Программа курса внеурочной деятельности «В мире логики» (5–9 классы)

1
0
Материал опубликован 17 March

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

курса внеурочной деятельности «В мире Логики»

 

п/п

Наименование

Информация

1.

Название предметной области/ Название учебного предмета (элективного курса,курса внеурочной деятельности)

Информатика / В мире логики

2.

Уровень образования

Основное общее образование

3.

Класс

С 5 по 9 класс

4.

Общее количество часов за период реализации программы

За 5 лет обучения 175 часов

5.

Недельная нагрузка

в 5-9 классах по 1 часу

6.

Рабочая программа составлена на основе

Примерной учебной программы факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5–6 классов, Л.Л.Босовой; программы курса «Развивающая логика для 5-7 классов», Н.А. Екимовой, Г. П. Кукина, программы «Логика» А.Д. Гетмановой / М., 2011. 16-е изд

 

7.

Дополнительное печатное издание для курса

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. [Текст]: учебное пособие/ Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 153 с.

Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике (задачник).[Текст]: учебное пособие/ Л.Л. Босова. М: Образование и информатика, 2000. – 98 с.

Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе. [Текст]: методическое пособие/ М.С.Цветкова, Г.Э. Курис. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 355 с.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Погребняк Л.А. Практикум по компьютерной графике для младших школьников.[Текст] / Л.Л. Босова // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», 2009. № 5 с.21-29

Босова Л.Л. Графический редактор Paint как инструмент развития логического мышления.[Текст]: методическое пособие / Л.Л. Босова // приложение к Учительской газете, 2009. № 12 с. 12-17.

Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах. [Текст] / Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 342 с.

Гетманова А.Д. Логика. [Текст]: учеб.пособие/ А.Д.Гетманова. М.:ВЛАДОС, 2011. с. 303

Гетманова А.Д. Задачник по занимательной логике для школьников. [Текст]: учеб.пособие/ А.Д.Гетманова. М.:МГПУ, 2008. 223 с.

Кэрролл Л. История с узелками. [Текст]/л. Кэрролл. М.: Мир, 1973.408 с.

Виртуальные лаборатории «Переправы», «Разъезды», «Переливания» и «Взвешивания», размещенных в ЕК ЦОР (http://school-collection.edu.ru).

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3)

Программа-тренажер «Логика» (http://kpolyakov.narod.ru/prog/logic.htm)

 


 

 

 


 


 


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«В мире логики»

в 5-9 классах

 

Срок реализации программы: 5 лет (2020-2025 гг.)


 


 


 

Составитель:

Маркова Н.Г.,

учитель информатики

высшей квалификационной

категории


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Новосибирск,


 

Пояснительная записка

Внеурочный курс - «В мире логики»

Уровень образования – основное общее образование

Цели и задачи реализации программы.

Программа курса «В мире логики» предназначена для учащихся 5-9 классов и нацелена на:

воспитание интереса к логике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

формирование универсальных учебных действий на основе средств и методов логики, информатики и ИКТ, в том числе, овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса «В мире логики» необходимо решить следующие задачи:

включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у обучающихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;

создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера;

сформировать у обучающихся умения организации собственной учебной деятельности;

сформировать у обучающихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

акцентировать внимание на разделах логики, связанных с обучением;

раскрыть значение логики в системе межпредметных связей;

выработать умения и навыки решения логических задач;

дать знания об истории логики, в том числе и в России, о современной логике.

 

Обязательным условием организации работы по программе «В мире логики» является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. В 5-7 классах предполагается широкое использование виртуальных лабораторий «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания», обеспечивающих учащемся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение и т.д. Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для создания анимированных решений задач и представления полученных результатов. В 8 классе обучающиеся продолжают решать логические задачи в алгоритмических средах Робот, Черепаха, Чертежник – системы Кумир. Это способствует и закреплению необходимых базовых знаний и навыков по теме «Алгоритмизация». В 9 классе изучение логических элементов отрабатывается с помощью программы-тренажера «Логика». Программа имеет встроенный набор логических схем (задач) для каждого из 10 уровней; существует возможность составлять новые схемы и проверять их работу, не выходя из программы. Кроме того, обучающимся предлагается применить Булеву алгебру в среде программирования АВСPascal.

 

Место предмета в учебном плане.

Изучение курса внеурочной деятельности «В мире логики» осуществляется по учебному плану школы с 5 по 9 класс за счет части часов, формируемой участниками образовательных отношений, из расчета 1 учебного часа в неделю. Направление внеурочной деятельности – интеллектуальное.

Классы

Кол-во часов в

неделю

Количество

учебных недель

Всего часов за

учебный год

5

1

35

35

6

1

35

35

7

1

35

35

8

1

36

36

9

1

34

34

Итого на уровне основного общего образования

175

Формы организации учебной деятельности.

Разработка анимированных решений задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных, парных, групповых).

Эффективно организовать учебную деятельность можно в разных формах, которые будут содействовать развитию внутренней (познавательной) мотивации обучающихся:

обсуждение различных вариантов решений одной и той же учебной задачи,

знакомство с различными точками зрения по одной проблеме,

анализ предложенных позиций,

предложение учащимся задания, направленного на поиск интересных интеллектуальных задач,

обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач,

создание ситуаций выбора для решения задач различной степени трудности,

создание ситуаций интеллектуального соперничества между учащимися или группами учащихся.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
· 
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
· 
Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; 

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

 Итоговый контроль в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. 
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создается Портфолио ученика

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Класс

5

6

7

8

9

 

 

 

 

знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина ориентация в правовом пространстве государственно -общественных отношений;

сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественно-политическими событиями;

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали;

сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

готовность к выбору профильного образования;

умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

на основе определения обучающимся своего места в обществе и в жизни в целом ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,«любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

уважение к своему народу, развитие толерантности;

освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав обучающихся и умение ими пользоваться.

создание историко - географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества;

формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).

знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

умение вести диалог на основе равноправных от- ношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов.

освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

участие в общественной жизни на уровне школы и социума.

Метапредметные результаты:

Класс

5

6

7

8

9

Регулятивные УУД

1. Умение совместно с

1. Умение совместно в

1. Умение совместно в

1. Умение индивидуально

1. Умение самостоятельно

педагогом и сверстниками

группах при

микрогруппах/парах при

при сопровождении

определять цели обучения,

определять цели

сопровождении учителя

сопровождении учителя

учителя определять цели

ставить и формулировать новые

обучения, ставить и

определять цели

определять цели

обучения, ставить и

задачи в учебе и познавательной

формулировать новые

обучения, ставить и

обучения, ставить и

формулировать новые

деятельности, развивать мотивы и

задачи в учебе и

формулировать новые

формулировать новые

задачи в учебе и

интересы своей познавательной

познавательной

задачи в учебе и

задачи в учебе и

познавательной

деятельности. Обучающийся

деятельности, развивать

познавательной

познавательной

деятельности, развивать

сможет:

мотивы и интересы своей

деятельности, развивать

деятельности, развивать

мотивы и интересы своей

анализировать

познавательной

мотивы и интересы своей

мотивы и интересы своей

познавательной

существующие и планировать

деятельности.

познавательной

познавательной

деятельности.

будущие образовательные

Обучающийся сможет:

деятельности.

деятельности.

Обучающийся сможет:

результаты;

анализировать

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

анализировать

идентифицировать

существующие и

анализировать

анализировать

существующие и

собственные проблемы и

планировать будущие

существующие и

существующие и

планировать будущие

определять главную проблему;

образовательные

планировать будущие

планировать будущие

образовательные

выдвигать версии решения

результаты;

образовательные

образовательные

результаты;

проблемы, формулировать

идентифицировать

результаты;

результаты;

идентифицировать

гипотезы, предвосхищать

собственные проблемы и

идентифицировать

идентифицировать

собственные проблемы и

конечный результат;

определять главную

собственные проблемы и

собственные проблемы и

определять главную

ставить цель деятельности

проблему;

определять главную

определять главную

проблему;

на основе определенной

выдвигать версии

проблему;

проблему;

выдвигать версии

проблемы и существующих

решения проблемы,

выдвигать версии

выдвигать версии

решения проблемы,

возможностей;

формулировать гипотезы,

решения проблемы,

решения проблемы,

формулировать гипотезы,

формулировать учебные

предвосхищать конечный

формулировать гипотезы,

формулировать гипотезы,

предвосхищать конечный

задачи как шаги достижения

результат;

предвосхищать конечный

предвосхищать конечный

результат;

поставленной цели деятельности;

ставить цель

результат;

результат;

ставить цель

обосновывать целевые

деятельности на основе

ставить цель

ставить цель

деятельности на основе

ориентиры и приоритеты

определенной проблемы и

деятельности на основе

деятельности на основе

определенной проблемы и

ссылками на ценности, указывая

существующих

определенной проблемы и

определенной проблемы и

существующих

и обосновывая логическую

возможностей;

существующих

существующих

возможностей;

последовательность шагов.

формулировать

возможностей;

возможностей;

формулировать

 

учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

 

2. Умение совместно с педагогом и сверстниками планировать пути

достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить

2. Умение совместно в группах при

сопровождении учителя планировать пути

достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

2. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя планировать пути

достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

2. Умение индивидуально при сопровождении учителя планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать

наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находи

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее

опыт, оформляя его для

описывать свой

описывать свой

опыт, оформляя его для

 

передачи другим людям в

опыт, оформляя его для

опыт, оформляя его для

передачи другим людям в

виде технологии решения

передачи другим людям в

передачи другим людям в

виде технологии решения

практических задач

виде технологии решения

виде технологии решения

практических задач

определенного класса;

практических задач

практических задач

определенного класса;

планировать и

определенного класса;

определенного класса;

планировать и

корректировать свою

планировать и

планировать и

корректировать свою

индивидуальную

корректировать свою

корректировать свою

индивидуальную

образовательную

индивидуальную

индивидуальную

образовательную

траекторию.

образовательную

образовательную

траекторию.

 

траекторию.

траекторию.

 

3. Умение совместно с

3. Умение совместно в

3. Умение совместно в

3. Умение индивидуально

3. Умение самостоятельно

педагогом и сверстниками

группах при

микрогруппах/парах при

при сопровождении

соотносить свои действия с

соотносить свои действия

сопровождении учителя

сопровождении учителя

учителя соотносить свои

планируемыми результатами,

с планируемыми

соотносить свои действия

соотносить свои действия

действия с планируемыми

осуществлять контроль своей

результатами,

с планируемыми

с планируемыми

результатами,

деятельности в процессе

осуществлять контроль

результатами,

результатами,

осуществлять контроль

достижения результата,

своей деятельности в

осуществлять контроль

осуществлять контроль

своей деятельности в

определять способы действий в

процессе достижения

своей деятельности в

своей деятельности в

процессе достижения

рамках предложенных условий и

результата, определять

процессе достижения

процессе достижения

результата, определять

требований, корректировать свои

способы действий в

результата, определять

результата, определять

способы действий в

действия в соответствии с

рамках предложенных

способы действий в

способы действий в

рамках предложенных

изменяющейся ситуацией.

условий и требований,

рамках предложенных

рамках предложенных

условий и требований,

Обучающийся сможет:

корректировать свои

условий и требований,

условий и требований,

корректировать свои

систематизировать (в том

действия в соответствии с

корректировать свои

корректировать свои

действия в соответствии с

числе выбирать приоритетные)

изменяющейся ситуацией.

действия в соответствии с

действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией.

критерии планируемых

Обучающийся сможет:

изменяющейся ситуацией.

изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

результатов и оценки своей

определять

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

систематизировать

деятельности;

критерии планируемых

систематизировать

систематизировать

(в том числе выбирать

отбирать инструменты для

результатов и критерии

(в том числе выбирать

(в том числе выбирать

приоритетные) критерии

оценивания своей деятельности,

оценки своей учебной

приоритетные) критерии

приоритетные) критерии

планируемых результатов

осуществлять самоконтроль своей

деятельности;

планируемых результатов

планируемых результатов

и оценки своей

деятельности в рамках

систематизировать

и оценки своей

и оценки своей

деятельности;

предложенных условий и

(в том числе выбирать

деятельности;

деятельности;

отбирать

требований;

приоритетные) критерии

отбирать

отбирать

инструменты для

оценивать свою

планируемых результатов

инструменты для

инструменты для

оценивания своей

деятельность, аргументируя

и оценки своей

оценивания своей

оценивания своей

деятельности,

причины достижения или

деятельности;

деятельности,

деятельности,

осуществлять

отсутствия планируемого

отбирать

осуществлять

осуществлять

самоконтроль своей

результата;

инструменты для

самоконтроль своей

самоконтроль своей

деятельности в рамках

находить достаточные

оценивания своей

деятельности в рамках

деятельности в рамках

предложенных условий и

средства для выполнения

деятельности,

предложенных условий и

предложенных условий и

требований;

учебных действий в

осуществлять

требований;

требований;

оценивать свою

изменяющейся ситуации и/или

самоконтроль своей

оценивать свою

оценивать свою

деятельность,

при отсутствии планируемого

деятельности в рамках

деятельность,

деятельность,

аргументируя причины

результата;

предложенных условий и

аргументируя причины

аргументируя причины

достижения или

работая по своему плану,

требований;

достижения или

достижения или

отсутствия планируемого

вносить коррективы в текущую

оценивать свою

отсутствия планируемого

отсутствия планируемого

результата;

деятельность на основе анализа

деятельность,

результата;

результата;

находить

изменений ситуации для

аргументируя причины

находить

находить

достаточные средства для

получения запланированных

достижения или

достаточные средства для

достаточные средства для

выполнения учебных

характеристик

отсутствия планируемого

выполнения учебных

выполнения учебных

действий в изменяющейся

продукта/результата;

результата;

действий в изменяющейся

действий в изменяющейся

ситуации и/или при

устанавливать связь между

находить

ситуации и/или при

ситуации и/или при

отсутствии планируемого

полученными характеристиками

достаточные средства для

отсутствии планируемого

отсутствии планируемого

результата;

продукта и характеристиками

выполнения учебных

результата;

результата;

работая по своему

процесса деятельности и по

действий в изменяющейся

работая по своему

работая по своему

плану, вносить

завершении деятельности

ситуации и/или при

плану, вносить

плану, вносить

коррективы в текущую

предлагать изменение

отсутствии планируемого

коррективы в текущую

коррективы в текущую

деятельность на основе

характеристик процесса для

результата;

деятельность на основе

деятельность на основе

анализа изменений

получения улучшенных

работая по своему

анализа изменений

анализа изменений

ситуации для получения

характеристик продукта;

плану, вносить

ситуации для получения

ситуации для получения

запланированных

сверять свои действия с

коррективы в текущую

запланированных

запланированных

характеристик

целью и, при необходимости,

деятельность на основе

характеристик

характеристик

продукта/результата;

исправлять ошибки

анализа изменений

продукта/результата;

продукта/результата;

устанавливать

самостоятельно.

ситуации для получения

устанавливать

устанавливать

связь между полученными

 

запланированных

связь между полученными

связь между полученными

характеристиками

 

характеристик

характеристиками

характеристиками

продукта и

 

продукта/результата;

продукта и

продукта и

характеристиками

 

устанавливать

характеристиками

характеристиками

процесса деятельности и

 

связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении

деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои

действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

процесса деятельности и по завершении

деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои

действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

процесса деятельности и по завершении

деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои

действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

по завершении

деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои

действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 

Умение совместно с педагогом и сверстниками оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно

Умение совместно в группах при

сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

Умение индивидуально при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы

действий;

пользоваться выработанными

критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать

продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать

достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

свободно пользоваться выработанными

критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать

продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать

достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных

результатов.

свободно пользоваться выработанными

критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать

продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать

достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных

результатов.

свободно пользоваться выработанными

критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать

продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать

достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных

результатов.

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать

достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самооценки. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и

познавательную

Владение основами принятия решения. Обучающийся сможет:

соотносить реальные и планируемые результаты

индивидуальной

Владение основами самоконтроля. Обучающийся сможет:

самостоятельно определять причины своего успеха или

неуспеха и находить

Владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной. Обучающийся сможет:

ретроспективно

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

деятельность и

деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

образовательной

деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

способы выхода из ситуации неуспеха.

определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для

достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической

реактивности).

 

 

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, выбирать основания и критерии для

классификации. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, выбирать основания и критерии для

классификации. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий

6. Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, строить логическое рассуждение. Обучающийся сможет:

строить

рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить

рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в

6. Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, строить логическое рассуждение. Обучающийся сможет:

строить

рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить

рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в

6. Умение строить умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и

делать выводы. Обучающийся сможет:

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и

исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы

представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки

признак двух или

признак двух или

контексте решаемой

контексте решаемой

зрения);

нескольких предметов или

нескольких предметов или

задачи.

задачи;

выявлять и называть

явлений и объяснять их

явлений и объяснять их

 

совместно с

причины события, явления, в том

сходство;

сходство;

 

учителем указывать на

числе возможные /наиболее

объединять

объединять

 

информацию,

вероятные причины, возможные

предметы и явления в

предметы и явления в

 

нуждающуюся в проверке,

последствия заданной причины,

группы по определенным

группы по определенным

 

предлагать и применять

самостоятельно осуществляя

признакам, сравнивать,

признакам, сравнивать,

 

способ проверки

причинно-следственный анализ;

классифицировать и

классифицировать и

 

достоверности

делать вывод на основе

обобщать факты и

обобщать факты и

 

информации.

критического анализа разных

явления;

явления;

 

 

точек зрения, подтверждать

выделять явление

выделять явление

 

 

вывод собственной

из общего ряда других

из общего ряда других

 

 

аргументацией или

явлений;

явлений;

 

 

самостоятельно полученными

определять

определять

 

 

данными.

обстоятельства, которые

обстоятельства, которые

 

 

 

предшествовали

предшествовали

 

 

 

возникновению связи

возникновению связи

 

 

 

между явлениями, из этих

между явлениями, из этих

 

 

 

обстоятельств выделять

обстоятельств выделять

 

 

 

определяющие,

определяющие,

 

 

 

способные быть причиной

способные быть причиной

 

 

 

данного явления,

данного явления,

 

 

 

выявлять причины и

выявлять причины и

 

 

 

следствия явлений;

следствия явлений;

 

 

 

вербализовать

вербализовать

 

 

 

эмоциональное

эмоциональное

 

 

 

впечатление, оказанное на

впечатление, оказанное на

 

 

 

него источником.

него источником.

 

 

 

7. Умение создавать,

7. Умение создавать,

7. Умение создавать,

7. Умение создавать,

7. Умение создавать, применять и

применять и

применять и

применять и

применять и

преобразовывать знаки и

преобразовывать знаки и

преобразовывать знаки и

преобразовывать знаки и

преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для

символы, модели и схемы

символы, модели и схемы

символы, модели и схемы

символы, модели и схемы

решения учебных и

для решения учебных и

для решения учебных и

для решения учебных и

для решения учебных и

познавательных задач.

познавательных задач.

познавательных задач.

познавательных задач.

познавательных задач.

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или

явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или

реальный образ предмета и/или явления;

строить

модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.

Обучающийся сможет:

определять логические связи между предметами и/или

явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или

реальный образ предмета и/или явления;

создавать вербальные, вещественные и

информационные модели с выделением существенных характеристик объекта

для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.

Обучающийся сможет:

преобразовывать модели с целью

выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или

формализованного (символьного) представления в

текстовое, и наоборот;

строить

доказательство: прямое, косвенное, от противного.

Обучающийся сможет:

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или

формализованного (символьного) представления в

текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.

анализировать/рефлексиро вать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе

предложенной проблемной ситуации, поставленной цели

и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно- популярный,

информационный, текст non-fiction).

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

совместно с

педагогом и сверстниками критически оценивать содержание и форму текста.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

самостоятельно критически оценивать содержание и форму текста.

 

Класс

5

6

7

8

9

9. Формирование и развитие экологического мышления. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные

работы.

9. Формирование и развитие экологического мышления. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные

работы.

9. Формирование умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Обучающийся сможет:

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие

другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

 

9. Развитие умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Обучающийся сможет:

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие

другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные

работы.

9. Формирование и развитие умения применять экологическое мышление в профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других

поисковых систем.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других

поисковых систем.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других

поисковых систем.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других

поисковых систем.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся

сможет:

Класс

5

6

7

8

9

Обучающийся сможет:

определять

Обучающийся сможет:

определять

Обучающийся сможет:

осуществлять

Обучающийся сможет:

определять

формировать множественную выборку из

необходимые ключевые

необходимые ключевые

взаимодействие с

необходимые ключевые

поисковых источников для

поисковые слова и

поисковые слова и

электронными

поисковые слова и

объективизации результатов

запросы.

запросы.

поисковыми системами,

запросы;

поиска;

 

 

словарями;

формировать

осуществлять взаимодействие с

соотносить полученные результаты поиска со своей

 

 

множественную выборку

электронными

деятельностью.

 

 

из поисковых.

поисковыми системами,

 

 

 

 

словарями;

 

 

 

 

формировать

 

 

 

 

множественную выборку

 

 

 

 

из поисковых источников

 

 

 

 

для объективизации

 

 

 

 

результатов поиска.

 

Коммуникативные УУД

11. Умение

11. Умение работать индивидуально и в группе.

Обучающийся сможет:

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной

деятельности.

11. Умение

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,

перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

11. Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Обучающийся сможет:

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

11. Умение организовывать учебное сотрудничество. Обучающийся сможет:

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,

формы или содержания диалога.

организовывать

совместную деятельность

с учителем и

сверстниками.

Обучающийся сможет:

определять

возможные роли в

совместной деятельности;

играть

определенную роль в

совместной деятельности;

принимать

позицию собеседника,

понимая позицию

другого, различать в его

речи: мнение (точку

зрения), доказательство

(аргументы), факты;

 

Класс

5

6

7

8

9

12. Умение совместно с

12. Умение совместно в

12. Умение совместно в

12. Умение

12. Умение самостоятельно

педагогом и сверстниками

группах при

микрогруппах/парах при

индивидуально при

использовать речевые средства в

использовать речевые

сопровождении учителя

сопровождении учителя

сопровождении учителя

соответствии с задачей

средства в соответствии с

использовать речевые

спользовать речевые

использовать речевые

коммуникации для выражения

задачей коммуникации

средства в соответствии с

средства в соответствии с

средства в соответствии с

своих чувств, мыслей и

для выражения своих

задачей коммуникации

задачей коммуникации

задачей коммуникации

потребностей для планирования и

чувств, мыслей и

для выражения своих

для выражения своих

для выражения своих

регуляции своей деятельности;

потребностей для

чувств, мыслей и

чувств, мыслей и

чувств, мыслей и

владение устной и письменной

планирования и регуляции

потребностей для

потребностей для

потребностей для

речью, монологической

своей деятельности;

планирования и регуляции

планирования и регуляции

планирования и регуляции

контекстной речью.

владение устной и

своей деятельности;

своей деятельности;

своей деятельности;

Обучающийся сможет:

письменной речью,

владение устной и

владение устной и

владение устной и

определять задачу

монологической

письменной речью,

письменной речью,

письменной речью,

коммуникации и в соответствии с

контекстной речью.

монологической

монологической

монологической

ней отбирать речевые средства;

Обучающийся сможет:

контекстной речью.

контекстной речью.

контекстной речью.

отбирать и использовать

определять задачу

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

речевые средства в процессе

коммуникации и в

определять задачу

определять задачу

определять задачу

коммуникации с другими людьми

соответствии с ней

коммуникации и в

коммуникации и в

коммуникации и в

(диалог в паре, в малой группе и

отбирать речевые

соответствии с ней

соответствии с ней

соответствии с ней

т. д.);

средства;

отбирать речевые

отбирать речевые

отбирать речевые

представлять в устной или

отбирать и

средства;

средства;

средства;

письменной форме развернутый

использовать речевые

отбирать и

отбирать и

отбирать и

план собственной деятельности;

средства в процессе

использовать речевые

использовать речевые

использовать речевые

соблюдать нормы

коммуникации с другими

средства в процессе

средства в процессе

средства в процессе

публичной речи, регламент в

людьми (диалог в паре, в

коммуникации с другими

коммуникации с другими

коммуникации с другими

монологе и дискуссии

малой группе и т. д.);

людьми

людьми

людьми

 

 

Класс

5

6

7

8

9

собственной

форме развернутый план

форме развернутый план

форме развернутый план

и запрашивать мнение партнера в

деятельности;

собственной

собственной

собственной

рамках диалога;

соблюдать нормы

деятельности;

деятельности;

деятельности;

принимать решение в ходе

публичной речи,

соблюдать нормы

соблюдать нормы

соблюдать нормы

диалога и согласовывать его с

регламент в монологе и

публичной речи,

публичной речи,

публичной речи,

собеседником;

дискуссии в соответствии

регламент в монологе и

регламент в монологе и

регламент в монологе и

создавать письменные

с коммуникативной

дискуссии в соответствии

дискуссии в соответствии

дискуссии в соответствии

«клишированные» и

задачей;

с коммуникативной

с коммуникативной

с коммуникативной

оригинальные тексты с

высказывать и

задачей;

задачей;

задачей;

использованием необходимых

обосновывать мнение

высказывать и

высказывать и

высказывать и

речевых средств;

(суждение) и запрашивать

обосновывать мнение

обосновывать мнение

обосновывать мнение

использовать вербальные

мнение партнера в рамках

(суждение) и запрашивать

(суждение) и запрашивать

(суждение) и запрашивать

средства (средства логической

диалога;

мнение партнера в рамках

мнение партнера в рамках

мнение партнера в рамках

связи) для выделения смысловых

принимать

диалога;

диалога;

диалога;

блоков своего выступления;

решение в ходе диалога и

принимать

принимать

принимать

использовать

согласовывать его с

решение в ходе диалога и

решение в ходе диалога и

решение в ходе диалога и

невербальные средства или

собеседником;

согласовывать его с

согласовывать его с

согласовывать его с

наглядные материалы,

создавать

собеседником;

собеседником;

собеседником;

подготовленные/отобранные под

письменные

создавать

создавать

создавать

руководством учителя;

«клишированные» и

письменные

письменные

письменные

делать оценочный вывод о

оригинальные тексты с

«клишированные» и

«клишированные» и

«клишированные» и

достижении цели коммуникации

использованием

оригинальные тексты с

оригинальные тексты с

оригинальные тексты с

непосредственно после

необходимых речевых

использованием

использованием

использованием

завершения коммуникативного

средств;

необходимых речевых

необходимых речевых

необходимых речевых

контакта и обосновывать его.

использовать

средств;

средств;

средств;

 

вербальные средства

использовать

использовать

использовать

 

(средства логической

вербальные средства

вербальные средства

вербальные средства

 

связи) для выделения

(средства логической

(средства логической

(средства логической

 

смысловых блоков своего

связи) для выделения

связи) для выделения

связи) для выделения

 

выступления;

смысловых блоков своего

смысловых блоков своего

смысловых блоков своего

 

использовать

выступления;

выступления;

выступления;

 

невербальные средства

использовать

использовать

использовать

 

или наглядные материалы,

невербальные средства

невербальные средства

невербальные средства

 

подготовленные/отобранн

или наглядные материалы,

или наглядные материалы,

или наглядные материалы,

 

ые под руководством

подготовленные/отобранн

подготовленные/отобранн

подготовленные/отобранн

 

учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации

непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

ые под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации

непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать

его.

ые под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации

непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать

его.

ые под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации

непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать

его.

 

13. Умение совместно с

13. Умение совместно в

13. Умение совместно в

13. Умение

13. Умение самостоятельно

педагогом и сверстниками

группах при

микрогруппах/парах при

индивидуально при

формировать и развивать

формировать и развивать

сопровождении учителем

сопровождении учителем

сопровождении учителем

компетентности в области

компетентности в области

формировать и развивать

формировать и развивать

формировать и развивать

использования информационно-

использования

компетентности в области

компетентности в области

компетентности в области

коммуникационных технологий

информационно-

использования

использования

использования

(далее – ИКТ). Обучающийся

коммуникационных

информационно-

информационно-

информационно-

сможет:

технологий (далее – ИКТ).

коммуникационных

коммуникационных

коммуникационных

создавать

Обучающийся сможет:

технологий (далее – ИКТ).

технологий (далее – ИКТ).

технологий (далее – ИКТ).

информационные ресурсы

целенаправленно

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

разного типа и для разных

искать и использовать

выбирать, строить

целенаправленно

использовать

аудиторий, соблюдать

информационные

и использовать

искать и использовать

компьютерные

информационную гигиену и

ресурсы, необходимые

адекватную

информационные

технологии (включая

правила информационной

для решения учебных и

информационную модель

ресурсы, необходимые

выбор адекватных задаче

безопасности.

практических задач с

для передачи своих

для решения учебных и

инструментальных

 

помощью средств ИКТ;

мыслей средствами

практических задач с

программно-аппаратных

 

естественных и

помощью средств ИКТ;

средств и сервисов) для

 

компьютерные

формальных языков в

использовать

решения

 

технологии (включая

соответствии с условиями

компьютерные

информационных и

 

выбор адекватных задаче

коммуникации;

технологии (включая

коммуникационных

 

инструментальных

выделять

выбор адекватных задаче

учебных задач, в том

 

программно-аппаратных

информационный аспект

инструментальных

числе: вычисление и др.;

 

средств и сервисов) для

задачи, оперировать

программно-аппаратных

использовать

 

решения

данными, использовать

средств и сервисов) для

информацию с учетом

 

информационных и

модель решения задачи;

решения

этических и правовых

 

коммуникационных

использовать

информационных и

норм.

 

учебных задач, в том

компьютерные

коммуникационных

 

числе: написание писем,

технологии (включая

учебных задач, в том

 

сочинений, докладов.

выбор адекватных задаче

числе: написание

 

 

инструментальных

рефератов.

 

 

программно-аппаратных

 

 

 

средств и сервисов) для

 

 

 

решения

 

 

 

информационных и

 

 

 

коммуникационных

 

 

 

учебных задач, в том

 

 

 

числе: создание

 

 

 

презентаций.

 

 

2. Содержание с указанием форм организации и видов деятельности;

5 класс

Выделение свойств предмета. Общие и отличительные свойства предмета. Существенные и несущественные признаки предмета. Родовые и видовые отношение между понятиями. Классификация.

Азбука рассуждений. «Следует», «не следует». Если …, то … Истинно или ложно

Решение логических задач в графическом редакторе Paint

Табличный способ решения логических задач

Решение задач на взвешивание и переливание

Логические связки «и» и «или»

Задачи на клетчатой бумаге

Вычерчивание фигур одним росчерком. Пентамино. Танграм

Задачи на клетчатой бумаге

Решение олимпиадных задач

Подготовка итогового проекта и его защита

Аналитическая деятельность:

анализировать логическую структуру высказываний

находить общие и отличительные свойства предмета.

Существенные и несущественные признаки предмета.

Родовые и видовые отношение между понятиями.

Классифицировать

Практическая деятельность:

решать логические задачи табличным способом

решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

 

6 класс

Выражения, предикаты, высказывания и их преобразования.

Азбука рассуждений, истина, ложь.

Понятия: следует; не следует; если; то; и; или.

Решение задач на разливание, развешивание, отыскание фальшивой монеты.

Графы. Решение задач с помощью графов. Круги Эйлера.

Решение задач с помощью кругов Эйлера.

Знакомство с софизмом. Принцип Дирихле.

Аналитическая деятельность:

анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

оперировать понятиями следует; не следует; если; то; и; или

Практическая деятельность:

решать логические задачи с помощью графов, кругов Эйлера

решать задачи на разливание, развешивание и пр. в соответствующих программных средах

приводить примеры софизмов

 

 

7 класс

Множества. Пересечения. Объединение. Высказывание. Следования, эквивалентность, равносильность.

Необходимые и достаточные условия.

Главные, существенные признаки предметов, объектов.

Конструирование понятий, определений.

Круги Эйлера. Графы. Принцип Дирихле.

Решение логических задач.

Софизмы.

Элементы комбинаторики, вероятности событий.

Аналитическая деятельность:

анализировать объекты окружающей действительности,

выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами: пересечения, объединение, высказывание, следование, эквивалентность, равносильность.

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

конструировать понятия, определения

Практическая деятельность:

решать логические задачи с помощью графов, кругов Эйлера

решать задачи на разливание, развешивание и пр. в соответствующих программных средах

составлять софизмы

вычислять возможное количество комбинаций

 

 

8 класс

Алгоритмы и исполнители. Ошибки при работе исполнителей.

Старинные задачи

Решение задач в среде Робот

Решение задач в среде Черепаха

Решение задач в среде Чертежник

Сравнение Чертежника и Черепахи

Решение нестандартных задач

Решение олимпиадных задач.

Подготовка итогового проекта и его защита

Аналитическая деятельность:

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

9 класс

Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции

Построение таблиц истинности для логических функций

Решение задач с помощью таблиц истинности Законы алгебры логики

Логические элементы. Схема совпадения (элемент и). Собирательная схема (элемент или). Схема инвертора. Чтение электрических схем

Комбинации логических элементов. Узлы ЭВМ

Логические операции в программировании

Применение алгебры высказываний в релейно-контактных схемах

Алгоритмы решения логических задач

Решение олимпиадных задач

Подготовка итогового проекта. Защита проекта

Аналитическая деятельность:

Перечислять элементы, образующие пересечение, объединение, дополнение заданных перечислением нескольких множеств.

Приводить примеры элементарных и составных высказываний.

Проводить анализ таблиц истинности. Различать высказывания и предикаты.

Устанавливать связь между алгеброй логики и теорией множеств.определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

Читать узлы ЭВМ

Практическая деятельность:

Изображать графически пересечение, объединение, дополнение 2-3 базовых множеств.

Подсчитывать мощность пересечения, объединения, дополнения нескольких множеств известной мощности.

Вычислять значения логических выражений с логическими операциями конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, строгая дизъюнкция, эквиваленция, инверсия.

Строить таблицы истинности. Осуществлять эквивалентные преобразования логических выражений с использованием законов алгебры логики.

Осуществлять построение логического выражения с данной таблицей истинности и его упрощение

Применять алгебру высказываний в релейно-контактных схемах

Строить комбинации логических элементов.

 

3. Тематическое планирование

5 класс

 

п/п

Содержание

Количество

часов

теория

практика

 

Выделение свойств предмета

0,5

0,5

 

Общие и отличительные свойства предмета

0,5

0,5

 

Существенные и несущественные признаки предмета

0,5

0,5

 

Родовые и видовые отношение между понятиями

0,5

0,5

 

Классификация

0,5

0,5

 

Азбука рассуждений

0,5

0,5

 

«Следует», «не следует»

0,5

0,5

 

Рассуждение «Если …, то …»

0,5

0,5

 

Истинно или ложно

0,5

0,5

 

Решение логических задач в графическом редакторе Paint

3

3

 

Табличный способ решения логических задач

 

4

 

Решение задач на взвешивание и переливание

 

4

 

Логические связи «и» и «или»

1

1

 

Вычерчивание фигур одним росчерком

 

2

 

Пентамино

0,5

0,5

 

Танграм

0,5

0,5

 

Задачи на клетчатой бумаге

0,5

0,5

 

Решение олимпиадных задач

 

2

 

Подготовка итогового проекта и его защита

1

2

итого

 

11

24

6 класс

 

п/п

Содержание

Количество часов

теория

практика

 

Табличный способ решения логических задач

 

4

 

Главные, существенные признаки

1

 

 

Необходимо и достаточно

1

 

 

Решение логических задач путем рассуждений

 

3

 

Эквивалентность, равносильность

1

 

 

Геометрические задачи на разрезание

1

1

 

Графы. Решение задач с помощью графов

1

1

 

Решение алгоритмических задач

 

6

 

Вероятность события

1

1

 

Об истории возникновения и развития комбинаторики Решение комбинаторных задач

1

2

 

Разработка выигрышных стратегий

 

4

 

Знакомство с софизмом

1

 

 

Задачи на развитие пространственного мышления

1

1

 

Подготовка итогового проекта и его защита

1

2

итого

 

10

25

7 класс.

 

п/п

Содержание

Количество часов

теория

практика

 

Выходим из лабиринтов, строим графы

1

1

 

Множества. Пересечение и объединение множеств

1

1

 

Круги Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера

1

2

 

Построение таблиц истинности

1

 

 

Решение задач с помощью таблиц истинности

 

1

 

Принцип «Дирихле»

1

 

 

Решение логических задач

1

2

 

Символическая логика (задачи Л. Кэрролла)

 

3

 

Задачи на поиск выигрышной стратегии

1

4

 

Решение нестандартных задач

1

4

 

Решение олимпиадных задач.

2

2

 

Подготовка итогового проекта и его защита

2

3

итого

 

14

21

8 класс

 

п/п

Содержание

Количество часов

теория

практика

 

Алгоритмы и исполнители

1

1

 

Старинные задачи

 

2

 

Решение задач в среде Робот

3

3

 

Решение задач в среде Черепаха

3

3

 

Решение задач в среде Чертежник

3

3

 

Сравнение Чертежника и Черепахи

1

1

 

Решение нестандартных задач

 

4

 

Решение олимпиадных задач.

1

2

 

Подготовка итогового проекта и его защита

2

3

итого

 

14

22

9 класс

 

п/п

Содержание

Количество часов

теория

практика

 

Основные понятия формальной логики

Логические выражения и логические операции

1

1

 

Построение таблиц истинности для логических функций

 

1

 

Решение задач с помощью таблиц истинности

 

1

 

Законы алгебры логики

1

2

 

Логические элементы.

1

 

 

Чтение электрических схем

 

1

 

Комбинации логических элементов

1

1

 

Узлы ЭВМ

1

2

 

Логические операции в программировании

1

1

 

Применение алгебры высказываний в релейно-контактных схемах

1

1

 

Алгоритмы решения логических задач

 

6

 

Решение олимпиадных задач

 

3

 

Подготовка итогового проекта

 

5

 

Защита проекта

2

 

итого

 

9

25


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации