Программа эксперимента для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому
Принято Утверждаю
Педагогическим советом Директор МКОУ ОШ
28. 08.2019г «Коррекция и развитие»
Протокол №1 Л.В. Калинина
Приказ №_________
«______» 09.2019г
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому в инклюзивном образовательном пространстве школы как способ их успешной социализации
Авторы эксперимента:
Л.В. Калинина, МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»,
Залашкова О.Н., заместитель директора по УВР
Куликова И.В., учитель
Междуреченск 2019
1.Актуальность проблемы
История развития школы свидетельствует о том, что смена образовательной парадигмы происходит в момент эпохальных социокультурных сдвигов, стимулируя и определяя становление новых качеств общественного сознания и практики, нового типа культуры, научного мышления и принципов хозяйствования. При этом интенсивность этих перемен напрямую зависит от того, насколько мобильна, способна к реформированию система образования в соответствии с меняющимися представлениями о личности и образовании.
Часто дети с особыми образовательными потребностями признаются необучаемыми. А педагоги массовых школ, бывают случаи и коррекционных школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения в классах.
Одним из критериев качества образования следует считать создание школой условий для реализации семьей права выбора форм, содержания образования в зависимости от желаний, потребностей и возможностей ребенка. Родители же этих детей, зачастую, не знают, как отстаивать права своих детей на качественное образование и испытывают страх перед образовательной системой.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1909 г. высказала опасения, что к концу 20 столетия 14% детей в мире будут страдать серьезными психическими заболеваниями.
Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество детей, имеющие отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего контингента.
Принципиально важным стало осознание того, что детей, имеющих отклонения в развитии, недостаточно только лечить. Для того, чтобы они могли адаптироваться в социуме, стать полезными для общества людьми и чувствовать себя в нем достойно, их необходимо учить и воспитывать, причем использовать для этого особые средства и методы.
В рамках педагогической науки формируется особая проблемная область, предметом которой становится система социальной педагогики, ориентированной на особые потребности детей, имеющих нарушения развития, и оказание им
медико – педагогической помощи в процессе обучения, воспитания и социализации.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ОВЗ должны обеспечиваться медико- социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Организация интегрированного обучения и воспитания школьников с ОВЗ и детей – инвалидов является одним из этапов модернизации системы специального образования. Поэтому, в настоящее время целесообразно вводить в коррекционных школах отдельные классы временного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями.
В последнее время широко используются 2 понятия: «интеграция» и «инклюзия».
Инклюзия (inclusion) –это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. Другими словами - это признание равенства всех детей в системе образования.
Интеграция (integration) – это приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.
Главным отличием реализации инклюзивного подхода от интегрированного является глубина изменений социально – педагогической среды, основанная на полной перестройке учебно – воспитательного процесса.
Екжанова Е.А. (директор ГБОУ Центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции , доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ.) указывает, что эти понятия различаются по глубине интеграционных процессов. Так «интеграция» характеризуется выборочным помещением учеников с ОВЗ в обычные общеобразовательные школы, а «инклюзия» связана с глубоким погружением ребенка, тем более ребенка с тяжелыми нарушениями в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.
Результатом внедрения данного подхода является создание полномасштабной социально – образовательной среды и высокая готовность всех членов микро и макросоциумов к личностным и профессиональным изменениям в интересах детей.
Международной комиссией по образованию во главе с Ж.Делором образование детей рассматривается следующим образом: «Образование должно состоять из 4 основополагающих элементов, которые на протяжении всей жизни будут для каждого человека столпами знаний: научиться познавать, т.е. приобрести необходимый инструмент для понимания вещей; научиться воздействовать на окружающую среду; научиться совместно жить, чтобы принимать участие во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми, наконец, научиться жить – умение, которое вытекает из трех предыдущих…»
Таким образом, наряду с изолированным (в данном случае-надомным обучением), инклюзивное образование, подразумевает под этим понятием постоянную интеграцию детей с тяжелыми нарушениями в среду наиболее успешных сверстников.
В основе такой работы заложен принцип разумной дифференциации. Педагогический коллектив школы рассматривает дифференциацию внутреннюю (обучение детей с тяжелыми нарушениями с учетом их индивидуальных возможностей в отдельной группе внутри образовательного учреждения.)
