Отчет о работе в региональной инновационной площадке «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности»
Наблюдение над языковыми явлениями родной местности
Одна из наиболее острых проблем для меня сегодня является проблема экологии русского языка. Искажение языковой реальности в угоду новым трендам, популярным в социальных сетях, СМИ и молодежном общении, неизбежно приводит к снижению уровня языковой культуры, разложению норм литературного языка, обеднению и угасанию выразительности и утонченности речи. Осознавая важность этой проблемы, я включилась в работу региональной инновационной площадки «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности». Целью моей работы является формирование представления детей о современном состоянии русского языка на материале отдельного социума.
Перед собой я ставила конкретные задачи:
- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблемам: возможности системно-деятельностного подхода для повышения языковой компетенции; современный литературный язык и экология языка;
- сформулировать рекомендации по повышению уровня лингвистической компетентности для обучающихся и родителей;
- разработать пути педагогической деятельности учителя-словесника по формированию и поддержанию интереса к совершенствованию языковой грамотности.
Задачи, которые поставили перед собой дети:
- собрать языковой материал, систематизировать и проанализировать его;
- сделать выводы о взаимном влиянии уровня культуры на язык социума.
Иными словами, я предлагаю обучающимся погружение в живой язык путем осуществления исследовательской деятельности.
Исходя из цели, я сформулировала задачи и выдвинули проектную гипотезу: если на уроках русского языка и литературы, на кружковых занятиях и во внеурочной деятельности проводить систематическую работу по изучению и анализу современного русского языка, его богатства, проблем, которые существуют на разных уровнях языковой системы, пропагандировать познавательный интерес к самостоятельной речемыслительной деятельности, то это повлияет на развитие личности, формирование базовых и учебных компетенций, повысит заинтересованность обучающихся в предмете и обучении в целом.
На данном этапе я планировала работу с группами разных возрастов. Ученикам 3-4 классов я предложила занятия по восприятию и анализу художественных произведений. Для учеников 6 классов творческие проекты, а старшеклассникам исследовательский проект по теме моей работы и последующее выступление на научно-практической конференции.
За второй год работы в площадке был составлен план. На занятиях каждая из групп поэтапно разрабатывала свои проекты.
Первая группа (3-4 класс). На занятиях я предлагала ученикам выполнить первоначальный анализ художественного текста. Мы вели с ними творческие тетради, которые напоминают традиционные читательские дневники. В тетрадях дети не только фиксировали содержание произведений, но и осуществляли анализ языковых средств. Фактически, это первоначальный комплексный анализ текста, этап подготовки к научному познанию. Особое внимание мы уделяли работе со словом: новые понятия, сложные и непонятные слова и выражения. Мы интерпретировали их, подбирали однокоренные слова, подбирали ассоциации. Любая работа сопровождается визуализацией через иллюстрирование. Но это не просто рисунок, а эмоциональный, ассоциативный отпечаток пройденного текста, который в дальнейшем ученики комментируют, выступая перед аудиторией. Это одновременно можно считать и рефлексией их деятельности.
Продукты: творческие работы обучающихся 4 «А» класса «Журавли» и «Какое небо осенью?» (Мищенко А., Половцева А.); творческие работы обучающихся 5 «Б» класса «Поэзия осени» (Кузнецов М., Рогова Е., Ливенцова А., Беззубик О., Бурмистров К.)
Вторая группа (6 класс). Работа площадки реализовывалась в тесной связи с предметными задачами, стоящими перед школьниками. Дети осуществляли исследовательскую деятельность по двум предметным направлениям (русский язык и литература) в течение 7 месяцев. По итогам этой работы были подготовлены индивидуальные и групповые проекты проблемно-исследовательского характера. Обучающиеся опирались на материал изученных художественных произведений и теоретические сведения по предметам.
Третья группа (11 класс). Обучающиеся продолжили исследовательскую работу по теме своего проекта, обобщив и систематизировав собранный материал, составив классификации и представив его в виде готовых проектов. Однако наиболее законченным можно считать пока только один проект, выполненный Кичуткиной Наталией и Мироновой Анастасией по теме «Эмпоронимы города Мценска»
По результатам работы я сделала несколько важных для себя выводов:
1. Содержание занятий необходимо корректировать, исходя из запросов обучающихся.
2. Младшие школьники активнее включаются в аналитическую работу, если предоставлять им свободу поиска.
3. Для разработки исследовательских проектов необходимо четкое осознание ценности словарной работы и лингвистического поиска.
В 2015-2016 году я приняла участие в научно-практической конференции «Путь к успеху», проводившейся в ОИУУ, где выступала по теме «Реализация задач РИП «Становление языковой культуры» в МБОУ города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4 в 2014-2015 гг.» (09.10.2015г.)
17 марта 2016 года мною было дано открытое занятие «И все с тобой заговорит…» по программе внеурочной деятельности «Азбука добра» в 4 классах (на основе курса «Родной язык – живоносный источник добра и любви») в рамках городского методического семинара заместителей директоров по воспитательной работе.
26 апреля 2016 года выступала с докладом на городском семинаре «Развитие языковых компетенций обучающихся в рамках преподавания курса «Родной язык – живоносный источник добра и любви», проходившем в лицее №5. Тема доклада «Особенности преподавания курса «Родной язык – живоносный источник добра и любви» в МБОУ города Мценска «СОШ №4» в 2014-2016 гг.».
Подводя итоги второго года, я сформулировала методическое задание для себя: какие еще формы и методы будут интересны и продуктивны в работе над темой?
Третий год я планирую посвятить продолжению творческой и исследовательской работы, разработке новых тем в ходе реализации проектов с обучающимися 5-7 и 11 классов.
Александрова М.А., учитель русского языка и литературы