Программа самообразования воспитателя Н.Л. Морозовой на тему «Художественно-ручной труд как одно из условий развития творческих способностей детей»

2
0
Материал опубликован 20 March

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №3»

Н.И. Ковалева____________

Приказ № ____ от _________


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Программа самообразования

воспитателя Н.Л. Морозовой

тема: «Художественно-ручной труд как одно из условий развития творческих способностей детей»


 


 


 


 

Выполнила:

Воспитатель

Н.Л. Морозова


 


 


 


 

г. Балахна

2023г.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другим словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский


 

Актуальность.

Каждый здоровый ребенок появляется на свет с колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но если не развивать эти возможности и способности, они останутся неизменными и с возрастом постепенно слабеют и угасают. Чем старше человек, тем труднее развивать его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и чем раньше развивать их у ребенка, тем успешнее будет развитие его творческого начала.

Многочисленные педагоги и психологи (О.В. Дыбина, В.С. Кузин, С.Я. Рубинштейн, Я.В. Пономарёв, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие) подчеркивают, что творчество – это процесс взаимодействия с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения.

В то же время творчество дошкольника – это активное участие в процессе своего развития. Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит очень важная задача развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Развитие творческой и уникальной личности невозможно без развития уже с ранних лет творческих способностей и творческого воображения.

Творчество и воображение активно формируется средствами «детских» видов деятельности – восприятия сказок, самостоятельные сочинительства, игры, разновидностей художественного творчества. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мнению многих ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественно-ручной труд.

Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами и возможностью взаимодействия различных материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, полезных и эстетически значимых предметов и изделий для украшения быта (игр, труда и отдыха). В процессе работы у детей получается реальный и привлекательный продукт (сувенир, упаковка, игрушка, подарок маме…). При создании красивых поделок он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на занятиях по ручному труду.

«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности» (А.В. Запорожец).

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания предметов, поделок композиций из пластилина, бумаги, ткани. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования, приёмами присоединения и использование их в различных композициях.

Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, скручивание, наложение, примазывание и др.) формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать выводы и обобщения, творчески мыслить. Анализируя условия задачи, поставленной взрослым, ребёнок ищет способы её решения, учится планировать и контролировать, организовывать свою деятельность.

Создание творческих работ доставляет детям огромное наслаждение, если они получаются и великое огорчение, если образ не получился. Поэтому у ребёнка и воспитывается желание добиваться положительного результата – дети бережно относятся к поделкам, сделанным своими руками: не ломают их, не позволяют другим испортить её, дарят своим близким. Именно это и послужило идеей для разработки программы: «Художественно-ручной труд как одно из условий развития творческих способностей детей» в основу которой положены следующие принципы:

- Принципы воздействия: воздействие как сотворчество педагога и ребенка; взаимодействие детей как партнера по творческой деятельности; сенсорное взаимодействие ребенка с материалом.

- Принцип игровой подачи материала с учетом возрастных особенностей детей. Соизмеримость преподносимого ребенку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых им эмоций. Организация деятельности ребенка как творчество по поводу личных впечатлений. Сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого типа деятельности.

- Принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоции к ассоциации и анализу, а затем к творчеству – я чувствую – я представляю – я воображаю – я творю.

Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: воображение, активность, самостоятельность, инициатива.

Творческий процесс художественного труда сопровождается активной работой творческого воображения, что является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности.

Активность проявляется, прежде всего, в своём желании полно и до конца реализовать свой замысел и в процессе ручного труда носит творческий характер.

Умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа – является показателем самостоятельности в художественно – творческой деятельности дошкольника.

Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок, опираясь на собственный опыт, руководствуясь фантазией, замыслом, отношением к поделке расширяет границы содержания продукта своего творчества.

Цель программы: развитие у детей интеллектуальной и творческой активности, умения планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, освоение навыков конструирования, формирование умения сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, побудить желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты, раскрытие творческого потенциала детей, формирование умений и навыков коллективной деятельности.

Задачи:

Дать знания об использовании различных видов изобразительных материалов в жизни человека;

Формировать представления о практической художественной деятельности, способствующей развитию творческого начала;

Формировать у детей прочные умения и навыки действия с различными материалами для детского творчества;

Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;

Поддерживать личностное творческое начало, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, чувства, проявлять инициативу;

Развивать самостоятельность в сочетании знакомых техник для придания детскому продукту ещё большей выразительности и индивидуальности;

Развивать фантазию, воображение и индивидуальный почерк;

Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук);

Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность.

 

Ожидаемый результат: на занятиях по ручному труду дети вооружатся умениями и навыками, развивается интеллектуальная и творческая активность, дети учатся планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.


 

Перспективный план работы по самообразованию на 2023-2024 год.

п/п

Срок

Содержание работы

Практический выход

1

сентябрь

Подборка и изучение методической литературы.

 

Накопление методического материала, повышение уровня самообразования по данной теме. Определение тематики, подбор литературы, накопление материала, изучение  новых приемов нетрадиционных видов творчества для детей 5-6 лет.

2

октябрь

Беседа «Осень в красках»

 

Просмотр презентации «Дары природы»

 

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

 

Мозаичная аппликация из пластилина «Листопад»

 

Поделки из природного материала

«Ежик», «Веселая гусеница»

 

Разучивание стихотворений об осени по мнемотаблице.

Формировать умение детей лепить комочки из пластилина, соединять пластилиновые комочки путём придавливания.  Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость и доброту.

 

2

ноябрь

Коллективная работа. Аппликация «Мы живем в России»

 

Рисование восковыми мелками «Осенний дождь»

 

Прослушивание отрывка из муз. произведения Чайковского «Времена гола»

Сбор природного материала (листья деревьев для создания гербария)

 

Дидактическая игра «С какого дерева упал листок»

 

Конструирование из бумаги с элементами аппликации «Веселые зверята»

Продолжать учить заниматься коллективной деятельностью;

за­крепить навыки создания композиции; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку.

 

3

декабрь

Беседа «Белоснежная зима»

 

Наблюдение за изменениями в природе.

 

Рисование солью «Снежинки»

 

Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки»,

разукрашивание их.

 

Коллективная работа. Аппликация «Новогодняя гирлянда»

 

Изготовление открытки. (рисование+ аппликация)

«Письмо деду Морозу»

 

4

январь

Просмотр отрывка из мультфильма «Рождество»

 

Работа с тканью. Изготовление тряпочной игрушки «Рождественский ангелочек»

 

Изготовление поделок из бросового материала.

 

Разучивание стихотворений о зиме.

 

5

февраль

Рисование акварельными красками «Зимний лес»

 

Лепка из пластилина «Мой любимый герой из мультика»

 

Просмотр презентации «Наша армия сильна»

 

Коллективная творческая работа. Аппликация «Мы-защитники»

 

Закрепить навыки создания композиции; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку.

 

6

март

Коллективная работа. Аппликация из ткани «Птица счастья»

 

Творческая работа. аппликация

(техника: скрученный комочек) «Подарок любимому человеку»

 

Разучивание стихотворений о маме по мнемотаблице.

 

Чтение стихотворения Е. Благининой «Мама спит»

 

Рисование (техника граттаж)

«Тихая ночь».

 

Развивать у детей воображение, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. накомить детей с техникой выполнения объемного изображения, развивать мелкую моторику рук, координацию движений, чувство цвета и формы. Сминать в комочки салфетки и приклеивать на силуэт работы, работать с разным материалом. Воспитывать самостоятельность, интерес к изобразительной деятельности. Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

 

7

апрель

Нетрадиционная (обрывная ) аппликация «Котенок»

 

Оригами.«Веселые зайчата»

 

Лепка из соленого теста «Чебурашка»


 

 

Создать модульную обрывную аппликацию из цветной бумаги своими руками.

Учить детей складывать из квадрата зайчика, проглаживая линии сгиба; учить ориентироваться на квадрате.

Продолжать работать с солёным тестом, делать поделки по образцу и используя свою фантазию, следить за процессом сушки изделий.

8

май

Лепка из соленого теста

«Пасхальное яйцо».

 

Нетрадиционное рисование (по-мокрому + отпечатывание поролоном, + рисование ватными палочками) «Корабли плывут по морю»

Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.

Бисерография. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.

Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать задуманный предмет по всему листу).

План работы с родителями

1

октябрь

Ознакомить родителей с содержанием программы «Художественно-ручной труд как одно из условий развития творческих способностей детей»

 

Выставка поделок из природного материала

 

Оформление папки-передвижки «Художественно-ручной труд как одно из условий развития творческих способностей детей»

 

2

ноябрь

Сбор природного материала (листья деревьев для создания гербария)

Выставка работ детского творчества

3

декабрь

Оформление группы к новогоднему празднику. Помощь в изготовлении костюмов.

Папка- передвижки «Семейные традиции: празднуем Новый год, Рождество»

 

4

январь

Подбор фото - материала о семейных традициях (встречаем новый год, Рождество, зимние забавы, прогулки и т.д.)

Фото- выставка «Моя любимая семья»

Выставка творческих работ детей

5

февраль

Рассказы о военных профессиях, службе в армии и т.д..

Папка- передвижка «»Роль отца в воспитании детей»

6

март

Сбор фото - материала «мамины помощники»

Выставка творческой коллективной работы.

Видео- поздравление для мам и бабушек

7

апрель

Совместное занятие с детьми «Бабушкин сундучок»

Папка-передвижка «Творчество дома»

Выставка творческих работ

8

май

Помощь в оформлении группы к празднованию дня Победы

Папка-передвижка «Пасхальные забавы»

Выставка творческих работ детей

План работы с педагогами

1

В течение года

Консультации, обмен опытом

Накопление, обогащение методической базы ДОУ.

2

май

Отчет деятельности по программе «Художественно-ручной труд как одно из условий развития творческих способностей детей»

Отчет, презентация


 

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. – 1989. -№2;

2. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995;

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;

4. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008;

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1972.

6. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

7. Г.Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду (часть1,2) – М.: Скрипторий, 2007.


8.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г. 


9. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

10. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

11. Деревянко Т. Лоскутное шитье, стежка и аппликация. – М, 2011 г.

12. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

13. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2010.-160с.

14.Рубцова Е. Красивые фигурки из соленого теста. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 240 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации