Материал на проверке

Программа краткосрочного курса «Моя родословная» (5–7 класс)

0
0
Материал опубликован 6 October 2015 в группе

Программа курса «Моя родословная»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа к курсу «Моя родословная» составлена  для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе  Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Актуальность:

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание  нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.

   Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

   В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода.  Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

    В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

  Цель:

создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Образовательные задачи:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.

Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданина и патриота,
  • формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).

Развивающие задачи:

  • развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
  • развитие аналитического мышления.

     Программа соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.

    Программа «Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, проектная деятельность.

  Формы проведения занятий:

  • система групповых занятий,
  • индивидуальная работа.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

Виды деятельности:

  • беседы;
  • составление и презентация родословной.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. 

2. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  В результате работы учащиеся должны знать:

  • понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
  • историю возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • профессии предков;
  • семейные увлечения и традиции.

Должны уметь:

  • составлять «ленту времени» своей жизни;
  • составлять родословное древо;
  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию, делать выводы.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД: 

Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания. 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
  • способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.

   Основными формами выявления  уровня усвоения программы являются тесты, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческого проекта. Итоговая оценка работы «зачёт».

 Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 

Продукт:  составленное генеалогическое древо семьи с пояснительной запиской (2-3 поколения)

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п                      Темы разделов                               Всего часов                                 1.      Вводное занятие. Понятие о родословной                       1

    2.      Что означают наши имена, фамилии?                             1

    3.      Поколение, потомки, предки. Знакомство с 

              понятиями «поколение», «потомки», «предки». 

             Кто кому как приходится. Степени родства в семье         1

   4.      Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода.           1

 5-6.     Родословное древо.Практическое значение

            родословных в прошлом.  Как составить родословную?                                                                                                                                     2

 7-9.    Составление родословного древа семьи. Определение 

           глубины родовой памяти.

                                                                                            3

 10. Круглый стол «Моя родословная»                                        1

  ИТОГО:                                                                                                   10

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.     Цели и задачи программы. Значение изучения материалов данной программы для ознакомления с историей своей семьи. Что такое родословная, семья.

 2.  Имя и прозвище. Ономастика как наука, изучающая имена собственные. История возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

    Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Фамилия как указание родства Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Историческое прошлое  семьи.

3-4.   Понятия  «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Крёстные родители. Знаменитые люди нашего рода.

5-9.Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов. Программа «Семейная Летопись» - многофункциональная программа для создания семейного архива и построения генеалогического древа.

  Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.

10.Круглый стол «Мое генеалогическое древо».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

  1. Варанкина  Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.

3.ЦОР «Живая родословная»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 

4.Электронная программа «Семейная летопись»

Для учащихся:

  1. Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/
  2. Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/
  3. Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/

 

 


Комментарии

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. Промокод на участие в сборнике методических разработок и педагогических идей будет отправлен призёру в ближайшее время. ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА: 1. Посадскова Анна Валерьевна (г. Рыбинск, Ярославская область) 2. Анна Александровна Устименко (г. Луганск, Луганская Народная Республика) 3. Жибарева Анна Владимировна (п. Уемский, Архангельская область) 4. Бахрушина Елена Владиславовна (г. Волгоград, Волгоградская область) 5. Рагулина Любовь Давыдовна (с. Киик, Новосибирская область) ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ: Посадскова Анна Валерьевна В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. С уважением, администрация.

20 December 2022