12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кузнецова Альбина Рустямовна730 Высшая квалификационная категория. Россия, Московская обл., Апрелевка |
Программа применения театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка-детский сад № 15 «Медвежонок»
Программа применения театрализованных игр
для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
А.Р. Кузнецова
г. Подольск
1. содержание и разнообразие тематики;
2. постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими необходимыми для детей, как сюжетно-ролевые игры;
3. максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
4. сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
В основе педагогического руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения, так Р.И. Жуковская рекомендует преподносить текст выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать детей в их несложный анализ содержания.
По мнению С.А. Козловой и Т.А, Куликовой, педагогам ДОУ необходимо создавать педагогические условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности:
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него;
- воспитывать у детей интерес к театрально деятельности;
- заботиться об оснащении театрализованных игр;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр;
Основной целью педагогического руководства творческими театрализованными играми является необходимость будить воображение ребенка, создавать условия для его изобретательности и творчества. Роль педагога в организации и проведении творческих театрализованных игр очень велика. В связи с этим нами разработана программа по организации театрализованных игр для детей 5 лет.
Таблица 1
Программа применения
театрализованных игр в условиях ДОУ для детей старшего дошкольного возраста
Цель Программы | Воспитание, развитие и обучение детей средствами театрализованных игр |
Задачи Программы | - Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. - Привлекать детей к участию в театрализованной игре. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. - Обогащать театральный опыт ребёнка; - Совершенствовать приемы кукловождения; - Привлекать детей к режиссерской деятельности; - Совершенствовать артистические навыки детей. |
Ожидаемые конечные результаты | - Овладение уровнем развития языковой способности; - Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению. |
Сроки и этапы реализации программы | 1 год обучения для детей 5 лет |
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой. В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности. Программа осуществляет театрализованное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе разнообразной художественной деятельности. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем группы во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10. Количество занятий – два занятия в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Учебный план состоит из 70 занятий, 4 из которых отводятся на педагогическую диагностику в сентябре 2 занятия на первой рабочей неделе и в мае 2 занятия на последней рабочей неделе и 66 занятий обучающего характера.
Таблица 2
Расписание занятий
День недели | Возраст | Длительность занятия | Время проведения | Место проведения |
Вторник | 5 - 6 лет | 30 минут | 15.40 – 16.10 | Музыкальный зал |
Четверг | 5 - 6 лет | 30 минут | 15.40 – 16.10 | Музыкальный зал |
Таблица 3
Календарно – тематическое планирование
Месяц | Неделя | Задачи |
Сентябрь | 1 неделя | Педагогическая диагностика по методике Т.С. Комаровой |
Педагогическая диагностика по методике В.А. Деркунской | ||
2 неделя | «Давайте познакомимся» Цель: формировать интерес к театрализованной игре . | |
«Лошадка» Цель: развитие имитационных способностей. | ||
3 неделя | «Пойми меня!» Цель: учить отгадывать загадки, развивать речь, умение строить диалог. | |
«Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое» Цель: развитие двигательной активности детей. | ||
4 неделя | «Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок») Цель: пополнение словаря, учить выражать эмоции с помощью мимики. | |
«Прогулка по лесу» Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; развивать фантазию, ассоциативное мышление. | ||
Октябрь | 5 неделя | «Колобок не тот, а другой» Цель: Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. |
«Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок» Цель: Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» | ||
6 неделя | «Овощи» Цель: учить сочетать движения и речь. | |
«Овощи» Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем, закреплять знания об окружающем. | ||
7 неделя | Чтение стихов А.Барто Цель: помогать детям находить средства выражения образа в движении. | |
Игровая викторина по стихам А.Барто Цель: развивать имитационные навыки, фантазию, эмоциональную память. | ||
8 неделя | «Во садочке я была…». Цель: учить детей свободно двигаться; воспитывать эмоционально-образное восприятие. | |
«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь. | ||
Ноябрь | 9 неделя | «Мы водили хоровод» Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. |
«Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет» Цель: развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение; воспитывать любовь к животным. | ||
10 неделя | «Виды транспорта» Цель: развивать способность работать с воображаемыми предметами, развивать фантазию и память. | |
«Виды транспорта» Цель: развивать умения четко произносить звуки, фразы, воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться. | ||
11 неделя | «Мы водили хоровод». Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию. | |
«Веселые зайчата» Цель: познакомить детей с пиктограммами, развивать мимическую выразительность. | ||
12 неделя | «Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет». Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. | |
«Зеркало, зеркало – скажи…». Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей. | ||
Декабрь | 13неделя | Театрализованная игра «Кто в гости пришел?» Цель: развивать подражательные навыки и фантазию, формировать необходимый запас эмоций и впечатлений. |
«Игры с бабушкой Загадушкой» Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление. | ||
14 неделя | «Потеряли котятки по дороге перчатки» Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. | |
«Встали детки в кружок – закружились как снежок» Цель: продолжать учить детей импровизировать; развивать фантазию, ассоциативное мышление; развивать память физических ощущений. | ||
15 неделя | «К нам пришло письмо» Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве. | |
«Мешок с сюрпризом». (Театр на картоне) Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; развивать пространственное и образное восприятие. | ||
16 неделя | Разыгрывание стихотворного текста Цель: учить детей с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоции. | |
«Заходите в гости к нам» Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству. | ||
Январь | 17 неделя | Игры на имитацию движений Цель: способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. |
«Волшебная палочка» Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку, развивать фантазию, ассоциативное мышление. | ||
18 неделя | «Сказка о глупом мышонке» Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре. | |
Игра с чистоговорками Цель: учить делать интонационное ударение на нужном слове, произносить слова с различной интонацией. | ||
19 неделя | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» Цель: формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | |
«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. | ||
Февраль | 20 неделя | «Звери в гостях у Снегурочки». Цель: подводить детей к созданию образа героя. |
«Заюшкина избушка» Цель: учить детей слушать сказки, побуждать к участию в театрализованной игре. | ||
21 неделя | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» Цель: развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных. | |
«Сказка о глупом мышонке» Цель: побуждать детей к активному участию к театрализованной игре, учить четко проговаривать слова. | ||
22 неделя | «В гости к ежику и лисе» Цель: формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству. | |
«Мы актеры» Цель: воспитывать партнерские отношения между детьми. | ||
23 неделя | «Прогулка» Цель: развивать память физических ощущений, развивать пантомимические навыки. | |
«В гости пальчики пришли» Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; познакомить с театром рук. | ||
Март | 24 неделя | «Весна» Цель: воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. |
«Пришла весна» Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. | ||
25 неделя | «Смоляной бычок» Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре. | |
Игра с чистоговорками Цель: учить детей логически выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса. | ||
26 неделя | «Представьте себе…». Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции. | |
Разыгрывание мини-сценки «Еж и лиса» Цель: развивать воображение и способность к творчеству. | ||
27 неделя | «Воробей и кот». Цель: формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. | |
Разыгрывание сказки «Колобок» Цель: учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа, развивать артикуляционный аппарат. | ||
Апрель | 28 неделя | Показ сказки «Колобок» Цель: формировать живой интерес к русскому фольклору. |
«В тесноте, да не в обиде». Цель: учить сочетать речь с движением; развивать воображение. | ||
29 неделя | Пальчиковые игры Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. | |
«Игры с бабушкой Загадушкой» Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление. | ||
30 неделя | “Свет мой зеркальце скажи”. Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. | |
Пальчиковые игры Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, продолжать знакомить детей с театром рук. | ||
31 неделя | «На болоте две подружки, две зеленные лягушки». Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью. | |
Игры на имитацию движений Цель: способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. | ||
Май | 32 неделя | «Дайте только срок, построим теремок!». Цель: развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь. |
«Хомка-хомячок» Цель: развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции, учить сочетать движения и речь, развивать воображение. | ||
33 неделя | «Веселые лягушки» Цель: развивать артикуляционный аппарат; учить детей использовать в игре все пространство. | |
«Без друзей нам не прожить ни за что на свете» Цель: развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. | ||
34 неделя | Педагогическая диагностика по методике Т.С. Комаровой | |
Педагогическая диагностика по методике В.А. Деркунской. |
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей.