Промежуточный отчет по инновационной площадке «Дети и взрослые в ситуациях рисков»

1
0
Материал опубликован 16 December 2021

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад  «Солнышко»






Промежуточный отчет  инновационной площадки «Дети и взрослые в ситуациях рисков»

Отчетный период  с 1 сентября по 10 ноября 2021г.



педагог-психолог Джиоевой Э.С.

педагог-психолог Фомичева В.В.

педагог-психолог Ильина А.Ю.

учитель-дефектолог Родионова В.П.












Владикавказ 2021г.

Промежуточный отчет  инновационной площадки «Дети и взрослые в ситуациях рисков»

Отчетный период  с 1 сентября по 10 ноября 2021г.

Тема: «Профессиональные и социальные риски в системе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в период адаптации к условиям образовательного учреждения компенсирующего вида»

Цель: выявление и определение наиболее  эффективных путей преодоления профессиональных и социальных рисков в процессе  психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в период адаптации.

Задачи:

  1. Выделить группы и виды рисков, имеющих наибольшее влияние на процесс адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста к условиям образовательной организации
  2. Изучить проблемы адаптации детей с ОВЗ,  дошкольного возраста  к условиям образовательной организации
  3. Разработать программу преодоления рисков в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ к условиям образовательной организации
  4. Апробировать на практике модель психолого-педагогического сопровождения в контексте заявленной темы
  5. Практически применять методы по снижению выявленных рисков с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг


Для первого этапа работы инновационной площадки на базе ГБДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко», мы  отобрали  диагностические методики  для  качественного и количественного выявления актуальных рисков, имеющих наибольшее влияние на процесс адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста к условиям образовательной организации.

 Основные направления диагностического исследования:

  1. Образовательная среда (готовность, безопасность, оснащенность);
  2. Педагогический состав (компетенции, эмоциональная устойчивость, готовность работы с детьми ОВЗ);
  3. Родители или законные представители (осведомленность родителей о работе ДОУ, об особенностях развития ребенка, взаимодействие с участниками образовательного процесса);
  4. Обучающиеся (адаптация к условиям ДОУ). 

В результате проведенного комплексного диагностического исследования были выявленные актуальные риски, связанные с  условиями адаптации к дошкольному образовательному учреждению компенсирующего вида, которые представленные в следующей таблице:


«Система диагностического исследования профессиональных и социальных рисков на базе ДОУ компенсирующего вида»



Вид исследования

 

                      Цели


Выявленные риски

Образовательная среда

Изучение готовности образовательной организации к деятельности по адаптации детей с ОВЗ (заполнение таблицы параметров составленной по требованиям Сан ПиН и ФГОС ОВЗ)

  • Определение уровня  готовности образовательной организации к деятельности по адаптации детей с ОВЗ

(Низкая шумоизоляция), расположение образовательного учреждения рядом с трамвайной остановкой, является раздражителем для детей ОВЗ с повышенной гиперакузией, приводит к нарушению сна, психоэмоционального состояния,  ухудшению образовательного процесса.

Педагогический состав

 Анкета для педагогов «Определение уровня сформированности профессиональных компетенций педагога»

  • Выявление уровня сформированности базовых компетенций педагогов позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность

1.Низкая мотивация профессиональной деятельности приводит к

 снижению эффективности

 2. Информационная компетентность: недостаточный уровень владения ИКТ, приводит к усложнению образовательного 

процесса.

3. Слабая поддержка специалистов, не имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ (начинающие и новые специалисты) приводит к невротизации всех участников учебного процесса

Анкета определения готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ

  • Выявление уровня готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ

1.Ограниченные знания в области инклюзивного образования приводят к

неправильному построению работы 

2. Сопротивление и психологическая неготовность к работе с детьми с ОВЗ приводит к психическому и физическому истощению.

Методика диагностики 

уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

  • Изучение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей

1.Эмоциональное     истощение,

  2.Напряжение,

  3.Стресс;

  4.Конфликтность.

Родители или законные представители

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду»

  • «Определение уровня готовности дошкольника к условиям образовательного учреждения»

Неразвиты навыки самообслуживания, аффективная привязанность к кому либо из взрослых, проблемы со сном (несоблюдение режима сна)

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

  • Дополняет представления о себе как о родителях, помогает сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей

Гиперопека, попустительское и авторитарное отношение в системе родитель-ребенок, приводит к нарушению поведения, учебной мотивации и адаптации.

Опросник  для родителей

«Образовательная среда ДОУ» (авторская)

Выявления уровня осведомленности родителей о профессиональной    деятельности участников учебного процесса в детском саду компенсирующего вида «Солнышко»


Недостаточная информированность родителей  о профессиональной деятельности образовательной среды, ее норм и ценностей, приводит к  халатному отношению к режимным моментам образовательного учреждения (опоздания, пропуск занятий, не выполнение просьб по образовательному процессу ит.д.)

   Опросник для родителей

«Влияние ограничительных мер на адаптацию ребенка к условиям детского сада» (авторская)



Откат после болезни, ограничительные меры, особенности нарушенного развития, коммуникацию

Обучающиеся

«Диагностика уровня адоптированностси ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С.

Роньжиной (М,В,Корепановой, Е.В,Харламповой)

  • Получить общее представление об уровне адаптации 
  • ребенка в Доу

Низкий уровень адаптированности;





Бланк наблюдения

Наблюдение за адаптационным процессом




Личностный компонент (неприятие или излишняя привязанность) во

взаимоотношениях 

воспитанник-педагог, 

приводит к нарушению учебной мотивации к отказу выполнять образовательные требования.








Представленная таблица является нашей разработкой системы выявления групп и видов рисков, имеющих наибольшее влияние на процесс адаптации детей  к условиям дошкольного учреждения компенсирующего вида


Приложение 1.


Опросник для родителей

«Влияние ограничительных мер на адаптацию ребенка к условиям детского сада»

1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду после ограничительных мер?

а) ребенок адаптировался полностью идет в детский сад с удовольствием;

б) ребенок утром не хочет идти в детский сад или идет с плачем, с уговорами;

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.

д) свой вариант_________________________________________________

2. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада после:

а) обычным;

б) отказывался от еды;

в) плохо засыпал;

г) свой вариант ответа_______________________________________

3. Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка в настоящее время?

а) повышенная возбудимость;

б) нежелание идти в детский сад;

в) стал вредничать, капризничать;

г) нет проблем;

д) свой вариант ответа_______________________________________

5. Замечаете ли Вы  изменения в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?

а) стал идти на контакт с ребятами;

б) спокойнее реагирует на незнакомых людей;

в) пока не заметили;

г) свой вариант ответа________________________________________

6. Удается ли Вам дома соблюдать режим дня, приближенный к режиму дня в детском саду?

а) соблюдаем;

б) стараемся, хотя это сложно;

в) дома у нас свой режим.

г) свой вариант ответа________________________________________


8.  Что на Ваш взгляд способствует благополучной адаптации ребенка к ДОУ после карантина?

а) доброе отношение воспитателя к ребенку;

б) большое количество игрушек в группе;

в) хорошее здоровье ребенка;

г) соблюдение режима дня в детском саду и дома;

д) единый подход к вопросам адаптации со стороны родителей и воспитателей.

е) свой вариант ответа______________________________________________








Спасибо за помощь!

Подпись____________________________                     Дата _______________




Приложение 2.


Опросник для родителей  «Образовательная среда ДОУ»

Ваша информация поможет нам повысить эффективность коррекционно-педагогической и психологической работы. Ответы на вопросы должны быть развернутыми и 

соответствовать действительности.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка________________________________________________

2. Дата рождения ребенка _______________________________________________________

3. Домашний адрес______________________________________________________________

4.ФИО мамы, телефон ___________________________________________________________

 ______________________________________________________________________________

5.ФИО папы, телефон ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________

6. Известно ли Вам какую именно помощь получает Ваш ребенок, и какие специалисты работают с ним в ДОУ?

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок психолого-педагогическую, коррекционно-образовательную, и развивающую помощь и поддержку в условиях обучения в данной образовательной организации?___________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Удается ли Вам соблюдать требования и режимные моменты детского сада:

во время приводите ребенка в сад, во время забираете; организуете стабильное посещение ребенком занятий со специалистами; соблюдаете медицинские и санитарно-гигиенические требования (отсутствие во время болезни, справки и документы подтверждающие состояния здоровья ребенка итд). Если "нет", то по каким причинам?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как часто ребенок пропускает детский сад и почему?




10. Обращались ли Вы когда-нибудь за помощью (специалисты, группы, форумы, курсы), для личной адаптации или более глубокого понимания  сложившейся проблемы в развитии Вашего ребенка? Если "да", то куда и когда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

11. Пользуетесь ли Вы и Ваш ребенок дополнительными коррекционными услугами в других организациях или у частных специалистов, если "да", то где и какими?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Каких результатов Вы ожидаете от коррекционной работы, проводимой с Вашим ребенком в дошкольном образовательном учреждении (детский сад)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Спасибо за помощь!

Подпись____________________________                     Дата _______________

Приложение 3.

