Программа элективного курса по информатике на тему «Формирование ИКТ компетенций учащихся» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 26 February

МАОУ Центр образования № 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

элективного курса по информатике:

«Формирование ИКТ компетенций учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Субботина Елена Юрьевна

 

Классы: 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

 

Аннотация

Рабочая программа элективного курса по информатике для учащихся 9-х классов составлена на основе авторской программы К.О. Писаревой «Систематизация знаний по информатике и формирование ИКТ-компетентности выпускников основной школы».

Элективный курс «Формирование ИКТ компетенций учащихся» является предметным практико-ориентированным курсом, развивающим и расширяющим знания учащихся 9 класса базового курса учебного предмета «Информатика».

Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику, как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года (лучше в режиме интенсива).

Планирование рассчитано на аудиторные занятия. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.

Теоретический и практический материал адекватен кодификатору элементов содержания по информатике, проверяемых в рамках ОГЭ. Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажными также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.

На изучение элективного курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

 

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать/понимать:

  • содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
  • виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
  • терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
  • двоичное кодирование текстов и наиболее употребительные современные коды;
  • примеры использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов; 
  • понятие «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • различные формы представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
  • приёмы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.п.;
  • основные соблюдения норм информационной этики и права;
  • программные средства для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • принципы функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
  • структуру современных компьютеров и назначение их элементов;
  • примеры использования ИКТ в современном мире.

Учащиеся научатся:

  • применять приёмы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, Интернет-сервисов и т. п.;
  • осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
  • использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приёмник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную;
  • сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трёх базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы);
  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных Управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • работать с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
  • строить диаграммы (круговые и столбчатые);
  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Часов по теме

Дата

Корректировка

I четверть

1

 

Правила по ТБ. Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы КИМ

1

01-04.09

 

2

 

Измерение информации. Единицы измерения количества информации.

1

06-11.09

 

3

 

Измерение информации. Единицы измерения количества информации.

1

13-18.09

 

4

 

Определение количества и информационного объема текстовых файлов

1

20-25.09

 

5

 

Определение количества и информационного объема графических файлов

1

27.09-02.10

 

6

 

Кодирование информации

1

04-09.10

 

7

 

Декодирование информации

1

11-16.10

 

8

 

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления.

1

18-23.10

 

9

 

Системы счисления: перевод в десятичную систему счисления.

1

25-30.10

 

II четверть

10

 

Графические информационные модели. Количество путей в графе

1

08-13.11

 

11

 

Графические информационные модели. Кратчайший путь в графе

1

15-20.11

 

12

 

Логические выражения.

1

22-27.11

 

13

 

Логические выражения.

1

29.11-04.12

 

14

 

Процесс передачи информации

1

06-11.12

 

15

 

Информация в компьютерных сетях. IP-адрес компьютера

1

13-18.12

 

16

 

Поисковые запросы в Интернете

1

20-25.12

 

III четверть

17

 

Поиск информации в файлах и каталогах компьютера

1

10-15.01

 

18

 

Анализ содержимого каталогов файловой системы

1

17-22.01

 

19

 

Правила создания мультимедийных презентаций

1

24-29.01

 

20

 

Правила создания мультимедийных презентаций

 

31.01-05.02

 

21

 

Создание текстовых документов по предложенному образцу

1

07-12.02

 

22

 

Создание текстовых документов по предложенному образцу

1

14-19.02

 

23

 

Основные режимы работы электронных таблиц

1

21-26.02

 

24

 

Организация вычислений в электронных таблицах

1

28.02-05.03

 

25

 

Средства анализа и визуализации данных в электронных таблицах

1

07-12.03

 

26

 

Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов.

1

14-19.03

 

IV четверть

27

 

Исполнители алгоритмов. Среда программирования Кумир

1

28.03-02.04

 

28

 

Исполнитель Робот

1

04-09.04

 

29

 

Исполнитель Робот

1

11-16.04

 

30

 

Программирование линейных алгоритмов. Язык программирования Python

1

18-23.04

 

 

31

 

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Язык программирования Python

1

25-30.04

 

32

 

Программирование циклических алгоритмов. Язык программирования Python

1

03-07.05

 

 

33

 

Различные варианты программирования циклического алгоритма. Язык программирования Python

1

10-14.05

 

 

34

 

Решение заданий ДЕМО версии ОГЭ 2022 по информатике

1

16-21.05

 

 

35

 

Решение заданий ДЕМО версии ОГЭ 2022 по информатике

1

23-25.05

 

 

ИТОГО:

35

 

 


 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации