Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Агрыз
Агрызского муниципального района
Конкурс рабочих программ по внеурочной деятельности
Утверждаю:
Директор муниципального бюджетного
образовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №4
____________________Н.В.Тимирашева
«___» _______________ 2014
Программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровым быть здорово»
Авторы-составители:
Учитель начальных классов
Кондрашина Елена Валентиновна
г. Агрыз, 2015 год
1. Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Ø Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Ø СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Ø Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Ø О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Ø Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение. Эти все факторы подтолкнули к созданию программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» для обучающихся 7-11 лет, реализация которой будет способствовать укреплению здоровья обучающихся начальной школы.
Цели:
Ø формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Ø развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
Ø обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
Ø формирование представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
Ø формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
Ø духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Ø укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ №4.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению положительного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. Это просмотр кукольных спектаклей, подбор пословиц и поговорок, изготовление овощей и фруктов из солёного теста, эстафеты по преодолению препятствий, разучивание комплекса утренней гимнастики, Дни здоровья, прослушивание музыкальных произведений. Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и обогащение материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализации данной программы необходимы учебные пособия: муляжи овощей, фруктов, плакаты, аптечка, измерительные приборы, оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Здоровым быть здорово» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Это игры, беседы, тесты, анкетирование, экскурсии, круглые столы, школьные конференции, дни здоровья, спортивные мероприятия, театральные постановки.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 135 часов ( по 1 часу в неделю): 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровым быть здорово», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Здоровым быть здорово»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы составлены на основе основной образовательной программы МБОУ СОШ № 4:
К концу 1 года учащиеся
К концу 2 года
учащиеся
К концу 3 года учащиеся
К концу 4 года
учащиеся
Должны знать:
- правила личной гигиены;
- о пользе правильного питания;
- режим дня школьника;
- правила поведения в школе, дома, на улице;
- о вреде вредных привычек;
- о пользе физических упражнений и закаливания;
- значение выражения «здоровый образ жизни»;
- причины и признаки заболеваний;
- какие врачи помогают сохранить нам здоровье;
- для чего нужны прививки;
- для чего нужны лекарства, признаки отравлений;
- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- как воспитывать в себе сдержанность, уверенность и бесстрашие;
- что значит совершать доброе дело;
- почему дети и родители не всегда понимают друг друга;
- как отучить себя от вредных привычек;
- как нужно одеваться;
- правила этикета
- что такое дружба и кто может считаться настоящим другом;
- как можно помочь родителям; больным и беспомощным;
- что такое здоровье, как помочь сохранить себе здоровье;
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- что такое эмоции, чувства, поступки и стресс;
- что такое ответственность за себя и окружающих;
- что такое волевое поведение;
- какие привычки губительны для человека и почему;
- что взаимопомощь людей укрепляет здоровье, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов;
Должны уметь:
- соблюдать правила личной гигиены;
- выбирать полезную для здоровья пищу;
- соблюдать режим дня;
- контролировать своё поведение в школе, дома, на улице;
- выполнять закаливающие процедуры, физические упражнения;
- играть в подвижные игры на воздухе.
- заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;
- выполнять рекомендации врача во время болезни; своевременно делать прививки;
- оказывать первую помощь при отравлениях, при солнечных ожогах, при порезах, ушибах, переломах;
- соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме;
- заниматься самовоспитанием.
- общаться без напряжения и страха;
- думать о своих поступках;
- уметь сдерживать себя в необходимой ситуации;
- стремиться избавиться от вредных привычек;
- быть ответственным за своё поведение;
- оказывать первую медицинскую помощь
- соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе;
- уметь организовать свой досуг;
- уметь оказать посильную помощь родителям, больным и беспомощным.
- понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок;
- уметь находить причину и последствия событий;
- уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение;
- уметь противостоять, если это будет необходимо;
- заниматься самовоспитанием;
- уметь оказывать помощь одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.
В результате занятий по программе у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
· установка учащихся на здоровый образ жизни;
· общение и взаимодействие со сверстниками, преподавателями на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· овладение навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждение заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
· проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
- определение и формулирование цели деятельности на занятии;
- проговаривание последовательности действий на занятии;
- высказывание своего предположения на основе работы с иллюстрацией;
- умение работать по предложенному плану;
- умение совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
- осознание ценности собственного здоровья и необходимости его сохранения;
- умение добывать информацию: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- умение находить ответы на вопросы, используя книги, жизненный опыт и СМИ;
- переработка полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы;
- преобразование информации из одной формы в другую; нахождение и формулирование решение задачи с помощью простейших моделей;
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- заботиться о здоровье своей семьи.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
1) осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, следовательно произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;
2) социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
В результате реализации программы у обучающихся развиваются такие качества личности, как любознательность, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, чистоплотность, чувство товарищества, уважение к старшим, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким, а также формируется адекватное отношение к себе, своему здоровью, к окружающим людям.
У выпускника начальной школы будет сформирован интерес к учению, наблюдательность, умение применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, соблюдать режим дня, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, быть открытым внешнему миру.
Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы..
Программа внеурочной деятельности по данному направлению предполагает использование таких форм и методов обучения, которые адекватны возрастным возможностям младшего школьника, а также предполагает параллельное изучение правил здорового образа жизни и применения этих знаний на практике, в жизни.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются:
· наблюдение за внешним видом и поведением учащихся в школе на уроках, на переменах, в столовой;
· беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ;
· опрос на занятиях;
· проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного;
· театрализованные представления;
· конкурсы, викторины, КВН на знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять;
· спортивные праздники;
· сюжетно-ролевые игры;
· творческие конкурсы;
· тесты и анкетирование
Подведение итогов каждого изучаемого раздела предлагается в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Данная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Формой подведения итогов является тестирование в конце каждого учебного года «Оцени себя сам»; выступления на школьной научно-практической конференции, праздники Здоровья.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Курс «Здоровым быть здорово» предназначен для обучающихся 1-4 классов составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитан на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Данный курс построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста. Содержание курса раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс - Первые шаги к здоровью.
Цель:
первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, всего 33 часа.
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
Вид деятельности
Виды
контроля
Примечание
теория
практичес-кие
занятия
1
Введение «Дорога к здоровью».
4
1
3
Праздник
2
Как следует питаться.
5
3
2
Викторина
3
Моё здоровье в моих руках
7
4
3
КВН
4
Я в школе и дома.
6
3
3
Игра-викторина
5
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
Круглый стол
6
Я и моё ближайшее окружение
3
2
1
Ролевая игра
7
Вот и стали мы на год взрослей
4
2
2
Тестирование
Итого:
33
15
18
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Вид деятельности
Виды
контроля
Примечание
теория
практические
занятия
Введение «Дорога к здоровью».
4
1
3
1
Познавательная игра «Дорога к здоровью».
1
1
Познавательная игра
2
Здоровье в порядке - спасибо зарядке.
1
1
Спортивный праздник
3
В гостях у Мойдодыра. Советы доктора Воды.
1
1
Викторина
4
Праздник чистоты.
1
1
Праздник
Как следует питаться.
5
3
2
5
Витамины - наши друзья и помощники.
1
1
Конкурс рисунков
6
Культура питания. Приглашаем к чаю.
1
1
Чаепитие
7
Умеем ли мы правильно питаться. Как и чем мы питаемся.
1
1
Викторина
8
Здоровая пища для всей семьи.
1
1
Круглый стол
9
Красный, жёлтый, зелёный.
1
1
КВН
Моё здоровье в моих руках.
7
4
3
10
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.
1
1
Анкетирование
11
В здоровом теле - здоровый дух.
1
1
Спортивный праздник
12
Сон – лучшее лекарство.
1
1
Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
13
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
1
1
14
Какие опасности нас подстерегают.
Как обезопасить свою жизнь.
1
1
КВН
15
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
1
1
Викторина
16
День здоровья
«Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим»
1
1
День здоровья
Я в школе и дома.
6
3
3
17
Мой внешний вид – залог здоровья.
1
1
18
Зрение – это сила. Забота о глазах.
1
1
Составление памятки
19
Осанка – это красиво!
1
1
Игра по станциям
20
Весёлые переменки. Подвижные игры.
1
1
21
Я пришел из школы. Настроение после школы.
1
1
Анкетирование
22
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим!
1
1
Игра - викторина
Чтоб забыть про докторов.
4
1
3
23
Хочу быть здоровым!
1
1
КВН
24
Вкусные и полезные вкусности.
1
1
Составление коллажа
25
День здоровья
«Как хорошо здоровым быть!»
1
1
День здоровья
26
Как сохранять и укреплять свое здоровье.
1
1
Круглый стол
Я и моё ближайшее окружение.
3
2
1
27
Моё настроение. Передай улыбку по кругу.
1
1
День вежливости
28
Вредные и полезные привычки.
1
1
Викторина
29
“Я б в спасатели пошел”
1
1
Ролевая игра
Вот и стали мы на год взрослее.
4
2
2
30
Опасности летом.
1
1
просмотр видео- фильма
31
Первая доврачебная помощь.
1
1
Памятка «Это полезно знать»
(практическая работа).
32
Вредные и полезные растения.
1
1
Кукольный театр. Русская народная сказка «Репка»
33
Чему мы научились за год.
1
1
Диагностика – тестирование.
Итого:
33
15
18
Содержание занятий.
Тема 1. Введение «Дорога к здоровью» ( 4 часа).
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Проведение оздоровительных минуток. Игра «Доскажи словечко». Разгадывание загадок. Работа с пословицами
Купрякова Любовь Александровна
Хитущенко Оксана Николаевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Дементьева Ирина Михайловна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Алина Яковлевна Корогод