12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Кондрашина Елена Валентиновна65

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Агрыз

Агрызского муниципального района

Конкурс рабочих программ по внеурочной деятельности

           

                                                                                                                                                                                                                                                                      Утверждаю:

Директор муниципального бюджетного

                                                                                                                                                                                                                                                                                    образовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №4

____________________Н.В.Тимирашева

                                                                                                                                                                                                                                                                                        «___» _______________ 2014

 

 

Программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Здоровым быть здорово»

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Авторы-составители:

                                                                                                                        Учитель начальных классов

                                                                                                                                 Кондрашина Елена Валентиновна

 

 

                                                                                        

 

 

 

                                                                                              г. Агрыз,  2015 год

                                                                                 

                                                                           1.  Пояснительная записка                                                                                 

                                                                       

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.             

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа  является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Ø     Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Ø     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Ø     СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Ø     Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Ø     О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Ø     Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

    В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение. Эти все факторы подтолкнули к созданию программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» для обучающихся 7-11 лет, реализация которой будет способствовать укреплению здоровья обучающихся начальной школы.

Цели:

Ø     формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

Ø     развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

Ø     обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

Ø    формирование представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

Ø      формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели   и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

Ø     духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Ø     укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

 

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ  СОШ №4.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.

Следовательно,  выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность,  применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению положительного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  литературное чтение,  окружающий мир,  технология,  изобразительное искусство, физическая культура, музыка. Это просмотр кукольных спектаклей, подбор пословиц и поговорок, изготовление овощей и фруктов из солёного  теста, эстафеты по преодолению  препятствий, разучивание комплекса утренней гимнастики, Дни  здоровья, прослушивание  музыкальных  произведений. Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и обогащение материально-технической базы наглядными  пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка  состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Для реализации данной программы необходимы учебные пособия:  муляжи овощей, фруктов, плакаты, аптечка, измерительные приборы, оборудование для демонстрации  мультимедийных презентаций.  Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и   уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.

         Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению   « Здоровым быть здорово» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Это игры, беседы, тесты, анкетирование, экскурсии, круглые столы, школьные конференции, дни здоровья, спортивные мероприятия,  театральные постановки.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 135 часов  ( по 1 часу  в неделю):   1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.  Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

 

2. Планируемые результаты освоения  обучающимися программы  «Здоровым быть здорово»

Планируемые результаты освоения  обучающимися программы составлены на основе основной образовательной  программы МБОУ СОШ № 4:

 

 

К концу 1 года  учащиеся

К концу 2 года

учащиеся

К концу 3 года                     учащиеся

К концу 4 года

учащиеся

Должны знать:

- правила личной гигиены;

- о пользе правильного питания;

-  режим дня школьника;

- правила поведе­ния в школе,  дома, на улице;

- о вреде вредных привычек;

- о пользе физических упражнений и зака­ливания; 

 

 

- значение выражения «здоровый об­раз жизни»;

- причины и признаки заболеваний;

- ка­кие врачи помогают сохранить нам здоровье;

- для чего нужны прививки;

- для чего нужны лекарства, признаки отравлений;

- правила безо­пасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте;

- правила оказания  первой медицинской помощи;

 

- как воспитывать в себе  сдержанность, уверенность и бесстрашие;

- что значит совер­шать доброе дело;

- почему дети и родители не всегда пони­мают друг друга;

- как отучить себя от вредных привычек;

- как нужно одеваться;

- правила этикета

- что такое дружба и  кто может считаться настоя­щим другом;

- как можно помочь родителям; больным и беспомощ­ным; 

- что такое здоровье, как помочь сохранить себе здоровье;

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- что такое эмоции, чувства, поступки и стресс;

- что такое  ответственность за себя и окружающих;

- что такое волевое поведение;

- какие привычки  губительны для человека и почему;

 - что взаимопо­мощь людей укрепляет здоровье, а поддержка в семье сохраняет здоро­вье её членов;

Должны уметь:

- соблюдать правила личной гигиены;

- выби­рать полезную для здоровья пищу;

- соблюдать режим дня;

- контролировать своё поведение в школе, дома, на улице;

- выполнять закали­вающие процедуры,  физические упражнения;

- играть в подвижные игры на воздухе.

 

- заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;

- выполнять рекомендации врача во время болезни; своевременно делать прививки;

- оказывать первую помощь при отравлениях, при солнечных ожо­гах, при поре­зах, ушибах, перело­мах;

- соблюдать правила безопасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме;

- заниматься самовоспита­нием.

- общаться без напряжения и страха;

- думать о своих по­ступках;

- уметь сдерживать себя в необходимой ситуации;

- стремиться избавиться от вредных привычек;

 - быть ответст­венным за своё поведение;

- оказывать первую медицинскую помощь

- соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе;

- уметь организовать свой досуг;

- уметь оказать посильную помощь родителям, больным и беспо­мощ­ным.  

- понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок;

- уметь находить причину и последствия событий;

- уметь выбирать правильное для сво­его здоровья поведение;

 - уметь противостоять, если это будет необходимо;

 - заниматься самовоспитанием;

 - уметь оказывать помощь однокласс­никам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

 

 

В результате занятий по программе у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

·        установка учащихся на здоровый образ жизни;

·       общение и взаимодействие со сверстниками, преподавателями  на принципах уважения,  доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

·       овладение навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждение заболеваний, оказания первой  медицинской помощи;

·       проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

·       оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить с ними общий язык и общие интересы.

 

Метапредметными результатами программы  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 

Регулятивные УУД

 

Познавательные УУД

 

Коммуникативные УУД

 

- определение  и формулирование  цели деятельности на занятии;

- проговаривание  последовательности действий на занятии;

- высказывание своего предположения на основе работы с иллюстрацией;

 - умение  работать по предложенному плану;

 - умение  совместно  давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;

- осознание  ценности собственного здоровья и необходимости его сохранения;

 

- умение  добывать  информацию: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- умение  находить ответы на вопросы, используя книги,  жизненный опыт и СМИ;

- переработка  полученной информации:  умение делать выводы в результате совместной работы;

- преобразование  информации из одной формы в другую; нахождение  и формулирование решение задачи с помощью простейших моделей;

- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- заботиться о здоровье своей семьи.

 

 

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

1)    осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,  которые помогут избежать опасности  для жизни и здоровья, следовательно  произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и  увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;

2)    социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

          В результате реализации программы  у обучающихся развиваются такие качества личности, как  любознательность, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, чистоплотность, чувство товарищества, уважение к старшим, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким, а также формируется  адекватное отношение к  себе, своему здоровью, к окружающим людям.

У выпускника начальной школы будет  сформирован  интерес к учению, наблюдательность,  умение применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым,  креативным,  инициативным, чувствовать доброту, соблюдать режим дня, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, быть открытым внешнему миру.

 

 

Формы учета знаний, умений  для оценки планируемых результатов освоения программы..

Программа внеурочной деятельности по данному направлению предполагает  использование таких форм и методов обучения, которые адекватны возрастным возможностям младшего школьника, а также  предполагает параллельное  изучение правил здорового образа жизни и  применения этих знаний на практике, в жизни.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем накопления материалов по типу «портфолио».

Способом проверки являются:

·        наблюдение за внешним видом и поведением учащихся в школе на уроках, на  переменах, в столовой;

·        беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ;

·         опрос на занятиях;

·         проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного;

·        театрализованные представления;

·         конкурсы, викторины, КВН  на  знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять;

·        спортивные праздники;

·        сюжетно-ролевые игры;

·        творческие конкурсы;

·        тесты и анкетирование

 

Подведение итогов  каждого изучаемого раздела предлагается в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Данная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Формой  подведения итогов является  тести­рование в конце  каждого учебного года «Оцени себя сам»;  выступления на школьной научно-практической конференции, праздники Здоровья.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  КУРСА

Курс «Здоровым быть здорово» предназначен для обучающихся 1-4 классов составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитан на проведение  1 часа в неделю:  1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Данный курс  построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста. Содержание курса раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

             Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

 

Календарно-тематическое  планирование.

                                                                           1 класс - Первые шаги к здоровью.

Цель:

первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

Срок обучения: 1 год

Режим занятий:  1 час в неделю, всего 33 часа.

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов

 

Кол-во часов

Вид деятельности

 

Виды

контроля

 

Примечание

теория

практичес-кие

занятия

1

Введение  «Дорога к здоровью».

4

1

3

Праздник

 

2

Как следует питаться.

5

3

2

Викторина

 

3

Моё здоровье в моих руках

7

4

3

КВН

 

4

Я в школе и дома.

6

3

3

Игра-викторина

 

5

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

Круглый стол

 

6

Я и моё ближайшее окружение

3

2

1

Ролевая игра

 

7

Вот и стали мы на год  взрослей

4

2

2

Тестирование

 

 

Итого:

33

15

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

 

Тема

 

Кол-во часов

Вид деятельности

 

Виды

контроля

Примечание

 

теория

практические

занятия

Введение  «Дорога к здоровью».

4

1

3

 

 

1

Познавательная игра «Дорога к  здоровью».

1

 

1

Познавательная игра

 

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

1

 

1

Спортивный праздник

 

3

В гостях у Мойдодыра.  Советы доктора Воды.

1

1

 

Викторина

 

4

Праздник чистоты.

1

 

1

Праздник

 

Как следует питаться.

5

3

2

 

 

5

 Витамины - наши друзья и помощники.

1

1

 

Конкурс рисунков

 

6

Культура питания. Приглашаем к чаю.

1

 

1

Чаепитие

 

7

Умеем ли мы правильно питаться. Как и чем мы питаемся.

1

1

 

Викторина

 

8

Здоровая пища для всей семьи.

1

1

 

Круглый стол

 

9

Красный, жёлтый, зелёный.

1

 

1

КВН

 

Моё здоровье в моих руках.

7

4

3

 

 

10

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.

1

1

 

Анкетирование

 

11

В здоровом теле - здоровый дух.

1

 

1

Спортивный праздник

 

12

Сон – лучшее лекарство.

1

1

 

Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

 

13

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1

 

1

 

 

14

Какие опасности нас подстерегают.

Как обезопасить свою жизнь.

1

1

 

КВН

 

15

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

1

1

 

Викторина

 

16

 День здоровья

 «Мы болезнь победим,  быть здоровыми хотим»

1

 

1

День здоровья

 

Я в школе и дома.

6

3

3

 

 

17

Мой внешний вид  – залог здоровья.

1

1

 

 

 

18

Зрение – это сила. Забота о глазах.

1

1

 

Составление памятки

 

19

Осанка – это красиво!

1

 

1

Игра по станциям

 

20

Весёлые переменки. Подвижные игры.

1

 

1

 

 

21

Я пришел из школы. Настроение после школы.

1

1

 

Анкетирование

 

22

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим,  все болезни победим!

1

 

1

Игра - викторина

 

Чтоб забыть про докторов.

4

1

3

 

 

23

Хочу быть здоровым!

1

1

 

КВН

 

24

Вкусные и полезные вкусности.

1

 

1

Составление коллажа

 

 25

День здоровья

 «Как хорошо  здоровым быть!»

1

 

1

День здоровья

 

 

26

Как сохранять и укреплять свое здоровье.

1

 

1

Круглый стол

 

Я и моё ближайшее окружение.

3

2

1

 

 

27

Моё настроение.  Передай улыбку по кругу. 

1

1

 

День вежливости

 

28

Вредные и полезные привычки.

1

1

 

Викторина

 

29

“Я б в спасатели пошел”

1

 

1

Ролевая игра

 

Вот и стали мы на год  взрослее.

4

2

2

 

 

30

Опасности летом.

1

1

 

просмотр  видео- фильма

 

31

Первая доврачебная помощь.

1

 

1

Памятка  «Это полезно знать»

 (практическая работа).

 

32

Вредные и полезные растения.

1

1

 

Кукольный театр. Русская народная сказка «Репка»

 

33

Чему мы научились за год.

1

 

1

Диагностика – тестирование.

 

 

Итого:

33

15

18

 

 

 

Содержание занятий.

     Тема 1. Введение  «Дорога к здоровью» ( 4 часа).

Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Проведение оздоровительных минуток. Игра «Доскажи словечко». Разгадывание загадок. Работа с пословицами

Опубликовано

Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.