Программа рассчитана на 2023-2024 учебный год. Срок реализации программы 36 недель. Период обучения с 15 сентября 2023 по 31 мая 2024 года.
Форма обучения – очная.
Уровень программы: базовый
Режим занятий продолжительность и периодичность:
Программа рассчитана на 36 академических часов. Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Наполняемость группы. Занятия проводятся в группе до 15 человек.
Группа разновозрастная, постоянная.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.
Это определило следующие задачи программы:
Обучающие:
формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
формировать умения по изо-деятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Развивающие:
Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
Воспитывающие:
Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п\п | Наименование раздела, занятия | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1. Введение | 1 | 0,5 | 0.5 | ||
1.1 | Тема: Техника безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос | |
2 | Раздел 2. Волшебница осень | 8 | 0,5 | 7,5 | ||
2.1 | Рисование «Воспоминания о лете» | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | |
2.2 | Рисование «В осеннем парке» | 2 | 2 | наблюдение | ||
2.3 | Рисование «Дождливый осенний день» | 2 | 2 | наблюдение | ||
2.4 | Рисование «Поздняя осень» | 2 | 2 | тестирование | ||
3. | Зимняя сказка | 10 | 0,5 | 9,5 | ||
3.1 | Рисование «Белое кружево зимы» | 3 | 0,5 | 2,5 | опрос | |
3.2 | Рисование «Рождественская ночь» | 2 | 2 | наблюдение | ||
3.3 | Рисование «Зимняя сказка» | 2 | 2 | наблюдение | ||
3.4 | Рисование «Зимняя ночь в лесу» | 3 | 3 | тестирование | ||
4. | Мир заповедной природы | 7 | 0,5 | 6,5 | ||
4.1 | Рисование «Сохраним амурского тигра!» | 3 | 0,5 | 2,5 | опрос | |
4.2 | Рисование «Планета заболела» | 2 | 2 | наблюдение | ||
4.3 | Рисование «Журавль – птица мира» | 2 | 2 | тестирование | ||
5. | Яркие краски весны | 9 | 0,5 | 8,5 | ||
5.1 | Рисование на тему «Весеннее пробуждение» | 3 | 0,5 | 2,5 | опрос | |
5.2 | Рисование «Пасхальное разноцветье» | 2 | 2 | наблюдение | ||
5.3 | Рисование «Яблони в цвету» | 2 | 2 | наблюдение | ||
5.4 | Рисование на тему «Май-45» | 2 | 2 | наблюдение | ||
6 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | |
Итого: | 36 | 3 | 33 |
Содержание учебного плана
1. Введение
1.1. Тема: Композиция. Линия горизонта.
Теория: Ознакомление обучающихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка. Понятие о композиции, средства и приемы. Знакомство с законами перспективы и их влиянием на изображение предметов в пространстве.
Практика: Зарисовки. Рисуем перспективу дороги.
Контроль: опрос
2.Волшебница осень
2.1. Тема: «Воспоминания о лете»
Теория: Передача летнего настроения в композиции. Значение рисунка и цвета в работе художника. Тон, линия, пятно, соотношение белого и черного. Штрихи, мазки.
Практика: Рисуем летний пейзаж.
Контроль: опрос
2.2. Тема: Рисование «В осеннем парке».
Теория: Развитие чувства ритма. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета. Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты. Воспитание чувства сострадания ко всему живому.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: наблюдение
2.3. Тема: Дождливый осенний день.
Теория: Умение построения композиции, выразительные возможности линий, многообразие линий, толстые, тонкие, изящные, спокойные. Умение видеть линии в окружающей нас действительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез, суровая мощь старых дубовых веток.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: наблюдение
2.4 Поздняя осень
Теория: Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Упражнения на заполнение свободного пространства на листе.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: тестирование
3.Зимняя сказка
3.1. Тема: Рисование «Белое кружево зимы».
Теория: Совершенствование навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Отработка в упражнениях разных штрихов и мазков.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: опрос
3.2. Тема: Рисование «Рождественская ночь».
Теория: Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, развитие видения цвета; понятие о цветовой гармонии, умение находить образы в бесформенных цветовых пятнах.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: наблюдение
3.3. Тема: Зимняя сказка
Теория: Техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Понятие об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности. Правильное обращение с художественными материалами. Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью. Получение различных цветов и их оттенков. Холодная цветовая гамма. Цвета, входящие в холодную гамму. Плавный переход из цвета в цвет.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: наблюдение
3.4. Тема: «Зимняя ночь в лесу».
Теория: Развитие чувства ритма. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета. Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: тестирование
4.Мир заповедной природы
4.1 Рисование «Сохраним амурского тигра!»
Теория: Развитие наблюдательности за растительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты. Воспитание чувства сострадания ко всему живому.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: опрос
4.2 Рисование «Планета заболела»
Теория: Перспектива в изображении. Передний и задний план. Жанровая композиция. Теплая цветовая гамма. Свет, тень, блики.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: наблюдение
4.3 Рисование «Журавль – птица мира»
Теория: Композиция рисунка на листе.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: тестирование
5. Яркие краски весны.
Теория: правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Свет, тень, блики. Изображение букета полевых цветов, выполнение фона в цвете, работа в цвете акварелью.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: опрос
Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования. Композиция рисунка на листе. Цветовая гамма.
Умение передавать пространство в цвете. Законы цветовой композиции.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: наблюдение
5.2 Рисование «Пасхальное разноцветье»
Теория: декоративные приемы в изображении. Сочетания цветов. Динамика в изображении. Рисование методом тычка (понятие, способ выполнения, инструменты).
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: наблюдение
5.3 Рисование «Яблони в цвету»
Теория: пейзаж – как жанр изобразительного искусства. Способ выполнения плавного перехода одного цвета в другой. Формирование чувства композиции и ритма.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль: наблюдение
5.4. Тема: Рисование на тему «Май-45»
Теория: Исторический жанр в исполнении художников. Подвиг советского солдата.
Практика: Выполнение творческих работ.
Контроль:
4.2. Тема: Рисование «Цветы в саду»
Теория: правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Свет, тень, блики. Изображение цветов, выполнение фона в цвете, работа в цвете акварелью.
Практика: прорисовка неба и облаков. Прорисовка дерева, куста. Выполнение рисунка домика, цветочных кустов. Нанесение цвета. Прорисовка цветочных кустов на переднем плане. Работа по представлению.
Контроль: наблюдение
5. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы.
Контроль: тестирование
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы
Планируемые результаты.
За пройденный год обучения о программе «Радуга творчества» учащиеся должны
Знать:
• Основы композиции, перспективы, орнамента и цветоведения;
• Разнообразие материалов и изобразительные средства;
• Некоторые понятия, термины изобразительного искусства, дизайна и декоративно - прикладного творчества;
• Технологию того или иного творчества;
•Разнообразие выразительных средств.
Уметь:
• Пользоваться художественными материалами и инструментами;
• Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;
• Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные композиции;
• Выбирать средства для выражения замысла;
• Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания;
• Составить композицию, учитывая законы композиции;
• Уметь подбирать гармоничную цветовую гамму;
• Правильно использовать художественные материалы;
• Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом;
• Участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения творческого задания и т.д.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
№ п/п | месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 15 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 1 | Введение. Техника безопасности. | Кабинет начальных классов | опрос |
2 | Сентябрь | 22 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Воспоминания о лете» | Кабинет начальных классов | опрос |
3 | Сентябрь | 29 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Воспоминания о лете» | Кабинет начальных классов | опрос | |
4 | Октябрь | 06 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «В осеннем парке» | Кабинет начальных классов | наблюдение |
5 | Октябрь | 13 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «В осеннем парке» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
6 | Октябрь | 20 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Дождливый осенний день» | Кабинет начальных классов | наблюдение |
7 | Октябрь | 27 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Дождливый осенний день» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
8 | Ноябрь | 03 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Поздняя осень» | Кабинет начальных классов | тестирование |
9 | Ноябрь | 10 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Поздняя осень» | Кабинет начальных классов | тестирование | |
10 | Ноябрь | 17 | 15.00-15.40 | Мастер-класс | 3 | Рисование «Белое кружево зимы» | Кабинет начальных классов | наблюдение |
11 | Ноябрь | 24 | 15.00-15.40 | Мастер-класс | Рисование «Белое кружево зимы» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
12 | Декабрь | 01 | 15.00-15.40 | Мастер-класс | Рисование «Белое кружево зимы» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
13 | Декабрь | 08 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Рождественская ночь» | Кабинет начальных классов | Выставка работ за первое полугодие |
14 | Декабрь | 15 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Рождественская ночь» | Кабинет начальных классов | Выставка работ за первое полугодие | |
15 | Декабрь | 22 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Зимняя сказка» | Кабинет начальных классов | опрос |
16 | Декабрь | 29 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Зимняя сказка» | Кабинет начальных классов | опрос | |
17 | Январь | 05 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 3 | Рисование «Зимняя ночь в лесу» | Кабинет начальных классов | наблюдение |
18 | Январь | 12 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Зимняя ночь в лесу» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
19 | Январь | 19 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Зимняя ночь в лесу» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
20 | Январь | 26 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 3 | Рисование «Сохраним амурского тигра!» | Кабинет начальных классов | наблюдение |
21 | Февраль | 02 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Сохраним амурского тигра!» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
22 | Февраль | 09 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Сохраним амурского тигра!» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
23 | Февраль | 16 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Планета заболела» | Кабинет начальных классов | тестирование |
24 | Март | 01 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Планета заболела» | Кабинет начальных классов | тестирование | |
25 | Март | 15 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Журавль – птица мира» | Кабинет начальных классов | опрос |
26 | Март | 22 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Журавль – птица мира» | Кабинет начальных классов | опрос | |
27 | Март | 29 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 3 | Рисование на тему «Весеннее пробуждение» | Кабинет начальных классов | наблюдение |
28 | Апрель | 05 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование на тему «Весеннее пробуждение» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
29 | Апрель | 12 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование на тему «Весеннее пробуждение» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
30 | Апрель | 19 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Пасхальное разноцветье» | Кабинет начальных классов | наблюдение |
31 | Апрель | 26 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Пасхальное разноцветье» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
32 | Май | 03 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование на тему «Май-45» | Кабинет начальных классов | тестирование |
33 | Май | 10 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование на тему «Май-45» | Кабинет начальных классов | тестирование | |
34 | Май | 17 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 2 | Рисование «Яблони в цвету» | Кабинет начальных классов | наблюдение |
35 | Май | 24 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | Рисование «Яблони в цвету» | Кабинет начальных классов | наблюдение | |
36 | Май | 31 | 15.00-15.40 | Учебное занятие | 1 | Итоговое занятие | Кабинет начальных классов | Выставка работ за первое полугодие |
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 (СП 2.4.43648 -20, пункт 3.6.2,)
Срок обучения | 2023-2024 учебный год |
Начало учебного года | 15.09.2023 |
Окончание учебного года | 31.05.2024 |
Количество учебных недель | 36 недель |
Количество часов за весь период обучения | 36 часов |
Продолжительность занятия (академический час) | 40 мин |
Периодичность занятий | 1 раз в неделю по 1 часу |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-проектор,
-компьютер для обеспечения успешного выполнения программы используются следующие
материально-технические ресурсы:
-наличие светлого и просторного кабинета для занятий,
-удобной мебели,
-иллюстративно – информационного стенды;
обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами:
- краски акварельные, гуашевые;
-карандаши простые (Т, ТМ, М),
-пастельные мелки;
-кисти «белка», «колонок», синтетические и щетинные разных размеров и форм;
- бумага акварельная разных форматов;
-элементы: букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий;
наглядно-теоретическая база в виде пособий:
- репродукций и живописных работ, иллюстраций;
-альбомы по разным видам росписей;
-дидактический и раздаточный материал.
Кадровое обеспечение: учитель
Информационное обеспечение: Раздаточные материалы, задания, анкеты, аудио-и видео-фотоматериалы необходимые для демонстрации, презентации, электронные образовательные ресурсы; библиотека.
Интернет ресурсы:
1.Государственный Эрмитаж
http://www.hermitagemuseum.org/
2. Искусство России http://www.artrussia.ru/
3. Энциклопедия «Все о живописи» http://jivopis.ru
4. Абстракция: живопись и графика http://www.angelfire.com/art2/abstract2
5. Основы рисунка http://www.drawtraining.ru/
6. Электронный научный журнал "Педагогика искусства"
7. http://www.art-education.ru/AE-magazine/for-authors.htm
2.3.Формы аттестации и их периодичность
Оценка образовательных результатов, обучающихся по программе осуществляется в ежедневном наблюдении педагога за обучающимися, правильностью понимания заданий и их выполнения.
Для определения результативности освоения программы и отражения достижений обучающихся используются следующие формы контроля/аттестации: наблюдение, зачет, тестирование.
Текущий контроль включает:
тестирование,
зачет по теме.
Итоговый контроль:
Формы отслеживания и фиксации результатов:
журнал посещаемости;
грамота, диплом.
Участие в конкурсах
2.4 Оценочные материалы
Обучающийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».
Критерии выставления оценки «зачтено»:
Оценки «зачтено» заслуживает обучающийся, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой.
Оценка «зачтено» выставляется обучающимся, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, демонстрирующие систематический характер знаний по предмету.
Оценкой «зачтено» оцениваются обучающиеся, показавшие знание основного учебного материала в минимально необходимом объеме, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что обучающийся обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством педагога.
Критерии выставления оценки «не зачтено»:
Оценка «не зачтено» выставляется обучающимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают результаты учащихся, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение | ||||||
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Методы приемы | ТСО наглядность | Форма контроля | |
Текущий | итоговый | |||||
1 | Введение. Техника безопасности. | Коллективная | Словесные (беседа, инструктаж, история, игры – знакомства) | Инструкция по технике безопасности | опрос | |
2-3 | Рисование «Воспоминания о лете» | Учебное занятие | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | Репродукции картин, презентация | опрос | |
4-5 | Рисование «В осеннем парке» | Учебное занятие | Репродуктивные, объяснительные, иллюстративные | Репродукции картин, презентация | наблюдение | |
6-7 | Рисование «Дождливый осенний день» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | наблюдение | |
8-9 | Рисование «Поздняя осень» | Учебное занятие | Репродуктивные, объяснительные, иллюстративные | Репродукции картин, презентация | опрос | тестирование |
10-12 | Рисование «Белое кружево зимы» | Мастер-класс | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | опрос | |
713-14 | Рисование «Рождественская ночь» | Учебное занятие | Репродуктивные, объяснительные, иллюстративные | Репродукции картин, презентация | наблюдение | |
15-16 | Рисование «Зимняя сказка» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | наблюдение | |
17-19 | Рисование «Зимняя ночь в лесу» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | наблюдение | тестирование |
20-22 | Рисование «Сохраним амурского тигра!» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | опрос | |
23-24 | Рисование «Планета заболела» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | наблюдение | |
25-26 | Рисование «Журавль – птица мира» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | тестирование | |
27-29 | Рисование на тему «Весеннее пробуждение» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | опрос | |
130-31 | Рисование «Пасхальное разноцветье» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | Репродукции картин, презентация | наблюдение | |
332-33 | Рисование на тему «Май-45» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктивный, творческий | презентация | наблю-дение | |
34-35 | Рисование «Яблони в цвету» | Учебное занятие | Проблемное изложение, продуктив-ный, творче-ский | Репродукции картин, презентация | тестирование | |
36 | Итоговое занятие | Праздник. | Выставка работ | Награждение |
Список литературы
Литература для педагога:
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества. Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:Просвещение, 2005
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. ВЛАДОС, 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
Литература в адрес родителей:
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Литература в адрес обучающихся:
Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983