Программа объединения «Техническая эстетика и дизайн»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире развития информационных технологий и в условиях повышения человеческого фактора возникла большая проблема в практической деятельности, не только у взрослого поколения, но и в детском социуме. Общение через всемирную сеть и потребление уже готовой продукции окружающих нас предметов привели к снижению, а порой и отсутствию функциональных и эстетических качеств предметной сферы, в которой живет и работает человек не смотря на то, что современный образ жизни предъявляет более высокие требования к эстетическому и практическому содержанию труда и быта человека. Мир представлений и понятий ребенка о формах и вещах формируется с раннего детства как объект потребления. В дальнейшем познание мира окружающей среды происходит посредствам обучения. Занятия технической эстетикой и дизайном способствует пониманию мира форм и вещей их функциональные и эстетические качества, расширение эстетико- конструкторского кругозора, развитию дизайнерских способностей, эстетико- технического мышления, мотивацию к творческому поиску и дизайнерской деятельности.
Под технической эстетикой и дизайном понимается один из видов научно- технического творчества, заключающейся в восприятии и воспроизведении объектов окружающей нас действительности методом приблизительного копирования, а так же внесение существенных изменений или создание радикально новых объектов дизайна. Объединение «Техническая эстетика и дизайн» готовит обучающихся к техническому конструированию и дальнейшему обучению в объединениях станции юных техников. Техническая эстетика и дизайн прививает обучающимся наблюдательность, учит размышлять, представлять формы и предметы и практическое применение готовых изделий в окружающем мире. Программа объединения направлена на развитие к техническому дизайну, на развитие образного и логического мышления, на освоение работы с различными материалами преимущественно с бросовым, а так же с инструментами и приспособлениями для ручного творчества. При организации и проведении занятий техническим дизайном предусматриваются и соблюдаются оптимальные условия для практической работы, которая является основным компонентом программы. Обучающиеся приобретают начальные знания в области технического и ландшафтного дизайна, приобретают навыки моделирования и конструирования не только архитектурных сооружений но и техническим моделей, знакомятся с терминологией. На занятиях развивается моторика рук, образное мышление, зрительная память, развивается эстетический вкус, дизайнерские способности, внимание, усидчивость при выполнении монотонной работы, аккуратность.
Программа имеет научно- техническую направленность.
Актуальность программы определяется потребностью детей заниматься техническим творчеством и дизайном, что поспособствовало целесообразно дальнейшее развитие в системе дополнительного образования станции юных техников объединения «Техническая эстетика и дизайн».
Новизна программы заключается в том, что, начиная с элементарных поделок и изделий, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить архитектурные макеты высокой степени сложности (детализации) с использованием не только специализированных материалов, но и бросового, а также изготовление предметов декора с использование различных материалов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в целесообразности раннего развития эстетических и дизайнерских способностей детей. Обучение по программе начинается с 7 лет до 15 лет. Включение детей с семилетнего возраста творческую деятельность, позволяет развить пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Педагогическая целесообразность программы мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому обучающемуся.
Программа ставит перед собой основную педагогическую цель — непрерывный рост личности обучающихся, расширение эстетического кругозора обучающихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к дизайнерскому творчеству средствами дизайнерской деятельности.
Цель программы : формирование у обучающихся начальных научно-технических знаний в области дизайна, прикладных навыков, развитие творческих и дизайнерских способностей посредством изготовления архитектурных макетов и изделий декора, создание условий для социального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с историей развития архитектуры и дизайна, с ее основателями;
- знакомство с терминологией и основными законами архитектуры и дизайна;
- обучать работе со специализированной литературой;
- приобретение навыков работы со столярными и слесарным инструментом, материалами, применяемыми в дизайне;
- формировать графическую культуру на начальном уровне: умение
читать простейшие чертежи, изготавливать по ним макетов, навыки работы с
чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании
различных материалов;
- обучать приемам и технологиям изготовления макетов и изделий декора, а также архитектурных объектов;
- развивать интерес к дизайну и архитектуре.
Развивающие:
- формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
- развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;
- развивать волю, терпение, самоконтроль;
- пробуждение любознательности и интереса к архитектурным объектам и дизайнерским изделиям, развитие стремления разобраться в их конструкции;
Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
Принципы реализации программы:
- Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и обучающегося.
- Последовательность и системность обучения.
- Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности.
- Принцип доступности.
- Принцип свободы выбора обучающимся видов деятельности.
- Принцип создания условий для самореализации личности обучающегося.
- Принцип динамичности.
- Принцип результативности и стимулирования.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она предусматривает внесение педагогом корректив при выполнении практических работ с имеющейся элементарной базой, а также при применении новых элементов. У обучающихся имеется возможность получить индивидуальную консультацию наставника на любой стадии выполнения проекта. Благодаря этому в ходе проектной деятельности обучающиеся приобретают так называемые «сквозные» умения и навыки: навык самостоятельного поиска решений, навык владения рационализаторскими методами, навык решения любой нестандартной, нетиповой ситуации. Педагог на занятии – скрытый корректировщик, помощник, а не руководитель. Общение между педагогом и обучающимися ведётся «на равных», что позволяет воспитанникам объединения почувствовать свою значимость, способствует укреплению уверенности в себе, это основа плодотворного сотрудничества и взаимоуважения. В этой связи приоритетными в деятельности педагога являются методы воспитывающих ситуаций, поручений, примеров (из личного опыта наставника, из жизни сверстников, друзей воспитанников) и методы стимулирования (метод поощрения, соревнования, субъективно-прагматический). Огромное воспитывающее влияние на обучающихся оказывает приверженность тем традициям, которые существуют в коллективе. Прежде всего, это встречи с недавними выпускниками объединений, добившимися определённых успехов. Ощутить причастность к жизни коллектива помогает деятельность обучающихся в общесютовской организации.
Таким образом, на занятиях в объединении «Техническая эстетика и дизайн» осуществляется не только обучение определённым знаниям, умениям и навыкам, но и воспитание, развитие обучающихся всеми средствами, доступными в условиях дополнительного образования.
Программа даёт развитие не только моторики рук, но и развитие дизайнерского и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, обучающиеся могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия дают представление о специальностях дизайнеров, что является ориентиром в выборе профессии. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен для обучающихся, т.к. в период развития обучающиеся воспринимают всё особенно эмоционально. Впоследствии полученные навыки нахождения неординарных решений позволят им в дальнейшем более творчески подходить к решению любых учебных, производственных и жизненных задач.
Обучение по данной программе происходит преимущественно в виде практических занятий, на которых обучающиеся изготавливают модели технических объектов, выполняют творческие работы.
Отличительные особенности данной программы от других программ заключаются в том, что программа «Техническая эстетика и дизайн» предполагает обязательное использование макетирования, моделирования и дизайна при изготовлении архитектурных макетов, игрушек, поделок, сувениров, аксессуаров и элементов декора. Особенно ценно, при реализации данной программы, самостоятельное изготовление макетов, изделий с использованием изученных методов и приемов.
Особенностью программы является также и интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, технология, что является средством разностороннего развития способностей обучающихся. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
В рамках программы используются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого поделочного материала. Применяются разнообразные техники изготовления поделок: оригами, конструирование, моделирование, мозаика, аппликация и др.
Программа рассчитана на три года обучения.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся два, три раза в неделю.
1год-4 часа в неделю. Продолжительность учебного года составляет 144 учебных часов.
2 год и 3 год - 6 часов в неделю. Продолжительность учебного года составляет 216 учебных часов.
Объединения формируются из обучающихся на добровольной основе. Занятия проводятся как с постоянным составом, так и с переменным.
Число обучающихся в объединениях: 1 года обучения 12 человек, 2 года обучения 10 человек, 3 года обучения 8 человек возможно разделение на подгруппы, что обусловлено сложностью и большим объёмом работ по изготовлению моделей и макетов. Кроме того, проводится индивидуальная форма обучения, обусловленная различным уровнем подготовки обучающихся и их индивидуальными особенностями.
Продолжительность одного занятия 40 минут с 10 минутным перерывом.
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Формы занятий:
- занятия по ознакомлению обучающихся с новым материалом;
- занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
- занятия, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
- занятия выработки и закрепления умений и навыков;
- занятия проверки знаний, умений и навыков;
- комбинированные (смешанные) занятия;
- индивидуальные занятия;
- отчетные занятия-выставки.
Для оценки эффективности данной программы педагог проводит мониторинг уровня знаний умений и навыков обучающихся по тест- картам. Тест- карты разрабатываются педагогом и включают в себя два раздела теоретический и практический. Первый раздел тест-карт оценивается по трем уровням высокий, средний, низкий вторая часть по баллам и визуальному оцениванию педагога. Мониторинг проводится три раза: вводный мониторинг для определения первоначального уровня знаний, умений и навыков, промежуточный мониторинг проводится с целью определения уровня полученных за первое полугодие приобретенных по программе знаний, умений и навыков, итоговый мониторинг проводится в конце учебного года для выявления уровня освоения программы. В течение всего учебного года по разделам программы проводится мониторинг уровня обученности учащихся, что показывает уровень результативности образовательного процесса. Также ведется постоянное отслеживание теоретических знаний по основным разделам тематического плана программы в форме устного опроса и наблюдения за выполнением работы;
- практические умения и навыки, предусмотренные программой;
- творческие навыки;
- умение выступать перед аудиторией;
- коммуникативные умения;
-учебно-организационные умения и навыки;
- соблюдение в процессе деятельности правил безопасности;
- умение аккуратно выполнять работу.
О результативности работы по данной программе можно судить также по следующим критериям:
участие в мероприятиях технического творчества;
наполняемость и сохранность группы в течение учебного года;
повышение качества исполнения и сложности макетов и изделий, выполняемых обучающимися.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения обучающиеся:
- познакомятся с историей развития дизайна и архитектуры;
- знать виды и свойства бумаги и картона;
- познакомятся с разными инструментами, научатся применять их на практике;
- освоят технические приемы работы с бумагой и картоном;
- овладеют различными видами соединения деталей из бумаги и картона;
- познакомятся со схемами и чертежами макетов;
- научатся работать ножницами, линейкой, циркулем;
- будут самостоятельно выполнять простые фигуры в технике оригами, модели и конструкции из бумаги и картона.
К концу второго года обучения обучающиеся:
- познакомятся с историей развития и новейшими технологиями в области архитектурного и ландшавтного дизайна;
- научатся моделировать сложные макеты из геометрических фигур;
- научатся изготавливать макеты в разных техниках;
- познакомятся с видами и техниками оригами;
- научатся читать элементарные схемы и чертежи;
- научатся самостоятельно выполнять макеты с подвижными деталями;
- научатся выполнять объёмные макеты;
- научатся приемам декоративно-художественного оформления макетов и изделий;
- овладеют навыками эстетичного оформления творческой работы.
К концу третьего года обучения:
- знают правила безопасного пользования инструментами;
- научаться пользоваться чертежными инструментами;
- знают основные законы и каноны дизайна;
- знакомы с историей развития архитектуры и дизайна;
- владеют навыками изготовления простых разверток;
- выполнять сложные макеты и изделия;
- умеют находить рациональный способ использования материала;
- умеют находить способы соединений в макетах;
- умеют работать со специализированной литературой;
- научатся изготавливать изделия в технике оригами по схеме;
- умеют самостоятельно находить техническое решение;
- умеют анализировать изделия своего товарища;
- владеют навыками самостоятельного выбора дизайна;
- умеют проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;
- умеют конструктивно работать в коллективе.
Тематический план
Первый год обучения
№ п\п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Вводный мониторинг знаний, умений, навыков | 2 | 1 | 1 |
3 | Свойства бумаги, картона, фольги | 6 | 3 | 3 |
4 | Тематический рисунок | 2 | 1 | 1 |
5 | Понятие о деятельности дизайнеров | 6 | 3 | 3 |
6 | Понятие о декоративной композиции | 12 | 2 | 10 |
7 | Понятие об обмере | 10 | 2 | 8 |
8 | Художественное проектирование | 40 | 10 | 30 |
9 | Промежуточный мониторинг знаний, умений, навыков | 2 | 1 | 1 |
10 | Моделирование и конструирование архитектурных сооружений по шаблону | 36 | 4 | 32 |
11 | Изготовление выставочных экспонатов | 20 | 4 | 16 |
12 | Итоговый мониторинг знаний, умений, навыков | 2 | 1 | 1 |
13 | Итоговая выставка | 2 | 1 | 1 |
14 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
| ВСЕГО | 144 | 35 | 109 |
Краткое содержание
1. Вводное занятие.
Теория. Значение архитектуры и дизайна в жизни человека. Что такое архитектурный дизайн . Задачи и план работы учебной группы. Экскурсия в выставочный зал. Правила поведения на занятиях и во время перерыва.
Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ЧП.
Практика. Изготовление изделия на свободную тему.
2.Вводный мониторинг знаний, умений, навыков
Диагностирование проводится с целью выявления первоначальный знаний, умений, навыков. Теоретическая часть выполняется по тест- карте , практическая часть по технологической карте.
3 Свойства бумаги, картона, фольги.
Теория. Производство бумаги и картона. Их виды, свойства и
использование в макетировании (демонстрация образцов). Инструменты и
приспособления для работы с бумагой (линейка, ножницы, шило, нож,
карандаш, кисть). Правила работы с инструментами.
Практика. Опыты с бумагой и картоном для определения их свойств. Изготовление простейших поделок.
4 Тематический рисунок
Теория. Простейшие понятия о тематическом рисунке и виды рисунков. Условные обозначения на графических изображениях. Рисунок, эскиз, чертеж; общие черты и отличия. Условные изображения линии выделяемого контура (сплошная линия) и линии сгиба (штрих с двумя точками). Назначение трафаретов в макетировании и в техническом дизайне. Значение трафаретов в оформлении. Инструментами и материалами при изготовлении трафаретов. Видами трафаретов шрифтовые, трафареты с геометрическим орнаментом.
Практика. Изготовление различных изделий по шаблону, где есть
линия сгиба. Изготовление различных изделий по чертежу методом
копирования. Техническое задание: нахождение линий сгиба на чертежах
изделий и деталей макета.
5. Понятие о деятельности дизайнеров .
Теория. Кто такие дизайнеры? Значение работы дизайнеров в условиях современного мира. Рабочее место, материалы, инструменты дизайнеров.
Практика. Изготовление изделий декоративного назначения из различных материалов.
6. Понятие о декоративной композиции.
Теория. Понятие о многокрасочной орнаментальной композиции. Понятие о макетировании. Цвет, форма, ритм композиции. Сочетание цветов в природе.
Практика. Выполнение орнаментальных композиций.
7. Понятие об обмере.
Теория. Правила обмера.
Практика. Приобретение навыков обмера различных предметов. Выполнение задания по объемно- конструктивному построению.
8. Художественное проектирование.
Теория. Основные этапы работы художника- конструктора над проектом. Понятие об анализе и синтезе. Правила накопления подсобных материалов. Работа с научно- технической литературой и источниками дополнительной информации.
Практика. Выбор темы, анализ задания, знакомство с подобными проектами, подбор материалов, эскизная разработка проекта, разработка различных вариантов изготовления проекта. Изготовление проекта и оформление.
9. Промежуточный мониторинг знаний, умений и навыков.
Диагностирование проводится с целью выявления уровня знаний, умений, навыков полученные за первое полугодие. Теоретическая часть задания выполняется по тест- карте, практическая часть по технологической карте.
10. Моделирование и конструирование архитектурных сооружений по шаблону
Теория. Общие понятиями о моделировании и конструировании архитектурных сооружение. Правила изготовления и использование шаблонов при изготовлении макетов.
Практика. Изготовление макетов. Выполнение творческих задач, развивающие общую готовность обучающихся к проектной деятельности.
11. Изготовление выставочных экспонатов.
Теория. Общие сведения о творческой, индивидуальной работе обучающихся.
Практика. Разработка и изготовление творческих, индивидуальных макетов, моделей из ватмана, тонкого картона, пластика.
12. Итоговый мониторинг знаний, умений и навыков
Итоговый мониторинг проводится с целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы учащимися объединения. Теоретическая часть задания выполняется по тест- карте, практическая часть по технологической карте.
13. Итоговая выставка.
Теория. Значение выставки в работе объединения.
Практика. Оформление своих работ на выставку, оценивание работ самими обучающимися.
14. Заключительное занятие.
Подведение итогов учебного года. Просмотр и анализ индивидуальной творческой работы.
Тематический план
Второй год обучения
№ п\п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Вводный мониторинг знаний, умений навыков | 2 | 1 | 1 |
3 | Понятие о художественном конструировании | 8 | 2 | 6 |
4 | Понятие об эргономике и антропометрии. | 58 | 6 | 52 |
5 | Промежуточный мониторинг знаний, умений и навыков | 2 | 1 | 1 |
6 | Проектирование полуобъемного макетирования | 36 | 6 | 30 |
7 | Проектирование объемного макетирования | 54 | 4 | 50 |
8 | Изготовление выставочных работ | 48 | 6 | 42 |
9 | Итоговая выставка | 2 | 1 | 1 |
10 | Итоговый мониторинг знаний, умений, навыков | 2 | 1 | 1 |
11 | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
| ВСЕГО | 216 | 31 | 185 |
Краткое содержание
1.Вводное занятие.
Теория. Показ образцов готовых изделий. Задачи и план работы учебной группы. Экскурсия в выставочный зал. Правила поведения на занятиях и во время перерыва. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ЧП.
Практика. Изготовление изделий на свободную тему.
2. Вводный мониторинг знаний, умений, навыков
Диагностирование проводится с целью выявления первоначальный знаний, умений, навыков. Теоретическая часть выполняется по тест- карте , практическая часть по технологической карте.
3.Понятие о художественном конструировании.
Теория. Художественное конструирование и его задачи в современных условиях. Значение художественного конструирования при проектировании архитектурных сооружений и комплексов. Инструменты и материалы.
Практика. Разработка и выполнение индивидуальных работ.
4. Понятие об эргономике и антропометрии.
Теория. Понятие об эргономике и антропометрии. Основные габариты оборудования зданий и сооружений.
Практика. Разработка и изготовление макетов бытовых изделий.
5. Промежуточный мониторинг знаний, умений и навыков.
Диагностирование проводится с целью выявления уровня знаний, умений, навыков полученные за первое полугодие. Теоретическая часть задания выполняется по тест- карте, практическая часть по технологической карте.
6. Проектирование полуобъемного макетирования.
Теория. Значение полуобъемного макетирования. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с учетом конструктивных и пластических особенностей.
Практика. Разработка и изготовление полуобъемных макетов по индивидуальным темам.
7. Проектирование объемного макетирования.
Теория. Значение объемного макетирования. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с учетом конструктивных и пластических особенностей.
Практика. Разработка и изготовление объемных макетов по индивидуальным темам.
8. Изготовление выставочных работ.
Теория. Коллективная и индивидуальная работа обучающихся в проектной деятельности объединения. Изучение правил и норм по изготовлению и оформлению выставочных работ.
Практика. Разработка и изготовление коллективных, индивидуальных макетов из различных материалов.
9.Итоговая выставка.
Подготовка макетов и изделий для выставки. Самооценка представленных экспонатов.
10. Итоговый мониторинг знаний, умений и навыков
Итоговый мониторинг проводится с целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы учащимися объединения. Теоретическая часть задания выполняется по тест- карте, практическая часть по технологической карте
11.Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
Тематический план
Третий год обучения
№ п\п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Вводный мониторинг знаний, умений и навыков | 2 | 1 | 1 |
3 | Понятие о комплексном проектировании | 12 | 2 | 10 |
4 | Технология макетирования | 12 | 2 | 10 |
5 | Проектирование внешней среды | 48 | 6 | 42 |
6 | Промежуточный мониторинг знаний, умений и навыков | 2 | 1 | 1 |
7 | Элементы технического дизайна | 24 | 6 | 18 |
8 | Изготовление макета архитектурных сооружений | 18 | 4 | 14 |
9 | Мода и дизайн | 22 | 2 | 20 |
10 | Проектирование индивидуального творческого проекта. | 68 | 6 | 62 |
11 | Итоговый мониторинг знаний, умений и навыков | 2 | 1 | 1 |
12 | Итоговая выставка | 2 | 1 | 1 |
13 | Заключительное занятие | 2 | 2 | 0 |
| ВСЕГО | 216 | 35 | 181 |
Краткое содержание
1. Вводное занятие.
Теория. Показ образцов готовых изделий. Основные задачи и тематика в текущем учебном году, в зависимости от конкретных условий.
Практика. Изготовление изделий по выбору.
Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧП.
2. Вводный мониторинг знаний, умений, навыков
Диагностирование проводится с целью выявления первоначальный знаний, умений, навыков. Теоретическая часть выполняется по тест- карте , практическая часть по технологической карте.
3. Понятие о комплексном проектировании .
Теория. Архитектурная композиция и ее место в окружающей среде. Изучение архитектурных комплексов разных эпох.
Практика. Разработка и изготовление макета комплекса по выбору и собственному замыслу.
4. Технология макетирования.
Теория. Общие сведения о макетировании. Изучение условных обозначений и терминологии. Значение макетов в строительстве.
Практика. Составление эскизов индивидуальных макетов. Изготовление и сборка макета по эскизу и по собственному замыслу.
5. Проектирование внешней среды.
Теория. Понятие внешней среды. Значение проектирования внешней среды. Эстетическая и практическая значимость элементов внешней среды.
Практика. Разработка и изготовление макетов с эстетической и практической значимостью объектов.
6. Промежуточный мониторинг знаний, умений и навыков.
Диагностирование проводится с целью выявления уровня знаний, умений, навыков полученные за первое полугодие. Теоретическая часть задания выполняется по тест- карте, практическая часть по технологической карте.
7. Элементы технического дизайна.
Теория. Основы технического дизайна. Значение дизайна в современном мире.
Практика. Декорирование макетов и изделий.
8. Изготовление макета архитектурных сооружений.
Теория. Роль архитектора в строительстве зданий. Архитектура в современном мире.
Практика. Изготовление архитектурных сооружений и комплексов из пластика и подручного материала .
9. Мода и дизайн
Теория. Понятие стиля в моде. Варианты сочетания стилей. Сочетание цветов и фактур. Элементы декора. Эстетическая и практическая значимость элементов декора.
Практика. Изготовление элементов декора из бросового и подручного материалов.
10. Проектирование индивидуального творческого проекта.
Теория. Самовыражение путём реализации умений и навыков в творческой индивидуальной работе.
Практика. Выполнение индивидуального проекта.
11. Итоговый мониторинг знаний, умений и навыков
Итоговый мониторинг проводится с целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы учащимися объединения. Теоретическая часть задания выполняется по тест- карте, практическая часть по технологической карте
12. Итоговая выставка.
Отбор и оформление выставочных работ. Самооценка представленных экспонатов.
13. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за учебный год. Самооценка знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе обучения в объединении.
Методическое обеспечение программы.
При работе по программе использовались такие основные виды деятельности, как информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность обучающихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики обучающихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу обучающихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает обучающимся возможность овладеть техническими навыками и проявить свои творческие способности.
При обучении по программе используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Обучающимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых обучающихся к процессу обучения младших или не обладающих выраженными способностями детей. Это формирует у детей такие черты характера, как взаимопонимание, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, такой метод облегчает дифференцированный подход к обучению с учетом способностей ребенка, не ущемляя при этом достоинства менее способных обучающихся и в то же время позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.
Последовательность прохождения тем программы может меняться в зависимости от хода образовательно-воспитательного процесса.
В тематический план включены занятия «свободным творчеством», которые позволяют, повышая творческий потенциал детей, повторять и закреплять пройденный материал.
Каждое занятие заканчивается подведением итогов работы. Каждая тема завершается выставкой, в рамках выставки обучающиеся которые овладели навыками лучше других проводят мастер- классы для обучающихся младшего возраста.
Формой подведения итогов программы является итоговая выставка объединения.
Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, приобретенные в процессе обучения, оказываются более широкими, чем предусмотрено программой.
Материально-техническое обеспечение программы.
Помещение:
- лаборатория оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы и полки для хранения учебной литературы и наглядных пособий
Материалы:
- бумага белая, цветная одно- и двухсторонняя, бросовый материал, картон, пенопласт, пластик и т.д.
Инструменты и приспособления:
- ножницы, ножи для макетирования, иглы, карандаши, клей ПВА, линейка, циркуль, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Дидактическое обеспечение курса.
- образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы с образцами узоров, альбомы с чертежами узоров, технологические карты, инструкционные карты, подборки рисунков фотографий, слайдов различных изделий и описания их изготовления.
Список литературы, используемый для написания программы.
1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей», изд-во «Учитель», 2005.
4. С.К. Никулина «Системный подход в развитии научно- технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России», Москва, Глобус, 2005г.
5. Перевертень Г.И. «Техническое творчество в начальных классах». «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С.А. Смирнов, 1999.
6. Подласый И. П. «Педагогика»-м., 1999
7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1997
8. Альтшуллер Р.С. «Как научиться изобретать»- м., 1971г.
9. Колочилов В.В. «Техническое моделирование и конструирование»-М., 1983г.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.
Литература для педагогов
1.Болгаров Н. Параход- Ленинград, издательство «Детской литература», 1954.
2.Докучаев Н. Серия «Мастерим бумажный мир», - СПб «Валерии», 1997
3.Долматовский. Автомобиль
4.Замотин О.Е. и др. «Твори, выдумывай, пробуй», Москва «Просвещение», 1959
5.Журавлева А.П. «начальное техническое моделирование»,- Москва, «Просвещение», 1982
6.Заворотов. «От идеи до модели»
7.Перевертен Г.И. Самоделки из бумаги,- Москва, «Посвещение, 1983
8.Плонский В. Корабль,- Москва, «Молодая гвардия», 1950г.
9.Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить,- Москва, Просвещение,1990.
10.Журналы: «Рукодельница», «Левша», «Моделист- конструктор», «Юный техник»
Дополнительная литература для педагогов
1.Г.И. Перевертень «Техническое творчество начальных классах» Просвещение 1988
2. Э.К. Гульянц «Учите детей мастерить».- М.: Просвещение 1990
3.В.А. Заворотов Просвещение 1982
4. М.Г. Яковская «Творческая игра в воспитании младшего школьника» Просвещение 1974
5.Пособие для учителей. Уроки трудового обучения. 2000
6.Г.И. Перевертень «Поделки из разных материалов». Просвещение. 1985
7.Переодические издания «Сделай сам», «Знание» 1900-1995г.
8.О.С.Молотобарова, Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1983
9.Н.И.Докучаева, Строим город. – СПб.: ТОО Диамант, 1997
10Ю.Б.Гомозова, Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль, 2000
11.Журналы «Ручная работа»
Литература для обучающихся и родителей
(законных представителей)
1.Книги-раскраски с рисунками
2.Журналы «Коллекция идей»
3.С.Ариарский, Сто удивительных поделок. Художественное выпиливание. – М.: Детская литература, 2001
4.Ю. Максимов «У истоков мастерства» м.: 1983
5.А. Краузе «Древнее искусство» М.: 1992
6.Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов»- М.: 1984
7.Г.И. Перевертень «Техническое творчество».-М.;1988
8.Соколова С. «Оригами. С нами не соскучишься», «Махаон», Москва, Санкт-Петербург, 1999.
9.Литвиненко В.М., Аксенов Н.В. «Игрушки из ничего», Санкт-Петербург, издательство «Кристалл»,2000.
Дополнительная литература для обучающихся и родителей
(законных представителей)
1.Геронимус Т. «Работаем с удовольствием», Москва, «АСТ – Пресс», 1998.
2.Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование»,
Москва, Просвещение, 1982.
3.Калмыков В.О. «Сделай сам», Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
4.Леонова О. «Рисуем нитью», Санкт-Петербург, издательский дом «Литера»,
2000
5.Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», издательский дом «Федоров», 2001.
6.Фетцер В.В. «Твоя первая модель», Ижевск, издательство «Удмуртия», 1993.
7.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества», издательский дом
«Федоров», 2000.
8.Журналы: «Умелые руки», «Левша», «Досуг», приложение «Домовенок»
Календарный план
DOC / 364.5 Кб