Полная структурная программа по истории для 9 класса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года и примерной программой основного общего образования по истории возникла необходимость в разработке вариативных подходов к составлению учебной программы предмета «История России» и «Всеобщая история».При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В данном случае целесообразно объединённое изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории ( темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры) и др. в количестве 68 часов в учебном году.
Главная цель изучения истории в 9-х классах- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностей на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса:
- Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в XX веке в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе;
- Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
Курс по истории в 9 классах является базовым по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями:
- Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее время отводится на изучение истории России. Наряду с прочими основаниями при этом учитывается то обстоятельство, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены.
- В календарно-тематическом планировании не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьном курсе может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке цивилизационного, культурологического и формационного подходов.
- Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идёт о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков среднего возраста эмоционально- ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.
- В связи с сокращением учебных часов и объединением тем по всеобщей истории, учителям рекомендовано использовать такие приёмы и методы, как обзорные лекции, самостоятельная работа учащихся, защита творческих работ в виде рефератов и презентаций.
При освоении содержания курса отечественной и зарубежной истории в 9 классе старшеклассники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Хронологические знания и умения
- Называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
- Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
Знание фактов
- Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Описание (реконструкция)
- Рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участниках;
- Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
Анализ, объяснение
- Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- Классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
- Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- Излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
- Объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
Версии, оценки
- Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
- Сравнивать излагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
- Высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
- Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;
Работа с источниками
- Читать историческую карту с опорой на легенду;
- Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- Оказывать суждение о назначении, ценности источника;
- Характеризовать позиции, взгляды автора источника;
- Сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Программа по истории России. 6-9 классы. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: Просвещение, 2007.
- Программа по Новейшей истории зарубежных стран. XX- начало XXI века. Авторы: А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова., М.: Просвещение, 2007.
Структура курса
№
Тема
Количество часов
1.
Тема № 1. Россия и мир на рубеже XIX - XX вв
10
2.
Тема № 2. Великая российская революция и мир в 20-30-е годы
14
3.
Тема №3. СССР на путях строительства нового мира.
9
4.
Тема №4. Вторая мировая война и Великая Отечественная война
8
5.
Тема №5. СССР и мир в послевоенное время
3
6.
Тема №6. СССР в 1953-середине 60-х гг. XX в
4
7.
Тема № 7. СССР и мир в 60-х- середине 80-х гг
8
8.
Тема № 8. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг).
4
9.
Тема № 9. Россия в конце XX- начале XXI вв
6
10.
Резерв.
2
всего
68
Контроль реализации программы
а) Стартовый контроль – 2-я неделя
б) Текущий контроль – после изучения большой темы
в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест
Учебники:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «История России XX- начало XXI века». 9 класс. М.: 2009-11 гг.
- Сороко-Цюпа А.О., Сороко-Цюпа О.С. «Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века» 9 класс. М.: 2009-11гг.
Содержание программы: «Россия и мир в XX-начале XXI века» 68 часов
Тема №1. Россия и мир на рубеже XIX-XX в.в. (10ч)
Индустриальное общество в начале XX века. Новые явления в экономике. Научно-технический прогресс. Характеристика индустриального общества. Реформизм в деятельности правительства.
Российское общество в начале XX века. Территория и население Российской империи. Особенности российской модернизации. Монополистический капитализм в России и его особенности. Сельское хозяйство.
Политическое развитие. Новые явления в политике. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).
Революция 1905 – 1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. П. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны – лета 1905г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906-1907 гг. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Начало российского парламентаризма. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Экономические реформы. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения.
Политическая жизнь России в 1907-1914 г. III Государственная дума. Общество и власть в годы столыпинских реформ. IV Государственная дума.
Культура в 1-ой половине XX в. Развитие естественных и гуманитарных наук. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины. Возникновение новых научных дисциплин. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Серебряный век российской культуры.
Первая мировая война. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины, участники, театры боевых действий и ключевые события. Россия в Первой мировой войне. Успехи русской армии в Галиции и поражение в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Закавказье. Брусиловский прорыв. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Революционные движения. Поражение стран Четвертого союза. Подписание Компьенского перемирия. Итоги Первой мировой войны. Парижская мирная конференция. Версальско-Вашингтонская система.
Тема № 2. Великая российская революция и мир в 20-30-е годы (14ч)
Свержение монархии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавие. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
России весной и летом 1917 г. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский и июньский кризисы власти. События 3-5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов.
Октябрьская революция. Общенациональный кризис. Курс большевиков на вооруженное восстание. Возможные альтернативы развития революции. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование временного Советского правительства во главе с В. И. Лениным.
Формирование советской государственности. Утверждение советской власти в стране. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Созыв и разгон Учредительного собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Создание Красной Армии, ВЧК. Начало утверждения однопартийной системы. Конституция РСФСР. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, земли, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Советская Россия в годы Гражданской войны и интервенции. Причины интервенции и Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны и интервенции, её фронты, сражения. Социальный состав и политический характер сил революции и контрреволюции. Военные и политические деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С.С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.) в период Гражданской войны. Политика военного коммунизма.
Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны современниками и потомками.
Экономический и политический кризис 1920 начало 1921 г.
Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Капиталистический мир в 20 – 30 – е годы. Особенности развития капиталистических стран в 20 – е годы. США – «процветание» по-американски. Германия – кризис Веймарской республики. Создание коалиционных правительств в Великобритании. Политическая неустойчивость Франции. Мировой экономический кризис. «Новый курс» Востока и Латинской Америки.
Тема № 3. СССР на путях строительства нового мира. ( 9ч )
Переход от политики военного коммунизма к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и её регулирование. Трудности, противоречия и кризисы нэпа.
Образование СССР. Проекты создания советского многонационально государства. I Всесоюзный съезд Советов. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг. Последствия создания СССР.
Политическое развитие. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 1920-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Индустриализация. Коллективизация. Цели, источники, итоги.
Политическая система в 30-е годы. Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Духовная жизнь в 20-30-е годы. Ликвидация массовой неграмотности и переход ко всеобщему обязательному начальному образованию. Трудности культурного строительства. Отношение к интеллигенции. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Положение советской науки: достижения, трудности, противоречия.
Международное отношение в 30-е годы. Внешняя политика СССР в 30-е годы. Советская внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР и Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.) Договор о дружбе и границе между СССР и Германией (сентябрь 1939 г.) Просчеты и ошибки советской внешней политики.
Тема № 4. Вторая мировая война и Великая Отечественная война. (8 ч)
Вторая мировая война. Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халкин-Гол Советско-финляндская война. Расширение территории СССР. Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
СССР в годы Великой Отечественной войны. Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Нападение фашисткой Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.
Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта. Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжур Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.
Тема № 5. СССР и мир в послевоенное время (3ч)
Послевоенное мирное урегулирование. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие.
Восстановление экономики СССР в послевоенное время. Трудности перехода от войны к миру. Противоречия послевоенного восстановления. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, социальная сфера. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни. Отмена карточной системы. Денежная реформа.
Политическое развитие СССР, идеология и культура. Общественно-политическая и культурная жизнь страны. Усиление режима личной власти. Новые репрессии. Повышение роли партийных органов во всех сферах общественной жизни. Постановления о литературе и искусстве.
Тема № 6. СССР в 1953-середине 60-х гг. XX в. (4ч)
Изменение политической системы. Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.
Экономика СССР. Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 1960-х гг.
«Оттепель в духовной жизни». Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Идеалы и ценности молодёжи 1960-х гг. противоречивость духовной жизни. Диссиденты. Политика мирового сосуществования.
Тема № 7. СССР и мир в 60-х- середине 80-х гг. (8 ч)
Завершение эпохи индустриального общества. Переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.
США и страны Европы во 2-ой половине XX в. Политическое развитие стран Запада, гражданское общество и социальные движения.
СССР в эпоху Л.И. Брежнева. Экономическая реформа середины 60-х гг.: содержание, противоречие, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народно-хозяйственным комплексом. Стройки века. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Нарастание кризисных явлений в экономике. Социальная политика: цели, противоречия, результаты. Застойные явления в духовной жизни страны. Программа мира 1970-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).
Страны Европы, Америки и Азии во 2-ой половине XX века. Общие и особенные черты общественно-политического развития в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Формы деколонизации Азии и Африки в период «холодной войны». Достижения и проблемы развивающихся стран. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 1950-1990-е гг.
Тема № 8. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.) (4ч)
Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Выход на политическую арену новых сил. Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Концепция перестройки. Гласность. Национальные противоречия. События августа 1991г. Распад СССР. Беловежское соглашение. Ликвидация СССР и создание СНГ. Внешняя политика в 1965-1991 гг. Концепция нового политического мышления: теория и практика.
Тема № 9. Россия в конце XX- начале XXI вв. (6 ч)
Россия в первой половине 1990-х гг. XX в. Начало экономических реформ в январе 1992г. (программа «шоковая терапия» Е.Т. Гайдара). Либерализация цен. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг. Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность.
Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.
Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.
Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические - реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»