Таблица параметров, составленных по требованием СанПиН

Параметры оснащенности

Оценка оснащенности

Наличие в ДОО кабинетов:


1

Психолога


2

Логопеда


3

Дефектолога


Оснащенность ДОО и групп


4

Наличие специального коррекционного оборудования в ДОО


5

Наличие в группе коррекционного и развивающего оборудования


6

Наличие в группе коррекционных игр и пособий


Наличие в ДОО специалистов:


7

Логопеда


8

Дефектолога


9

Педагога-психолога


10

Руководителя по ФИЗО


11

Инструктора ЛФК


Физкультурно-спортивная зона на улице


12

Располагается со стороны спортивного зала


13

Покрытие физкультурно-спортивной площадки синтетические и полимерные материалы безвредные для здоровья человека.


Подходы к зданию и пути движения воспитанников с ОВЗ


14

На участке не должны пересекаться с проездами для транспорта.


15

Все проезды и подходы к зданию в пределах участка, дорожки к физкультурно-спортивной зоне, зонам отдыха и игровых площадок оборудованы твердым покрытием.


16

Покрытие проездов, подходов и дорожек ровное, без выбоин и дефектов.


Оснащенность здания


17

Специальные устройства с ограждающими конструкциями со всех сторон.


18

Разноуровневые перила.


19

Пандусы.


20

Специально оборудованные санузлы.


21

Достаточные по ширине входы в групповые

помещения и другие помещения.


22

Одноуровневые полы во всех помещениях.


23

Отсутствие порогов.











































Приложение 4.

«Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» в _________________группе 2021г.

методика А.С.Роньжиной (М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой)











Ф.И.О.  РЕБЕНКА

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению


Наблюдение за ребенком

Общий эмоциональный фон поведения

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

Полож.

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Актив.при поддержке взр.

Пассивен/ р-ция протеста

Инициативен

Принимат иниц. взр.

Уход от в/отнош. Р-ция прот

Инициативен

Вступает в контакт при поддрержке взр.

Пассивен

Принятие

Тревожность

Неприятие

1

      Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

2

















3

















4

















5

















6

















7

















8

















9

















10

















Обработка диагностики уровня адаптированности

ребенка к дошкольному учреждению

Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток  к сопротивлению, пассивное подчинение,

подавленность, напряженность).




Приложение 5.

Бланк наблюдений за ребенком с ОВЗ

          Ф.И.О.ребенка_________________________________________________________________

Дата

Поведение в группе

Поведение на прогулке
































































Приложение 6.


ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я И МОЙ РЕБЕНОК»

    Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.

Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей. 


Вопросы

Ответы

Можете ли Вы

 Могу и всегда так поступаю

 Могу,  но не всегда так поступаю

 Не могу

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2.Посоветоватъся с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладание, даже если поступок вывел Вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

 Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10.Пообещатъ ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

                                              Я и мой ребенок (ключ к тесту)

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда  применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги других случаях  - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться публикациями по вопросам семейного воспитания.

Приложение7 .

Тест эмоционального выгорания  (В.В. Бойко)

 Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые направлены на изучение Вашего эмоционального состояния.

Если утверждение соответствует Вашему самочувствию, то в соответствующей графе ставьте знак «+», если наоборот, то ставьте знак «–».

Благодарим за сотрудничество!

Для начала укажите возраст______ , педагогический стаж_______пол  __ Текст опросника

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественно, медленно). 

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. 

6. От меня как от профессионала мало зависит благополучие партнеров.

 7. Когда я прихожу домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.

 8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

 10. Моя работа притупляет эмоции. 

11. Я откровенно устал(-а) от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. 

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. 

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

 14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

 15. Я бы сменил(-а) место работы, если бы представилась возможность. 

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. 

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

 20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимания партнеру меньше, чем положено. 

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

 25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

 26. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с деловыми партнерами.  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: чтото должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. 

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра, не получишь зла». 

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе. 

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). 

33. Порой я чувствую, что надо проявит к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. 

34. Я очень переживаю за свою работу.

 35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

 36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

 37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. 

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

 40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. 

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

 42. Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих».

 43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. 

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

 46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю без души, автоматически.

 47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического и психического самочувствия. 

49. На работе я испытываю постоянные физические и психологические перегрузки.

 50. Успехи в работе вдохновляют меня. 

51. Ситуация на работе, в которой я оказался (-ась), кажется безысходной (почти безысходной).

 52. Я потерял(-а) покой из-за работы. 

53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров. 

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. 

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. 

56. Я часто работаю через силу. 

57. Прежде я был(-а) более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

  58. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здо-ровье.  59. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

 60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. 

61. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.

 62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

 64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

 65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел(-а) бы, чтобы поступали со мной. 

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. 

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заняться домашними делами. 

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 

69. Состояние, потребности, просьбы партнеров обычно меня искренне волнуют.

 70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

 71. Работа с людьми очень разочаровала меня. 

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. 

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. 

75. Моя карьера сложилась удачно.

 76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. 

78. я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах. 

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

 80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. 

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

  82. Почти ко всему, что происходит на работе, я утратил(-а) интерес, живое чувство.

 83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. 

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.  

Напряжение 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), 37(3), +49(10), +61,(5), -73(5) 2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3), 3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5) 4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

 Резистенция 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5) 3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5) 4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10) Истощение 1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2) 2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10) 3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10) 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5) 

9 и менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более — сложившийся. 

36 и менее баллов — фаза не сформировалась; 37-60 баллов — фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. 

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более — сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; 37-60 баллов — фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение; объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам. 

Приложение 8 .

                    

Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет, и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается, что-то вертит в руках и др.- 1 балл

Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

16. Как ребенок переносит разлуку с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;

условно готов - 39-24 балла;

не готов - 23-16 баллов.

анкета-прогноз “Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.). 


Приложение 9 .


( по материалам журнала «Управление начальной школой» №1 январь 2018г.)


Анкета

« Определение готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ»

Инструкция: прочитайте высказывания и отметьте один вариант ответа.

  1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это:
    • а) дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания или травм, приводящих к социальной дезадаптации, нарушению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению;
    • б) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
    • в) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
    • г) физические лица, нуждающиеся в создании специальных образовательных условий при освоении образовательной программы.


  1. Образование обучающихся с ОВЗ:
    • а) должно быть организовано совместно с другими обучающимися или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
    • б) может быть организовано как в отдельных классах, группах, так и в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
    • в) может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
    • г) должно быть организовано в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

  1. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается:
    • а) использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
    • б) использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
    • в) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
    • г) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
    • д) все вышеперечисленное.
  2. Инклюзивное образование – это:
    • а) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
    • б) обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
    • в) обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе;
    • г) обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам.
  3. Оцените уровень своих знаний и представлений об инклюзивном образовании:
    • а) хорошо понимаю и объясняю особенности инклюзивного образования;
    • б) имею ограниченные представления об инклюзивном образовании;
    • в) не имею представлений и не понимаю сути такого образования.
  4. Оцените уровень своих знаний об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ:
    • а) знаю об особенностях физического и психического развития детей с

ОВЗ;

    • б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;

    • в) фактически не имею представлений об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ.


  1. Оцените уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с ОВЗ:
    • а) специальные знания отсутствуют;
    • б) имеются минимальные специальные знания;
    • в) специальные знания достаточны для осуществления работы с детьми с ОВЗ.


  1. Как вы считаете, необходимо ли вам повышение квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии для работы с детьми с ОВЗ?
    • а) нет необходимости повышать квалификацию;
    • б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
    • в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии.


  1. Как вы относитесь к детям с ОВЗ?
    • а) считаю, что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования (коррекционные школы);
    • б) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в общеобразовательной школе со всеми детьми при условии адекватной организации для них специальных образовательных условий;
    • в) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в специализированных классах общеобразовательных школ.


  1. Что вы думаете об инклюзивном образовании?
    • а) положительно отношусь к идее инклюзивного образования;
    • б) хотелось бы принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживаю неуверенность в правильности этого обучения;
    • в) отрицательно отношусь к идее инклюзивного образования.

  1. Как вы относитесь к комплектованию классов (групп) детей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития?
    • а) считаю, что классы (группы) детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития;
    • б) не исключаю возможности совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, но придерживаюсь идеи комплектования классов (групп) с учетом состояния здоровья;
    • в) считаю возможным совместное пребывание детей с различным состоянием здоровья и психическим развитием.


  1. Насколько у вас сформирована психологическая готовность к работе с детьми с ОВЗ?
    • а) готовность полностью сформирована;
    • б) постепенно формируется, но не в полной мере;
    • в) такая готовность не сформирована.
  2. Как вы считаете, влияет ли присутствие детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования:
    • а) нет никакого влияния присутствия детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования;
    • б) возможно положительное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития эмпатии, толерантности и пр.
    • в) возможно негативное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития у здоровых детей нетерпимости, антипатии и непринятия детей с ОВЗ.


  1. Оцените свое желание работать по программам для детей с ОВЗ:
    • а) занимаюсь и совершенствуюсь в освоении программ по работе с детьми с ОВЗ;
    • б) иногда интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ;
    • в) не интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ.

  1. Беседы, которые проводит педагог с учениками в инклюзивном классе (группе) должны:
    • а) обращать внимание учащихся на то, что у какого-то ребенка есть проблемы, и его надо опекать и жалеть;
    • б) быть организованы так, чтобы у каждого ребенка были выделены сильные стороны, в т. ч. и у ребенка с ОВЗ;
    • в)   обращать  внимание   на   то,   что  все   дети   разные,  и   формировать уважительное отношение друг к другу.


  1. Мне кажется, что главным препятствием для включения детей с ОВЗ в инклюзивное образование является:
    • а) страх и брезгливость педагогов;
    • б) опасение педагогов, что ученики без ограничений возможностей здоровья будут ущемлены в правах, и им будет уделяться меньше времени на усвоение программы;
    • в) опасение педагогов, что дети с ОВЗ не усвоят то, что могли бы усвоитьв условиях специального учреждения.


  1. Сформирована ли у вас профессиональная установка на готовность работать с любым ребенком, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья?
    • а) такая установка не сформирована;
    • б) постепенно формируется, но не в полной мере;
    • в) установка полностью сформирована.
  2. Оцените свою готовность к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования:
    • а) владею методами и приемами работы с детьми с ОВЗ, и знаю пути их интеграции в коллектив здоровых детей;
    • б) имею ограниченные навыки работы с детьми с ОВЗ, и испытываю трудности в их интеграции в коллектив здоровых детей;
    • в) не имею навыков работы и не знаю, каким образом помочь детям с ОВЗ в интеграции их в коллектив школьников без ограничений возможностей здоровья.

  1. Оцените ваш уровень владения программами по работе с детьми с ОВЗ:
    • а) владею программами по работе с детьми с ОВЗ;
    • б) владею лишь некоторыми приемами и программами по работе с детьмис ОВЗ;
    • в) не владею программами по работе с детьми с ОВЗ.
  2. Готовы ли вы принять участие в разработке образовательных программ для обучения детей с ОВЗ?
    • а) да;
    • б) нет;
    • в) затрудняюсь ответить.
  3. Имеете ли вы опыт использования инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ:
    • а)   широко  использую   инновационные   игровые,  здоровьесберегающие технологии;
    • б) иногда использую инновационные технологии, больше работаю по старинке;
    • в) не считаю возможным использование инновационных технологий.
  4. Оцените    свою    готовность    к    взаимодействию   со    специалистами социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
    • а) выражаю полную готовность к взаимодействию;
    • б)     считаю     возможным    частичное     взаимодействие     с     данными специалистами;
    • в) нет необходимости в таком взаимодействии.
  5. Если бы у вас в классе (группе) был ребенок с ОВЗ, то вы:
    • а) справились, у вас не будет с ним проблем;
    • б) попросили бы перевести его в другой класс (группу), потому что у вас нет опыта для работы с ребенком с ОВЗ;
    • в) обратились бы за помощью к специалистам, коллегам, имеющим опыт работы с ребенком с ОВЗ.

  1. С какими детьми с ОВЗ вы готовы работать в вашем классе (группе)?
    • а) готов работать с любыми детьми;
    • б) все зависит от особенностей ребенка;
    • в) не готов к работе с детьми с ОВЗ.
  2. Как вы думаете, что нужно будет изменить в вашей работе, если в классе (группе) появятся дети с ОВЗ?
    • а) использовать особые дидактические материалы, а так же специальное оборудование;
    • б) применять специальные технологии и методы обучения;
    • в) ничего менять не стал бы.
  3. Считаете ли вы себя психологически и профессионально готовым к работе с детьми с ОВЗ?
    • а) да, моей профессиональной подготовки и психологических способностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию;
    • б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически;
    • в)       готов      психологически,      но      не       обладаю      достаточными профессиональными навыками;
    • г) нет, не готов к работе с детьми с ОВЗ.

Подсчитайте количество баллов по таблице.

1

а – 0

б – 0

в – 2

г – 0

2

а – 0

б – 0

в – 2

г – 0

3

а – 0

б – 0

в – 0

г – 0

д – 2

4

а – 2

б – 0

в – 0

г – 0

5

а – 2

б – 1

в – 0

6

а – 2

б – 1

в – 0


13

а – 1

б – 2

в – 0

14

а – 2

б – 1

в – 0

15

а – 0

б – 1

в – 2

16

а – 0

б – 1

в – 2

17

а – 0

б – 1

в – 2

18

а – 2

б – 1

в – 0


25

а – 1

б – 2

в – 0

26

а – 2

б – 1

в – 1

г – 0


19

а – 2

б – 1

в – 0

20

а – 2

б – 0

в – 1

21

а – 2

б – 1

в – 0

22

а – 2

б – 1

в – 0

23

а – 2

б – 0

в – 1

24

а – 2

б – 1

в – 0


7

а – 0

б – 1

в – 2

8

а – 2

б – 1

в – 0

9

а – 0

б – 2

в – 1

10

а – 2

б – 1

в – 0

11

а – 0

б – 1

в – 2

12

а – 2

б – 1

в – 0
























Обработка               результатов:   сопоставьте   полученное   количество   баллов  с критериями оценки:

  • 43 – 52 баллов – высокий уровень;
  • 42 – 22 баллов – средний уровень;
  • 21 – 0 баллов – низкий уровень.

