Программа по Хореографии
Развивающая программа художественной направленности
кружка «Ритмическая мозайка»
возраст детей 2-4 лет
срок реализации 1 год
автор Бакушева Надежда Сергеевна
1. Пояснительная записка
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы "Ритмическая мозайка", является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт".
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа. Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Цель программы.
Цель программы – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
Задачи программы.
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них в младшей возрастной группе.
2-4 года
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), особенности протекания нервных процессов и их недостаточная зрелость сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.
Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения
под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
•, обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;
развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое-грустное, шаловливое-спокойное и т.д.);
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный), динамику (громко-тихо), регистр (высоко-низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;
бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки"и т.д.);
прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – "лошадки", подскоки (4-й год жизни);
общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;
имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
плясовые движения – простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей:
воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался", "Мишка радуется меду" и др.;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь – по показу взрослого или старшего ребенка.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" – "веселый Чебурашка" и др.);
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики" А. Бурениной дополнительно к другим ритмическим упражнениям и пляскам под инструментальное сопровождение):
1-е полугодие: "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники", "Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона".
2-е полугодие: "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разноцветная игра", "Лошадки", "Белочка".
Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А.Васильева,
М.: «Мозаика-синтез», 2011 г.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997
Возраст детей: 2-4 года.
Форма и режим занятий: групповая, занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю по 25 минут.
Формы подведения итогов реализации программы: открытые занятия для родителей, отчётный концерт, выступления с танцевальными номерами на праздниках, конкурсах.
2. Учебно-тематический план.
Возраст детей: 2-4 года
Блоки программы | Период прохождения материала | Репертуар |
«В гостях у сказки» |
Октябрь | Разминка Плюшевый медвежонок Птички и ворона |
Ноябрь | Чебурашка Рыбачок | |
«Народный артист» | Декабрь | Раз – ладошка Весёлые путешественники |
Январь | Ёжик Кузнечик | |
Февраль | Автобус Едем к бабушке в деревню Лошадки | |
«Музыка и время» | Март | Белочка Поросята |
Апрель | Разноцветная игра Белые кораблики |
3. Содержание работы по ритмопластике
3.1 Сюжетно-тематическая характеристика репертуара программы
Тема | Композиция |
Мир игрушек | «Кукла», «Танец Кукол и Мишки», «Танец Колокольчиков» и др. |
Любимые персонажи мультфильмов | «Чебурашка», «Три поросенка» и др. |
В мире сказок | «Красная Шапочка», «Поросята», «Бальный танец», «Танец Месяца и Звездочек» и др. |
Природа и животные | «Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа», «Белые кораблики», «Белочка» |
Юмор и шутка | «Два барана», «Кошки-Мышки», «Раз – ладошка», «Антошка», «Кошка и Девочка» и др. |
Путешествия | «Автобус», «Вместе весело шагать» |
Настроения в музыке и пластике | «Осенний парк», «Лирический танец» и др. |
Любимые песни малышей, а также их мам и бабушек | «Рыбачок», «Цыплята» и др. |
Парные танцы | «Маленький танец», «Старинная полька» |
Сюжетные танцы | «Танец Месяца и Звездочек»», «Танец Вьюги и Снежинок» |
Композиции физкультурной направленности | «Танцкласс», «Мельница», пластические этюды на музыку А. Петрова, «Кошки-Мышки» и др. |
Игры и этюды | «Козочки и Волк», «Птички и Вороны», «Пляска-игра с крокодилом Геной» |
3.2 Структура занятия.
Занятие состоит из трех частей. Первая часть – разминка, где используются упражнения на все группы мышц. Вторая часть – непосредственно работа над танцевальными движениями. Третья часть – работа по разучиванию танца. Цель занятия, содержание, виды деятельности зависят от этапа, на котором находится работа по освоению танца.
3.3. Информационные ресурсы
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А.Васильева, М.: «Мозаика-синтез», 2011 г.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности — М.,1966.
Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. — СПб., 1905. — Т.5,7.
Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
Вест Клер.Источник Энергии. — М.: ТОО "ТП", 1998.
Выготский Л.С. Психология искусства — М.,1986.
Гальперин П.Я. К вопросу о роли установки в мышлении // Intentio. — 1994. — Вып. 2-С. 4-25.
Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция. СПб — 1922.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.
Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. - 1961. — №1 - С.119-132.
Кречмер Ф. Строение тела и характер. — М.,1995.
Кручинин В.А. Ритмика в специальной школе: Метод, рекомендации. — Педагогическое общество РСФСР, Горьковское отделение, 1990.
Лисицкая Т. Пластика, ритм. — М.: Физкультура и спорт, 1985.
Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. — М.: Академия, 1999.
Розенбаум Д.А. Когнитивная психология и управление движением: сходство между вербальным и моторным воспроизведением // Управление движениями. — М., 1990.
Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М.: Просвещение, 1989.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. — 1982. — Т.З. №3. - С.84-92.
Тешюв Б.М. Избранные труды. Т. 1: Психология музыкальных способностей. — М., 1985.
Фильденкрайз М. Осознавание через движение. — М., 1994.
Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. — М., 1995.