Программа школьного театра «Теремок»
РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Школьным методическим Зам. директора по УР Директором КГОБУ…………………..
объединением _________________
Протокол №_____ ___________________ «_____»_____________20__г.
от ____________________ «____»_________20__г.
«____»___________20__г.
Школьный театр
«Теремок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации программы: 1год.
Сивцова Инна Владимировна,
педагог дополнительного образования
2023 г
Раздел№1 Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на развитие личности, её неповторимой индивидуальности, направлена на воспитательно-образовательную работу с детьми, основана на психологических особенностях развития воспитанников.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Поэтому процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
В основе программы театрального клуба лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа направлена на формирование эстетически развитой личности и определённой интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости обучающихсяк объектам эстетического восприятия, а также развития соответствующих навыков и определённых эстетических потребностей.
Включение театральной деятельности в учебно-воспитательный процесс становится особенно актуальным в современном образовании для создания адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень освоения базовый.
Отличительные особенности программы в том, что театрализованная деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями, как модель жизненных ситуаций, создаёт благоприятные условиядля развития эмоционально-волевой сферы;для речевого развития; для самовыражения и самореализации;способствует развитию у воспитанников эмпатии– способности распознавать эмоциональное состояние человека по жестам, мимике, интонации, умение ставить себя на место персонажа, выражать свое собственное отношение к добру и злу.
Театральный клуб призван внести свой вклад в духовное развитие детей с интеллектуальными нарушениями, научить делать морально-нравственный выбор в любой жизненной ситуации, дать им необходимую культурную базу для дальнейшей жизни.
Адресат программы - учащиеся 7-15 лет, не имеющих специальной подготовки. Здесь могут заниматься и новички, и ребята, имеющие небольшой театральный опыт.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа рассчитанана1 год. Объём программы: 272часа в год.
Занятия в клубе проводятся как индивидуальные, так и групповые 2 часа 4 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут. В программе предусмотрены экскурсии, репетиции, концерты в школе, в сельском Доме Культуры, участие в программе Движение первых.
В данной программе разработаны тематические занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время. Тематические занятия составлены с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
ПРИКАЗ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 ноября 2018 г. N 196 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ»
(измен. от 27 октября 2020 года)
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы – создание условий для воспитания нравственных качеств личности учащихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путём вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к народному творчеству, эстетические чувства и потребности через литературные произведения и объекты эстетического восприятия.
Развивающие:
1.развивать коммуникативные способности, навыки диалога, культуру общения, умение создавать свой игровой образ через постановку сказок, игр-драматизаций;
2. развивать высшие психические функции - слуховую, зрительную, двигательную память, воображение при помощи специальных творческих заданий;
3. развивать артистические способности и умение мысленно представлять события и героев из литературных произведений.
Обучающие:
1.обучать технике речи, подбирать рифму, мастерству актёра.
2. обучать вокалу
3. обучать правилам этикета, как вести себя достойно в общественных местах.
1.3.Содержание программы.
Учебный план 1 года обучения.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Теор. |
Практ. |
|
|||
I |
Знакомство с театральной культурой. |
4 |
1 |
5 |
игра |
II |
Ритмопластика. |
65 |
- |
65 |
Текущий, зачёт |
III |
Культура и техника речи. |
30 |
- |
30 |
Текущий, зачёт, участие в концертной программе. |
IV |
Театральная игра. |
100 |
20 |
80 |
Промежуточный, зачёт-игра, итоговый, участие в общешкольных праздниках. |
V |
Этика и этикет. |
20 |
5 |
15 |
зачёт-игра |
VI |
Сценический грим. |
10 |
4 |
6 |
Промежуточный, зачёт, участие в общешкольных праздниках. |
VII |
Вокал. |
41 |
10 |
31 |
Текущий, зачёт. Участие в общешкольных мероприятиях. |
|
Итого: |
272 |
40 |
232 |
|
Содержание учебного плана 1 года обучения.
1. Раздел: Введение в программу.
1.1.Знакомствос театральной культурой.
Теоретическая часть. Начальное представление о театре, видах театров. О роли театра в жизни человека. Для чего нужны театральные костюмы и декорации. Правила поведения в театре, зрительская культура.
Практическая часть. Изготовление театральных атрибутов, билетов, программок, речевая гимнастика, сюжетно-ролевые игры, сценические этюды.
2. Раздел: Основы мастерства актёра.
2.1. Ритмопластика.
Теоретическая часть. Определение понятий: мимика, жесты, позы, походка, пантомимика, этюды.
Практическая часть.Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения на координацию движений, сюжетно-ролевые игры, тренинги, пантомимические этюды.
2.2. Культура и техника речи.
Теоретическая часть. Определение понятия «культура речи», знакомство с «анаграммами и логорифмами».
Практическая часть. Игры и упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, чёткой дикции, правильной артикуляции. Игры со словами, подбор рифм.
2.3.Театральная игра.
Теоретическая часть. Знакомство с театральными профессиями: актёр, режиссёр, художник, гримёр. Знакомство с творчеством различных писателей, с жанровыми особенностями литературных произведений: рассказов, басен, стихотворений, сказок.
Практическая часть. Выразительное чтение, репетиции, сказочные представления, речевая гимнастика, посещение детского сада, участие в театрализованных представлениях в школе.
2.4. Этика и этикет.
Теоретическая часть. Понятие об этике и этикете, понятие такта, нормы общения и поведения в общественных местах.
Практическая часть. Этикетные ситуации, сценические этюды на вежливость, посещение сельского клуба.
2.5. Сценический грим.
Теоретическая часть. Внешнее изменение облика с помощью сценического грима. Состав грима. Основные цвета грима. Основные способы нанесения грима.
Практическая часть. Изготовление молодого грима. Изготовление старческого грима.
2.6. Вокал.
Теоретическая часть.Распевка. Спевка. Разложение по голосам.
Практическая часть. Работа над дикцией. Коррекция вокального исполнения. Работа над манерой исполнения, участие в школьных постановках.
1.4.Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Обучающийся будет доброжелательно относится к одноклассникам, прислушиваться к их мнению.
У обучающегося будет потребность сотрудничества с другими детьми.
Метапредметные результаты:
Обучающий будет знать, как планировать свои действия на отдельных этапах работы.
Обучающийся приобретёт индивидуальные творческие способности при сочинении сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценировании.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать, как различить произведения по жанру, как правильно наложить грим, какие бывают виды театров, структуру сказки (зачин, присказка, концовка), правила вежливости и нормы этикета.
Обучающийся будет уметь читать выразительно, соблюдая интонационные нормы чтения, сочинять этюды по сказкам. Уметь выражать различные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление.), передавать образ героев сказок.
Обучающийся будет владеть речевым дыханием и правильной артикуляцией, умением общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
РАЗДЕЛ 2. Организационно-педагогические условия.
2.1 Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение программы.
Кабинет
музыкальная фонотека;
аудио и видео кассеты;
СД– диски;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
сценарии сказок, пьес, детские книги.
столы, стулья
компьютер с проектором
экран
камера
2.Учебно-методическое и информационное обеспечение:
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
3.Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с
7. Теория развития временного детского коллектива / под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева [Электронный ресурс] URL: https://qps.ru/OKpwv (дата обращения: 1.09.2021).
8. Хотько Г. Детский музыкальный театр как средство художественно-эстетического воспитания детей [Электронный ресурс] // URL: https://qps.ru/8UIih (дата обращения: 30.08.2021).
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий– осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
итоговый– открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Примерный бланк тестовых заданий промежуточного контроля по теме
Культура и техника речи
Ф.И._____________________________________________
Вопросы и задания |
1.Подбери рифму к слову… |
2.Выразительное чтение отрывка из сказки… |
3. Прочитай скороговорку….. |
Ритмопластика
Ф.И________________________________________________
Вопросы и задания |
1.Ритмичные движения под классическую музыку…. |
2. Пантомима на тему…. |
3. Движение в образе… |
4. Современные танцевальные упражнения… |
Этика и этикет
Ф.И.________________________________________________
Вопросы и задания |
1.Правила поведения в театре |
2. Разыграй этикетную ситуацию… |
3. Сценический этюд на вежливость… |
Знакомство с театральной культурой
Ф.И._________________________________________________
Вопросы и задания |
1.Прочитай скороговорку….. |
2. Изготовление билетов на представление |
3. Назови виды театров |
4. Правила поведения в театре. |
Театральная игра
Ф.И.___________________________________________________
Вопросы и задания |
1.Продолжи сказку…. |
2. Репетиция по роли… |
3.Выразительное чтение басни…. |
Сценический грим
Ф.И.___________________________________________________
Вопросы и задания |
1.Нарисуй грим героя…. на выбор |
2.ТБ при изготовлении грима |
3.Нарисуй грим животного на выбор |
|
2.3. Методические материалы
№ |
Раздел программы |
Форма занятий |
Приёмы и методы организации |
Дидактический материал |
Техническое оснащение |
1 |
Вводное занятие |
Коллективная |
Объяснительно-иллюстративный; информационно-сообщающий |
Памятка по ТБ и культуре поведения, Презентация на тему «Театр не мода, он навсегда» |
Компьютер |
2 |
Ритмопластика |
Коллективная, индивидуальная |
Создание ситуации успеха. Выполнение творческих этюдов (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш и т.п). Сценические этюды «Скульптура», «Пейзаж» |
ИКТ(видеозапись «АБВГДка», танцевальные упражнения, классические танцы(YouTube канал) |
Мультимедийный проектор, компьютер |
3 |
Культура и техника речи |
Групповая, парная, фронтальная |
Деловая игра. Сюжетно-ролевая игра; тренинговые задания «Рифма», «Снова ищем начало», «По первой букве». |
Художественная литература; ИКТ (презентации по теме) |
Мультимедийный проектор, компьютер |
4 |
Театральная игра |
Коллективная, групповая. |
Ситуация взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества. |
Видео и аудиозаписи театральных постановок |
Мультимедийный проектор, компьютер |
5 |
Этика и этикет |
Коллективная. парная |
Свободный выбор заданий; организация само- и взаимопроверок. Играем роль воспитанного человека. |
Памятки, справочники, ИКТ (презентации по теме «Этикет», «Понятие такта») |
Мультимедийный проектор, компьютер |
6 |
Сценический грим. |
Групповая |
Изготовление грима. Разработка эскизов грима.Изготовление декораций ко Дню учителя, к Новому году, К 23 февраля, к 8 марта, ко Дню Победы. |
Памятка по ТБ; ИКТ (презентации по теме «История создания грима»). |
Мультимедийный проектор, компьютер |
7 |
Вокал. |
Групповая, парная, фронтальная |
Свободный выбор заданий( карточки), тренинговые упражнения на распевку, спевку. |
Видео аудио записи детских песен с YouTubeканала. |
Мультимедийный проектор, компьютер |
2.4.Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
1 год |
|
Продолжительность учебного года |
34 |
|
Количество учебных дней |
170 |
|
Продолжительность учебных периодов |
1 полугодие |
04.09-29.12 |
2 полугодие |
12.01-24.05 |
|
Возраст детей, лет |
7-15 |
|
Продолжительность занятий, час |
2 |
|
Режим занятия |
4 раза/нед |
|
Годовая учебная нагрузка, час |
272 |
2.5. Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Объем |
Временные границы |
1 |
Родительское собрание ТБ на занятии кружка Анкетирование Подготовка к весёлым стартам Подготовка ко дню учителя Украшение зала
|
1 1 1 4 25 2 |
Сентябрь |
2 |
Праздничный концерт Анкетирование Ритмопластика Подготовка ко дню прокуратуры Репетиции Экскурсия в Дом культуры Занятия по вокалу |
2 1 3 10 5 1 10 |
Октябрь |
3 |
Вокал Скороговорки Ритмопластика Этикет Чтение по ролям Подготовка ко дню матери Участие в концерте |
4 2 8 1 4 10 1 |
Ноябрь |
4 |
Вокал Репетициии к Новому Году Изготовление декораций Сценический грим Участие в театральной постановке Промежуточная аттестация Подведение итогов за полугодие
|
4 10 6 4 2 2 2 |
Декабрь |
5 |
ТБ на занятиях Чтение по ролям Правила этикета Ритмопластика Вокал |
1 2 4 10 7 |
Январь |
6 |
Анкетирование Вокал Скороговорки Пантомима Изготовление декораций Репетиции ко дню Российской армии Участие в концерте |
1 8 2 5 2 10 2 |
Февраль |
7 |
Подготовка к 8 марта Текущий контроль Ритмопластика Вокал Участие в концерте |
8 1 7 6 2 |
Март |
8 |
Зачёт Подготовка ко дню космонавтики Участие в квест-игре Подготовка ко дню Победы Сценический грим Этикет Ритмопластика Вокал |
1 6 2 8 3 3 5 4 |
Апрель |
9 |
Репетиции Возложение венков Участие в празднике 9 мая Вокал Этикет Театральная игра Промежуточный контроль Подготовка к последнему звонку Участие в последнем звонке Итоговая аттестация |
8 1 3 1 8 4 2 4 2 1 |
Май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Беспалова Н.К.–М., Айрис-пресс, 2003г. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации.
Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе – М.,2003
Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр «Создание, организация работы, пьесы для постановок. - 2006.
Анисимова Р.А. Тренинг – как форма активного обучения в процессе внедрения новых стандартов образования в школе. Учебно-методическое пособие УЦ «Перспектива» Москва. – 2011.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» . – 2011.
Гребёнкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и школ искусств: учебное пособие для системы дополнительного образования. Москва. – 2003.
Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. Санкт-Петербург «Детство-Пресс. – 2005.
Куликовская Г.А. «40 новых скороговорок». Практикум по улучшению дикции. – М. – 2003.
Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М., 1954.
Крамаренко О.К. Обучаем и воспитываем всех//Воспитание школьников- 2011.-№4.
Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников, театр постановок, конкурсов и викторин.
Ершова А.П. Уроки театра в школе
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
Гольдин В.Е. Речь и этикет.
16. Теория развития временного детского коллектива / под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева [Электронный ресурс] URL: https://qps.ru/OKpwv1 (дата обращения: 1.09.2021).
17. Хотько Г. Детский музыкальный театр как средство художественно-эстетического воспитания детей [Электронный ресурс] // URL: https://qps.ru/8UIih (дата обращения: 30.08.2021).