Программа-система воспитательной работы «Планета детства»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
с. Вадинск Вадинского района Пензенской области имени Станислава Степановича Лёвина
на 2019 – 2023 учебные годы
Составитель программы:
учитель начальных классов
Белова Александра Николаевна
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая основа
Программа воспитательной работы «Планета детства» разработана на основе:
Конституции Российской Федерации;
Конвенции ООН «О правах ребенка»;
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МО РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Указа президента от 01.06.2012г. №763 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017гг.»;
Стратегии развития системы образования Российской Федерации до 2020 г.;
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
Требований СанПиНа 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Устава МБОУ ООШ с. Вадинск;
Правил внутреннего распорядка обучающихся;
Положений: о работе классного руководителя, о методическом объединении классных руководителей, об общешкольном родительском комитете, о родительском комитете класса, об ученическом самоуправлении.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности.
М. Пришвин говорил, что доброта - это солнце, которое согревает душу человека. «Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». В современном жестоком мире счастливая жизнь невозможна без человеческой доброты, а доброту надо воспитывать в детских сердцах с раннего возраста.
Актуальность программы «Планета детства» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа «Планета детства», благодаря многообразию форм, содержания и методов работы, формирует у школьников новые навыки получения знаний, вырабатывает привычку выполнять свои обязанности, воспитывает интерес к общественно-полезной работе, способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы.
Цель данной программы: обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности и ее духовного развития.
Задачи воспитания:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Изучать личностные качества обучающихся.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.
Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы:
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип коллективизма;
- доступность;
- научность.
Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом школьных, районных, областных мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и молодежной политики Пензенской области.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя и человеческих ценностей с помощью учителя.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности, приобретение первого опыта социальной активности в школе и вне ее.
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы, района;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей на уровне района, области;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Приоритетные направления развития воспитания школьников.
Направление 1. «Гражданско – патриотическоевоспитание»
Направление 2. «Нравственное и духовное воспитание» («Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)
Направление 3. «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»
Направление 4. «Интеллектуальное воспитание» («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)
Направление 5. «Здоровьесберегающее воспитание» («Спортивно-оздоровительное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)
Направление 6. «Социокультурное и медиакультурное воспитание»
Направление 7. «Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)
Направление 8. «Правовое воспитание и культура безопасности»
Направление 9. «Воспитание семейных ценностей»
Направление 10. «Формирование коммуникативной культуры»
(«Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)
Направление 11. «Экологическое воспитание»
Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1- 4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школы.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
беседы, рассказы, убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
игры, конкурсы;
ролевые игры, соревнования;
спортивные игры;
общешкольные утренники,
КТД;
творческие отчеты;
трудовые десанты;
занятия по ОРКСЭ;
занятия внеурочной деятельностью;
исследовательские работы;
метод воспитывающих ситуаций;
тематические праздники и вечера;
импровизированные сценки, спектакли;
метод самореализации;
родительские собрания;
изготовление газеты;
моделирование;
тренинги;
опросы, анкетирование.
Экскурсии:
посещение библиотек;
посещение выставочного зала;
выездные поездки по малой родине;
посещение музеев;
посещение исторических мест родного села.
Такие формы работы позволяют глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных целей и задач.
Огромную роль в осуществлении программы «Планета детства» играют занятия по ОРКСЭ (основам религиозных культур и светской этики). Уроки по этому предмету, формируют именно такие качества личности, как доброта, милосердие, вежливость, любовь и уважение к близким людям, бережное отношение к окружающей среде и т. д. Они проходят в виде бесед, игр, экскурсий. Данные занятия развивают творческую деятельность учащихся.
Для всестороннего развития личности школьников, для получения учениками возможности реализовать свои интересы и потребности, предполагается использовать другие ресурсы, внутренние и внешние связи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в четыре этапа:
1-й этап (1 класс) – «Познай самого себя – это интересно!»;
2-й этап (2 класс) – «Учись дружить – это необходимо!»;
3-й этап (3 класс) – «Утверди себя – это возможно!»;
4-й этап (4 класс) – «Прояви себя – это реально!».
Этап "Познай самого себя – это интересно!" (1 КЛАСС)
Цели этапа "Познай себя – это интересно!":
создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
– о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
– требованиях и педагогической позиции учителя;
изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Познай себя – это интересно!"
Роль учителя | Характеристика деятельности |
"Источник информации" | Ознакомление родителей с Уставом школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основной образовательной программой НОО, локальными актами и нормативными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Предъявление единых требований к родителям и детям. Знакомство родителей и детей с работниками школы. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе. |
"Хранитель школьных традиций" | Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, День матери, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник и др. Создание классных традиций (поздравление именинников и др.) Выявление детских талантов. |
"Аналитик" | Анализ выполнения плана воспитательной работы. Определение степени реализации воспитательной программы. Проведение и анализ диагностики. |
"Организатор" | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей. |
Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":
имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
Этап "Учись дружить – это необходимо!" (2 КЛАСС)
Цель этапа "Учись дружить – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
сплочение детского коллектива;
организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
организация работы актива класса.
Роль учителя в рамках работы на этапе " Учись дружить – это необходимо!"
Роль учителя | Характеристика деятельности |
"Лучший слушатель" | Организация обсуждений, дискуссий. Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга |
"Штурман" | Направление работы актива класса, организация работы творческих групп. |
"Организатор" | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей. |
Критерии успешного завершения этапа "Учись дружить – это необходимо!":
созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
функционирует актив класса;
созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
Этап "Утверди себя – это возможно!" (3 КЛАСС)
Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Утверди себя – это возможно!"
Роль учителя | Характеристика деятельности |
"Старший товарищ" | Помощь во включении в различные виды деятельности. Забота об учащихся. Организация различных творческих дел. |
"Корректор" | Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка. |
"Организатор" | Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации. |
Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!":
обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
полноценно функционирует актив класса;
дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
Этап "Прояви себя – это реально!" (4 КЛАСС)
Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Прояви себя – это реально!"
Роль учителя | Характеристика деятельности |
"Организатор" | Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района, области. |
"Сподвижник" | Оказание детям помощи в самореализации. |
"Носитель культуры" | Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов) |
Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":
обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Основные направления:
Направление 1. «Гражданско – патриотическое воспитание».
Цель: формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности.
Задачи:
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
Формирование у учащихся чувства патриотизма, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
Формирование гуманистического мировоззрения, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности.
Формирование правовой культуры и законопослушания на основе изучения нормативных документов о правах и обязанностях гражданина РФ.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Сотрудничество с организациями в целях формирования гражданской ответственности, патриотического просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование патриотического воспитания.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
- гордость за свою Родину.
Формы работы классного руководителя в направлении:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
праздники, читательские конференции по праву;
смотр строя и песни;
экскурсии по родному краю.
Ожидаемые результаты:
Сформированное чувство сострадания и милосердия.
Учащиеся узнают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни.
Выпускник – патриот своей Родины.
Повышение уровня воспитанности школьников.
Направление 2. «Нравственное и духовное воспитание» ( «Социальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Цель: развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и интересов.
Задачи:
- Формирование у школьников чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса.
- Расширение общего и художественного кругозора учащихся.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:
развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
формирование у учащихся умения отстаивать свою позицию в ситуации выбора, формирование у школьников чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, принятие ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Основные понятия направления:
творческий выбор;
собственная позиция;
нравственное поведение;
нравственные ценности;
жизненные ценности;
самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
тематические классные часы по нравственной тематике;
посещение сельской библиотеки;
занятия в кружках дополнительного образования;
организация циклов бесед «Уроки творчества»;
праздники, сюрпризы, конкурсы;
экскурсии, поездки, походы;
изучение нравственного наследия своей страны;
посещение театров, музеев, выставок;
театрализованные представления;
фестивали, презентации.
Ожидаемые результаты:
Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы.
Повышение культурного уровня учащихся.
Призовые места в районных и областных конкурсах.
Охват учащихся внеурочной деятельностью.
Повышение уровня воспитанности школьников.
Направление 3. «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству».
Цель: уважение к труду; творчество и созидание; трудолюбие.
Задачи: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
Формирование у учащихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.
Формирование условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека.
Формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности.
Формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
Формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности учащегося к труду и осознанному выбору профессии.
Основные понятия направления:
- уважение к труду;
- творчество и созидание;
- стремление к познанию и истине;
- целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- уроки технологии;
- дежурство в классе;
- помощь родителям в быту;
- работа по профориентации;
- благоустройсто школы и пришкольной территории;
- экскурсии по селу, во время которых обучающиеся знакомятся с различными видами труда;
- встречи с представителями разных профессий;
- беседы о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, - участие в организации и проведении презентаций «Профессии моих родителей»;
-встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма;
- сюжетно-ролевые экономические игры;
- конкурс «Мастера и подмастерья»;
- разработка и реализации творческих проектов.
Ожидаемые результаты:
- развитие организованности, собранности и трудолюбия;
-уважительное отношение к чужому труду;
- бережное отношение к земле, животным, растениям, школьному имуществу;
-ориентация в выборе профессии.
Направление 4. «Интеллектуальное воспитание («Общеинтеллектуальное» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи работы:
определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
привлечение родителей в мир интеллектуальных игр;
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
- Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления:
умственное развитие,
способности,
уровни интеллектуального развития,
умственные способности,
фантазии в жизни человека,
способности к творчеству,
культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
интеллектуальные игры;
«Шахматная школа»;
олимпиады по учебным предметам;
исследовательские конференции;
внеурочная деятельность «Робототехника»
Ожидаемые результаты:
Наличие желания получать знания, стремление самостоятельно добывать новые знания, быть успешным в интеллектуальном саморазвитии.
Развитая память, логическое и творческое мышление, продуктивное воображение.
Индивидуальные учебные достижения.
Направление 5. «Здоровьесберегающее воспитание» (Спортивно-оздоровительное в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
Сотрудничество с медработником школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы.
Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом:
психическое и физическое здоровье,
традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
культура сохранения собственного здоровья,
ответственность за здоровье других людей,
гармония души и тела, режим дня и здоровье,
воля и её значение в сохранении здоровья,
самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- марафоны, турниры;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
-спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- «Школа докторов природы»;
- беседы и дискуссии на различные темы: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны», «История видов спорта»;
-тематические консультации для родителей;
- просмотр специальных видеосюжетов по этой проблеме;
- психолого-педагогические и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.
100 % участие учащихся в днях здоровья.
Система работы по формированию ЗОЖ.
Повышение уровня воспитанности школьников.
Направление 6. «Социокультурное и медиакультурное воспитание»
Цель: создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных социальных способностей.
Задачи:
формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- обеспечение межпоколенного диалога, развитие социального партнерства, предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета;
- организацию мероприятий посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом:
толерантность;
миролюбие;
гражданское согласие;
социальное партнерство;
социальная агрессия;
межнациональная рознь;
экстремизм;
терроризм;
фанатизм.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
тематические классные часы;
участие в творческих конкурсах (рисунки, поделки пазлы);
посещение выставок, музеев, кинотеатров, театров;
создание творческих выставок.
Ожидаемые результаты:
умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;
потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д.;
стремление видеть и понимать прекрасное вокруг себя: в природе, деятельности людей, отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты, приобретение опыта грамотного общения с природой;
этическая, эстетическая и экологическая культура.
Направление 7. «Культуротворческое и эстетическое воспитание» («Художественно-эстетическое» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО)
Цели: развитие художественно-эстетического вкуса, творческого потенциала ребенка и организация полноценного досуга.
Задачи:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
создание системы благоприятных условий для осуществления обучающимися личностной самоидентификации, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом
- культуроосвоение;
- культуросозидание;
- культурный продукт;
- эстетические эталоны различных культур и эпох;
- эстетическое оформление пространства.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
Фестивали детского творчества;
Выставки декоративно-прикладного творчества;
Внеурочная деятельность;
Праздничные мероприятия к календарным праздникам
Ожидаемые результаты:
- Умение участвовать в коллективной творческой деятельности.
- Раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию.
- Эстетическое и творческое развитие личности ребенка.
- Активное участие в мини-спектаклях, в конкурсах юных талантов.
- Формирование художественно-творческого актива.
Направление 8. «Правовое воспитание и культура безопасности».
Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Расширение системы знаний и практических навыков.
Задачи:
формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;
формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- проводит мероприятия по профилактике противоправных действий учащихся и безопасности в современных жизненных условиях;
-осуществляется сотрудничество с правоохранительными органами, медицинскими учреждениями.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом
Электоральная культура; правовая грамотность
Формы работы с классным коллективом в направлении:
проведение Акций;
«Безопасное колесо»;
участие в конкурсе рисунков, сочинений;
защита правовых проектов;
взаимодействие с правоохранительными органами;
тренинги.
Ожидаемые результаты:
Понимание прав человека;
Профилактика противоправного поведения;
Воспитание обучающихся в духе уважения прав и свобод других людей;
Дисциплинированность, законопослушность.
Направление 9. «Воспитание семейных ценностей».
Цель: формировать уважение к членам семьи; воспитывать семьянина, любящего свою семью.
Задачи:
1.Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка;
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления:
семья,
уклад жизни и традиции семей,
родительский дом, родословная,
семейные корни,
авторитет отца и матери,
духовное общение в семье,
братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
младшие и старшие дети,
традиции отношения к старшим в семье,
положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении:
Организация совместного досуга семьи и школы.
Проведение бесед по психологии семейных отношений, по культуре дома, по этикету.
Тематические классные часы.
Тематические родительские собрания (общешкольные и классные).
Дни открытых дверей с посещением уроков и внеклассных мероприятий.
Участие родителей в управлении школой (общешкольный родительский комитет).
Посещение семей.
Диагностика удовлетворенности родителей школой, делами школы, «Каковы мы родители», «Я и семья».
Индивидуальная работа с родителями.
День Семьи.
День Пожилых людей.
Концерт – поздравление «День матери», «8 Марта», «23 февраля».
Конкурс семейных газет «Я и семья».
Семейный общешкольный праздник «День семьи».
Совместные походы и экскурсии.
Ожидаемые результаты:
Сформированное чувство чести рода, семьи.
Осознание учащимися ответственности перед своей семьей.
Повышение уровня воспитанности школьников и родителей.
Направление 10. «Формирование коммуникативной культуры»
(«Часы общения» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО).
Цель: овладение умениями и навыками культуры общения.
Задачи:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Основные понятия направления:
-слово как поступок;
-безопасность общения;
- ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире;
-риторическая компетенция.
Формы деятельности классного руководителя в направлении:
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов, использование технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);
- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;
учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
разовьются позитивные качества личности школьников: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;
у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;
будет создана устойчивая система классного самоуправления
Направление 11. «Экологическое воспитание»
Цели: - формирование экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности;
- формирование системы взглядов о природе, о связях и существующих в ней зависимостях;
-воспитание личности человека, знающего и защищающего природу, умеющего по-хозяйски распоряжаться еѐ богатствами.
-сформировать высокую культуру поведения человека в окружающей среде, ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.
Задачи:
Пробуждать активность и интерес учащихся к деятельности по охране и улучшению окружающей среды.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, умение видеть и понимать ее красоту.
Сформировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- создать благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию;
-приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье;
-разнообразить формы и методы работы в решении задач экологического воспитания обучающихся.
Основные понятия направления:
жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля
Формы деятельности классного руководителя в направлении:
проведение экологических праздников;
экологические походы и экскурсии;
классные часы и беседы;
брейн-ринги и викторины;
участие в районных и областных эколого-краеведческих конкурсах;
участие в озеленении школы;
ролевые игры, экологические акции, проекты социального характера.
Предполагаемые результаты:
У обучающихся должно быть сформировано:
ценностное отношение к природе;
накоплен
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
включает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе родительского комитета |
участие в работе общественного совета школы (Управляющий совет и др.) |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
Подготовительный период | ||
май | Условия приёма детей в 1 класс. | администрация школы, психолог, учитель |
июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, психолог, учитель |
1 класс | ||
сентябрь | Младший школьник: особенности развития. | учитель, психолог |
октябрь | Трудности адаптации первоклассников. | учитель, психолог |
декабрь | Родителям о внимании и внимательности. | учитель |
февраль | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | учитель, психолог |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | учитель |
май | Перелистывая страницы учебного года. | учитель |
2 класс | ||
I четверть | Особенности учебников, по которым учатся дети. | учитель |
II четверть | Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. | учитель |
III четверть | Причины и последствия детской агрессии. | учитель, психолог |
IV четверть | Поощрение и наказание детей в семье. | учитель, родительский актив |
3 класс | ||
I четверть | Семейные праздники и их значение для ребёнка. | учитель |
II четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, библиотекарь, психолог |
III четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | Учитель |
IV четверть | Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель |
4 класс | ||
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | Учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | Учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | Учитель |
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы «Планета детства» является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении классного руководителя с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения классного руководителя и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
1 .Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
7. Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.