Программа организации летнего отдыха в летний период 2023 г. «Лето,лето ты какого цвета»
Программа
организации летнего отдыха
в летний период 2023 г.
«Лето,лето ты какого цвета»
Возраст обучающихся – 8-15 лет
Срок реализации программы: июнь, июль, август 2023 г.
Автор – Георгиева В.Г.Алексеевка
Паспорт программы
1. | Наименование программы | Программа организации летнего отдыха в летний период 2023 г«Лето,лето ты какого цвета» |
2. | Наименование организации | Средняя общеобразовательная школа №40 «центр дополнительного образования детей «Развитие» |
3. | Разработчик программы | Георгиева В.Г.,Чикуленко М.Н.старший методист ЦДОД «Развитие» |
4. | Исполнители программы | педагоги дополнительного образования – 10 чел. методист – 1 чел. тренера - преподаватели – 2 чел. |
5. | Место проведения | Республика Дагестан г.Махачкала |
6. | Продолжительность программы | Июнь, июль, август |
7. | Сроки проведения | 05.06. – 22.08.2023 г. |
8. | Участники программы (количество и возраст) | Дети в возрасте от 8 до 15 лет, 665 детей |
9. | Направления программы | Программа «Лето,лето ты какого цвета» по своей направленной деятельности является творческой, познавательной и оздоровительной. Направление деятельности. Создание условий для социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. |
10. | Цель программы | Организация занятости детей и подростков в период летних каникул через создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность. |
11. | Задачи программы | Задачи: Воспитательные: - воспитание гордости за духовно-нравственные ценности национальной культуры; - формирование творческого потенциала у детей; - формирование навыков социокультурного, толерантного поведения через общение с ровесниками и взрослыми во временном детском коллективе; - воспитание уважения к труду и его результатам; - развитие морально-волевых качеств, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей; - формировать потребность в ведении здорового и безопасного образа жизни. Развивающие: - развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных и других способностей через активное вовлечение в различные сферы практической деятельности; - развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать, включаться в коллективную деятельность; - развитие интеллекта и общей культуры; - развивать практические навыки в направлении безопасности жизнедеятельности. Образовательные: - приобретение детьми новых знаний, навыков и умений в различных видах досуговой деятельности; |
12. | Краткое содержание программы | Программа организации летнего отдыха «Лето,лето ты какого цвета» реализуется по 5 тематическим модулям: Тематический модуль «Лагерь +» - (Программа организации летнего отдыха «Театр +» (работа отряда ЛДП - июнь), - (Программа организации летнего отдыха «Спорт +» (работа отряда ЛДП - июнь) Тематический модуль «Досуг +» (Организация площадок по месту жительства (июль, август)) Тематический модуль «Выбор +» (Организация работы образовательных объединений в летний период) Тематический модуль «Праздник +» (Организация и проведение районных и окружных мероприятий: Бал талантов, Бал выпускников, Фестиваль народного творчества «Народный умелец», «Лето с футбольным мячом») Тематический модуль «Безопасность +» (Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетними, проведение мероприятий направленных на формирование ЗОЖ, профилактику ДТТ и т.д..) Формы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей разноплановы и разнообразны, участники разных возрастных категорий и интересов, но жить они будут одной идеей: «Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!» Разработка данной программы была вызвана: - повышением спроса родителей и детей на организованный отдых; - модернизацией старых форм работы и введением новых; - необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов дополнительного образования в реализации целей и задач программы. Актуальность Программа «Лето,лето ты какого цвета» актуальна тем, что в процесс организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей вводятся ориентиры на духовно - нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, что отвечает потребностям государства, родителей и самих детей. Новизна При реализации программы предусматривается непрерывная образовательная работа педагогов дополнительного образования с воспитанниками. При проведении культурно-массовых мероприятий и режимных моментов, педагоги ЦДОД «Развитие» постоянно учат детей чему-то новому, а так же закрепляют уже полученные знания. |
13. | Ожидаемые результаты реализации программы | При реализации программы предполагаются следующие результаты: расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия; создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания; улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек; положительное отношение к социально значимой деятельности, проявление потребности работать в коллективе; осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем; реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков; профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений. |
14. | Социальные партнёры | Детский сад «Радуга», Спортивный стадион «Труд», Детская музыкальная школа №4, «Детская библиотека», Краеведческий музей, Центр « Моя семья», .Физкультурно – оздоровительный комплекс «Олимп». |
Введение
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих
способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной
интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.ЦДОД «Развитие» многопрофильная организация дополнительного образования детей, где занимаются более 800 детей в возрасте 5-18 лет.
При разработке программы мы учли максимальное использование условий
Центра, как целесообразно организованной среды жизнедеятельности детей и подростков, в тоже время широко использовали возможности социума, расширили творческие контакты, партнерские связи, сохранили традиции учреждения. При разработке программы учитывались интересы и запросы детей и родителей, мотивы прихода ребенка в Центр «Развитие».
Учитывая возрастные особенности участников программы, мы определили такие формы работы, которые будут способствовать развитию у ребенка познавательной и развивающей сферы, нравственных оценок, социальной адаптации, патриотических чувств.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Разработка программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей
«Лето,лето ты какого цвета была вызвана:
социальным заказом на оказание услуги по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;
повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный
отдых детей в условиях ОДО;
необходимостью проведения профилактической работы с несовершеннолетними в рамках летнего периода;
актуальностью задач современного воспитания;
обеспечением преемственности в содержании работы лагеря дневного пребывания и площадок по месту жительства и образовательной деятельностью детей в учебное время;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.
Новизна
Программа по своей направленности является комплексной, реализуется по тематическим модулям и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях учреждения дополнительного образования.
Формы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей разноплановы и разнообразны, участники разных возрастных категорий и интересов, но жить они будут одной идеей: «Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!». При реализации программы предусматривается непрерывная образовательная работа педагогов дополнительного образования с воспитанниками.
При проведении культурно-массовых мероприятий и режимных моментов, педагоги ЦДОД «Развитие» постоянно учат детей чему-то новому, а так же закрепляют уже полученные знания.
Реализуя программу мы поможем мальчишкам и девчонкам самоопределиться, найти новых друзей, узнать друг друга и себя, обменяться идеями, мыслями, проблемами, поможем понять, что их жизнь и здоровье зависят от них самих, природных условий, экологической обстановки.
Программа определяет цели и задачи, направления организации отдыха детей в
ЦДОД «Развитие» в летний период 2023 года, предназначена для педагогов, родителей, учащихся, является основой для разработки планов работы площадок по месту жительства, программ организации работы отрядов в лагере дневного пребывания «Театр +», «Спорт +».
Отдых, оздоровление и занятость детей в каникулярное время в Центре «Развитие» в летний период организуется в рамках исполнения муниципального задания на 2023 календарный год и является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения наряду с предоставлением дополнительного образования детям.
Принципы программы
«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула является главным
правилом для педагогического коллектива ЦДОД «Развитие».
Организация летнего отдыха оздоровления и занятости детей и подростков –
это зона особого внимания к ребенку, его социальной защите и поддержке, времядля творческого развития, обогащения его внутреннего мира, создание условий для социализации с учетом реалий современного мира.
Мы даем ребенку право свободного выбора вида деятельности, занятия в соответствии со своими интересами и склонностями, расширяем поле социализации детей и подростков, обеспечиваем выход на иной уровень (общения, отношений, социальной помощи и защиты, молодежной политики, культуры, спорта и т.д.), повышаем его статус, его самооценку, предоставляем ему право быть самостоятельным в принятии решений, создаем условия для приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, учим бережно относиться к своему здоровью.
Основные принципы программы:
Принцип гуманизации образования – в основу всего процесса ставится развитие личности, учет развития способностей каждого ребенка, формирование на этой основе индивидуального педагогического сопровождения воспитанников, стимулирования, коррекции и развития их особенностей.
Принцип индивидуализации и дифференциации воспитания, предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей конкретного ребенка и
групп детей и подростков.
Принцип научности, предполагающий использование новейших достижений
педагогики и психологии для обеспечения наибольшей эффективности дополнительного образования.
Принцип природосообразности и культуросообразности, как основа для
разнообразной досуговой деятельности, в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности и окружающей ее природной среды.
Принцип игры, реализуемый посредством включения участников смены в ролевые игры.
Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности.
Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью.
Принцип социально – педагогической компетентности кадров, предполагающий, необходимый уровень психолого – педагогической и методической подготовленности работников к решению определенного круга социально – педагогических проблем и постоянное его повышение.
Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного
достоинства.
Цель и задачи программы
Цель: Организация занятости детей и подростков в период летних каникул через создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание гордости за духовно-нравственные ценности национальной культуры;
- формирование творческого потенциала у детей;
- формирование навыков социокультурного, толерантного поведения через общение с ровесниками и взрослыми во временном детском коллективе;
- воспитание уважения к труду и его результатам;
- развитие морально-волевых качеств, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
- формировать потребность в ведении здорового и безопасного образа жизни.
Развивающие:
- развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных и других способностей через активное вовлечение в различные сферы практической деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать, включаться в коллективную деятельность;
- развитие интеллекта и общей культуры;
- развивать практические навыки в направлении безопасности жизнедеятельности.
Образовательные:
- приобретение детьми новых знаний, навыков и умений в различных видах досуговой деятельности;
- расширить представление о целостности культурного наследия России, познакомить с культурными традициями, своеобразием родного языка через воспитательные мероприятия.
Нормативно-правовое обеспечение.
Конституция РФ;
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ (с изменениями на основе Федерального закона от 02.12.2013 г. №328-ФЗ);
Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 04.09.2014 г. №1726-р;
Письмо Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г. №41;
Приказ ЦДОД «Развитие» о распределении обязанностей среди работников в летний период.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 8до 15 лет. Предполагаемое количество участников программы за весь период более 665 человек.
Социальный состав участников программы – это дети:
- из малообеспеченных семей;
- из неполных семей;
- из семей СВО.
При реализации программы учитываются индивидуальные особенности всех возрастных групп.
Сроки реализации программы.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.к. реализуется в течение 3-х месяцев (июнь, июль, август).
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (март - май 2023 г.)
- анализ работы учреждения летом 2022 года;
- разработка планов, методических материалов и программ организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2023 г.;
- подготовка кадров;
- формирование состава площадок по месту жительства;
- создание творческих групп старшеклассников для разработки программ отрядов лагеря дневного пребывания «Театр +», «Спорт +», подготовки оформления, необходимого оборудования;
- проведение родительского собрания по организации работы ЦДОД «Развитие» в летний период;
- подготовка проекта приказа о работе учреждения в летний период;
- проведение педагогического совета по утверждению программы организации летнего отдыха в летний период 2023 года.
Основной этап (05.06. – 22.08.2023 г.)
Основной этап включает в себя реализацию 5 тематических модулей программы организации летнего отдыха.
Заключительный этап (сентябрь 2023 г.)
- анализ результатов и эффективности деятельности по организации летнего отдыха в летний период 2023 года;
- сбор отчетных материалов;
- определение перспектив на новый период.
Формы и методы организации деятельности:
В ходе реализации программы используются методы:
методы воздействия на чувства, сознание (подражание, пример, внушение, погружение);
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, дискуссия, практические занятия, экскурсия);
методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование);
методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).
Формы организации деятельности:
Коллективное творческое дело (КТД) − форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям; характеризуется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
Квест (приключенческая игра) – один из современных жанров сюжетно-ролевых игр, представляющий собой интерактивную историю. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игроков умственных и физически активных усилий.
Тренинг общения – это прием воспитания через общение. Слова «деятельность», «общение» относятся здесь не к педагогу, а к предмету его усилий. Тренинги общения –технология педагогической деятельности, направленная на создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, поведения и т.д.). Здесь ориентировка дана не на личностные изменения, а на получение в модельной форме определенного социального опыта.
Игра – форма педагогической деятельности в условных ситуациях. Игра направлена на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта.
Организация деятельности предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Механизм реализации программы.
Подготовка к лету - осознанный технологически выверенный процесс, который
позволит использовать в работе предыдущий опыт.
Работа строится таким образом, чтобы охватить все временное пространство
лета и удовлетворить запросы и интересы детей и подростков.
Руководство программой, координацию и контроль осуществляет старший методист, текущие вопросы реализации программы рассматриваются на совещании при заведующем ЦДОД «Развитие». Программа обсуждена и принята на заседании кафедры «Дополнительное образование» в мае 2023 года. Итоги реализации программы подведены на педсовете в августе 2023 года.
Программа организации летнего отдыха
«Лето,лето ты какого цвета» реализуется по 5 тематическим модулям:
Тематический модуль «Лагерь +»
- (Программа организации летнего отдыха «Театр +» (работа отряда ЛДП - июнь),
- (Программа организации летнего отдыха «Спорт +» (работа отряда ЛДП - июнь)
Тематический модуль «Досуг +»
(Организация площадок по месту жительства (июль, август))
Тематический модуль «Выбор +»
(Организация работы образовательных объединений в летний период)
Тематический модуль «Праздник +»
(Организация и проведение районных и окружных мероприятий: «Бал талантов», «Бал выпускников», Фестиваль народного творчества «Народный умелец», «Лето с футбольным мячом»)
Тематический модуль «Безопасность +»
(Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетними, проведение мероприятий направленных на формирование ЗОЖ, профилактику ДТТ и т.д..)
Формы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей разноплановы и разнообразны, участники разных возрастных категорий и интересов, но жить они будут одной идеей: «Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!»
Модель организации летнего отдыха ЦДОД «Развитие» представлена на схеме.
Программа организации летнего отдыха |
июнь | июль | август |
Лагерь + | Досуг + | Выбор + | Праздник + | Безопасность + |
Содержание программы
Тематический модуль «Лагерь +»
Программа организации летнего отдыха «Театр +»
(художественное направление)
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей и подростков, нравственного и художественно-эстетического развития личности ребёнка.
Задачи:
обеспечить реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
развивать у учащихся креативность, стремление к познанию окружающего мира посредством включения в различные виды творческой деятельности;
обеспечить реализацию эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;
воспитывать гражданственность, патриотизм в процессе коллективного взаимодействия;
формировать навыки здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира, уважение к народным традициям;
сформированы навыки здорового образа жизни;
сформированы знания творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, навыков восприятия современной музыки;
сформированы эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями;
сформированы качества личности, характеризующие гражданскую активность, любовь к Родине.
Формы реализации:
создание проектов;
игры-путешествия;
прикладные мастер-классы;
концертные программы;
активные игры и прогулки;
творческие проекты;
увлекательные экскурсии;
спектакли.
2. Программа организации летнего отдыха «Спорт +»
(физкультурно-спортивное направление)
Цель: Оздоровление детей и развитие их физических способностей.
Задачи:
укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни;
воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе;
повышение спортивного мастерства;
формирование у обучающихся отношения к укреплению здоровья как к жизненно важной ценности.
Формы реализации:
- подвижные игры на свежем воздухе,
- спортивные состязания,
- приём детьми солнечных и воздушных ванн в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток,
- организация спортивно-массовых мероприятий.
Тематический модуль «Досуг +»
Цель: профилактика безнадзорности детей в летний период путем рационального использования каникулярного времени для оздоровления, отдыха, творческого, личностного и интеллектуального развития детей.
Задачи:
организовать интересный досуг детей;
совершенствовать творческие навыки ребят;
развить у детей чувства товарищества и взаимопомощи.
План работы летней площадки по месту жительства «Калейдоскоп»
(июль 2023 г.)
№ п\п | Дата | Мероприятие |
1 | 01.07.23 | 1. Вводная беседа по ТБ, электробезопасности. Правила поведения на площадке. 2. Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей». Игры на свежем воздухе. |
2 | 04.07.23 | 1. Шахматно – шашечный турнир. Настольные игры 2. Спортивная игра «Футбол» (стадион «Олимпик»). |
3 | 05.07.23 | 1.Библиотечный час «Сказочные веселые старты». 2. Игры на свежем воздухе. |
4 | 08.07.23 | 1. Игровая программа «День семьи, любви и верности». 2. Подвижные игры на свежем воздухе. |
5 | 10.07.23 | 1. Беседа «ПДД должны знать все». Конкурс рисунков по ПДД. 2. Игры на свежем воздухе. |
6 | 12.07.23 | 1. Виртуальная экскурсия «Мы приглашаем вас в музей». Час головоломок и кроссвордов. 2. Игры на спортивной площадке. |
7 | 15.07.23 | 1. Конкурс «Угадай мелодию». 2. Игры на свежем воздухе. |
8 | 18.07.23 | 1. Спортивно-развлекательная игра «Весёлые старты». 2. Спортивная игра «Пионербол». |
9 | 22.07.23 | 1. Развлекательная программа «Самый умный». 2. Настольные игры. |
10 | 24.07.23 | 1. Развлекательная программа «Мы весёлые гимнастки». 2. Спортивные танцы на свежем воздухе. |
11 | 26.07.23 | Закрытие площадки «Калейдоскоп» 1. Подвижные игры. 2. Конкурс рисунков «Лето! Ах, Лето!». |
План работы летней площадки по месту жительства «Калейдоскоп»
(август 2023 г.)
№ | Дата проведения | Мероприятия |
1 | 05.08.2023 | 1. Мы знакомимся. Конкурс рисунков «Знакомьтесь - это я» 2. Инструктаж: «Дорога домой». |
2 | 07.08.2023 | 1. Игра на сплочение «Жадина». Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» 2. Инструктаж: «Правила поведения возле воды и на воде» |
3 | 09.08.2023 | 1. День волшебных превращений. Поход в кафе «Империя». Игры и танцы. 2. Инструктаж: «Почему так опасен клещ?» |
4 | 12.08.2023 | 1. Разучивание русских национальных игр. День русского языка. Конкурс стихов. 2. Инструктаж: «Почему случаются травмы и как их избежать» |
5 | 14.08.2023 | 1. День музыки (беседы о музыке, музыкальные игры, конкурсы, викторины). 2. Инструктаж: «Осторожно яркое солнце!» |
6 | 16.08.2023 | 1. Игра «Поле чудес ПДД». «День Пешехода» 2. Инструктаж: «Незнакомец на пути домой» |
7 | 19.08.2023 | 1. День России. Конкурс рисунков «Родной любимый уголок» 2. Инструктаж: «Спички детям не игрушки» |
8 | 21.08.2023 | 1 День рекордов. Смотр «Самые ловкие и умелые». 2. Инструктаж: «Соблюдение ТБ при пользовании бытовыми приборами» |
9 | 23.08.2023 | 1. Рисование на асфальте «На каникулах». 2. Инструктаж: «Игры на дороге» |
10 | 26.08.2023 | 1 Малые олимпийские игры 2. Инструктаж: «Первая помощь при порезах и ушибах» |
11 | 28.08.2023 | Итоги нашего отдыха. Награждение. |
Ожидаемые результаты:
расширение социального опыта;
формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения,
общения, культуры, досуга;
формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Тематический модуль «Выбор +»
Работа объединений различных направленностей в летний период по выбору.
Тематический модуль «Праздник +»
Цель: организация содержательного свободного времени детей и молодёжи, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.
Задачи:
совершенствование качества и эффективности празднично - досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;
разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;
осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;
воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических праздников; развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;
поиск новых художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;
восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры.
Формы реализации:
«Бал талантов»;
«Бал выпускников»;
Фестиваль народного творчества «Народный умелец»;
«Лето с футбольным мячом»;
«Олимпийский день»;
«День семьи, любви и верности»;
«День государственного флага».
Тематический модуль «Безопасность +»
Цель: Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
повторить и систематизировать знания об основам безопасности жизнедеятельности детей, по правилам дорожного движения;
проведение бесед с представителями ГИБДД, пропагандирующих обязательность соблюдения правил дорожного движения.
Формы реализации:
- интерактивная игра «В мире улиц и дорог»;
- выпуск стенгазет;
-День безопасности (тренировочная эвакуация);
-тренинг «Учимся оказывать первую медицинскую помощь».
4.Условия реализации программы
Инфраструктура
Материальная база – помещения ЦДОД «Развитие» (актовый зал, компьютерный класс, учебные кабинеты для занятия творчеством, хореографический кабинет); стадион «Труд», ФСК «Олимп».
Материально-техническое обеспечение
- материалы для занятий с детьми;
- видео, фотоаппаратура;
- музыкальный центр;
- аудио и видеотека;
- презентационное оборудование: ноутбук, проектор, переносной экран;
- копировальный аппарат;
- спортивный и игровой инвентарь;
- театральные костюмы.
Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
Руководитель Центра ;
Старший методист ;
Методист ;
Педагог – организатор ;
Педагоги;
Тренер - преподаватель .
Отбор кадров осуществляется по следующим критериям:
• наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
• наличие организаторского опыта;
• степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
Подготовка кадров осуществляется через практические семинары, организованные ЦДОД «Развитие», и участие в других мероприятиях, посвящённых организации летнего отдыха детей, организованными другими образовательными учреждениями.
Диагностическое обеспечение программы
В процессе реализации программы предполагается провести входную, промежуточную и итоговую диагностику с целью обеспечения эффективности воспитательного процесса и определения дальнейших перспектив программы.
Входная диагностика | Анкетирование с целью выяснения настроения и ожиданий детей от летних каникул, изучение склонностей и способностей детей в отношении различных видов творчества. |
Промежуточная диагностика | Метод «Выбор» Форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей. |
Итоговая диагностика | Творческий отзыв о летнем отдыхе в Центре «Развитие» проходит в свободной форме, по выбору детей (презентация «Моё лето в Центре «Развитие», рассказ «Лучший день в Центре «Развитие», сочинение, творческая работа (рисунок, поделка и т.д.) «Чему я научился» и рассказ о ней и т.д.) |
Диагностический инструментарий:
наблюдение;
анкетирование;
самоанализ;
сбор информации.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итогом реализации данной программы является проведение выставки достижений детей «Фестиваль талантов», на которой демонстрируются презентации творческих отчётов, сочинения, рисунки, поделки и т. д. о летнем отдыхе в Центре «Развитие».
Ожидаемые (планируемые) результаты:
расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов;
формирование опыта социального взаимодействия;
создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания;
улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;
положительное отношение к социально значимой деятельности, проявление потребности работать в коллективе;
осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем;
реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков;
профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений.
5. Список использованной литературы при подготовке программы.
Андреева Ю. «Танцетерапия.» – М.: Издательство Диля, 2005 . - 256 стр.
Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий:1-11 классы. –М., 2007 г.
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.А. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома: МЦ «Вариант», 2009.
Бетехтина О.Ф. Организация детского досуга.// Досуг в школе.- 2009.- №4.-с.23
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007 .
Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах [Текст] /Н.В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. Автор составитель: Маленкова Л.И., авторский коллектив. –М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 608 с.
Педагогический терминологический словарь. Понятие «воспитательная деятельность»
http://dic.academik.ru/searchall.php
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.
Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009.
Тетёрский С.В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие, М.: Аркти, 2007.
Тито С.В. Здравствуй, лето! – Волгоград: Учитель, 2007.
Фантазия + Творчество = Каникулы. Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. - М., 2006.
Фришман И.И., Спирина Л.В. Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в ДОЛ. – М.: ГОУ ЦРСДОД, выпуск 10, 2004.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 2009.
Энциклопедический словарь, понятие «программа