12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Гачкова Татьяна Михайловна90
Россия, Московская обл., Электросталь
Материал размещён в группе «Воспитание детей с ОВЗ»

«Комплексное сопровождение детей «группы риска: ребёнок с тугоухостью и дети-инвалиды»

 

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят “особенный” не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на воспитание, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Выбранная тема эксперимента “Комплексное сопровождение детей “группы риска: ребёнок с тугоухостью и дети-инвалиды» имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе – психолого-педагогическом сопровождении. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируются его инфраструктуры (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения ребенка, центры психолого-педагогического консультирования, и т.д.).

История зарождения в системе образования комплексной помощи ребенку в развитии стала развиваться в российской педагогике сравнительно недавно вместе с формированием гуманистических ориентаций. В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические и другие данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая “гуманитарная катастрофа” уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней. Сложившиеся медицинские и методические подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечают подлинной сложности и масштабам соответствующих задач (исследования Д.С. Шишова, Э.Н. Макшанцева, Л.М. Шипициной, А.К. Колеченко, Л.Левичевой и других). Одна из возможностей их решения связана с гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья современного ребенка и разработкой на этой базе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Исходя их этого, может быть намечен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, создана система надежных средств психолого-педагогического, медико-социального сопровождения психофизического развития на протяжении всего периода детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма призваны стать точкой приложения усилий не только медиков, но так же педагогов и психологов, то есть – предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И.Казаковой (1995-2001 гг). Комплексная помощь и поддержка ребенка в системе образовательного учреждения это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико-социальной поддержки ребёнка. Сложный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам (или заболевание), но и педагоги, учителя, то есть “субъектный четырехугольник”.

Согласно этой технологии определяются задачи по восстановлению индивидуально-личностного статуса ребенка-инвалида:

 

В процессе сопровождения лежит единство четырех функций:

Диагностика существа возникшей проблемы (в данном случае – заболевание ребенка);

Информация о существе возникшей или имеющейся проблемы и путях ее решения (реабилитационная карта ребенка-инвалида);

Консультация на этапе принятия решения (врач ОУ) и выработка плана решения проблемы (служба сопровождения);

Первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Целью Концепции инклюзивного воспитания, которой является создание адаптивной модели образовательного учреждения, способствует оптимизации деятельности всех служб учреждения для оказания эффективной оздоровительной, коррекционной, психолого-педагогической и методической помощи в развитии личности ребенка.

Работая в режиме развития, педколлектив пришел к заключению – необходимо создать службу сопровождения, направив ее деятельность на более глубокую работу с детьми, имеющими серьезные проблемы в здоровье (тугоухость, дети-инвалиды).

Контингент детей, проживающих в детских домах, школах - интернатах разнороден, но всех объединяет необходимость в проведении комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от воспитательного процесса, в комфортных для ребенка условиях микросоциума.

Наша служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения, которая определила основные принципы сопровождения в условиях жизнедеятельности ОУ:

-рекомендательный характер сопровождающего: ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от “законодательных” решений, все решения службы сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, и лицами их заменяющими, педагогами, ближайшим окружением на разных стадиях развития проблем специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами “неработающие элементы” системы (некомпетентность окружения);

-приоритет интересов сопровождаемого, “на стороне ребенка”: “на стороне взрослых” их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. На стороне ребенка только он сам и специалист сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

-непрерывность сопровождения: поддержка может быть прекращена в случае решения проблемы, в нашем случае это практически невозможно, так как дети находятся под постоянным воздействием факторов риска и должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;

-мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа “команды” специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

-стремление к автономизации: создание службы сопровождения, обеспечивающей индивидуальное сопровождение ребёнка “группы риска”, системное сопровождение, направленное на профилактику и коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для группы детей, т.е. мы не стремимся “избавиться от неугодного ребенка”.

Идеи и замысел эксперимента

Заключается в разработке и апробации системы комплексного сопровождения ребенка “группы риска”, направленной на обеспечение потребностей личности ребенка, учитывающей индивидуальные возможности и способности , социализацию, интересы педагогов, воспитывающих ребёнка “группы риска”.

Объект экспериментирования:

Индивидуализация воспитательного и образовательного процесса с учетом здоровья ребенка “группы риска”, его физических и психофизиологических возможностей.

Предмет экспериментирования:

Координация деятельности специалистов и педагогов, создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами экспериментальной деятельности. Ситуация развития ребенка, как система новых отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Цель эксперимента:

Создать модель комплексного сопровождения ребёнка “группы риска”, разработать систему средств, способов сопровождения ребёнка “группы риска”, находящихся в группе сверстников; улучшить качество их физического и психического здоровья, вывести на новые результаты.

Гипотеза эксперимента:

Если участники (сопровождаемые) эксперимента разработают и апробируют систему комплексного сопровождения детей “группы риска”, то это будет способствовать улучшению физического и психического здоровья ребенка, создаст благоприятные условия пребывания в группе сверстников, будет способствовать развитию способностей ребенка и поможет выработать у ребенка “группы риска” адаптационные механизмы к социуму.

Алгоритм сопровождения детей “группы риска”:

формирование здорового образа жизни;

личностные проблемы развития ребенка;

выбор образовательного маршрута;

преодоление трудностей в обучении;

развитие способностей ребенка в деятельности.

