Программа элективного курса по информатике на тему «Формирование ИКТ компетенций учащихся» (9 класс)
МАОУ Центр образования № 47
Программа
элективного курса по информатике:
«Формирование ИКТ компетенций учащихся»
Учитель: Субботина Елена Юрьевна
Классы: 9
2021-2022 учебный год
Аннотация
Рабочая программа элективного курса по информатике для учащихся 9-х классов составлена на основе авторской программы К.О. Писаревой «Систематизация знаний по информатике и формирование ИКТ-компетентности выпускников основной школы».
Элективный курс «Формирование ИКТ компетенций учащихся» является предметным практико-ориентированным курсом, развивающим и расширяющим знания учащихся 9 класса базового курса учебного предмета «Информатика».
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику, как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года (лучше в режиме интенсива).
Планирование рассчитано на аудиторные занятия. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Теоретический и практический материал адекватен кодификатору элементов содержания по информатике, проверяемых в рамках ОГЭ. Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажными также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.
На изучение элективного курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
- содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
- виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
- кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
- терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
- двоичное кодирование текстов и наиболее употребительные современные коды;
- примеры использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
- понятие «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
- различные формы представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
- приёмы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.п.;
- основные соблюдения норм информационной этики и права;
- программные средства для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
- принципы функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
- структуру современных компьютеров и назначение их элементов;
- примеры использования ИКТ в современном мире.
Учащиеся научатся:
- применять приёмы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, Интернет-сервисов и т. п.;
- осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
- описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
- использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
- оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приёмник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную;
- сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
- записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
- определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трёх базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
- использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы);
- выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
- определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
- определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
- использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных Управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
- работать с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
- использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
- строить диаграммы (круговые и столбчатые);
- использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Календарно-тематическое планирование
п/п |
Наименование разделов и тем |
Часов по теме |
Дата |
Корректировка |
I четверть |
||||
1
|
Правила по ТБ. Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы КИМ |
1 |
01-04.09 |
|
2
|
Измерение информации. Единицы измерения количества информации. |
1 |
06-11.09 |
|
3
|
Измерение информации. Единицы измерения количества информации. |
1 |
13-18.09 |
|
4
|
Определение количества и информационного объема текстовых файлов |
1 |
20-25.09 |
|
5
|
Определение количества и информационного объема графических файлов |
1 |
27.09-02.10 |
|
6
|
Кодирование информации |
1 |
04-09.10 |
|
7
|
Декодирование информации |
1 |
11-16.10 |
|
8
|
Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления. |
1 |
18-23.10 |
|
9
|
Системы счисления: перевод в десятичную систему счисления. |
1 |
25-30.10 |
|
II четверть |
||||
10
|
Графические информационные модели. Количество путей в графе |
1 |
08-13.11 |
|
11
|
Графические информационные модели. Кратчайший путь в графе |
1 |
15-20.11 |
|
12
|
Логические выражения. |
1 |
22-27.11 |
|
13
|
Логические выражения. |
1 |
29.11-04.12 |
|
14
|
Процесс передачи информации |
1 |
06-11.12 |
|
15
|
Информация в компьютерных сетях. IP-адрес компьютера |
1 |
13-18.12 |
|
16
|
Поисковые запросы в Интернете |
1 |
20-25.12 |
|
III четверть |
||||
17
|
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера |
1 |
10-15.01 |
|
18
|
Анализ содержимого каталогов файловой системы |
1 |
17-22.01 |
|
19
|
Правила создания мультимедийных презентаций |
1 |
24-29.01 |
|
20
|
Правила создания мультимедийных презентаций |
|
31.01-05.02 |
|
21
|
Создание текстовых документов по предложенному образцу |
1 |
07-12.02 |
|
22
|
Создание текстовых документов по предложенному образцу |
1 |
14-19.02 |
|
23
|
Основные режимы работы электронных таблиц |
1 |
21-26.02 |
|
24
|
Организация вычислений в электронных таблицах |
1 |
28.02-05.03 |
|
25
|
Средства анализа и визуализации данных в электронных таблицах |
1 |
07-12.03 |
|
26
|
1 |
14-19.03 |
|
|
IV четверть |
||||
27
|
Исполнители алгоритмов. Среда программирования Кумир |
1 |
28.03-02.04 |
|
28
|
Исполнитель Робот |
1 |
04-09.04 |
|
29
|
Исполнитель Робот |
1 |
11-16.04 |
|
30
|
Программирование линейных алгоритмов. Язык программирования Python |
1 |
18-23.04
|
|
31
|
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Язык программирования Python |
1 |
25-30.04 |
|
32
|
Программирование циклических алгоритмов. Язык программирования Python |
1 |
03-07.05
|
|
33
|
Различные варианты программирования циклического алгоритма. Язык программирования Python |
1 |
10-14.05
|
|
34
|
Решение заданий ДЕМО версии ОГЭ 2022 по информатике |
1 |
16-21.05
|
|
35
|
Решение заданий ДЕМО версии ОГЭ 2022 по информатике |
1 |
23-25.05 |
|
|
ИТОГО: |
35 |
|
|