Программа применения театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка-детский сад № 15 «Медвежонок»
Программа применения театрализованных игр
для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
А.Р. Кузнецова
г. Подольск
При организации театрализованных игр следует придерживаться следующих основных требований:
1. содержание и разнообразие тематики;
2. постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими необходимыми для детей, как сюжетно-ролевые игры;
3. максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
4. сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
В основе педагогического руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения, так Р.И. Жуковская рекомендует преподносить текст выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать детей в их несложный анализ содержания.
По мнению С.А. Козловой и Т.А, Куликовой, педагогам ДОУ необходимо создавать педагогические условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности:
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него;
- воспитывать у детей интерес к театрально деятельности;
- заботиться об оснащении театрализованных игр;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр;
Основной целью педагогического руководства творческими театрализованными играми является необходимость будить воображение ребенка, создавать условия для его изобретательности и творчества. Роль педагога в организации и проведении творческих театрализованных игр очень велика. В связи с этим нами разработана программа по организации театрализованных игр для детей 5 лет.
Таблица 1
Программа применения
театрализованных игр в условиях ДОУ для детей старшего дошкольного возраста
Цель Программы |
Воспитание, развитие и обучение детей средствами театрализованных игр |
Задачи Программы |
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. - Привлекать детей к участию в театрализованной игре. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. - Обогащать театральный опыт ребёнка; - Совершенствовать приемы кукловождения; - Привлекать детей к режиссерской деятельности; - Совершенствовать артистические навыки детей. |
Ожидаемые конечные результаты |
- Овладение уровнем развития языковой способности; - Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению. |
Сроки и этапы реализации программы |
1 год обучения для детей 5 лет |
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой. В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности. Программа осуществляет театрализованное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе разнообразной художественной деятельности. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем группы во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10. Количество занятий – два занятия в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Учебный план состоит из 70 занятий, 4 из которых отводятся на педагогическую диагностику в сентябре 2 занятия на первой рабочей неделе и в мае 2 занятия на последней рабочей неделе и 66 занятий обучающего характера.
Таблица 2
Расписание занятий
День недели |
Возраст |
Длительность занятия |
Время проведения |
Место проведения |
Вторник |
5 - 6 лет |
30 минут |
15.40 – 16.10 |
Музыкальный зал |
Четверг |
5 - 6 лет |
30 минут |
15.40 – 16.10 |
Музыкальный зал |
Таблица 3
Календарно – тематическое планирование
Месяц |
Неделя |
Задачи |
Сентябрь |
1 неделя |
Педагогическая диагностика по методике Т.С. Комаровой |
Педагогическая диагностика по методике В.А. Деркунской |
||
2 неделя |
«Давайте познакомимся» Цель: формировать интерес к театрализованной игре . |
|
«Лошадка» Цель: развитие имитационных способностей. |
||
3 неделя |
«Пойми меня!» Цель: учить отгадывать загадки, развивать речь, умение строить диалог. |
|
«Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое» Цель: развитие двигательной активности детей. |
||
4 неделя |
«Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок») Цель: пополнение словаря, учить выражать эмоции с помощью мимики. |
|
«Прогулка по лесу» Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; развивать фантазию, ассоциативное мышление. |
||
Октябрь |
5 неделя |
«Колобок не тот, а другой» Цель: Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. |
«Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок» Цель: Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» |
||
6 неделя |
«Овощи» Цель: учить сочетать движения и речь. |
|
«Овощи» Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем, закреплять знания об окружающем. |
||
7 неделя |
Чтение стихов А.Барто Цель: помогать детям находить средства выражения образа в движении. |
|
Игровая викторина по стихам А.Барто Цель: развивать имитационные навыки, фантазию, эмоциональную память. |
||
8 неделя |
«Во садочке я была…». Цель: учить детей свободно двигаться; воспитывать эмоционально-образное восприятие. |
|
«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь. |
||
Ноябрь |
9 неделя |
«Мы водили хоровод» Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. |
«Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет» Цель: развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение; воспитывать любовь к животным. |
||
10 неделя |
«Виды транспорта» Цель: развивать способность работать с воображаемыми предметами, развивать фантазию и память. |
|
«Виды транспорта» Цель: развивать умения четко произносить звуки, фразы, воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться. |
||
11 неделя |
«Мы водили хоровод». Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию. |
|
«Веселые зайчата» Цель: познакомить детей с пиктограммами, развивать мимическую выразительность. |
||
12 неделя |
«Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет». Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. |
|
«Зеркало, зеркало – скажи…». Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей. |
||
Декабрь |
13неделя |
Театрализованная игра «Кто в гости пришел?» Цель: развивать подражательные навыки и фантазию, формировать необходимый запас эмоций и впечатлений. |
«Игры с бабушкой Загадушкой» Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление. |
||
14 неделя |
«Потеряли котятки по дороге перчатки» Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. |
|
«Встали детки в кружок – закружились как снежок» Цель: продолжать учить детей импровизировать; развивать фантазию, ассоциативное мышление; развивать память физических ощущений. |
||
15 неделя |
«К нам пришло письмо» Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве. |
|
«Мешок с сюрпризом». (Театр на картоне) Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; развивать пространственное и образное восприятие. |
||
16 неделя |
Разыгрывание стихотворного текста Цель: учить детей с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоции. |
|
«Заходите в гости к нам» Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству. |
||
Январь |
17 неделя |
Игры на имитацию движений Цель: способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. |
«Волшебная палочка» Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку, развивать фантазию, ассоциативное мышление. |
||
18 неделя |
«Сказка о глупом мышонке» Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре. |
|
Игра с чистоговорками Цель: учить делать интонационное ударение на нужном слове, произносить слова с различной интонацией. |
||
19 неделя |
«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» Цель: формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. |
|
«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. |
||
Февраль |
20 неделя |
«Звери в гостях у Снегурочки». Цель: подводить детей к созданию образа героя. |
«Заюшкина избушка» Цель: учить детей слушать сказки, побуждать к участию в театрализованной игре. |
||
21 неделя |
«Без друзей нам не прожить ни за что на свете» Цель: развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных. |
|
«Сказка о глупом мышонке» Цель: побуждать детей к активному участию к театрализованной игре, учить четко проговаривать слова. |
||
22 неделя |
«В гости к ежику и лисе» Цель: формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству. |
|
«Мы актеры» Цель: воспитывать партнерские отношения между детьми. |
||
23 неделя |
«Прогулка» Цель: развивать память физических ощущений, развивать пантомимические навыки. |
|
«В гости пальчики пришли» Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; познакомить с театром рук. |
||
Март |
24 неделя |
«Весна» Цель: воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. |
«Пришла весна» Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. |
||
25 неделя |
«Смоляной бычок» Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре. |
|
Игра с чистоговорками Цель: учить детей логически выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса. |
||
26 неделя |
«Представьте себе…». Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции. |
|
Разыгрывание мини-сценки «Еж и лиса» Цель: развивать воображение и способность к творчеству. |
||
27 неделя |
«Воробей и кот». Цель: формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. |
|
Разыгрывание сказки «Колобок» Цель: учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа, развивать артикуляционный аппарат. |
||
Апрель |
28 неделя |
Показ сказки «Колобок» Цель: формировать живой интерес к русскому фольклору. |
«В тесноте, да не в обиде». Цель: учить сочетать речь с движением; развивать воображение. |
||
29 неделя |
Пальчиковые игры Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. |
|
«Игры с бабушкой Загадушкой» Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление. |
||
30 неделя |
“Свет мой зеркальце скажи”. Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. |
|
Пальчиковые игры Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, продолжать знакомить детей с театром рук. |
||
31 неделя |
«На болоте две подружки, две зеленные лягушки». Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью. |
|
Игры на имитацию движений Цель: способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. |
||
Май |
32 неделя |
«Дайте только срок, построим теремок!». Цель: развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь. |
«Хомка-хомячок» Цель: развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции, учить сочетать движения и речь, развивать воображение. |
||
33 неделя |
«Веселые лягушки» Цель: развивать артикуляционный аппарат; учить детей использовать в игре все пространство. |
|
«Без друзей нам не прожить ни за что на свете» Цель: развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. |
||
34 неделя |
Педагогическая диагностика по методике Т.С. Комаровой |
|
Педагогическая диагностика по методике В.А. Деркунской. |
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей.