Программа по организации детского отдыха «Летний лагерь»
Программа летнего профильного лагеря с дневным пребыванием детей
2018
Паспорт программы
1. Наименование программы |
Летний профильный лагерь с дневным пребыванием детей «Планета детства» при __________________________ |
2. Основания для разработки программы |
Устав школы План учебно-воспитательной работы школы на 2017/2018 учебный год Нормативные документы Федерального, регионального, муниципального уровней |
Разработчики |
Агеева Т. А.- начальник лагеря, воспитатели лагеря. |
Цели и задачи программы |
Создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости учащихся. |
5. Сроки, этапы реализации программы |
С 1 июня по 27 июня 2018г. Подготовительный этап – комплектование отрядов, разработка документации Организационный этап – сплочение ребят отряда; постановка целей развития коллектива Основной этап – отдых и труд детей, укрепление здоровья, развитие способностей каждого ребенка. Заключительный этап – анализ результатов работы |
6. Исполнители |
Начальник лагеря, воспитатели лагеря, учитель физической культуры, библиотекарь, медицинские работники |
7. Источники финансирования |
- средства муниципального бюджета и родительская плата |
8. Адрес реализации программы |
______________________________________________ |
Летний профильный лагерь с дневным пребыванием детей «Планета детства» работает по программе сюжетно – ролевой игры. Радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи – все это дарит нашим воспитанникам жизнь в лагере.
Программа летнего профильного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства»
с 1.06. 2018г. по 27.06.2018г.
Введение.
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер.
1. Пояснительная записка
Вся воспитательная работа в пришкольном лагере направлена на реализацию представленной развлекательно-познавательной программы "Летнее путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры.
Эта программа 18 дневного пребывания учащихся в лагере насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы. Оздоровление и занятость детей трудовой, спортивной, игровой и творческой деятельности в летний период; обеспечение контроля времяпрепровождения учащихся в каникулярное время, профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних
Система организации контроля за выполнение программы
Оперативный контроль членов администрации, начальника пришкольного лагеря.
Отчет руководителей программы
Обеспечение программы
Методическое обеспечение:
-нормативные и инструктивно-методические документы федерального, регионального и муниципального уровня,
- результаты диспансеризации и диагностики физического здоровья детей,
- банк данных о трудовой занятости учащихся,
- санитарно гигиенические нормы и правила.
Кадровое обеспечение:
- заседание комиссии по организации и проведению летней кампании 2018г.
Материально-техническое обеспечение:
- спортивная площадка и сооружения,
- спортзал, спортинвентарь,
-комнаты отдыха
-компьютерный класс,
-телевизоры, магнитофоны, DVD-проигрыватель, мультимедийный проектор,
- библиотека.
-медицинский кабинет.
2. Кадровое обеспечение
Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника, организатора, воспитателей. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:
наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
наличие организаторского опыта;
степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекается школьный библиотекарь, работники столовой, а также технические работники школы.
3. Педагогические условия:
добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
организация различных видов стимулирования детей и взрослых;
многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
4. Методическое обеспечение смены:
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Проведение смены обусловлено необходимостью:
продолжения учебного процесса в условиях лета;
создания единого коллектива;
укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.
В основе программы лежат принципы.
Личностный подход.
Принять воспитанника таким, каков он есть. Научиться влиять на развитие личности, но не ломать её, чтобы построить заново!
Гуманистический подход.
Стремиться сделать межличностные отношения гуманными.
Эмоциональный подход.
Опираться на чувства ребёнка. Воспитывать добрые чувства.
Деятельный подход.
Бездеятельность, апатия, равнодушие не воспитывают!
“Средовой” подход. Учитывать влияние среды, снижать её негативное влияние.
Культурологический подход.
Прививать нетерпимость к низкопробной культуре.
Дифференцированный подход. Уметь "видеть” каждую личность и научиться обращаться к ней на "особом языке”.
Целостный, комплексный подход. Развивать все стороны личности в гармонии. Использовать все лучшие методы и формы воспитания.
5. Цель организации работы лагеря:
создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Задачи:
приобщать детей к разнообразному социальному опыту, создавать в лагере стиль отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
поддерживать и оказывать методическую и практическую помощь отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
выявлять и развивать творческий потенциала ребёнка, включать его коллективную и индивидуальную деятельность;
развивать у детей навык работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
6. Содержание и формы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Летнее путешествие” в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие различные корабли "Летнего морского путешествия”. Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка. Каждый отряд - это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.
В лагере формируется несколько отрядов – кораблей
1 отряд – Военно - патриотического профиля «ОМОН» (отряд молодежи особого назначения).
2 отряд – экологического профиля «Незабудки».
3 отряд – Оздоровительный «Паруса надежды».
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры – штурманы и активисты, отвечающие за разные направления работы: патриотическое, экологическое, спортивное, организаторы.
В пришкольном лагере оно продолжает функционировать. В начале каждой недели проводятся заседания руководящего состава: капитанов, адмирала, боцманов, штурманов и юнг, на которых обсуждается подготовка и проведение обще лагерных дел.
Результаты состязаний и конкурсов отражаются на маршрутной карте соревнований летнего морского путешествия.
Словарь смены:
лагерь – большая регата;
отряд – корабль;
все дети в лагере – экипаж;
вожатые – юнги;
лидеры (школьники) – штурманы;
педагоги дополнительного образования – боцманы;
старшая вожатая (зам. начальника лагеря) – контр-адмирал;
воспитатели лагеря – капитаны кораблей;
начальник лагеря – генерал флота.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый экипаж корабля ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего корабля и морского путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).
На каждом корабле есть свой флаг и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно на каждом корабле. В конкурсе участвует весь экипаж корабля.
На каждом корабле есть свой отрядный уголок, в котором помещены:
флаг корабля;
название корабля;
девиз корабля;
достижения корабля;
поздравления;
численность экипажа (список отряда).
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит сохранения её в наших детях. Основными познавательными задачами данной смены стало знакомство, повторение и закрепление знаний по истории, воспитание уважения к традициям и обычаям народов, проживающих на территории Мариинска, воспитание любви к родному краю
Каждый день смены имел своё название, например:
экологический остров – знакомство с животным миром
остров Поющих сирен – дети знакомились с музыкальным фольклором;
остров имён – встреча людьми
таинственный остров – путешествие по литературным местам Мариинска;
остров лесных тропинок – поход , знакомство с целебными растениями.
А также дети совершили путешествие на острова: Весёлых и находчивых; Друзей; Хороводов; Ярмарок; Аукционов; Цветов; Здоровья.
План мероприятий реализации программы
Дата |
Название мероприятия |
Форма проведения |
1.06 |
«День защиты детей». Час знакомств. |
Праздник. Работа в отрядах. |
2.06 |
Путешествие на остров» Праздничный». Открытие лагеря. |
Праздник, (викторины, конкурсы, оформление газет). |
5.06 |
Остров Рекордов. Занесение фамилий рекордсменов в школьную книгу рекордов. |
Конкурсная программа (день здоровья) |
6.06 |
Пушкинский день. Просмотр м/ф «Сказка о царе Салтане». |
Викторина по произведениям А.С. Пушкина |
7.06 |
День безопасности. «Где можно, а где нельзя играть». «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!» |
Правила дорожного движения, правила ТБ /инструктаж/. |
8.06 |
Путешествие на остров природы. Экскурсия в городской сад. Рисунки на природе. Викторина «Угадай животное». |
Ярмарка полезных советов |
9.06 |
Морское путешествие на Спортивный остров. Дружеский матч по волейболу и другим видам спорта. |
Спортивные соревнования |
13.06 |
День России. Посещение краеведческого музея родного города. |
Конкурс патриотической песни |
14.06 |
Остров Сокровищ. Поиски клада пиратов. |
Конкурс |
15.06. |
Остров Театральный. Конкурс «МИСС ИЮНЬ» Посещение детского парка. |
Прогулка. Игра-конкурс |
16.06 |
КВН "Когда все вместе”. "Моя семья”. |
Конкурсная семейная программа, отрядные |
19.06 |
“Весёлая математика». Шахматный турнир. |
Соревнование на лучшего знатока математики. |
20.06 |
Остров Здоровья. “Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!” Антипропаганда табакокурения, алкоголя. |
Конкурс отрядных газет, рисунков, стихотворений, песен |
21.06 |
Остров Фантазёров. “Необычный костюм из полиэтиленового мешка” - весёлый конкурс, защита самых невероятных проектов. |
Конкурс |
22.06 |
День скорби. Конкурс рисунков «дети против войны». Рыцарский турнир «А ну-ка мальчики!» |
Конкурсы, эстафеты, подвижные игры |
23.06 |
День путешественника. Экскурсия «Аптекарский огород» |
Экскурсионная программа, конкурсы |
26.06 |
Сказочный остров. “Приходи к нам в гости, сказка!” Весёлая эстафетная программа |
Конкурс маленьких спектаклей. спорт. соревнования |
27.06 |
Закрытие лагерной смены. |
Концерт, конкурсы. |
7. Критерии эффективности программы:
постановка реальных целей и планирование результата программы;
заинтересованность педагогов в реализации программы;
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
творческое сотрудничество педагогов и детей;
желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
8. Ожидаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами.
Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.
9. Информационные ресурсы.
Закон «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка.
Приказ директора школы «Об открытии лагеря с дневным пребыванием».
Инструкции по технике безопасности, ПДД, ППБ.
Положение о летнем лагере.
10. Используемая литература.
Журналы: «Народное образование», «Воспитание школьника», «ПедСовет», «Педагогическое творчество», «Начальная школа», «Практика административной работы в школе», «Завуч начальной школы». Сборники «Каникулы», «Чем развлечь гостей».