Программа внеурочной деятельности на тему «Чудеса грамматики» (5 класс)
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧУДЕСА ГРАММАТИКИ»
(ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ)
5 «А» КЛАСС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год
Автор (составитель) программы:
Жульнитова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
2023-2024 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселая грамматика» (занятия по формированию функциональной грамотности) для обучающихся 5 а класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
основной образовательной программы.
Цель программы: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.
Основные задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи;
пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
активизация познавательных интересов;
развитие творческих способностей и мышления;
совершенствование общего языкового развития обучающихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Характеристика программы курса «Чудеса грамматики»
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса.
Программа предполагает развитие кругозора и мышления школьников, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Программа «Веселая грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык в 5 классе», не требует от обучающихся дополнительных лингвистических знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы школьников, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.
2. Содержание
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
Виды деятельности обучающихся |
Вид и форма контроля |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||
1 |
Речь и речевое общение |
1 |
1 |
1 |
Составление текста по пословице или поговорке о языке, работа в группах |
Выполнение заданий по теме |
||
2 |
Речевая деятельность |
3 |
2 |
1 |
Подготовка сообщения о народной мудрости языка. Составление письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой. Анализ образцов устной и письменной речи; соотнесение их с целями, ситуациями и условиями общения, работа со словарем |
Мини-сочинение на заданную тему |
||
3 |
Графика. Орфография |
7 |
2 |
5 |
Поиск информации по данной теме, распознавание в тексте слов с изученными орфограммами, работа с орфографическим словарем; составление алгоритмов и графических схем к орфографическим правилам по данным темам; составление и решение грамматических задач |
Орфографический диктант. Выполнение заданий по теме. Работа по индивидуальным карточкам. Самостоятельная работа |
||
4 |
Синтаксис и пунктуация |
15 |
7 |
8 |
Определение основных признаков предложения, построение предложений, выявление связи между словами и предложениями. Выявление связи слов в предложении, выделение словосочетаний в составе предложения. Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употребление их в речи. Постановка вопросов к главным членам предложения. Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употребление их в речи. Постановка вопросов к главным членам предложения. Работа с предложением как с синтаксической единицей, выявление роли подлежащего в предложении Распознавание главных и второстепенных членов предложения составление алгоритмов и графических схем к синтаксическим и пунктуационным правилам по данным темам; выполнение тренировочных упражнений, синтаксический анализ простых и сложных предложений |
Беседа, выполнение заданий по теме, мини-сочинение на заданную тему, сообщение на лингвистическую тему, работа по индивидуальным карточкам, лингвистическая викторина, разгадывание кроссворда, графический диктант |
||
5 |
Фонетика |
2 |
|
2 |
Распознавание гласных (ударные, безударные) и согласных (мягкие и твердые, глухие и звонкие) Характеристика звуков речи, выявление особенностей их произношения, фонетический анализ слов |
Сообщение на лингвистическую тему, КВН |
||
6 |
Лексика |
2 |
1 |
1 |
Выявление роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Определение лексического значения слов, работа с толковым словарем |
Мини-сочинение на заданную тему |
||
7 |
Морфология |
3 |
|
3 |
Выявление грамматического значения, определение морфологических признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола, их синтаксической роли. Морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола |
Работа по индивидуальным карточкам |
||
8 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Систематизация и закрепление изученного грамматического материала |
Лингвистическая викторина
|
3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- уважительное отношение к русскому языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение правильно задавать вопросы.
Предметные результаты:
- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
группировать слова по видам орфограмм;
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Критерии оценки достижения и формы представления результатов
Для представления результатов достижений используются такие формы: групповая, коллективная, индивидуальная работа, викторины, творческие игры, игры-соревнования.
Итоги реализации программы будут представлены в организации заключительного занятия, в ходе которого планируется провести лингвистическую викторину. Результаты данной викторины, а также оценка динамики учебных достижений обучающихся покажут, насколько успешна была реализация внеурочной программы «Веселая грамматика»
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Содержание изучаемого курса |
Колич часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Речь и речевое общение |
||||
1 |
Зачем человеку нужен язык? |
1 |
|
|
Речевая деятельность |
||||
2 |
Кладовая русского языка |
1 |
|
|
3 |
О большом любителе разбирать слова |
1 |
|
|
4 |
Слова-родственники |
1 |
|
|
Графика. Орфография |
||||
5 |
Зри в корень! Проверяй слова! |
1 |
|
|
6 7 |
Согласные звуки и их «секреты» |
2 |
|
|
8 |
И согласные бывают непроверяемые |
1 |
|
|
9 10 |
Шипящие согласные, а рядом с ними гласные |
2 |
|
|
11 |
Как предлог отличить от приставки? |
1 |
|
|
Синтаксис и пунктуация |
||||
12 |
Закон сплетения слов |
1 |
|
|
13 14 |
Строительные блоки для предложений |
2 |
|
|
15 |
Словосочетание и наша речь |
1 |
|
|
16 |
На чём держится предложение? |
1 |
|
|
17 |
Сколько главных членов в предложении? |
1 |
|
|
18 |
Испытание текста на цельность и прочность |
1 |
|
|
19 |
Подлежащее – ключевое слово |
1 |
|
|
20 21 |
Семья главных и второстепенных членов |
2 |
|
|
22 23 |
Однородные члены – добрые соседи |
2 |
|
|
24 |
Всем нам при общении поможет обращение |
1 |
|
|
25 26 |
«Опасный» союз И |
2 |
|
|
Фонетика |
||||
27 |
Фонетический портрет слова |
1 |
|
|
28 |
Заседание «Клуба знатоков фонетики» |
1 |
|
|
Лексика |
||||
29 |
Как описать предмет |
1 |
|
|
30 |
Ищем нужные слова |
1 |
|
|
Морфология |
||||
31 |
Имя существительное. Сказало существительное: «Я слово удивительное» |
1 |
|
|
32 |
Имя прилагательное. «Слова – волшебники» |
1 |
|
|
33 |
Глагол. Глагол, он действовать привык! |
1 |
|
|
Итоговое занятие |
||||
34 |
Лингвистическая викторина |
1 |
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Л.А. Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык 5 класс». – М. «Просвещение», 2004 г.
Е.В. Архипова «Лингвистический тренажёр по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты». – М. «Просвещение», 2007 г.
Г.П. Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки». – М. «Дрофа», 2004г.
А.Б. Малюшкин «Комплексный анализ текста». – М. «Сфера», 2004 г.
Т.В. Потёмкина, Н.Н. Соловьёва «методы и формы контроля на уроках русского языка», - М. «Материк -Альфа», 2005 г.
О.Ю. Меренкова «Современные подходы в преподавании русского языка и литературы. В помощь учителю, внедряющему ФГОС». –М. «Перспектива», 2012 г.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках русского языка, относятся компьютер, мультимедиа проектор, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска.
CD-ROM «Русский язык. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс»
CD-ROM «Уроки русского языка 5 -6 класс»
CD-ROM «Русский язык. Уроки развития речи 5 - 7 класс»
CD-ROM «Словари русского языка»
CD-ROM «Курс русского языка»
http://itextbook.msk.ru/viewer.html?BID=1361585 Русский язык
http:// умная школа Русский язык