Интерпретация результатов:

Вы можете интерпретировать результаты количественно (подсчитать баллы) и качественно (проанализировать ответы на каждый вопрос).

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С

ОВЗ

Ответы                 на    высказывания    с    1-го    по    10-й    характеризуют    уровень

информационной (знаниевой) готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Ответы на высказывания с 11-го по 20-й характеризуют уровень психологической


(личностной) готовности. Ответы на высказывания с 21-го по 30-й характеризуют уровень профессиональной (деятельностной) готовности.

Высокий уровень готовности – у педагога имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как с самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.

Средний уровень готовности – у педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми с ОВЗ. Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.

Низкий уровень готовности – педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей с ОВЗ. У него нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ











Приложение 10.

Анкета для педагогов


«Определение уровня сформированности профессиональных компетенций педагога»

Цель проведения данной методики – выявление уровня сформированности базовых

компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.


Инструкция проведения:


Для педагогов составлена анкета, которая предполагает ответы на вопросы в трех позициях: 1) да; 2) нет; 3) выполняю частично. 38 вопросов составлены сплошным текстом.Вопросы анкеты отражают шесть направлений базовых компетентностей педагога:


  1. Личностные качества.
  2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Информационная компетентность.
  5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
  6. Компетенции в организации учебной деятельности.


Обработка результатов анкет педагогов предполагает выявление уровня (высокий (да), критический (частично), низкий (нет)) сформированности базовых компетентностей по всем направлениям, что позволит выделить проблемную зону и составить программу

коррекции деятельности педагогического коллектива.


Анкета.

  1. Верите ли вы в свои силы, как человека, занимающегося педагогической деятельностью?
    1. да 2) нет 3) верю частично
  2. Верите ли Вы в силы своих учеников?
    1. да 2) нет 3) верю частично
  3. Умеете ли Вы находить положительные стороны у каждого обучающегося,

строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития?

    1. да 2) нет 3) умею частично
  1. Знакомы ли Вы с индивидуальными и возрастными особенностями своих учащихся?
    1. да 2) нет 3) знакома частично
  2. Считаете ли Вы свою точку зрения единственно правильной?
    1. да 2) нет 3) частично
  3. Умеете ли Вы выстраивать систему формирования материальных и духовных интересов молодого поколения?
    1. да 2) нет 3) могу частично
  4. Умеете ли Вы «остужать» эмоционально напряженную ситуацию?
    1. да 2) нет 3) могу частично
  5. Способны ли Вы анализировать свою педагогическую деятельность?
    1. да 2) нет 3) могу частично
  6. Умеете ли Вы тему урока перевести в методические задачи урока?
    1. да 2) нет 3) могу частично
  7. Владеете ли Вы методами перевода цели в учебную задачу в конкретном возрасте?

    1. да 2) нет 3) могу частично
  1. Умеете ли Вы обеспечить успех в деятельности учащихся?
    1. да 2) нет 3) могу частично
  2. Владеете ли Вы различными методами оценивания и грамотно их применяете?
    1. да 2) нет 3) владею частично
  3. Умеете ли Вы превращать учебную задачу в личностно значимую для учащихся?
    1. да 2) нет 3) умею частично
  4. Умеете ли Вы сочетать теоретические знания с практикой?
    1. да 2) нет 3) умею частично
  5. Реализуете ли Вы в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные методы образования?
    1. да 2) нет 3) реализую частично
  6. Формируете ли Вы банк своих методических находок и методов?
    1. да 2) нет 3) формирую частично
  7. Владеете ли Вы знаниями современных достижений в области методики обучения?
    1. да 2) нет 3) владею частично
  8. Владеете ли Вы теоретическими знаниями по психологии, характеризующие индивидуальные особенности обучающихся?
    1. да 2) нет 3) владею частично
  9. Владеете ли Вы методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, совместно со школьным психологом)?
    1. да 2) нет 3) владею частично
  10. Используете ли Вы знания по психологии в организации учебного процесса?
    1. да 2) нет 3) использую частично
  11. Разрабатываете ли Вы индивидуальные проекты на основе личных характеристик обучающихся?
    1. да 2) нет 3) разрабатываю частично
  12. Учитываете ли Вы свои индивидуальные особенности в проектировании педагогической деятельности?
    1. да 2) нет 3) учитываю частично
  13. Умение вести самостоятельный поиск информации?
    1. да 2) нет 3) умею частично
  14. Знаете ли Вы требования к составлению образовательной программы?
    1. да 2) нет 3) знаю частично
  15. Осознанно ли Вы разрабатываете рабочие программы?
    1. да 2) нет 3) осознаю частично
  16. Знакомы ли Вы с УМК, используемые в вашем образовательном учреждении?
    1. да 2) нет 3) знакома частично
  17. Обоснован ли Вами выбор УМК в вашей деятельности?
    1. да 2) нет 3)обоснован частично
  18. Владеете ли Вы набором решающих правил, используемых для различных педагогических ситуаций?
    1. да 2) нет 3) владею частично
  19. Владеете ли Вы набором знаний нетипичных конфликтных ситуаций?
    1. да 2) нет 3) владею частично
  20. Способны ли Вы устанавливать субъект – субъектные отношения?
    1. да 2) нет 3) способна частично
  21. Осознанно ли Вы включаете новый учебный материал в систему освоенных обучающимися знаний?
    1. да 2) нет 3) осознаю частично
  22. Владеете ли Вы знаниями функции педагогической оценки?
    1. да 2) нет 3) владею частично
  23. Знаете ли Вы, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности?
    1. да 2) нет 3) знаю частично
  24. Умеете ли Вы перейти от педагогического оценивания к самооценке?
    1. да 2) нет 3) умею частично
  25. Свободно ли Вы владеете учебным материалом?