Большинство родителей не рассматривают отрыв от семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелой умственной отсталостью) как благоприятное обстоятельство его реабилитации, коррекции, обучения и социализации и отказываются отправлять его в данные образовательные учреждения на целый день. Но опыт показывает, что и обучение ребёнка на дому нередко приводит к тому, что он становится, изолирован от детского коллектива, патологически замкнут, не желает или боится общаться с другими детьми, что значительно влияет на его социализацию в общество.
В городе Междуреченске только одна коррекционная школа. В 2019-2020 уч. году в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» будет обучаться 39 детей с особыми образовательными потребностями, которым по заключению городской ПМПК предложено обучение на дому, что составляет 28 % от общего контингента обучающихся. Статистика показывает, что за последние пять последних лет количество детей данной категории значительно увеличилось. На сегодняшний день обучаются в школе только 16 человек с тяжелой умственной отсталостью, остальные обучаются на дому. Из опрошенных 39 родителей только трое дали согласие. (т.е. 2 % этих детей, согласно социологическому опросу, смогут обучаться в школе с их сверстниками.)
Поэтому с 1сентября 2019 года будет начат эксперимент на муниципальном уровне по созданию при МКОУ Ош «Коррекция и развитие» надомного обучения с целью создания оптимальных условий для социализации в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Организовано обучение 3 детей с тяжелой умственной отсталостью, все трое инвалиды детства. Среди них имеют диагнозы:
Евгений П.-F-71.88+G40 энцефалопатия перинатального генеза
Евгений М.-F-71.08 Алалия
Евгений К.-F-72.89ДЦП
Руководство образовательного учреждения приняло решение хотя бы 2 раза в неделю приглашать таких детей на занятия. Это позволит оказать каждому ребенку с ОВЗ (ребенку – инвалиду) гарантированную государством коррекционную помощь в полном объеме и обеспечить социальную и образовательную интеграцию, учитывающую уровень его развития, уменьшит финансовые затраты на их содержание. Администрация образовательного учреждения решила дать возможность обучать их не в составе класса, а только присутствовать в сопровождении учителя, на доступных для них индивидуальных и групповых занятиях, уроках, с соблюдением определенных условий и это возможно только с введением в образовательном учреждении инклюзивного образования.
Планируется включение детей во внеклассные и досуговые мероприятия, при этом, родители будут иметь возможность получить необходимую консультацию специалистов, наблюдать поведение и развитие своего ребёнка в обществе, участвовать в мероприятиях школы.
Поэтому темой опытно-экспериментальной работы мы выбрали «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому в инклюзивном образовательном пространстве школы как способ их успешной социализации»
Объект исследований
Воспитательный и образовательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания «особого» ребёнка.
Предмет исследования
Инклюзивный подход в образовании, как способ, обеспечивающий оптимальные условия для адаптации, обучения и воспитания «особого» ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому и его дальнейшей социализации.
Цель исследования
Разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.
Гипотеза исследования
Если участники эксперимента разработают и апробируют модель инклюзивного образовательного пространства школы, то это создаст благоприятные условия пребывания в среде сверстников детей с особыми образовательными потребностями, будет способствовать развитию способностей каждого ребенка и поможет выработать у каждого «особенного» ребенка с тяжелыми нарушениями адаптационные механизмы к социуму.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи:
Задачи исследования
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности.
разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
создать условия для повышения профессиональной компетентости педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;
совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.
разработать программно – методическое обеспечение для специального коррекционного обучения.
разработать новые приемы и упражнения для работы с детьми с ОВЗ.
В качестве базы эксперимента выступает МКОУ Ош «Коррекция и развитие»
г. Междуреченска. В школе имеются все возможности для решения поставленной проблемы:
Материально – технические возможности:
В классах имеются компьютеры с доступом учащихся во внеурочное время.
Возможности ИКТ: развивающие видео- материалы.
Библиотека с читальным залом.
Наличие методической и учебной литературы по инклюзивному (коррекционному обучению).
Кабинет для занятий ГПД
Спортивный зал
Столовая на 40 посадочных мест
Кадровый потенциал:
№ | | 2015-2016 | совместители |
1 | Всего | 30 | 1 |
2
| Образование | | |
высшее | 22(73,3%) | 1 | |
Ср.-специальное | 8(27%) | | |
3 | Квалификация пед.коллектива | | |
Высшая категория | 21(70%) | | |
1 категория | 6(20%) | | |
2 категория | - | | |
4 | Переподготовка в КРИПК и ПРО | 22чел. | |
ИРО | | | |
5 | Педагогический стаж | | |
До 5 лет | 4(13,3%) | | |
От5до10лет | 3(10%) | | |
От 10 до 20 лет | 5/16% | | |
От20до30лет | 14/46% | | |
Свыше 30 лет | 9(30%) | |
2.Характеристика социума школы
Семья, являясь аккумулятором генной передачи наследственности, средой стимуляции развития личности, в настоящий момент становится зоной повышенной тревожности в жизни ребенка. Быстрое изменение социальных стереотипов, трансформация материальных ценностей в совокупности с объективно ухудшившимися в настоящее время условиями жизни большинства семей ведут к росту психоэмоциональных перегрузок детей.
Социальный паспорт школы на конец 2018- 2019 уч.года:
Социальная категория |
|
Количество учащихся | 126 |
Дети, обучающиеся на дому | 34 |
Дети безработных родителей | 5 |
Дети – инвалиды | 79 |
Дети асациальных семей: | |
-из них состоят на городском учете - из них состоящих на учете в ОДН - на внутришкольном учете | 1семья –Паршаковы 2 1 |
Дети в малообеспеченных семьях | 23 |
Многодетные семьи | 18 |
Дети сироты | 8 |
Дети приемных родителей | 2 |
Анализ статистики показывает, что 18 % детей – это дети из малообеспеченных семей, 14 % - это дети из многодетных семей. Есть дети из социально неблагополучных семей, обучаясь в этой школе, они дополнительно социально защищены (медицинское обслуживание, питание, своевременная коррекция). Медицинское обслуживание, питание, своевременная коррекция будут распространяться и на детей, принимающих участие в эксперименте. Адаптивная среда школы позволит им избавиться от ряда комплексов, сформированных в результате социальных проблем семьи, на равных общаться друг с другом и т.д. Опыт показывает, что общение со сверстниками способствует формированию коммуникативных навыков у детей-инвалидов, интеграции их в общество, а у детей, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, формирует толерантное отношение к данной категории людей.
В течение ряда лет педагогом – психологом и социальным педагогом проводилась работа с родителями учеников с особыми образовательными потребностями, в результате чего выяснилось, что интеллектуальное развитие детей находится в прямой зависимости от культорологических ценностей семьи.
Анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы:
-контингент учащихся школы является достаточно сложным в плане социального статуса семей, поэтому работа по социальной защите учащихся, включенных в эксперимент весьма актуальна для нашего педагогического коллектива. Необходимо отметить следующее, что родители (законные представители) детей, которым по заключению городской ПМПК рекомендовано обучение на дому зачастую, не знают, как отстаивать права своих детей на качественное образование и поэтому испытывают страх перед образовательной системой. Поэтому важную практическую значимость данной программы имеет активное вовлечение родителей в участие в эксперименте.
3. Работа психолого - педагогического консилиума
Для организации квалификационной коррекционной работы в школе создан и функционирует школьный психолого – медико – педагогический консилиум. В состав которого входят: зам. директора по УВР, педагог- психолог, социальный педагог, учитель- логопед, учителя, работающие с данной категорией детей.
Анализ проблем детей, вычлененных педагогом –психологм Кузнецова Ю.В., выявил что:
- 42 % (3 человека из 7)восьмиклассников с тяжелой умственной отсталостью, имеющие диагноз (F-71 , F-72) и обучающиеся в стенах школы на начало учебного года обладают достаточным запасом бытовых знаний, умеют обобщать, сравнивать, анализировать, легко ориентируются в пространстве, не испытывают трудности в адаптации к школьному обучению,
- 14 % (только 1 человек Искандар)- готов к обучению в ПУ г. Новокузнецка, Кемеровской области, обладают достаточным запасом бытовых знаний, может правильно обобщать и сравнивать, объяснить свой выбор.
-86%- дети недостаточно подготовленные к выходу в социум. Этим ребятам трудно справляться с требованиями, выдвигаемыми педагогом, они с трудом успевают за темпом работы, заданным на уроке, рассеяны, обладают недостаточным для первоклассника запасом бытовых знаний. Обучающиеся данной группы испытывают трудности в адаптации, им необходима психолого- педагогическая помощь. Данная категория учащихся обладают низким запасом бытовых знаний, не умеют ориентироваться в пространстве, мыслительные операции не развиты, т. е эти дети не достигли необходимого уровня готовности к выходу в большую жизнь, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении и воспитании в условиях классного коллектива и организации щадящего режима в семье.
Следовательно, такое психофизическое состояние учащихся определяет следующие приоритеты:
создание условий социально – коммуникативной и трудовой адаптации;
обеспечение выполнения детьми с трудностями в обучении требований СФГОС;
организация деятельности педагогического коллектива по социализации выпускников основной школы, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Таблица количества учащихся с тяжелой умственной отсталостью по классам:
класс | кол-во детей | (% детей, требующих дополнительную помощь со стороны педагогов коррекционной службы) |
3-б | 4 | 100% |
5-б | 5 | 80% |
8-б | 7 | 72% |
итого | 16 | 84% |
Хотя, родители (законные их представители) положительно отзываются о работе школы, отмечают профессионализм педагогического состава, считают, что обучение их детей в данной школе способствует развитию навыков общения, коррекции физических и психических проблем, позволяет самим родителям (законным представителям) получать необходимые знания и навыки по развитию и коррекции.
Анализ работы в классах, где есть дети с тяжелой умственной отсталостью показывает, что знания детьми усваиваются не в полном объеме в 19 % программ, из них не освоены в 5 % программ, в образовательной области « Математика» и «Филология».
Полученные результаты работы в отношении детей с тяжелой умственной отсталостью требуют изменения образовательных технологий, построенных на основе работы с детьми с ОВЗ.
Свою работу педагогический коллектив предполагает строить по следующим направлениям:
осуществление экспериментальной деятельности (исследование познавательных стратегий и апробации образовательных технологий);
развитие форм повышения квалификации учителей на региональном уровне в области инклюзивного образования;
трансляция полученных экспериментальных результатов инклюзивного образования на уровне города;
обеспечение психолого- педагогического и методического сопровождения экспериментальной деятельности;
обеспечение коммуникационного пространства инновационной сети, в том числе, с использованием информационных технологий.
Использованные методики:
-наблюдение, анкетирование, самоанализ процесса и результатов деятельности, анализ ученических работ, моделирование образовательной технологии, мониторинг академической успеваемости, диагностика уровня развития общеучебных компетенций, методики оценки психологической комфортности обучения, обобщение независимых характеристик.
Методологическая и теоретическая основа эксперимента базируется на :
идеях целостного педагогического процесса, интеграции воспитания с жизнью, трудом, объединения всех воспитательных сил окружающей среды (В.Бочарова, В.Мудрик, М Шилова);
идеях гуманизации образования и концепции их реализации в педагогической практике (А.Г.Асмолов, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н.Лесохина, И.С.Якиманская);
общенаучных и частонаучных теориях и концепциях, касающихся возрастных особенностей формирования личности, ее самоопределения, ценностных ориентаций. (С.А. Анисимов, И.С.Кон);
методологическом обосновании проблемы социализации школьника – подростка (С.С. Батенин, Л.К. Синцова, Д.Дьюи);
общеметодологических основах социальных потребностей и их формирования у подрастающего поколения (Н.И. Болдырев, В.Н. Николаев. Л.И. Новикова).
Эксперимент рассчитан на период 2019-20 уч.года
Сроки реализации | Название этапа и мероприятия по его реализации |
1учебный год | Подготовительный (август) Цель: Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз. Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе, округе. |
Деятельностный (сентябрь-) Цель: Апробация и коррекция базового пакета документов инклюзивного образования. Формирование и деятельность проектно-исследовательских групп в ОУ по вопросам инклюзивного образования. Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ. | |
Рефлексивный (июнь) Цель: Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию. |
Любое моделирование основывается на образе желаемого будущего. В инновационной деятельности педагогический коллектив определил ожидаемый результат:
разработка необходимых научно – методических, организационных, кадровых, экономических, правовых и информационных условий для развития системы интегрированного и инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.
Разработка системы психологического, социального и педагогического мониторинга экспериментальной деятельности.
Создание условий, обеспечивающих доступность образования для детей с тяжелой умственной отсталостью.
Усвоение учебных программ по предметам детьми на базовом уровне и выше.
Внедрение новых коррекционных и педагогических технологий и программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.
Приобретение детьми навыков трудового обучения с целью социализации в обществе.
Разработка методических рекомендаций, обобщающих опыт развития инклюзивного образования в школе.
Развитие привлекательного имиджа и конкурентоспособности школы в образовательном пространстве: сохранение (возможно увеличение) контингента обучающихся, привлечение внимания общественности, общественных организаций и спонсоров.
Формирование в обществе толерантного отношения к людям с особыми образовательными потребностями, получающими инклюзивное образование.
Ожидается, что организация процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях школы позволит получить следующие продукты:
Индивидуальные рабочие программы для учащихся с тяжелыми нарушениями на основе программ по предметам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дидактические материалы, основанные на применении достижений психологии и педагогики в различных областях знаний для детей с ОВЗ
Описание образовательных технологий, построенных на основе работы с детьми с ОВЗ.
Комплексно – целевая программа повышения квалификации учителей, в т.ч. по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
Способ отслеживания результатов: мониторинг качества знаний, анализ изменения содержания мотивации у учащихся, мониторинг психологической комфортности при помощи соответствующих тестовых методик, отслеживание дальнейшего самоопределения выпускников на протяжении 3 лет, социализация в обществе.
Критерии оценки эффективности инновационной и экспериментальной деятельности:
положительная динамика качества знаний у учащихся;
усиление мотивации к обучению;
развитие общеучебных компетентностей;
положительная динамика психологической комфортности учеников;
удовлетворенность педагогов результатами инновационной деятельности;
успешная социализация выпускников в обществе.
Возможные риски:
1.Отсутствие нормативно-правовой базы инклюзивного образования.
2. Недостаточное количество специалистов по работе с детьми, недостаточная психологическая готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования.
3.Реализация инклюзивного подхода при обучении не обеспечит дальнейшей социализации в обществе и помещение детей в школу приведет к снижению усвоения ими образовательных программ.
Пути преодоления:
1. Разработка локальных актов, регламентирующих введение инклюзивного образования.
2. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования.
3. Проведение всеобуча родителей по вопросам инклюзивного образования через телефон «Доверие», индивидуальные консультации.
4. Плановое поэтапное пополнение МТБ на основе бюджетного и внебюджетного финансирования.
Формы представления результатов:
аналитический отчет по результатам различных видов мониторинга;
круглые столы, семинары, лектории и конференции;
публикация в различных СМИ, образовательных изданиях.
Приложение №1
Нормативно-правовое обеспечение | Лицензия на право осуществления образовательной деятельности |
2.Свидетельство о государственной аккредитации | |
3. Устав ОУ | |
4. Разработанные локальные акты учреждения, регламентирующие инклюзивное образование детей с ОВЗ: 4.1. Положение об организации надомного обучения. 4.2. Положение об организации интегрированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4.3. Положение об индивидуальном обучении больных учащихся на дому. 4.4. Положение о психологической службе. | |
5. Требования к программам дополнительного образования: коррекционно-развивающим, профилактическим, просветительским. Психолого - педагогическое обеспечение: — обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого медико-педагогической комиссии; — обеспечение психолого педагогических условий (коррекционная направленность учебно - воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); — обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); — обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно гигиенических правил и норм); — обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно развлекательных, спортивно оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Программно методическое обеспечение. В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно - развивающие программы, диагностический и коррекционно- развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога психолога, социального педагога, учителя - логопеда, учителя - дефектолога. При обучении детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану используются специальные (коррекционные) образовательные программы, учебники и учебные пособия для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровые образовательные ресурсы. Кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Педагогические работники образовательного учреждения имеют чёткое представление об особенностях психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. Материально - техническое обеспечение. Материально - техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально- технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально - технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий, хозяйственно бытового и санитарно гигиенического обслуживания). Информационное обеспечение. . Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. | |
6. Требования к программам факультативных занятий, занятий по социально-бытовой ориентации вне рамок учебной деятельности; практикориентированных курсов и занятий по профессиональной ориентации. Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Основная цель внеклассной работы по социально-бытовой подготовке учащихся по специальной (коррекционной) программы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. На занятиях по социально-бытовой подготовке учащихся во внеурочное время могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов. | |
7. Должностные инструкции специалистов, участвующих в ходе эксперимента. Учитель-логопед Основными направлениями деятельности социального педагога являются: | |
ситуаций, отклонения в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи; Педагог-психолог Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются: - психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе; - профилактика возникновения социальной дезадаптации; - оказание психологической помощи обучающимся (воспитанникам) и другим участникам образовательного процесса. -выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных. . | |
| |