Урок на тему «Простое предложение и его грамматическая основа» (9 класс)
Простое предложение и его грамматическая основа
Цель: повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), виды односоставных предложений
Задачи: знать виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений, уметь выделять грамматическую основу в предложениях, разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях.
- Разминка. Вставить , где необходимо, буквы.
Необ(?)ятный, раз(?)ярённый, сен(?)тябрьский день, фал(?)шь, гил(?)отина, реж(?)те потон(?)ше, бул(?)онные, нян(?)чить, под(?)ячий, заяч(?)и, брос(?)тесь на помощ(?), состав(?)те таблицу, луч(?)ший.
- Новый материал. Прочитать, дописать схему
Простое предложение (ПП): по наличию главных членов – двусоставное, односоставное. Двусоставное ПП : подлежащее + сказуемое
(См. схему ниже)
Закрепление. а)Охарактеризовать ПП по образцу
Предложение |
Характеристика |
Люблю грозу в начале мая…
|
ПП, повест., невоскл., 1-сост., опр.-личн., распрост. |
Уж было поздно и темно.
|
|
Знай больше, да говори меньше.
|
|
С ранней молодости её держали в чёрном теле.
|
|
Летний ветер навевал радостные воспоминания.
|
|
Бессмысленный и тусклый свет.
|
|
б) §4, упр.28 - расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений, нарисовать схемы предложений с однородными членами.
Слова у Пришвина цветут сверкают. Они то шелестят как травы то бормочут как родники то пересвистываются как птицы то позванивают как первый лед то наконец ложатся в нашей памяти медлительным строем подобно течению звезд.
…………………………………………………………………………………………………………
в) §4, упр.29 - подчеркнуть грамматические основы предложений, расставить знаки препинания, начертить схемы сложных предложений (СП). Сделать разбор по составу. Охарактеризовать последнее предложение.
Мир это шелест листов и листьев,
Мир это шелест колос и колосьев,
Мир это ярость2 косы и кисти,
Мир это яркость2 проспектов и просек.
Мир это запах свежей олифы,
Мир это солнца горячего запах.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
- Контроль. Проанализировать предложения, найти правильные ответы.
1. Найти простое предложение . а) Тебе не снится, и мне не уснуть, б) Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой сухие былинки. в) Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья ветер гнет. г) Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно. д) В воздухе чувствуется запах вёсны, и в школах готовятся к экзаменам. е) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
2. Определите, где нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым .а). Книга источник знаний. б) Пруд как блестящая сталь. в) Бедность не порок. г) Сады сажать жизнь украшать. д) Путешествие это та же книга. е) Чтение вот лучшее учение.
3.Найти односоставное предложения: а)Открой нам, отчизна, просторы свои. б) Шесть лёт войны запомнил шар земной. в) Каких только звуков не услышишь в песне скворца! г) Героя в бой водила песня. д) Жить и верить это замечательно. е) Танк, почерневший в объятьях пожара.
4. Укажите вид односоставного предложения «Повеяло теплым ветром». а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) обобщенно-личное; г) безличное; д) назывное.
5. Домашнее задание. §4, упр.31(по заданию)
_________________________________________________________________________