    1. да 2) нет 3) владею частично
  1. Умеете ли Вы использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)?
    1. да 2) нет 3) умею частично
  2. Умеете ли Вы обосновать выбранные методы и средства обучения?
    1. да 2) нет 3) умею частично
  3. Умеете ли Вы организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче?1) да 2) нет 3) умею частично



Интерпретация результатов:


  1. Личностные качества – 1 - 8 вопросы.


    1. «Вера в силы и возможности обучающихся». Характеристика компетентности: данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся.

Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребѐнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной

деятельности.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Вера в силы и возможности обучающихся» (1-3) предполагает:


      • умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
      • умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;
      • умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить

образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

      • умение разрабатывать индивидуально ориентированные образовательные проекты.


    1. «Интерес к внутреннему миру обучающихся». Характеристика компетентности: интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Интерес к внутреннему миру обучающихся» (4) предполагает:


      • умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
      • умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;
      • умение построить индивидуализированную образовательную программу;
      • умение показать личностный смысл обучения с учѐтом индивидуальных характеристик внутреннего мира.


    1. «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное

мышление педагога)». Характеристика компетентности: открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает свою точку зрения


единственно правильной. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)» (5) предполагает:


      • убеждѐнность, что истина может быть не одна;
      • интерес к мнениям и позициям других;
      • учѐт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.


    1. «Общая культура». Характеристика компетентности: определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность

педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Общая культура»

  1. предполагает:


    • ориентацию в основных сферах материальной и духовной жизни;
    • знание материальных и духовных интересов молодѐжи;
    • возможность продемонстрировать свои достижения;
    • руководство кружками и секциями.


    1. «Эмоциональная устойчивость». Характеристика компетентности: определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Эмоциональная устойчивость» (7) предполагает:


      • в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;
      • эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;
      • педагог не стремится избежать эмоционально напряжѐнных ситуаций.


    1. «Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в

себе». Характеристика компетентности: в основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе» (8) предполагает:


      • осознание целей и ценностей педагогической деятельности;
      • позитивное настроение;
      • желание работать;
      • высокая профессиональная самооценка.


  1. Постановка целей и задач педагогической деятельности – 9 - 10 вопросы.


    1. «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу». Характеристика компетентности: основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъектносубъектного подхода, ставит

обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу» (9) предполагает:


      • знание образовательных стандартов и реализующих их программ;
      • осознание нетождественности темы урока и цели урока;
      • владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.


    1. «Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и

индивидуальным особенностям обучающихся». Характеристика компетентности: данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на

индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся» (10) предполагает:


      • знание возрастных особенностей обучающихся;
      • владение методами перевода цели в учебную задачу в конкретном возрасте.


  1. Мотивация учебной деятельности – 11 - 13 вопросы.


    1. «Умение обеспечить успех в деятельности». Характеристика компетентности: компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение обеспечить успех в деятельности» (11) предполагает:


      • знание возможностей конкретных учеников;
      • постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;
      • демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.


    1. «Компетентность в педагогическом оценивании». Характеристика компетентности:

педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить

субъектную позицию в образовании.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в педагогическом оценивании» (12) предполагает:


      • знание многообразия педагогических оценок;
      • знакомство с литературой по данному вопросу;
      • владение различными методами оценивания и их применение.


    1. «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую». Характеристика компетентности: это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую» (13) предполагает:


      • знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;
      • ориентация в культуре;
      • умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.


  1. Информационная компетентность – 14 - 23 вопросы.


    1. «Компетентность в предмете преподавания». Характеристика компетентности: глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является

предпосылкой установления личностной значимости учения.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в предмете преподавания» (14) предполагает:


      • знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);
      • возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;
      • владение методами решения различных задач;
      • свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.


    1. «Компетентность в методах преподавания». Характеристика компетентности: обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в методах преподавания» (15 - 17) предполагает:


      • знание нормативных методов и методик;
      • демонстрация личностно ориентированных методов образования;
      • наличие своих находок и методов, авторской школы;
      • знание современных достижений в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий;
      • использование в учебном процессе современных методов обучения.


    1. «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)». Характеристика компетентности: позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации

образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)» (18 - 22) предполагает:


      • знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;
      • владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, совместно со школьным психологом);
      • использование знаний по психологии в организации учебного процесса;
      • разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся;
      • владение методами социометрии;
      • учѐт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;

      • знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учѐт в своей деятельности.


    1. «Умение вести самостоятельный поиск информации». Характеристика компетентности: обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление

новых педагогических технологий предполагают непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)» (23)

предполагает:


      • профессиональная любознательность;
      • умение пользоваться различными информационнопоисковыми технологиями;
      • использование различных баз данных в образовательном процессе.


  1. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений – 24 - 29 вопросы.


    1. «Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты». Характеристика компетентности: умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.


Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.


Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение

разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты» (24 - 27) предполагает:


      • знание образовательных стандартов и примерных программ;
      • наличие персонально разработанных образовательных программ: характеристика этих программ по содержанию, источникам информации; по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; по учѐту индивидуальных характеристик обучающихся;
      • обоснованность используемых образовательных программ;
      • участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута;
      • участие работодателей в разработке образовательной программы;
      • знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;
      • обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом

    1. «Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях».


Характеристика компетентности: педагогу приходится постоянно принимать решения:


      • как установить дисциплину;
      • как мотивировать академическую активность;
      • как вызвать интерес у конкретного ученика;
      • как обеспечить понимание и т. д.


Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.


При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение

разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты» (28- 29) предполагает:


      • знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;
      • владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;
      • владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;
      • знание критериев достижения цели;
      • знание нетипичных конфликтных ситуаций;
      • примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;
      • развитость педагогического мышления.


  1. Компетенции в организации учебной деятельности – 30 - 38 вопросы.


    1. «Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений». Характеристика компетентности: является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики.

Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений» (30) предполагает:


      • знание обучающихся;
      • компетентность в целеполагании;
      • предметная компетентность;
      • методическая компетентность;
      • готовность к сотрудничеству.


    1. «Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способов

деятельности». Характеристика компетентности: добиться понимания учебного материала

  • главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путѐм включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путѐм

демонстрации практического применения изучаемого материала.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способов деятельности» (31)

предполагает:


    • знание того, что знают и понимают ученики;
    • свободное владение изучаемым материалом;
    • осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний;
    • демонстрация практического применения изучаемого материала;
    • опора на чувственное восприятие.


    1. «Компетентность в педагогическом оценивании». Характеристика компетентности: обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаѐт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я»

обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке.

Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в педагогическом оценивании» (32-34) предполагает:


      • знание функций педагогической оценки;
      • знание видов педагогической оценки;
      • знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;
      • владение методами педагогического оценивания;
      • умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;
      • умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.



    1. «Компетентность в организации информационной основы деятельности

обучающегося». Характеристика компетентности: любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения.

Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося» (35-36) предполагает:


      • свободное владение учебным материалом;
      • знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;
      • способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;
      • умение выявить уровень развития обучающихся;
      • владение методами объективного контроля и оценивания;
      • умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи).



    1. «Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно- воспитательного процесса».


Характеристика компетентности: обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса» (37) предполагает:


      • знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

      • умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;
      • умение обосновать выбранные методы и средства обучения.


    1. «Компетентность в способах умственной деятельности». Характеристика компетентности: компетентность в способах умственной деятельности.


Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в способах умственной деятельности» (38) предполагает:


      • знание системы интеллектуальных операций;
      • владение интеллектуальными операциями;
      • умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;
      • умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.










































Приложение 4.

«Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» в _________________группе 2021г.

методика А.С.Роньжиной (М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой)











Ф.И.О.  РЕБЕНКА

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению


Наблюдение за ребенком

Общий эмоциональный фон поведения

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

Полож.

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Актив.при поддержке взр.

Пассивен/ р-ция протеста

Инициативен

Принимат иниц. взр.

Уход от в/отнош. Р-ция прот

Инициативен

Вступает в контакт при поддрержке взр.

Пассивен

Принятие

Тревожность

Неприятие

1

      Баллы




3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

2

















3

















4

















5

















6

















7

















8

















9

















10


















Комментарии
Комментариев пока нет.