Программа подготовки обучающихся к участию в предметной олимпиаде по английскому языку (9–10 классы)
МБОУ "Лицей" г.Нижневартовск
Учитель английского языка: Мазыкина Ирина Павловна
Программа подготовки обучающихся к участию в предметной олимпиаде по английскому языку
Пояснительная записка
Одаренные люди – это интеллектуальный потенциал любого общества, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. В государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года.» одной из стратегий является «поддержка и сопровождение одаренных детей, лидеров в образовании». Задача лицея состоит в том, чтобы выявить и развить способности ребенка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно во время обучения в лицее должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Поэтому важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поиска, помочь полно раскрыть свои способности. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие лицеистов, особое место занимают предметные олимпиады. Они являются действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у детей интереса к самостоятельному изучению языка через чтение специальной литературы, работу со словарями, справочниками, информационными носителями.
Актуальность разработки и создания данной программы заключается в том, что требования стандарта образования не всегда отвечают запросам обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, а также потребностям обучающихся реализовать свой творческий потенциал. Эта программа поможет обучающимся получить опыт работы на уровне повышенных требований, оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, развить учебную мотивацию.
Исходя из стратегии развития лицея, целью которого является повышение доступности качественного лицейского образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, данная программа поможет детям овладеть комплексом компетенций, который позволит им уверенно жить и развиваться. Для изменения образовательной среды в лицее создаются условия, при которых наши дети смогут получить подготовку, позволяющую им уверенно ощущать себя в современном обществе.
Предлагаемая программа предназначена для 9-11классов лицея и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа разработана для работы с обучающимися, проявляющими особый интерес к изучению английского языка, для их подготовки к результативному участию в олимпиадах по английскому языку.
Олимпиадные задания, с одной стороны, проверяют владение обучающимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а с другой стороны демонстрирует перспективы, которые открываются перед человеком, владеющим иностранным языком. Преподавателям открывается возможность сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.
Данная программа реализуется через особую модель организации обучения, основанную на частных технологических принципах: адекватности упражнений психологическим особенностям развиваемых умений, модульности, сочетания процессуального и результативного подходов к обучению, достаточного количества и постепенного перехода от репродуктивных упражнений к продуктивным. Модель включает в себя комплекс упражнений по формированию дискурсивной компетенции и технологию организации учебного процесса.
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка для развития индивидуальности обучающихся и направлена на социальное и культурное развитие их личности, их творческой самореализации.
Результативность является одним из основных стимулов участия обучающихся в олимпиадах, что повышает мотивацию не только учеников, но и самого учителя. К другим методам мотивации и стимулирования относятся:
заинтересованность предметом
расширение и углубление знаний по английскому языку
акцент на сферу применения полученных знаний и соревновательного опыта
информирование других участников образовательного процесса о достигнутых результатах
помощь в решении познавательных затруднений
самооценка и коррекция своей деятельности
рефлексия поведения,
заполнение портфолио ученика
прогнозирование будущей жизнедеятельности.
Цель программы – создание условий для подготовки обучающихся к участию в олимпиаде по английскому языку с учетом их индивидуальных способностей.
Использование данной программы направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретические:
ознакомление с форматом олимпиады;
освоение теоретических сведений, необходимых для решения олимпиадных заданий.
Практические:
формирование коммуникативных знаний для письменного и устного общения на английском языке;
изучение, повторение и обобщение материала по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в олимпиадные задания;
развитие гибкости, способности ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
формирование определенных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения олимпиадных заданий.
формирование общих, коммуникативных, филологических компетенций.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
развитие рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся;
активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;
развитие личностных качеств.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности, активной жизненной позиции;
воспитание культуры поведения в информационном пространстве;
формирование личностной, социальной культуры, осознанного толерантного отношения к культурным ценностям других народов.
Принципы построения программы:
принцип гуманизма;
принцип демократизма;
принцип научности;
принцип интегративности;
принцип индивидуализации и дифференциации;
принцип самореализации;
принцип мотивации
Образовательные технологии:
Информационно - коммуникационные технологии
Технологии критического мышления
Технологии личностно-ориентированного обучения
Технология сотрудничества
Технология уровневой дифференциации.
В процессе реализации данной программы обучающиеся познакомятся с примерными заданиями олимпиады, как муниципального, так и регионального уровней. А совершенствуя свои умения и навыки, будут практиковаться в выполнении дифференцированных заданий олимпиадного характера: например, задания проблемного типа. Для обучающихся разных параллелей задания могут даваться либо разного уровня, либо могут даваться одинаковые задания, но оцениваться они будут в зависимости от параллели или уровня подготовки учащихся. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Программа предназначена педагогам, реализующим развивающие технологии обучения, родителям, заинтересованным в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающимся, которые ощущают потребности саморазвития, самореализации.
Социальные партнеры, принимающие участие в реализации проекта:
Научное общество обучающихся лицея.
Городская «Школа для одаренных детей», организованная Центром развития образования г. Нижневартовска.
Нижневартовский государственный университет.
Родители.
Условия реализации Программы.
Для реализации данной программы и достижения планируемых результатов в лицее созданы соответствующие условия: наличие кадрового потенциала, соответствующее материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Для достижения запланированных образовательных результатов программа предусматривает занятие
совместной распределенной учебной деятельностью в личностно ориентированных формах (возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять функции контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
исследовательской деятельностью в ее разных формах, выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
деятельностью управления и самоуправления;
творческой деятельностью, направленной на самореализацию и самопознание.
Риски:
не сохранение преемственности ведения предмета при переходе детей из класса в класс
критерии оценки успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования;
соответствие социальным запросам и ожиданиям;
соответствие личностным запросам обучающихся и их родителей;
перегрузка учащихся и учителя при высокой степени дифференциации деятельности в группах и в работе с большими объемами информации.
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Целевая аудитория: обучающиеся 9-11-х классов. Тематическое планирование составлено на 35 учебных часов.
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
базовая подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования;
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в олимпиадном движении.
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, поэтому подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная даже не с начала учебного года, а со второго полугодия предыдущего. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося должна отражать его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики к творчеству. Необходимо использовать диагностический инструментарий, уделять внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач, использовать разные методы и формы работы: круглый стол, «мозговой штурм», урок–практикум, интеллектуальное соревнование и т.д.
Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных обучающихся проводится через наблюдения в ходе уроков, организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету, оценку способностей обучающихся и анализ их успеваемости.
Затем создаётся творческая группа, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников; уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания). Выстраиваются индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий) с предусматриваемой возможностью отдыха, релаксации. Важно расширять свой кругозор при помощи книг, журналов, Интернета, дистанционного общения с англоязычными сверстниками.
Предполагаются индивидуальные консультации посредством дистанционного общения через программу Skype,в случае возникновении затруднений при выполнении заданий по индивидуально траектории, болезни обучающихся или преподавателя, предусмотрена выдача заданий по электронной почте.
Прогнозируемые результаты изучения курса
Исходя из задач программы предусматривается овладение обучающимися следующими умениями и навыками выполнения олимпиадных заданий:
в области говорения – уметь высказываться по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, корректно ставить вопросы, логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, демонстрировать богатый, разнообразный и адекватный поставленной задаче словарный запас, правильно употреблять формулы речевого этикета;
в области письма – уметь писать связные тексты, соблюдая композицию, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов, демонстрировать оригинальность подхода к раскрытию темы, богатый лексический запас, грамотное и уместное употребление грамматических структур, уверенно владеть навыками орфографии и пунктуации;
в области аудирования – уметь слушать текст с извлечением информации, с детальным пониманием;
в области чтения –уметь читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием, уметь справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста.
- при выполнении лексико-грамматических заданий – уметь демонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте.
Методы, формы обучения, режим занятий
В основе программы лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков;
последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;
коммуникативная направленность заданий;
соответствие материалов программы возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Режим занятий: урочный.
Формы организации работы: парная, групповая, самооценка и взаимооценка, решение конкурсных заданий. В ходе подготовки к олимпиадам ученикам много времени необходимо уделять самостоятельной работе: работе с различными источниками информации (словарями, книгами, Интернетом), прослушиванию аудиозаписей, просмотру фильмов, дистанционному общению.
Контроль необходим для выявления проблем речевого общения и затруднения в использования лексического и грамматического материала. В ходе работы по данной программе осуществляется контроль: входной, промежуточный, итоговый. Входной контроль позволяет выявить проблемы в той или иной коммуникативной компетенции, промежуточный- корректировать степень усвоения материала, а итоговый, представляющий результативность на олимпиаде, определить уровень достижений, после чего проводится анализ работы и строятся планы на следующий год. Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Система оценивания
Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате конкурсного задания. На занятиях используются цифровые образовательные ресурсы для выполнения упражнений с автоматической проверкой, а также программное обеспечение для создания индивидуальных разноуровневых тестов в автоматическом режиме. Для проверки контрольных заданий используются критерии оценки выполнения олимпиадных заданий и заданий ЕГЭ. При отборе учащихся на олимпиады применяется рейтинговая система, проводится анализ выполненных работ по видам деятельности, мониторинг качества их выполнения, намечаются перспективы.
Программой предусматривается для каждого учебного года достижение определенных результатов: овладение определенными знаниями и навыками, общеучебными компетенциями.
Ожидаемые результаты:
Повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Творческая самореализация обучающихся.
Готовность учащихся к участию в конкурсе
Материально-техническое обеспечение
Процесс обучения оснащен в соответствии с требованиями к оснащению Образовательного процесса в соответствии содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для реализации программа необходимо наличие таких средств как интерактивная доска, интерактивная приставка Mimio, монитор, системный блок, документ-камера, колонки, подключение к Интернету, принтер, сканер, программное обеспечение, методическая и учебная литература.
Содержание курса
Тематическое планирование
№ |
Тема |
|
Знакомство с форматом конкурса (виды речевой деятельности, типы заданий, время выполнения, инструкции). |
|
Чтение. Установление соответствия приведенных утверждений прочитанному тексту (True/False) Задание на восстановление в тексте пропущенных слов (OpenCloze) |
|
Аудирование. Задания на установление соответствияприведенных утверждений прослушанномутексту (True/False/NoInformation) Грамматика Определительные придаточные предложения |
|
Направляемый диалог: Как поздороваться и попрощаться, Как поддержать разговор |
|
Описание иллюстрации и презентация тем «Человек. Дом» с обсуждением. |
|
Задания на словообразование (Word Formation) |
|
Письмо. Рецензия |
|
Чтение. Задания на множественный выбор (Multiple Choice) |
|
Аудирование. Задания на множественный выбор(Multiple Choice) |
|
Направляемый диалог: Как дать указания; Как дать совет |
|
Задание на множественный выбор (Multiple Choice) |
|
Письмо. Решение проблемы |
|
Описание иллюстрации и презентация темы «Путешествия и туризм» с обсуждением |
|
Чтение. Установление структурно-смысловых связи текста. Восстановление текста (Gapped Text) |
|
Аудирование. Задания на множественные соответствия(Multiple Matching) |
|
Направляемый диалог: Как описать местонахождение и различные здания |
|
Задания на употребление правильных глагольных форм |
|
Описание иллюстрации и презентация темы «Наука и техника» с обсуждением |
|
Письмо. Эссе-мнение |
|
Обсуждение. Как говорить об интересах, предпочтениях, желаниях и намерениях |
|
Аудирование. Расположение событий или информации в определенном порядке Sequencing) |
|
Чтение. Задания на множественные соответствия (Multiple Matching) |
|
Задания на трансформацию (Sentence Transformation) |
|
Направляемый диалог: Выражение просьбы |
|
Употребление фразовых глаголов |
|
Письмо. Эссе «За и против» |
|
Употребление идиом |
|
Задания на частичный перевод |
|
Чтение. Установление логической последовательности (Sequencing) |
|
Условные предложения и предложения с 'wish' |
|
Короткие тексты прагматического характера |
|
Направляемый диалог: Как выразить различные чувства, Как описать предметы |
|
Выполнение лексико-грамматических заданий |
|
Монологическое высказывание |
|
Итоговое занятие |
Программа разработана на основе:
Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Основное общее образование.// Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Ф. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2021.
В. В. Сафонова. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений: школа с углубленным изучением английского языка. II – XI классы. – М.: Просвещение, 2006
- Программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) под ред. В.Г.Апалькова – М: Просвещение 2010г. с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку. Положения образовательного учреждения о программах дополнительного образования.
Список источников
Всероссийская олимпиада школьников по иностранным языкам. Английский язык. / Сост. Ю.Б. Курасовская, В.В. Копылова, В.Н. Симкин; Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО,2005.
Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку и подготовка конкурсантов./ Сост. Ю.Б. Курасовская; Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО,2006.
Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.1. Ю.Б. Курасовская, А.И. Усманова, Л.А. Городецкая.- М.: Просвещение, 2008.
Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.2. С.Г.Тер-Минасова, Ю.Б.Курасовская, Л.А.Городецкая, Н.Е.Медведева.- М.:Просвещение, 2009.
State Exam Maximiser Английскийязык. Подготовка к экзаменам/СолововаЕ.Н., СолоковаИ.Е. – England: Pearson Education Limited, 2008
“Practice Tests for the Russian State Exam”, Macmillan
“State Exam Maximiser”, Подготовка к экзаменам, Соловова Е.Н., Солокова И.Е., Pearson Longman, 2007
Exam Success. Подготовка к ЕГЭ по английскому языку.Cambridge University Press
Grammar Practice for Intermediate Students / Sheila Dignen. - Pearson Education Limited, 2008.
Grammar Practice for Upper Intermediate Students / Debra Powel. - Pearson Education Limited, 2008.
Round up 1–6 English Grammar Practice + Teacher's Guide/Virginia Evans.-Pearson Education Limited, 2003.
Oxford Practice Grammar Basic/Norman Coe, Marc Harrison, Ken Paterson.-Oxford University Press, 2008.
Oxford Practice Grammar Intermediate/John Eastwood.-Oxford University Press, 2008.;
Oxford Practice Grammar Advanced/George Yule.-Oxford University Press, 2008.;
Grammar for CAE and Proficiency + аудиоприложение (CD mp3)/Martin Hewings.-Cambridge University Press, 2009.;
ELTS International Language Testing System 2009-2010 Edition + аудиоприложение (CD mp3)/Kaplan, Inc., 2009.;
Barron's Writing for the TOEFL + аудиоприложение (CD mp3)/Dr. Lin Lougheed.-Barron's Educational Series, Inc., 2008.;
Real Writing 4 + аудиоприложение (CD mp3)/Simon Haines.-Cambridge University Press, 2008.;
Just Listening and Speaking Pre-Intermediate + аудиоприложение (CD mp3)/Jeremy Harmer. - Marshal Cavendish Education, 2007.
10