Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации воспитанников, проживающих в интернате, ГБОУ НСО «СКК» «РАЗУМ СЕРДЦА»

2
0
Материал опубликован 25 October 2023

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«СИБИРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА










Программа

духовно-нравственного развития, воспитания и социализации воспитанников, проживающих в интернате, ГБОУ НСО «СКК»

«РАЗУМ СЕРДЦА»






Автор-составитель:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Н.В. Штабная










Новосибирск 2019

Программа рассчитана на воспитанников 5 – 11 классов.

Задачи: Данная Программа формирует личностную, семейную и социальную культуру подростков.

Результат: Воспитанник должен стать личностью самостоятельно мыслящей, способной решать сложные задачи и брать на себя ответственность, любящей свое Отечество, способный постоять за него.

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития воспитания и социализации воспитанников, проживающих в интернате, ГБОУ НСО «СКК» «РАЗУМ СЕРДЦА» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова (Стандарты второго поколения) обозначен современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На данный идеал ориентирована и Программа духовно-нравственного развития воспитания и социализации воспитанников, проживающих в интернате, ГБОУ НСО «СКК» «РАЗУМ СЕРДЦА» на период 2020 - 2023 учебного года. Интернат благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить воспитание высокой нравственности, толерантности, интеллектуальности, коммуникативности, краеведческой грамотности и патриотизма.
Программа обеспечивает духовно-нравственное развитие воспитанников на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя педагогический процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы:

1 раздел – цель и задачи воспитания и социализации воспитанников. Ценностные установки воспитания и социализации подростков;

2 раздел – основные направления и ценностные основы воспитания и социализации детей – представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания и социализации воспитанников, раскрываются основные подходы к организации воспитания детей;

3 раздел – содержание программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации подростков – в каждом из направлений воспитания и социализации детей, которые представлены в виде блоков, раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей;

 4 раздел – совместная деятельность интерната, семьи и общественности по формированию воспитания и социализации воспитанников, формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности интерната, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей;

 5 раздел – мониторинг духовно-нравственного развития, воспитания и социализации воспитанников (методика и инструментарий);

6 раздел - планируемые результаты воспитания и социализации воспитанников – определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у подростков по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.


Программа духовно-нравственного развития воспитания и социализации воспитанников, проживающих в интернате, ГБОУ НСО «СКК» «РАЗУМ СЕРДЦА» реализуется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

воспитание нравственных чувств и этического сознания;

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Каждое направление представлено в виде блока, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с воспитанниками). Также, в каждом блоке определены условия совместной деятельности интерната с семьями детей, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию подростков, обозначены формируемые компетенции, отражающие пути реализации данного блока.


Цель и задачи программы

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель: Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания компетентного гражданина России, готового к реализации личностного потенциала через разнообразную, творческую, духовно насыщенную деятельность и способного к социализации в обществе.

Задачи в области формирования личностной культуры:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России и формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности воспитанников к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

Задачи в области формирования социальной культуры:

осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая, взрослые и социальные сообщества; участие самоуправлении интерната и общественной жизни

Задачи в области формирования семейной культуры:

осознание значения семьи в жизни человека и общества;

принятие ценности семейной жизни.


Ценностные установки воспитания и социализации воспитанников

Содержанием воспитания и социализации воспитанников являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включение ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


Основные направления

воспитания и социализации воспитанников


Организация воспитания и социализации воспитанников интерната в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.

стремление активно участвовать в делах интерната, корпуса, семьи, города;

любовь к школе, своему городу, малой Родине, народу России;

уважение к защитникам Отечества;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в интернате, корпусе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различие хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации мероприятий в группе интерната.

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, форменному обмундированию, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива, коллектива интерната);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

представления о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания подростков

Содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде блокакоторый содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы работы с воспитанниками). Также, в каждом блоке определены условия совместной деятельности интерната с семьями воспитанников, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию подростков, обозначены формируемые компетенции отражающие пути реализации данного блока.


Блок «Я - гражданин»

1. Направление: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

Получение знаний:

о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

о символах государства – Флаге, Гербе России;

об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах.

Проявлять:

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края;

стремление активно участвовать в делах группы, класса, школы, семьи, своего села, малой Родины, своей страны;

любовь к образовательному учреждению, своему городу, области, народу России;

уважение к защитникам Отечества;

умение отвечать за свои поступки.

Основные направления работы. Формы работы

Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;

формирование гражданского отношения к Отечеству;

воспитание верности духовным традициям России;

развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

воспитательские занятия, посвященные Международному Дню толерантности;

выпуск стенгазеты «Россия – родина моя»; «Я – гражданин России», посвященная Дню Конституции;

День космонавтики;

акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);

час мужества «Ты же выжил, солдат!»;

«Волна Памяти» (мероприятия, посвященные Дню Победы);

День России;

презентация «Бритоголовая нация» (против экстремизма);

интеллектуальные игры;

участие в городских, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах правовой, патриотической и краеведческой направленности;

участие в параде победы на пл. Ленина 9 мая (ежегодно);

участие в детских объединениях, секциях, кружках по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и интерната:

привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

изучение семейных традиций;

систематическая связь с родственниками и законными представителями по мобильной связи и очно;

индивидуальные беседы по необходимости и в выходные дни при передаче воспитанников в увольнение;

организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

подготовка видео поздравлений для родителей (законных представителей).

Формируемые компетенции:

Формируется личность воспитанника, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


Блок «Я – человек»

2. Направление: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

Получение знаний

о базовых национальных российских ценностях;

различия хороших и плохих поступков;

о правилах поведения в интернате, школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

Проявлять:

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

правила этики, культуры речи;

стремиться избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

иметь представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

иметь отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Основные направления работы. Формы работы

Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

формирование духовно-нравственных ориентиров;

формирование гражданского отношения к себе;

воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

развитие самосовершенствования личности.

День знаний;

День пожилого человека – проект «Вы чье, старичье?», праздничное мероприятие «Чтобы мир стал добрее»;

День учителя; выпуск поздравительной газеты; поздравление учителей;

День матери; 8 марта; выпуск поздравительных газет; оформление стенда; запись видео поздравлений;

благотворительная акция «Посылка солдату»;

КТД «Рождество и новый год у ворот»;

мероприятия ко Дню защитника Отечества, праздничная программа «Отчизны славные сыны»;

участие в школьных конференциях; защита проектов;

«Своя игра» «Семья»;

совместные мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность, встречи);

беседы с воспитанниками «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;

вовлечение детей в детские объединения, секции, кружки по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и интерната:

оформление информационных стендов;

тематические родительские собрания;

систематическая связь с родственниками и законными представителями по мобильной связи и очно;

индивидуальные беседы по необходимости и в выходные дни при передаче воспитанников в увольнение.

организация и проведение совместных праздников;

благотворительная акция «Посылка солдату»;

индивидуальные консультации для родителей (законных представителей).

Формируемые компетенции:

знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.


Блок «Я и труд»

3. Направление: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

Получение знаний

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

об основных профессиях;

ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации мероприятий группы.

Уметь:

проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении заданий, поручений;

соблюдать порядок на рабочем месте и месте проживания (в комнате);

бережно относиться к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу, учебникам, личным вещам.

Основные направления работы. Формы работы

Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость.


формирование у воспитанников осознания принадлежности к школьному коллективу и коллективу группы;

стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

воспитание сознательного отношения к учебе, труду;

развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях;

мероприятия по благоустройству группы, созданию уюта в комнате проживания, интернате;

полезная хозяйственная деятельность;

фотоконкурс «Золотая осень»;

акция «Мастерская Деда Мороза»;

оформление группы к Новому году;

акции по сбору макулатуры;

участие в творческих конкурсах города, области и т. п;

конкурсные, познавательно развлекательные, и коллективно-творческие мероприятия вовлечение детей в детские объединения, секции, кружки по интересам;

Акция «Трудовой десант».

Совместная педагогическая деятельность семьи и интерната:

организация встреч-бесед с родителями;

участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых мероприятий.

Формируемые компетенции:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

знания о различных профессиях;

навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.


Блок «Я и здоровье»

4. Направление: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда физической культуры, спорта.

Задачи:

Получение знаний

о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;

овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;

понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;

влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);

опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;

отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких.

Основные направления работы. Формы работы

Забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья воспитанников;

воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

пропаганда физической культуры и здорового образа жизни; беседы, оформление газет, плакатов.

конкурс рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни – что это такое?» и т.п.

«Декада ЗОЖ»

просмотр презентации «Польза утренней зарядки»;

акция «Я выбираю спорт!»;

беседы врача «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;

участие в олимпиадах;

вовлечение воспитанников в секции по различным видам спорта во внеурочное время;

спортивные мероприятия (шашки, шахматы, футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, плавание и др.)

участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях учреждения и за пределами учреждения;

проведение профилактической работы по профилактике вредных привычек у воспитанников: акции, диспуты, интерактивные игры.

Совместная педагогическая деятельность семьи и интерната:

дистанционные родительские собрания по профилактике табакокурения, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

беседы на тему:

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;

- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

распространение буклетов для родителей по вопросам профилактики употребления ПАВ «Это необходимо знать».

Формируемые компетенции:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


Блок «Я и природа»

5. Направление: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

Основные направления работы. Формы работы

Родная земля, планета Земля, экологическое сознание.

воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

воспитание гуманистического отношения к людям;

формирование эстетического отношения воспитанников к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

воспитание экологической грамотности.

тематические занятия, посвященные проблемам экологии;

акция по сбору макулатуры;

организация и проведение походов выходного дня;

участие в городских, областных конкурсах по экологии;

вовлечение детей в детские кружки, объединения, секции по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и интерната:

привлечение родителей для совместной работы;

выставка достижений воспитанников для родителей.

Формируемые компетенции:

ценностное отношение к природе;

опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

опыт участия в природоохранной деятельности в образовательном учреждении, на территории «СКК»;


Блок «Я и культура»

6. Направление: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

Получение знаний

о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду.

Основные направления работы. Формы работы

Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

воспитание у детей чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;

формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;

формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.

выполнение творческих заданий на самоподготовке по разным предметам;

посещение учреждений культуры;

Участие в строевых смотрах;

Последний звонок;

участие в творческих конкурсах;

участие в мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность);

экскурсии в театры, музеи;

вовлечение воспитанников в детские кружки, объединения, секции.

Совместная педагогическая деятельность семьи и интерната:

участие в коллективно-творческих делах;

привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

участие в художественном оформлении группы к праздникам, мероприятиям.

Формируемые компетенции:

умения видеть красоту в окружающем мире;

умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.


Основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации воспитанников.


Направление

Задачи

Содержание

Виды деятельности

Я гражданин

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского

государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.

Воспитать интерес к общественным явлениям, понимании активной роли человека в обществе. Сформировать

представление о народах России, об их общей исторической судьбе, о

единстве народов нашей страны.

Воспитать уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также ценностное отношение к

национальным языкам других народов.

Сформировать любовь к своему краю, учреждению, представления о национальных

героях (защитниках Родины) и важнейших событиях истории России и её народов.

Сформировать потребность

активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего края и умение отвечать за свои поступки.

Политическое устройство Российского государства, его институты, их роль в жизни общества. Важнейшие законы РФ. Символы государства Участие граждан в общественном управлении.

Права и обязанности

гражданина России. Активная роль человека в обществе. Русский язык как государственный язык межнационального общения.

Народы России. Их общая

историческая судьба и единство. Национальная культура и язык. Важнейшие события истории России. Национальные герои (защитники Родины).

Государственные праздники, важнейшие события в жизни России, субъекта РФ, края (населенного пункта).

Ознакомление учащихся с правилами проживания в интернате.

Занятие «Мои права и обязанности».

Самоуправление «Выбор актива группы», ознакомление с обязанностями.

День Знаний.

Беседа, оформление стенда «День народного единства».

Декада правовых знаний. Блиц-урок «Всеобщая декларация прав человека». Викторины, конкурсы по правовой тематике. Круглый стол «Право выбора», «Я имею право». Книжная выставка «Закон. Конвенция. Право».

Ролевая игра «Мои права».

Беседа, оформление стенда День Конституции РФ. Использование символов РФ при проведении мероприятий. Месячник оборонно- массовой и спортивной работы «Святое дело Родине служить!». Беседы, просмотр видео-роликов связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Рейд «Интернат мой второй дом».

Мероприятие ко Дню защитника Отечества.

Участие воспитанников и педагогов в конкурсах и проектах «Рисуем победу», «Письмо солдату», «Старшему брату-нашему солдату».

Оформление стенда «День памяти воинов-интернационалистов». Турнир знатоков истории о ВОВ».

Единый день профилактики правонарушений.

Вечера чтения художественной литературы

посвященные Великой Отечественной войне и героям России. Конкурс чтецов «Дети о войне». Создание выставочных экспозиций «Они сражались за родину», «Их именами названы улицы», «Их именами славится Россия». Инструктажи по ПДД и ТБ.

Экскурсии по городу, выход в музеи, театры, кинотеатры, ПКиО города. Оформление тематический стендов. 1 мая.

Возложение цветов. Монумент славы.

Участие в акции «Вахта памяти», экспедициях «Поиск МГиВ», параде победы на пл. Ленина.

Участие в городских, районных, международных конкурсах реализующих программы гражданского и патриотического воспитания.

Я и человек

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.


Сформировать первоначальное представление о базовых

национальных российских ценностях, о хороших и плохих поступках.

Сформировать

представление о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, общественных местах.

Сформировать уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Сформировать элементарные

представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

Сформировать представления о возможном негативном влиянии на морально – психологическое

состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

Базовые национальные

российские ценности. Правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе. Хорошие и плохие поступки. Семья, взаимоотношения в семье, со сверстниками, старшими и младшими. Отношения в коллективе. Религиозная

картина мира. Роль

традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. Аморальные поступки. Влияние на морально – психологическое состояние человека компьютерных игр, кино,

телевизионных передач, рекламы.

Беседа-инструктаж «Ознакомление с основными правилами поведения в школе, интернате, общественных местах».

Единый День толерантности Занятия и беседы

нравственно этического содержания.

Беседа-диалог «Традиции нашей семьи».

Проведение календарных праздников:

«День пожилого человека», «Чтобы мир стал добрее», «День отца», «Новый год»,

«День защитника Отечества», «8 марта»,

«День Победы», «День матери». Выпуск поздравительных газет, оформление стендов совместно с воспитанниками, запись видео-поздравлений для родителей/законных представителей проживающих отдалённо. Проведение традиционных праздников. КТД. Совместные мероприятия с библиотекой, акция «Доктор книг», «Библиотеке наша помощь», «Библиотека принимает поздравления и подарки». Рейд по сохранности школьных учебников. Участие в городских, районных, международных творческих конкурсах. Диспуты, беседы, круглые столы. Оформление тематических стендов: «Компьютерная зависимость: привычка, болезнь, опасность?», «Компьютерная зависимость у подростков», «Влияние гаджетов на человека», «Правила пользования гаджетами в образовательном учреждении, общественных местах». «Я и телевизор».

Я и труд

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Сформировать первоначальное представление о нравственных основах учебы, ведущей роли

образования, труда и значение творчества в жизни человека и общества.

Воспитать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

Сформировать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности.

Сформировать элементарные

представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества. Сформировать элементарные представления об основных профессиях.

Сформировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно – трудовых

проектах.

Сформировать умение проявлять дисциплинированность,

последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно -

трудовых заданий.

Сформировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу и имуществу группы, личным вещам.

Нравственные основы учебы. Ведущая роль образования. Труд и значение его в жизни человека и общества. Творческая деятельность. Учеба как вид творческой

деятельности. Роль знаний, науки, современного

производства в жизни человека и общества. Представление об основных профессиях. Формы коллективной работы, в том числе проектная деятельность.

Свойства личности в

достижении поставленных целей в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Правила поведения на рабочем месте. Уважение к результатам своего труда, труда других людей. Бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Ознакомление учащихся с Уставом ОЦ.

Участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах. Экскурсии. Дежурство в группе соответственно графику дежурств. Работа самоуправления. Отчёт и наставничество старшего дежурного. Полезная хозяйственная деятельность. Трудовой десант. Рейд по сохранности школьных учебников и принадлежностей. Мастер-класс «Форменное обмундирование. Правильный уход и правила хранения». Смотр комнат. Уют и порядок. Конкурс на лучшую комнату в интернате. Оформление папок творческих работ воспитанников. «Мастерская Деда Мороза». Изготовление поделок и открыток к праздникам для учителей и родителей/законных представителей. Презентации учебных, творческих

Достижений воспитанников.

«Игры викторины». Участие в областных, районных конкурсах, акциях. Участие в строевых смотрах.

Я и здоровье


Сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников.

Сформировать элементарное

представление о единстве и

взаимовлиянии различных видов

здоровья человека: физического,

нравственного (душевного),

социально – психологического

(здоровья семьи

коллектива группы).

Сформировать понимание

важности физической культуры и

спорта для здоровья человека, его

образования, труда т творчества.

Сформировать знания и умение

выполнять санитарно гигиенические правила, соблюдать

здоровьесберегающий режим дня.



Понятие о своем здоровье, здоровье родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников. Представление о различных

видах здоровья (физическом,

нравственном, социально –

психологическом). Физическая

культура и спорт. Санитарно –

гигиенические правила.

Здоровьесберегающий режим

дня. Природа и человек.

Влияние компьютерных игр,

телевидения и рекламы на

здоровье человека.

Дни Здоровья, «Декада ЗОЖ»

Тематические беседы. «Режим дня подростка». «Личная гигиена юноши», «Чистота – залог здоровья», «Правильное питание». Выпуск тематических газет, оформление стендов. Посещение спортивных секций и кружков во внеурочное время. Участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях. Просмотр фильмов, видео-роликов на тему ЗОЖ. Просмотр презентации подготовленной воспитанниками «Польза утренней зарядки», «Мы против вредных привычек». Акция «Я выбираю спорт!»

Тематические беседы

Классные часы

Конкурс рисунков и плакатов.

«Мы – за здоровый образ

жизни».

Встречи с медицинскими

Работниками. Профилактическая работа по профилактике вредных привычек. Акции, диспуты. Интерактивные игры.

Я и природа

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.


Сформировать интерес к природе,

природным явлениям и формам

жизни.

Сформировать понимание

активной роли в природе.

Сформировать элементарный

опыт природоохранительной

деятельности.

Воспитать бережное отношение к природе.

Экокультурные ценности,

традиции этического отношения к природе и культуре народов

России, других стран. Нормы

экологической этики.

Экологическая грамотность

взаимодействия человека с

природой. Правила

экологически грамотного

поведения в природе (в ходе

экскурсий, прогулок,

туристических походов и

путешествий по родному

краю). Природоохранительная

деятельность (в школе, в группе, на

территории «СКК»,

экологические акции, десанты. Уход за комнатными растениями в группе. Пересадка. Полив и т.п.

Очистка

доступных территорий от

мусора, подкормка птиц т.д.).

Экологические проекты. Детско

юношеские общественные

организации и их роль.

Совместная деятельность семьи

и интерната по экологической

культуры воспитанников.

Просмотр тематических фильмов во внеурочное время. Выпуск тематических газет, оформление стендов, создание презентаций при выполнении домашних заданий в группе.

Экскурсии в Ботанический сад, Дендропарк. Выход в зоопарк. Уход за

комнатными растениями.

Беседа «Удивительное чудо -

природа», «Как подружиться с

природой». Инструктаж «Правила поведения и соблюдение ТБ на природе».

Фото выставки о природе. Фото воспитанников сделанные на летнем отдыхе, экскурсиях, при посещении зоопарка, ПКиО.

Конкурс рисунков

Экологические викторины.

Участие в творческих тематических конкурсах, экологических акциях.

Участие в акции по сбору макулатуры.

Я и культура

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


Сформировать элементарные

представления об эстетических

идеалах и художественных

ценностях культуры России, культур

народов России.

Сформировать видение

прекрасного в окружающем мире, природе родного края, в окружении пространства группы, комнаты и

дома, сельском и городском

ландшафте, в природе.

Сформировать видение прекрасного в поведении и труде

людей.

Сформировать опыт

самореализации в различных видах

творческой деятельности.

Дать элементарные представления о

стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

воспитание у детей чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов,

формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;

формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.

Выполнение творческих заданий на самоподготовке по разным предметам,

посещение учреждений культуры.

Участие в строевых смотрах. парадах.

Участие в творческих конкурсах,

участие в мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность),

экскурсии в театры, музеи.

Вовлечение воспитанников в детские кружки, объединения, секции.

Встречи с

представителями творческих

профессий).

Экскурсии

к памятникам

города на объекты

современной архитектуры,

ландшафтного дизайна и

парковых ансамблей,

Стили одежды как способ выражения

внутреннего душевного состояния человека.

Оформление помещения группы.

Посещение музеев, театров. Участие воспитанников в театральной постановке «Дни Турбиных» (10 класс ежегодно). Участие в мероприятиях группы, учреждения, города.

Организация фотовыставок, выставок детских рисунков, поделок.

Участие в городских, районных, международных конкурсах творческих работ.

Посещение кружков эстетической направленности (резьба по дереву, театральный кружок).

Участие в художественном

оформлении группы, школы. Экскурсии по городу.


Мониторинг эффективности реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации воспитанников

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование воспитанников. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка при реализации программы:

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки воспитанников.

Педагогическое наблюдение.

Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” для определения нравственной направленности личности. 

Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. 

Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

Сформированность коммуникативного потенциала личности подростка.

Методика выявления коммуникативных склонностей. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение).

Сформированность эстетического потенциала личности ребёнка. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки воспитанников).

Педагогическое наблюдение.

Сформированность физического потенциала личности воспитанников. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки воспитанников).


Оценка эффективности реализации программы. Планируемые результаты

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением воспитанников интерната к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, и отражается в результатах и основных направлениях деятельности педагогов, участвующих в реализации Программы.

Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе.


Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации