Программа подготовки к ВПР 4 класс

0
0
Материал опубликован 26 January в группе






Рабочая программа

внеурочной деятельности

по русскому языку для подготовки учащихся

4-х классов к выполнению ВПР


(для детей младшего школьного возраста: 10-11 лет,

срок реализации программы – один год)





Автор-составитель:

учитель первой категории

Шибаева Яна Сергеевна



 

 





Курган, 2024-2025 уч.год



Пt1737879973aa.gif ояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287);

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015);

Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672).

 Основу обучения школьников умению пользоваться языком во всех сферах его применения составляют нормы графики, орфографии и пунктуации и представления о стиле и культуре речи. Специфика предмета для изучающих Р.я. как родной в том, что он выступает и средством обучения.

Программа рассчитана на год обучения (пропедевтический курс). Занятия проводятся один раз в неделю (внеурочная деятельность). 34 часа.

Цель программы – повышение качества подготовки к ВПР по русскому языку выпускников начальной школы.

Задачи программы:

-углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку;

-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;

-формирование и развитие логического мышления;

-развитие речи и словарного запаса учащихся;

-развитие внимание, памяти;

-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование умения работать в группе, в парах.

Программа построена по принципу развивающего обучения, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о предмете «Русский язык».


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- интерес к изучению языка;

- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;

- способность к оценке своей учебной деятельности.

- стремление к совершенствованию собственной речи;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиям данной задачи.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, интернет ресурсов;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов текстов;

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.


Предметные результаты

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор слов, характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

Обучающиеся получат возможность научиться:

проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму, оценивая правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся научатся:

правильно произносить орфоэпически трудные слова.

Обучающиеся получат возможность научиться:

правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.


Раздел «Морфемика и словообразование»

Обучающиеся научатся:

проводить словообразовательный анализ;

подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

сравнивать слова, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).


Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающиеся получат возможность научиться:

подбирать синонимы; использовать их для объяснения значений слов;

подбирать антонимы для характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.


Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

определять три типа склонения существительных;

определять названия падежей и способы их определения;

определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

Обучающиеся получат возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному алгоритму, оценивая правильность проведения морфологического разбора.


Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные;

определять однородные члены предложения;

составлять схемы предложений с однородными членами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

выполнять синтаксический разбор предложения в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивая правильность разбора.

различать простые и сложные предложения.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки;

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой.


Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на заданную тему.


Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Формы внеурочной деятельности:

групповая работа;

работа в парах;

фронтальная работа;

индивидуальная работа.


























Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

1

Слог. Ударение. Орфоэпический словарь

Упражнение в постановке ударения в словах. Разбор сложных слов, ударение которых нудно запомнить.

Сентябрь

2

Правило употребления пред­логов о и об. Склонение слов ОБЕ, ОБА.

Использование слов оба, обе в нужной форме в устной и письменной речи. Соблюдение норм русского языка в собственной речи и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников.

Сентябрь

3

Характеристика звуков. Звонкие / глухие согласные

Выработка умения давать характеристику звукам

Сентябрь

4

Характеристика звуков. Твердые/мягкие согласные

Выработка умения давать характеристику звукам.

Сентябрь

5

Фонетический разбор слова

Выполнение звукобуквенного разбора слов

Октябрь

6

Безударный гласный в корне, проверяемый ударением. Безударный гласный в суффиксе и приставке

Правописание безударного гласного проверяемого ударением в разных частях слова.

Октябрь

7

Орфограммы: парный согласный, непроизносимый согласный, гласный после шипящих

Выработка умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

Октябрь

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

Выработка умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

Октябрь

9

Слово и его лексическое значение. Синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарем. Подбор синонимов, антонимов

Ноябрь

10

Фразеологические обороты и употребление их в речи

Выработка умения находить фразеологизмы в текстах, объясняя их значение.

Ноябрь

11

Части слова. Разбор слов по составу

Упражнение в разборе слов по составу

Ноябрь

12

Словообразовательный разбор.

Выработка умения производить словообразовательный разбор.

Декабрь

13

Повторение изученного о частях речи

Упражнение в определении частей речи в предложениях.

Декабрь

14

Имя существительное.

Упражнение в разборе имени существительного как части речи

Декабрь

15

Имя прилагательное.

Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи

Декабрь

16

Глагол.

Упражнение в разборе глагола как части речи.

Январь

17

Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Выработка умения различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям

Январь

18

Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Выработка умения различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям

Январь

19

Грамматическая основа предложения.

Упражнения в разборе предложения по членам

Февраль

20

Простое и сложное предложение

Упражнения в разборе простых и сложных предложений.

Февраль

21

Однородные члены предложения.

Упражнения в разборе предложения с однородными членами

Февраль

22

Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами

Упражнения в постановке знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами

Февраль

23

Знаки препинания в сложном предложении

Упражнения в постановке знаков препинания в сложном предложении

Март

24

Пробная работа.

Написание пробной работы начиная с вопроса 4.

Март

25

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Выработка умения различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).

Март

26

Текст. Основная мысль текста.

Упражнение в определение основной мысли текста

Март

27

Текст. Основная мысль текста.

Упражнение в определение основной мысли текста

Апрель

28

Текст. План текста.

Упражнение в составление плана текста

Апрель

29

Текст. План текста.

Упражнение в составление плана текста

Апрель

30

Текст. Содержание текста.

Упражнение в составление вопросов по содержанию текста

Апрель

31

Пробная работа. Вариант 2

Написание пробной работы

Май

32

Пробная работа. Вариант 3

Написание пробной работы

Май

33

Пробная работа. Вариант 4

Написание пробной работы

Май

34

Анализ выполнения работы

Развитие умения анализировать выполненную работу

Май




Список литературы


Батырева Светлана Георгиевна Всероссийские ВПР 4 класс, Русский Язык._ М.: Издательство АСТ, 2024 год

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Кузнецова М.И. «Готовимся к ВПР» Русский язык рабочая тетрадь. - М. : «Просвещение», 2022 г.

Песняева Н.А. Секреты ВПР. Русский язык. 4 класс. Тренажер. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2022

Платформа «Учи.ру»

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.