Программа внеурочной деятельности на тему «Чудеса грамматики» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 25 March в группе


 


 


 



 

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЧУДЕСА ГРАММАТИКИ»

(ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ)

5 «А» КЛАСС

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год

 

 

Автор (составитель) программы:

Жульнитова Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселая грамматика» (занятия по формированию функциональной грамотности) для обучающихся 5 а класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе следующих нормативных документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

основной образовательной программы.

Цель программы: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.

Основные задачи:

способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи;

пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

способствовать развитию смекалки и сообразительности.

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

активизация познавательных интересов;

развитие творческих способностей и мышления;

совершенствование общего языкового развития обучающихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

 

Характеристика программы курса «Чудеса грамматики»

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса.

Программа предполагает развитие кругозора и мышления школьников, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Программа «Веселая грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык в 5 классе», не требует от обучающихся дополнительных лингвистических знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы школьников, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.

2. Содержание

п/п

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

Вид и форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Речь и речевое общение

1

1

1

Составление текста по пословице или поговорке о языке, работа в группах

Выполнение заданий по теме

2

Речевая деятельность

3

2

1

Подготовка сообщения о народной мудрости языка. Составление письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.

Анализ образцов устной и письменной речи; соотнесение их с целями, ситуациями и условиями общения, работа со словарем

Мини-сочинение на заданную тему

3

Графика. Орфография

7

2

5

Поиск информации по данной теме, распознавание в тексте слов с изученными орфограммами, работа с орфографическим словарем; составление алгоритмов и графических схем к орфографическим правилам по данным темам; составление и решение грамматических задач

Орфографический диктант.

Выполнение заданий по теме.

Работа по индивидуальным карточкам.

Самостоятельная работа

4

Синтаксис и пунктуация

15

7

8

Определение основных признаков предложения, построение предложений, выявление связи между словами и предложениями.

Выявление связи слов в предложении, выделение словосочетаний в составе предложения.

Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания,

употребление их в речи. Постановка вопросов к главным членам предложения.

Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания,

употребление их в речи. Постановка вопросов к главным членам предложения.

Работа с предложением как с синтаксической единицей, выявление роли подлежащего в предложении

Распознавание главных и второстепенных членов предложения

составление алгоритмов и графических схем к синтаксическим и пунктуационным правилам по данным темам; выполнение тренировочных упражнений, синтаксический анализ простых и сложных предложений

Беседа,

выполнение заданий по теме,

мини-сочинение на заданную тему,

сообщение на лингвистическую тему,

работа по индивидуальным карточкам,

лингвистическая викторина,

разгадывание кроссворда,

графический диктант

5

Фонетика

2

 

2

Распознавание гласных (ударные, безударные) и согласных (мягкие и твердые, глухие и звонкие)

Характеристика звуков речи, выявление особенностей их произношения, фонетический анализ слов

Сообщение на лингвистическую тему,

КВН

6

Лексика

2

1

1

Выявление роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.

Определение лексического значения слов, работа с толковым словарем

Мини-сочинение на заданную тему

7

Морфология

3

 

3

Выявление грамматического значения, определение морфологических признаков имени

существительного, имени прилагательного, глагола, их синтаксической роли. Морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола

Работа по индивидуальным карточкам

8

Итоговое занятие

1

 

1

Систематизация и закрепление изученного грамматического материала

Лингвистическая викторина

 

 

3. Планируемые результаты

Личностные результаты:

- уважительное отношение к русскому языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение правильно задавать вопросы.

Предметные результаты:

- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;

извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;

проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;

группировать слова по видам орфограмм;

соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.

Критерии оценки достижения и формы представления результатов

Для представления результатов достижений используются такие формы: групповая, коллективная, индивидуальная работа, викторины, творческие игры, игры-соревнования.

Итоги реализации программы будут представлены в организации заключительного занятия, в ходе которого планируется провести лингвистическую викторину. Результаты данной викторины, а также оценка динамики учебных достижений обучающихся покажут, насколько успешна была реализация внеурочной программы «Веселая грамматика»

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Содержание изучаемого курса

Колич часов

Дата по плану

Дата по факту

Речь и речевое общение

1

Зачем человеку нужен язык?

1

 

 

Речевая деятельность

2

Кладовая русского языка

1

 

 

3

О большом любителе разбирать слова

1

 

 

4

Слова-родственники

1

 

 

Графика. Орфография

5

Зри в корень! Проверяй слова!

1

 

 

6

7

Согласные звуки и их «секреты»

2

 

 

8

И согласные бывают непроверяемые

1

 

 

9

10

Шипящие согласные, а рядом с ними гласные

2

 

 

11

Как предлог отличить от приставки?

1

 

 

Синтаксис и пунктуация

12

Закон сплетения слов

1

 

 

13

14

Строительные блоки для предложений

2

 

 

15

Словосочетание и наша речь

1

 

 

16

На чём держится предложение?

1

 

 

17

Сколько главных членов в предложении?

1

 

 

18

Испытание текста на цельность и прочность

1

 

 

19

Подлежащее – ключевое слово

1

 

 

20

21

Семья главных и второстепенных членов

2

 

 

22

23

Однородные члены – добрые соседи

2

 

 

24

Всем нам при общении поможет обращение

1

 

 

25

26

«Опасный» союз И

2

 

 

Фонетика

27

Фонетический портрет слова

1

 

 

28

Заседание «Клуба знатоков фонетики»

1

 

 

Лексика

29

Как описать предмет

1

 

 

30

Ищем нужные слова

1

 

 

Морфология

31

Имя существительное. Сказало существительное: «Я слово удивительное»

1

 

 

32

Имя прилагательное. «Слова – волшебники»

1

 

 

33

Глагол. Глагол, он действовать привык!

1

 

 

Итоговое занятие

34

Лингвистическая викторина

1

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Л.А. Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык 5 класс». – М. «Просвещение», 2004 г.

Е.В. Архипова «Лингвистический тренажёр по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты». – М. «Просвещение», 2007 г.

Г.П. Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки». – М. «Дрофа», 2004г.

А.Б. Малюшкин «Комплексный анализ текста». – М. «Сфера», 2004 г.

Т.В. Потёмкина, Н.Н. Соловьёва «методы и формы контроля на уроках русского языка», - М. «Материк -Альфа», 2005 г.

О.Ю. Меренкова «Современные подходы в преподавании русского языка и литературы. В помощь учителю, внедряющему ФГОС». –М. «Перспектива», 2012 г.

 

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках русского языка, относятся компьютер, мультимедиа проектор, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска.

CD-ROM «Русский язык. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс»

CD-ROM «Уроки русского языка 5 -6 класс»

CD-ROM «Русский язык. Уроки развития речи 5 - 7 класс»

CD-ROM «Словари русского языка»

CD-ROM «Курс русского языка»

http://itextbook.msk.ru/viewer.html?BID=1361585 Русский язык

http:// умная школа Русский язык


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации