10 класс
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система развития личности обучающегося. В прошедшем 2014-2015 учебном году классным коллективом 9 была проведена большая работа по воспитанию и профориентации подростков.
Вместе с тем, не смотря на проведенную работу, следует отметить недостатки: уровень воспитанности учащихся соответствует среднему уровню, у некоторых не сформирован уровень социальной зрелости, недостаточная работа по профориентации учащихся, невысокая активность классного самоуправления. В современном обществе наблюдается потеря нравственных ориентиров, снижение роли института семьи, усиление отрицательного информационного потока и потому считаю целесообразным
в 2017-2018 году поставить следующие основные задачи:
- воспитание общечеловеческих и национальных ценностей;
- формирование духовно-нравственных ориентиров;
- усиление работы по профориентации обучающихся;
- формирование социальной позиции, для определения своих возможностей в реализации лидерских функций;
- организация системной работы классного коллектива, через развитие ученического самоуправления.
Для решения поставленных задач эпизодических мероприятий недостаточно, так как нужных результатов в воспитании подростков они не дают, поэтому необходимо систематизировать воспитательную работу через создание и реализацию воспитательной программы классного коллектива.
В целях систематизации воспитательной работы целесообразно создать программу на 2017-2018г.г.
Цель: воспитание духовно развитой, психически и физически здоровой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у обучающихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Воспитание духовно – нравственных качеств личности обучающихся.
6. Социальная адаптация и профориентация обучающихся.
Ценностные установки:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение
Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания,
правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,
честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности,
религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе
межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
Основные направления:
- Гражданско-патриотическое воспитание (воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни, воспитание верности боевым традициям старшего поколения, готовности к защите свободы и независимости России, чувства патриотизма, любви к родной земле).
- Нравственное воспитание (воспитание у учащихся морально-волевых качеств, эмоциональной устойчивости, умения понимать и разрешать конфликтные ситуации, приобщения к общечеловеческим ценностям).
- Воспитание здорового образа жизни (создание условий для физического, психологического, нравственного здоровья учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры, здорового образа жизни).
- Социальная адаптация и профориентация обучающихся. (создание условий для социализации, профессионального самоопределения обучающихся, выявление склонностей, способностей, интересов обучающихся).
Положения Программы реализуются через:
-работу с администрацией
- работу с учащимися;
- работу с родителями;
- работу с учителями – предметниками;
-работу с социумом
- индивидуальную работу.
Функции участников программы;
Функции классного руководителя:
Организует разнообразную деятельность в классе; проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры; проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т. д.; участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях. Развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, помогает учащимся выполнять поручения; взаимодействует в воспитательной работе с учащимися и родителями; выявляет индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов. Расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров; заботиться о развитии и здоровье детей.
Функции родительского комитета:
Принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Функции обучающихся:
Участвует во внеклассных и внешкольных делах, представляет школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях в соответствии со своими умениями и возможностями. Проявляет уважение к учителям и к другим работникам школы, подчиняется указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления; споры решает только на принципах, определенных Уставом школы. Соблюдает правила гигиены и режим дня.
Сроки реализации программы – 2017–2018 гг.
Этапы реализации программы.
Первый – Подготовительный (составление программы, утверждение плана работы) – сентябрь 2017 г.
Второй – Основной (реализация программы) – сентябрь 2017 – май 2018г.
Третий – Итоговый (оценка эффективности реализации воспитательной программы класса) – май 2018г.
Критерии эффективности воспитательной работы в классном коллективе
- Материалы ежегодных диагностических исследований по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы; удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива)
- Наблюдения.
- Диагностическая работа психолога
- Опрос учащихся.
Показатели |
Критерии |
Профилактика |
1.Доля обучающихся, пропускающих учебные занятия без уважительных причин. |
2.Участие подростков, в деятельности кружков, секций. |
|
3.Участие обучающихся в школьных, классных делах, мероприятиях, акциях. |
|
Сформированность |
1.Количество учащихся, занимающихся спортом |
Организационное |
1.Охват обучающихся дополнительным образовательным программами |
2.Образовательная траектория выпускников |
|
3.Динамика достижений обучающихся–призеров школьных, районных, российских конкурсов |
|
4.Уровень воспитанности школьников |
|
Сформированность |
1. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования |
Сформированность |
1.Уровень коммуникативных и организаторских склонностей |
Ожидаемые результаты.
Данная программа способствует:
воспитанию человека и гражданина ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества, что приведет к снижение числа подростков склонных к вредным привычкам.
Развивает чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы.
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 10 класса
1.Формирование классного коллектива.
Классный коллектив 10 класса сформирован из учащихся 9 класса В классном коллективе обучается 10 человек: 4 юноши и 6 девушек.
Возрастной состав класса: 2002 года- 3 человека
2001 года – 7 человек
7 учеников воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере.2 учащихся воспитывается в неполных семьях. Для подавляющего большинства детей началом вхождения в коллектив явился детский сад.
Классный коллектив 10 класса –как коллектив сформирован. Психологический климат в классе благоприятный.
2.Анализ психофизического здоровья учащихся.
По результатам медицинского обследования учащихся в летний период сформирована 1 группа: основная, два человека в подготовительной.
В классе ведётся работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, по формированию здорового образа жизни.100% -питание учащихся,100% -были привиты от гриппа.
3.Характеристика интересов учащихся.
В коллективе в основном сформирован познавательный интерес к учебному процессу. Все обучающиеся 10 класса определились с выбором профессии, и стремятся к достижению своих целей. Учащиеся класса целенаправленно занимаются на уроках, достаточно успешно усваивая учебный материал. Школьники умеют работать самостоятельно, творчески, формируя свою точку зрения по изучаемой проблеме. Они ответственно и серьёзно относятся к учебному труду, стремясь получить прочные глубокие знания. Об этом свидетельствует довольно высокое качество знаний. Учащиеся класса: Дорофеева Арина, Курьянова Анастасия, Волкова Ектерина занимаются на « хорошо» и «отлично».
4.Характеристика интеллектуальных умений учащихся.
Интеллектуальный уровень класса высокий. Учащиеся работоспособны, активны, инициативны, самостоятельны в учебной и внеурочной деятельности. Ответственно относятся к выполнению домашнего задания. Все учащиеся вовлечены в спортивные секции.
5. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния классного коллектива.
В коллективе отсутствует тревожность и закрытость учащихся. У всех развито чувство сопереживания, доброжелательности. Нет никаких конфликтов в классе. Учащиеся класса имеют сотрудничать и взаимодействовать с одноклассниками и педагогами.
6.Структура классного коллектива.
В классе создано самоуправление, выбран актив класса и ответственные отделов: учебного, информационного, культуры, спорта, дисциплины и порядка, труда. Все учащиеся добросовестно относятся к своим обязанностям.
Обучающиеся 10 класса – доброжелательны, отзывчивы. Для многих обучающихся в коллективе характерны инициативность, творчество, организованность в классной и школьной деятельности. Школьники обладают прекрасными организаторскими, спортивными и художественными способностями.
Ученики умеют адекватно оценивать окружающую их обстановку, правильно реагируют на замечания учителей и классного руководителя, прислушиваются к мнению старших. В классе сложился здоровый микроклимат и сплочённый коллектив.
Все родители учащихся класса уделяют достаточно внимания своим детям, являются помощниками классного руководителя в вопросах воспитания. Родители понимают, что не все проблемы необходимо возлагать на школу, и только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.
Работа с учителями- предметниками
Оказывать помощь учителям- предметникам в организации класса, предотвращение опозданий на уроки, обеспечение 100% - ной явки на учебные занятия.
Оказывать помощь в оптимальной посадке учащихся в учебных кабинетах в соответствии со схемой посадочных мест.
Координировать влияние учителей класса на отдельных учащихся (по ситуациям).
Систематически организовывать встречи с родителями учащихся для своевременного информирования об учебных делах ребенка.
Систематически беседовать с учителями- предметниками об успеваемости отдельных учащихся и класса в целом.
Приглашать учителей- предметников на родительские собрания.
Социально-психологическая работа классного руководителя
Изучение психолого-педагогических особенностей детей и их микросреды, условий жизни;
Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем детей;
Оказание социальной помощи и поддержки обучающихся,
Совместно с семьями решение проблем воспитания, установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
Преодоление и предупреждение отклонений в социальном развитии школьников.
Составление социального паспорта класса
Выявление слабоуспевающих и требующих особого внимания учеников
Посещение уроков с целью контроля посещаемости, поведения учащихся, уровня их общения с одноклассниками и педагогами
Проверка успеваемости и посещения уроков детьми группы риска
Проведение бесед по поводу пропусков и неуспеваемости
Изучение интересов и склонностей учащихся
Сбор сведений о кружковой и секционной деятельности школы
Привлечение детей в работу в кружках и секциях
Привлечение детей к общественно-полезному труду
Участие в школьных и районных мероприятиях (праздниках, конкурсах)
Работа по организации досуга учащихся в каникулярное время
Сбор информации о занятости детей в каникулярное время
Изучение документов по технике безопасности
Ведение журнала по ТБ
Проведение классных часов, бесед по профилактике травматизма и ПДД
Работа с родителями
Принципы взаимной деятельности:
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Направления в работе с родителями
Изучение условий семейного воспитания:
знакомство с семьями учащихся;
беседы, анкетирование родителей;
проведение совместных мероприятий.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
родительские собрания; информация об уровне сплоченности,
организованности класса, его успехах и неудачах;
приглашение на внеурочные мероприятия;
регулярная проверка дневников.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
беседы;
лекции;
практикумы.
Совместная деятельность родителей и учащихся
Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Тематика родительских собраний
Сентябрь |
«Наши подростки: пространство проблем и решений». |
Декабрь |
«Профилактика наркомании в подростковой среде» «Возрастные особенности учащихся» |
Февраль |
«Учебная мотивация обучающихся»» |
Май |
«Итоговое родительское собрание с использованием ИКТ и метода проектов» |
Работа с одарёнными детьми осуществляется по направлениям:
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:
социально-психологическое изучение учащихся класса;
отбор одаренных детей;
беседы с родителями ОД.
усиление работы над привлечением одаренных детей из окрестных детских садов
2. Психолого-педагогическое сопровождение ОД
создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОД;
создание развернутых характеристик на ОД;
оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».
3. Организация работы с ОД во внеурочной деятельности.
Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:
Организацию кружковой работы;
Организацию спецкурсов по выбору;
Создание научного общества;
Организацию олимпиад по учебным предметам;
Организацию проектной деятельности;
Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
Организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).
Организацию ученических научных конференций.
Создание клубов по интересам.
Организацию предметных выставок.
Организацию вечеров и праздников.
Организацию лекционных обществ.
Работа спортивной « Лиги чемпионов» .
Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
Выпуск стенгазет.
Образовательные туристические поездки.
План работы с одаренными учащимися
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. |
Накопление банка данных «Одарённые дети». |
В течение года |
Классный руководитель |
2 |
Работа по выявлению одарённых и талантливых учащихся, их способностей |
В течение года |
Классный руководитель учителя-предметники |
3 |
Проведение анкетирования одарённых детей по различным проблемам, актуальным для школы |
2 раза в год |
Зам.директора по воспитательной работе |
4 |
Оказание консультативной помощи семье, детям по проблемам обучения |
В течение года |
Классный руководитель |
5 |
Организация работы с одарёнными учащимися по развитию личности, коммуникативных способностей через психологические часы |
Постоянно |
Классный руководитель |
6 |
2. Организация мероприятий по развитию интеллектуально-творческих способностей |
В течение года |
Классный руководитель |
7 |
Вовлечение детей в творческие кружки, студии |
В течение года |
Классный руководитель |
8 |
Конкурсы творческих работ (сочинений, рисунков, прикладного искусства) |
В течение года |
Классный руководитель учителя-предметники |
9 |
Проведение конкурсов по предметам на выявление одарённых и талантливых детей, участие в олимпиадах различного уровня |
В течение года |
Классный руководитель учителя-предметники |
10 |
Проведение смотров, конкурсов художественной самодеятельности |
В течение года |
Зам.директора по воспитательной работе |
11 |
Проведение предметных недель, организация конкурсов интеллектуалов, эрудитов, «Умницы и умники». |
По плану работы |
зам. директора по УВР, руководители МО, |
12 |
Проведение конкурса «Ученик года» |
По плану работы |
зам. директора по ВР |
13 |
Участие в районных конференциях, конкурсах, исследовательских проектах. |
По плану работы |
зам. директора по ВР |
14 |
Общешкольная научно - практическая конференция |
По плану работы |
зам. директора по ВР |
15 |
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. |
Постоянно |
Учитель информатики |
16 |
3. Организация мероприятий по развитию физической сферы развития детей |
||
17 |
Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки |
сентябрь |
Классные руководители, учителя физической культуры |
18 |
Проведение спортивных конкурсов и соревнований |
В течение года |
зам. директора по ВР |
19 |
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности |
В течение года |
Учителя-предметники, классные руководители |
20 |
Проведение классных интеллектуальных мероприятий |
В течение года |
Учителя-предметники, классные руководители |
21 |
Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности. |
постоянно |
Зам директора по УВР |
22 |
Углубленное изучение отдельных предмет |
постоянно |
Учителя-предметники |
23 |
Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад. |
постоянно |
Зам. директора по ВР |
24 |
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления). |
В течение года |
Зам. Директора по В |
План работы со слабоуспевающими
Введение.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять план деятельности учителя- предметника и классного руководителя со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Я работаю в 9 классе, где 8 слабоуспевающих учеников, которые иногда получают «2» Это учащиеся, которые не всегда делают домашнюю работу, не внимательно слушают на уроках, а если заниматься усердно, у них есть способности.
Цели:
1. Обеспечить выполнение Закона об образовании
2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников.
Задачи:
1.. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
2.Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
3.Выявить причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
|
Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы с учителями, с самим ребёнком |
Сентябрь-октябрь |
Классный руководитель |
|
Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. |
В течение года |
Классный руководитель, учитель предметник |
|
Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями – предметниками. |
В течение года |
Классный руководитель, учитель предметник |
|
Беседа с учащимися о трудностях возникающих во время учебного процесса. |
В течение года |
Классный руководитель |
|
Беседа с родителями |
В течение года |
Классный руководитель |
|
Общение с учителями-предметниками об успеваемости и поведении слабоуспевающих учащихся. |
В течение года |
Классный руководитель |
|
Контроль посещения учащихся (выявление уважительных или неуважительных причин) |
В течение года |
Классный руководитель |
|
Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса. |
В течение года |
Классный руководитель |
План деятельности классного руководителя
Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к администрации школы
(методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),
учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на уроке
необъективность выставления оценки на уроке
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины
В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет ( если прогулы систематические)
В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.
Ученик обязан:
Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией
Родители обязаны:
Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение школы
Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .
Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, учителю- предметнику.
В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.