12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Марина174
В школе работаю 25 лет.Люблю читать,выращивать цветы,путешествовать.
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»
0

Программа краткосрочного курса «Моя родословная» 5-7 класс

Программа курса «Моя родословная»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа к курсу «Моя родословная» составлена  для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе  Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Актуальность:

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание  нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.

   Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

   В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода.  Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

    В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

  Цель:

создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Образовательные задачи:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.

Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданина и патриота,
  • формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).

Развивающие задачи:

  • развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
  • развитие аналитического мышления.

     Программа соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.

    Программа «Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, проектная деятельность.

  Формы проведения занятий:

  • система групповых занятий,
  • индивидуальная работа.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Виды деятельности:

  • беседы;
  • составление и презентация родословной.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. 

2. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  В результате работы учащиеся должны знать:

  • понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
  • историю возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • профессии предков;
  • семейные увлечения и традиции.

Должны уметь:

  • составлять «ленту времени» своей жизни;
  • составлять родословное древо;
  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию, делать выводы.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД: 

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания. 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
  • способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.

   Основными формами выявления  уровня усвоения программы являются тесты, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческого проекта. Итоговая оценка работы «зачёт».

 Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 

Продукт:  составленное генеалогическое древо семьи с пояснительной запиской (2-3 поколения)

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п                      Темы разделов                               Всего часов                                 1.      Вводное занятие. Понятие о родословной                       1

    2.      Что означают наши имена, фамилии?                             1

    3.      Поколение, потомки, предки. Знакомство с 

              понятиями «поколение», «потомки», «предки». 

             Кто кому как приходится. Степени родства в семье         1

   4.      Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода.           1

 5-6.     Родословное древо.Практическое значение

            родословных в прошлом.  Как составить родословную?                                                                                                                                     2

 7-9.    Составление родословного древа семьи. Определение 

           глубины родовой памяти.

                                                                                            3

 10. Круглый стол «Моя родословная»                                        1

  ИТОГО:                                                                                                   10

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.     Цели и задачи программы. Значение изучения материалов данной программы для ознакомления с историей своей семьи. Что такое родословная, семья.

 2.  Имя и прозвище. Ономастика как наука, изучающая имена собственные. История возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

    Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Фамилия как указание родства Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Историческое прошлое  семьи.

3-4.   Понятия  «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Крёстные родители. Знаменитые люди нашего рода.

5-9.Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов. Программа «Семейная Летопись» - многофункциональная программа для создания семейного архива и построения генеалогического древа.

  Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.

10.Круглый стол «Мое генеалогическое древо».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

  1. Варанкина  Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.

3.ЦОР «Живая родословная»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 

4.Электронная программа «Семейная летопись»

Для учащихся:

  1. Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/
  2. Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/
  3. Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/

 

 


Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.