Работа с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

5
0
Материал опубликован 7 February 2022

Работа с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. С рождение с ребенка с ОВЗ меняется привычный цикл семейной жизни, психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для членов семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников, а зачастую, семья распадается. Одна из причин трагизма в семье – это трудности ребенка войти в социум, а социуму принять такого ребенка. Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение успешности такого ребенка в социуме и активное просвещение, консультирование родителей по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка, поскольку, очень часто дети в ОВЗ находятся на домашнем обучении, что усложняет работу педагогов и узких специалистов по расширению социума такого ребенка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения. И здесь главной задачей школы в работе с семьей ребенка с ОВЗ становится оказание помощи семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, а так же:

- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области специальной педагогики и психологии развития ребенка с ОВЗ;

- мобилизовать адекватных и максимальных возможности родителей.

Некоторые специалисты области педагогики выделяют следующие принципы работы с родителями детей:

1. Личностно-ориентированный подход к родителям и их детям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка и семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий сотрудничества.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – педагогическую помощь нужно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте с узкими специалистами – учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и др.

4. Принцип доступности предполагает формы, методы и приемы работы доступные для понимания и использования родителями в собственной семье.

Принято выделять следующие основные направления сотрудничества педагогов с родителями:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания; конференции, практические семинары(всеобучи) др.)

2. Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)

3. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей в работе родительского комитета класса и школы и др.)

Какие же оптимальные формы взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ можно выделить? Нудно отметить, что форм сотрудничества не так уж и мало. Основная форма – это, конечно же, индивидуальная работа с родителями. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «социальной изоляции», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно сделать вывод о наиболее частом использовании консультаций в работе педагога и родителей.

Не мало важной является такая индивидуальная форма, как приглашение родителей на проведение индивидуальных занятий с ребенком, такая форма дает возможность понаблюдать родителей за успехами своего ребенка на занятии, взять на вооружение те технологии и приемы, которые педагог эффективно использует в своей работе. Большую роль в выстраивании стратегии консультирования и просвещения родителей ведет анкетирование родителей. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Переписка с родителями педагога («Служба доверия») - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту ил мессенджеры. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

К групповым и коллективным формам работы с родителями можно отнести:

Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями обучающихся для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном родителе и, придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.

Роль таких собраний:

- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Родительский час - проводится учителями один раз в неделю во второй половине дня. Это информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

Тематические выступления, практикумы и семинары - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе. Темы могут быть разнообразными. Могут быть проведены и в виде обмена опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса.

Совместные досуговые мероприятия повышают активность родителей и детей.

Включают проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей, что способствует поддержанию благоприятного психологического микроклимата в группах и распространению его на семью. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Не стоит забывать и о новейших образовательных технологиях, пришедших на помощь как педагогам, так и родителям и детям, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями на различных Интернет-платформах и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в семье.

Важную информационную основу для образования родителей информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах. Выставки детских работ. Проводятся по плану педагогической работы. Эт способствует привлечению и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности ребенка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.



Источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/17/formy-i-metody-raboty-s-roditelyami-detey-s-ovz

https://infourok.ru/organizaciya-raboti-s-roditelyami-detey-s-ovz-2804305.html

https://multiurok.ru/files/rabota-s-semei-rebenka-s-ovz-1.html

https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2514/

https://www.1urok.ru/categories/20/articles/26566

Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-14.

Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16.

Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С -Пб, Воронеж, Минск, 2004.

Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.

Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации