Программа применения театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 16 March 2018

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-детский сад № 15 «Медвежонок»

Программа применения театрализованных игр

для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

А.Р. Кузнецова

 

г. Подольск

При организации театрализованных игр следует придерживаться следующих основных требований:

1. содержание и разнообразие тематики;

2. постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими необходимыми для детей, как сюжетно-ролевые игры;

3. максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;

4. сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

В основе педагогического руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения, так Р.И. Жуковская рекомендует преподносить текст выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать детей в их несложный анализ содержания.

По мнению С.А. Козловой и Т.А, Куликовой, педагогам ДОУ необходимо создавать педагогические условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности:

- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него;

- воспитывать у детей интерес к театрально деятельности;

- заботиться об оснащении театрализованных игр;

- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр;

Основной целью педагогического руководства творческими театрализованными играми является необходимость будить воображение ребенка, создавать условия для его изобретательности и творчества. Роль педагога в организации и проведении творческих театрализованных игр очень велика. В связи с этим нами разработана программа по организации театрализованных игр для детей 5 лет.

Таблица 1

Программа применения

театрализованных игр в условиях ДОУ для детей старшего дошкольного возраста

Цель Программы

Воспитание, развитие и обучение детей средствами театрализованных игр

Задачи Программы

- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

- Привлекать детей к участию в театрализованной игре. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

- Обогащать театральный опыт ребёнка;

- Совершенствовать приемы кукловождения;

- Привлекать детей к режиссерской деятельности;

- Совершенствовать артистические навыки детей.

Ожидаемые конечные результаты

- Овладение уровнем развития языковой способности;

- Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению.

Сроки и

этапы реализации программы

1 год обучения  для детей 5 лет

Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой. В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности. Программа осуществляет театрализованное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе разнообразной художественной деятельности. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем группы во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10. Количество занятий – два занятия в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Учебный план состоит из 70 занятий, 4 из которых отводятся на педагогическую диагностику в сентябре 2 занятия на первой рабочей неделе и в мае 2 занятия на последней рабочей неделе и 66 занятий обучающего характера.

Таблица 2

Расписание занятий

День недели

Возраст

Длительность занятия

Время проведения

Место проведения

Вторник

5 - 6 лет

30 минут

15.40 – 16.10

Музыкальный зал

Четверг

5 - 6 лет

30 минут

15.40 – 16.10

Музыкальный зал

 

Таблица 3

Календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Педагогическая диагностика по методике Т.С. Комаровой

Педагогическая диагностика по методике В.А. Деркунской

2 неделя

«Давайте познакомимся»

Цель: формировать интерес  к театрализованной игре .

«Лошадка»

Цель: развитие имитационных способностей.

3 неделя

«Пойми меня!»

 Цель:  учить отгадывать загадки, развивать речь, умение строить диалог.

 «Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое»

Цель: развитие  двигательной  активности детей.

4 неделя

 «Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок»)

Цель:  пополнение словаря, учить выражать эмоции с помощью мимики.

 «Прогулка по лесу»

 Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; развивать фантазию, ассоциативное мышление.

Октябрь

5 неделя

 «Колобок не тот, а другой»

Цель:  Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми.

«Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок»

 Цель:  Драматизация сказки «Колобок – колючий бок»

6 неделя

«Овощи»

 Цель: учить сочетать движения и речь.

«Овощи»

Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем, закреплять знания об окружающем.

7 неделя

Чтение стихов А.Барто

Цель: помогать детям находить средства выражения образа в движении.

Игровая викторина по стихам А.Барто

Цель: развивать имитационные навыки, фантазию, эмоциональную память.

8 неделя

 «Во садочке я была…».

Цель:  учить детей свободно двигаться; воспитывать эмоционально-образное восприятие.

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».

Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь.

Ноябрь

9 неделя

 «Мы водили хоровод»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

 «Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет»

Цель:  развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение; воспитывать любовь к животным.

10 неделя

 «Виды транспорта»

Цель: развивать способность работать с воображаемыми предметами, развивать фантазию и память.

«Виды транспорта»

Цель: развивать умения четко произносить звуки, фразы, воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться.

11 неделя

 «Мы водили хоровод».

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию.

«Веселые зайчата»

Цель: познакомить детей с пиктограммами, развивать мимическую выразительность.

12 неделя

«Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет».

Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

«Зеркало, зеркало – скажи…».

Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

Декабрь

13неделя

Театрализованная игра «Кто в гости пришел?» 

Цель: развивать подражательные навыки и фантазию, формировать необходимый запас эмоций и впечатлений.

 «Игры с бабушкой Загадушкой»

Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление.

14 неделя

«Потеряли котятки по дороге перчатки»

Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

 «Встали детки в кружок – закружились как снежок»

Цель: продолжать учить детей импровизировать; развивать фантазию, ассоциативное мышление; развивать память физических ощущений.

15 неделя

«К нам пришло письмо»

Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве.

 «Мешок с сюрпризом». (Театр на картоне)

Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; развивать пространственное и образное восприятие.

16 неделя

 Разыгрывание стихотворного текста

Цель: учить детей с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоции.

«Заходите в гости к нам»

Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству.

Январь

17 неделя

Игры на имитацию движений

Цель: способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. 

 «Волшебная палочка»

Цель:  продолжать учить детей импровизировать под музыку, развивать фантазию, ассоциативное мышление.

18 неделя

«Сказка о глупом мышонке»

Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре.

 Игра с чистоговорками

Цель:  учить делать интонационное ударение на нужном слове, произносить слова с различной интонацией.

19 неделя

«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

Цель:  формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

 «Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!»

Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения.

Февраль

20 неделя

 «Звери в гостях у Снегурочки».

Цель:  подводить детей к созданию образа героя.

 «Заюшкина избушка»

Цель: учить детей слушать сказки, побуждать к участию в театрализованной игре.

21 неделя

«Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

Цель:  развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных.

«Сказка о глупом мышонке»

Цель: побуждать детей к активному участию к театрализованной игре, учить четко проговаривать слова.

22 неделя

«В гости к ежику и лисе»

Цель:  формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству.

 «Мы актеры»

Цель: воспитывать партнерские отношения между детьми.

23 неделя

«Прогулка»

Цель: развивать память физических ощущений, развивать пантомимические навыки.

«В гости пальчики пришли»

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; познакомить с театром рук.

Март

24 неделя

«Весна»

Цель: воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

«Пришла весна»

Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами.

25 неделя

«Смоляной бычок»

Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре.

Игра с чистоговорками

Цель: учить детей логически выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса.

26 неделя

«Представьте себе…».

Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.

Разыгрывание мини-сценки «Еж и лиса»

Цель: развивать воображение и способность к творчеству.

27 неделя

«Воробей и кот».

Цель:  формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Разыгрывание сказки «Колобок»

Цель: учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа, развивать артикуляционный аппарат.

Апрель

28 неделя

Показ сказки «Колобок»

Цель: формировать живой интерес к русскому фольклору.

«В тесноте, да не в обиде».

Цель:  учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

29 неделя

Пальчиковые игры

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

 «Игры с бабушкой Загадушкой»

Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление.

30 неделя

“Свет мой зеркальце скажи”.

Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

Пальчиковые игры

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, продолжать знакомить детей с театром рук.

31 неделя

«На болоте две подружки, две зеленные лягушки».

Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью.

Игры на имитацию движений

Цель: способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. 

Май

32 неделя

«Дайте только срок, построим теремок!».

Цель:  развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь.

«Хомка-хомячок»

Цель: развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции, учить сочетать движения и речь, развивать воображение.

33 неделя

«Веселые лягушки»

Цель: развивать артикуляционный аппарат; учить детей использовать в игре все пространство.

«Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

Цель:  развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным.

34 неделя

Педагогическая диагностика по методике Т.С. Комаровой

Педагогическая диагностика по методике

В.А. Деркунской.

 

Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации