Родительское собрание «Отцы и дети: особенности конфликтов взрослых и детей» (9 класс)
Родительское собрание по теме «Отцы и дети:
особенности конфликтов взрослых и детей»
Скляренко Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Цель собрания: сформировать понятие конфликта между детьми и родителями.
Задачи собрания:
- диагностировать точки возникновения конфликтов между детьми и родителями;
- информировать родителей о конфликтах в общем и об особенностях семейных конфликтов в частности;
- разработать совместно с родителями основные приемы преодоления напряженных ситуаций в семье.
Форма проведения собрания: семинар с элементами тренинга.
Оборудование: памятки для родителей, раздаточный материал для выполнения заданий, планшеты и ручки по числу участников собрания, геометрические фигуры из бумаги для жеребьевки, три ватмана и три маркера для работы в группах.
Подготовительная работа к собранию:
Анкетирование учащихся. (Приложение 1)
Подготовка видеоролика о конфликтах между взрослыми и детьми. (Приложение 2)
Подготовка памятки для родителей. (Приложение 3)
Подготовка презентации. (Приложение 4)
Подготовка раздаточного материала
Ход собрания:
Форма проведения собрания предполагает расположение его участников в форме круга. Для удобства просмотра видеоролика и презентации сначала родители рассаживаются полукругом, впоследствии полукруг смыкается. Перед началом собрания родителям в хаотичном порядке раздаются геометрические фигуры для жеребьевки.
Родителям предлагается показ видеоролика, демонстрирующего различные конфликты между взрослыми и детьми. Видеоряд выполнен эпизодами из современных художественных фильмов. После просмотра выдерживается пауза, дающая возможность родителям определить тему собрания.
Классный руководитель: Знакомые ситуации? Наверняка каждый из Вас сталкивался с подобными неприятными инцидентами в воспитании своих собственных детей. Добрый вечер, уважаемые родители. Предлагаю Вам поучаствовать в родительском собрании-тренинге на тему «Отцы и дети: особенности конфликтов взрослых и детей»
. Прошу внимание на экран.
Демонстрация презентации «Что такое конфликт?»
(Содержание презентации: определение конфликта, различные виды конфликтов, причины возникновения, пути выхода из конфликтных ситуаций)
Родителям раздаются подготовленные материалы на планшетах и шариковые ручки.
Классный руководитель: Предлагаю Вам, уважаемые родители, выполнить следующее упражнение. Перед Вами изображение циферблата часов. Ваша задача на каждый час назначить встречу с одним из присутствующих, то есть у каждого из Вас должно получиться 12 запланированных встреч. Время на выполнение упражнения 5 минут.
Выполнение родителями упражнения.
Классный руководитель: Теперь я попрошу Вас «встретиться» с родителем, записанным у Вас на 12.00, и побеседовать с ним на тему «Что Вас интересовало, когда Вам было 15 лет?» Продолжительность встречи 2 минуты.
Выполнение родителями упражнения.
Классный руководитель: Во время следующей встречи, назначенной на 15.00, Вы с собеседником обсудите вопрос «Что хотели от Вас родители, когда Вам было 15 лет?» Продолжительность встречи 2 минуты.
Выполнение родителями упражнения.
Классный руководитель: Следующая встреча с человеком, записанным у Вас на 18.00, и тема встречи «Что раздражало Вас, когда Вам было 15 лет?» Продолжительность встречи 2 минуты.
Выполнение родителями упражнения.
После выполнения упражнений классный руководитель предлагает высказаться. Предполагаемые вопросы для освещения: Что изменилось с тех пор, как Вам было 15 лет? Каковы были причины возникновения конфликтов между Вами и Вашими родителями? Как поменялось Ваше отношение к точкам возникновения конфликтов с тех пор, как Вам было 15 лет?
Классный руководитель: Следующее упражнение проведем в группах. Для этого прошу объединиться в три группы по имеющимся у Вас геометрическим фигуркам. Каждая группа будет представлять свои интересы и потребности. Прошу Вас составить список:
ü квадраты – родители – Чего мы хотим от своих детей?
ü треугольники – учителя – Чего мы хотим от своих учеников?
ü круги – дети – Чего мы хотим?
Время на выполнение упражнения 12 минут. Результаты работы необходимо представить участникам других групп. Можно использовать ватман и маркер.
Выполнение упражнения родителями.
Выступление групп. Анализ работы в группах. Можно предложить родителям высказаться. Важно подвести родителей к осмыслению конфликта интересов взрослых и детей.
Классный руководитель: Перед проведением родительского собрания дети прошли небольшое анкетирование. Предлагаю Вам познакомиться с результатами этого анкетирования. Очень интересно, что, анализируя ответы детей, мы лишь еще раз убеждаемся в правоте наших с Вами размышлений и выводов. (Результаты анкетирования можно представить в виде диаграмм на слайде).
Знакомство с результатами анкетирования детей.
Классный руководитель: Пора перейти к самому сложному и важному – к решению обозначенных нами проблем. Продолжаем работу в группах. Какие пути выхода из конфликтных ситуаций может предложить каждая группа: родители, педагоги, дети? Свои мысли и идеи оформляем на ватманах, чтобы впоследствии поделиться с другими участниками собрания. Время на обсуждение 9 минут.
Работа в группах. Подведение итогов собрания.
Классный руководитель: Не было, нет и не будет в мире ни одного человека, который бы прожил свою жизнь без единого конфликта. Конфликты случаются, и это неизбежно. Более того, если учиться грамотно вести себя во время конфликта, можно не только не потерять, но и приобрести – опыт, гармонию, новые знания, друга… Любой конфликт ведет к изменениям, нужно стараться, чтобы эти изменения были в лучшую сторону.
В заключение хочу прочитать стихотворение украинской современной поэтессы Оксаны Школьник (псевдоним Капочка Капа):
Говорят, что рождается истина в споре,
Не всегда, если это споры родителей.
А рождаются ли победители в ссоре?
Никогда! Не бывает таких победителей.
Нужно просто спокойно во всем разобраться,
Компромисс отыскать для любых отношений.
Не бывает безвыходных ситуаций,
Не находят ленивые верных решений.
Возможно, Вам будут полезны памятки, в которых Вы найдете некоторые советы психологов. Следуя им, Вы научитесь приобретать, а не терять в спорах и ссорах.
Родителям раздаются памятки.
Литература:
1. https://www.stihi.ru
2. Парфентьева Н.П. Выступление на международной онлайн конференции по медиации «Особенности внедрения метода «школьная медиация» в образовательное пространство ОО», 2017.
3. Родительские собрания. 9 класс / Авт.-сост. Л.А.Егорова. – М: ВАКО, 2014.