Состояние здоровья ребенка “группы риска” является исходной позицией в решении всех остальных проблем развития. Существенную роль играет создание полноценной предметно-пространственной, социально-развивающей среды с современным оборудованием, играми и игрушками.

Условия сопровождения:

Создавать благоприятные гигиенические условия;

Организовать полноценное питание;

Обеспечить достаточное пребывание на свежем воздухе;

Проводить закаливающие процедуры;

Осуществлять мотивацию участия в оздоровительных и физкультурных мероприятиях.

Включать особого ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.

Комплекс реабилитации ребёнка “группы риска”:

включает – меры, услуги, методы и средства:

медикоментозное лечение – фармакотерапия;

физииолечение – физиотерапия, в том числе электролечение, светолечение, водолечение, теплолечение, ингаляционная терапия и др.;

ЛФК – лечебная гимнастика (индивидуальная и подгрупповая утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки, ближний туризм, спортивные игры и упражнения);

массаж (сегментарный, точечный);

диетотерапия;

традиционные и нетрадиционные методы лечения (гомеопатия, фитотерапия);

социально-психологические методы лечения (терапия средой, восстановительная терапия речи).

Критерии отслеживания результатов эксперимента

Экспертные оценки реализации эксперимента будут осуществляться по трем направлениям:

-Изменение физического и психического здоровья ребёнка.

-Развитие интеллектуальных способностей и формирование творческого воображения.

-Изменение личности и деятельности педагога – куратора.

Методы

Выбор методов исследования обусловлен: показательностью. Простотой исполнения, наличием игрового мотива, доступности организации и позволяет увидеть каждого ребенка.

Эмпирические

изучение литературы;

изучение инструктивно-методических документов;

тесты;

рейтинг;

анализ работы МОУ;

наблюдения;

опросы;

передовой педагогический опыт.

Практические

моделирование;

сравнение;

обобщение;

классификация

Методы исследования:

диагностика уровня развития ребёнка, выявления индивидуальных особенностей психического, физического, интеллектуального развития, уровня развития психических процессов (социальная зрелость, интеллект, стиль общения воспитателя с ребенком);

тестирование педагогов на предмет готовности к экспериментальной деятельности;

психолого-педагогическое наблюдение ребёнка “группы риска”;

составление индивидуальной карты развития карты ребенка.

Оформление эффективности сопровождения детей “группы риска”

Банк данных здоровья детей.

Карта здоровья и развития ребенка.

Индивидуальная программа оздоровления и развития с рекомендациями для педагогов (врач, педагог-психолог, учитель-логопед).

Дневник наблюдения за состоянием здоровья ребенка (воспитатели).

Дневник педагога-куратора.

Система мониторинга:

База и банк данных экспериментальной деятельности.

Банк данных накопления тестов, диагностик, методик, анкет, диагностических карт и др.

Получение информации об уровне здоровья, обучения и развития ребенка.

Компьютерная обработка.

Виды мониторинга по отслеживанию результатов.

Дидактический (отслеживание за различными сторонами учебно-воспитательного процесса).

Воспитательный (слежение за различными сторонами воспитательного процесса, система отношений взаимодействия участников процесса).

Управленческий (отслеживание за характером взаимоотношений на различных управленческих уровнях в системах):

руководитель – педагогический коллектив

руководитель – дети

руководитель – учителя

руководитель – внешняя среда.

Социально-психологический (слежение за системой коллективно-групповых, должностных отношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, детей, родителей).

Медицинский (состояние здоровья: улучшение, ухудшение).

Сроки эксперимента:

В нашей работе выделяется 3 этапа:

Подготовительный (диагностико-формирующий; функции: диагностическая, проектировочная, организационная)

Практический (функция: деятельностная).

Обобщающий (функция: аналитическая, контрольно-коррекционная).

Временная протяженность и объем работы, соответствующие каждому этапу, зависят от временных ресурсов, выделяемых на данное исследование. Оптимальной, для нашего эксперимента, экспертно можно признать продолжительность в несколько лет, так как ребенок пребывает в МОУ до 18 лет.

Прогноз возможных негативных последствий

Хотя система комплексного сопровождения детей “группы риска” строится с учетом физического и психического развития каждого ребенка, состояния здоровья, патологии (тугоухость, инвалидность), интеграции и координации, усилий всего педагогического коллектива и медицинского персонала в реальной образовательной практике могут возникнуть новые результаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе.

Мы можем предположить возникновение следующих негативных последствий:

возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуются какие-то дополнительные ресурсы;

возникновение внутренних и внешних конфликтов между педагогом и воспитанником, педагогом и учителем ввиду вмешательства в проблему ребенка.

Способы коррекции и компенсации возможных негативных последствий:

планирование резерва времени для возможности пересмотра спланированных форм, методов, приемов работы с ребёнком;

обстоятельное объяснение педагогам и учителям не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной системы сопровождения ребенка;

прогнозирование деятельности нашего инновационного МОУ заключается в том, что как особая научно-практическая область она будет иметь свою методологию и организационную форму и представлена в виде методического пособия с последующими публикациями в педагогических и психологических изданиях;

с результатами опытно-экспериментальной деятельности мы планируем подготовить методические рекомендации для педагогов подобных учреждений.

Опубликовано в группе «Воспитание детей с ОВЗ»




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.