Статья «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на дому»

1
0
Материал опубликован 27 February 2019 в группе

Наша работа посвящена обучению детей с особыми образовательными потребностями. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ регламентирует воспитание и обучение детей, проявивших выдающиеся способности (Статья 77), и детей с ограниченными возможностями здоровья (Статья 79). Помимо преподавания детям в общеобразовательной школе в классе, мы обучаем ребенка с ограниченными возможностями здоровья на дому.

Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья [1], разработанный в 2009 году Российской академией образования, дает следующее определение: дети с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем – с ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В примечании поясняется, что «это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом/психологическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания».

С 1969 года дети-инвалиды обучались на дому педагогами-надомниками из общеобразовательной школы по месту жительства. Через несколько лет выяснилось, что такое надомное образование не всегда соответствует образовательным стандартам и образовательным потребностям обучаемого ребенка. Причин несколько: недостаточно четкая организация надомного обучения, недостаточная компетентность учителей, согласившихся работать надомником с ребенком-инвалидом, что гораздо сложнее, чем работать в классе, неблагоприятная окружающая обстановка.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов началась после того, как 13 сентября 2005 года действующий Президент объявил о старте 4 приоритетных национальных программ, в том числе «Образование» – ПНПО. Проект поставил главную задачу – обеспечение равных возможностей для всех и для каждого. Для решения поставленной задачи ПНПО предусматривал:

создание во всех регионах страны Центров дистанционного обучения (ЦДО) детей-инвалидов;

подбор и соответствующую подготовку педагогических кадров для непосредственной работы с детьми-инвалидами;

оснащение кабинетов ЦДО, обучающихся детей и педагогов по месту жительства комплектами компьютерного оборудования, соответствующее программное обеспечение, подключение к сети Интернет. Все безвозмездно для пользователей.

В рамках ПНПО в 2009 году было создано 90 региональных ЦДО, подготовлено более 1000 педагогических работников. На 1 января 2010 года в дистанционной форме обучались 3,9 тысячи детей-инвалидов [Левитская Алина Афакоевна. О ходе реализации мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации. Научно-практический семинар 26.04.2012. Доклад].

Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ предусматривает четыре варианта получения образования, во всех вариантах предполагается сохранить пять основных, традиционно выделяемых областей образования, одной из которых является «язык – речевая практика».

Стандарт дает подробное разъяснение этой области образования. Язык – речевая практика, это:

овладение грамотой, основными речевыми формами, правилами их применения;

развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

развитие интереса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

В нашей работе мы знакомим с приемами надомного и дистанционного обучения не посещающего общеобразовательную школу ребенка-инвалида литературному чтению в начальных классах согласно нашему опыту работы в МБОУ «СШ № 2» г. Смоленска.

Дети-инвалиды – это совершенно неоднозначное определение ребенка с ОВЗ, у каждого свои проблемы восприятия окружающей действительности – предметов, животных, их названий и роли в жизни человека. Главная проблема – отсутствие специальных учебников для дистанционного обучения в начальной школе. Дистанционное обучение второе, каждый ребенок-инвалид прикреплен к образовательной школе по месту жительства и имеет педагога-надомника, который работает по школьному учебнику для обучения здоровых детей, то есть, без учета состояния здоровья ребенка-инвалида. В своей работе мы чередуем надомное обучение и дистанционное. Это связано с заболеванием ребенка.

Кирилл Б. Пошел в 1 класс в 2016 году наравне со своими ровесниками. Проучился полгода. Затем был госпитализирован в московский научный исследовательский институт имени Блохина по состоянию здоровья. Чтобы не прерывать обучение во время длительного лечения, администрацией школы было принято решение перевести ребенка на дистанционную форму обучения.

Мальчик посещал дошкольное образовательное учреждение, подготовку в школе. В связи с заболеванием Кирилл Б. материал усваивает крайне тяжело. Здесь мы руководствуемся методикой Льва Николаевича Толстого, которую он использовал в своей «Азбуке» и «Новой Азбуке». Не повторяем Азбуку общеобразовательной школы (во время нахождения в медицинском учреждении ребенка посещает учитель надомного обучения города Москвы), компьютерные программы имеют широкий выбор материала и позволяют продемонстрировать ребенку разные начертания букв и различные предметы, растения, животных, названия которых начинаются на изучаемую букву. Жизненный опыт Кирилла Б. ограничен, но программы позволяют найти знакомый предмет, помочь узнать его, запомнить название и соответствующую букву алфавита. Каждое новое слово произносим вслух несколько раз, уделяя главное внимание произношению звуков, правильному звуковому ряду при изучении слогов и слов, что особенно важно для детей с ОВЗ. Каждый новый урок начинаем с повторения пройденного, называя это речевой разминкой. Приведенная методика нужна для самых тяжелых случаев неподготовленности ребенка к обучению, но речевые разминки применяем для обучения Кирилла Б., что облегчает приобретение навыков правильного чтения.

В каждом новом слове мы, прежде всего, изучаем его смысл, какой предмет или явление оно обозначает, добиваемся, чтобы ребенок правильно применил это слово в устной форме, составив простое предложение. При переходе к изучению простых предложений придерживаемся следующих правил: доступность содержания, простота структуры слов и предложений, интересный сюжет. На уроке литературного чтения главная задача – объяснительное чтение. Объемный текст даем небольшими отрывками, вначале его несколько раз читает педагог, затем ученик, а затем подробно обсуждаем, о чем идет речь в тексте, кто главный герой, выясняем незнакомые слова, их значение, произношение и так далее. Поощряем самостоятельность при формулировании вопросов и ответов.

Со 2 класса вводим изучение простых пословиц: «Много читать, скуки не знать», «Кто много читает, тот много знает», простые загадки: «Без рук, без глаз, а рисовать умеет», «Не огонь, а жжется», скороговорки не используем. Можем отметить, что загадки детям с ОВЗ даются нелегко, видимо, из-за недостатка жизненного опыта и ограниченного контакта со сверстниками. В 3 классе тексты усложняются, но методика остается та же: объемный текст делим на небольшие отрывки, каждый отрывок разбираем с точки зрения смысла, приучаем ребенка задавать свои вопросы, максимально самостоятельно отвечать на вопросы педагога. Увеличиваем количество пословиц, загадок, подчеркиваем, что народное творчество – кладезь мудрости. И максимально иллюстрируем любой текст красочными рисунками, картинами, не повторяя иллюстрации, представленные в учебнике, по которому работает педагог-надомник – компьютерные технологии позволяют использовать для этих целей все достижения мировой культуры.

Считаем, что развитие речевой практики целесообразнее всего проводить через восприятие художественных картин, начиная с 1 класса. Вначале знакомим с пейзажами наших соотечественников – Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, затем переходим к жанровым картинам Ильи Репина и так далее. Задаем много вопросов, помогаем правильно сформулировать ответы, анализируем сюжеты с социологической точки зрения.

Вторая задача обучения детей с ОВЗ – социализация. У многих детей с ОВЗ и даже их родителей наблюдается заниженная оценка своих способностей и умений. Для преодоления боязни участия в общественной жизни мы готовим Кирилла Б. к участию в дистанционных всероссийских конкурсах рисунков, например «Осенний калейдоскоп» [2]. За работу ребенок награжден Дипломом III степени. Участие в конкурсе вдохновило Кирилла Б. на участие в викторинах по другим предметам.

 

Литература

1. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные положения концепции//Российская академия образования. М., 2003.

2. http://detkonkursy.mozello.com/ (Всероссийский дистанционный конкурс детского творчества «Осенний калейдоскоп»)

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации