Проверочная работа по литературе «Смоленское краеведение» для обучающихся 9 класса
2
Проверочная работа по литературе «Смоленское краеведение» для обучающихся 9 класса
Основная цель работы – проверить достижение обучающимися уровня базовой подготовки по разделу «Смоленское литературное краеведение» в 9 классе.
Раздел 1
Запишите ответы по заявленным заданиям «Биографии и творчество»
1.По фрагментам произведения определите их названия(4б.)
А) «И предстал один воин. Поклонился ему, преклонил голову. И была отсечена его голова. Блаженный взял голову одной рукой, а другой - коня, и пришёл в город обезглавленный.
Б) «…блаженный понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо своё слезами, стал жалостно умолять: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие!..»
В) «Врёшь!-отвечает Липонтий,- не могут французские горчишники не помочь! Ты их, наверное, не ставил?». « Как же, говорит,- не ставил? И сейчас стоит…» и при этом поворачивается спиной, а у него горчишник на тулупе налеплен!..».
Г) «Граф Звонов наконец со мною распрощался. Несносный говорун! Насилу отвязался».
2. По фрагментам произведения определите их героев. Укажите название произведения и ФИО автора (6 б.)
А) «Больная, не могла она оставаться без заботы- всё что-нибудь делала, пока была сила: зиму пряла, тянула тонкими своими пальцами кудель, чистила над лоханкой картошку, всё отрываясь и заглядываясь в тёмный угол на что-то, не видимое никому… Весну и лето просидела она у окошка… По утрам слушала, как трубит на росу пастух… Ночи она почти не спала…».
Б) «Время от времени он ложится на спину и проверяет свой курс по едва заметному просвету в густом сине-зелёном полумраке. Иногда внимательно всматривается вперёд, не видно ли отмели. Его жабры и кожа чувствуют, как изменяется вода: вблизи отмели вода не такая плотная, она более солёная и в ней больше кислорода,- приятная, лёгкая вода».
3. О ком из русских писателей (ФИО) идёт речь? (2б.)
А) Основная тема творчества - человек и природа. Любовь к земле – кормилице, родной Смоленщине, к людям, их обычаям, традициям, укладу жизни воплощены писателем в автобиографической повести «Детство» (1932 г.). Смоленщина встаёт со страниц его рассказов «Медовое сено», «Камчатка», «Цыган». «Глушаки».
Б) Работал в селе Алексине Дорогобужского района учителем и директором школы 2 ступени. Был одним из организаторов музея усадебного быта в бывшем имении Барышниковых и принимал участие в организации музея в г.Дорогобуже. Работал на Батищевской опытной станции Энгельгардта. О Смоленщине написал в автобиографических рассказах «Школьная робинзонада», « Музей усадебного быта».
4. По фрагменту произведения определите жанр. Кто автор этих строк? (2б)
А) Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Б) Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.
Раздел 2. Творческая страница
5. Напишите сочинение на тему «Моё любимое стихотворение смоленского поэта» (не менее 70 слов, 5 баллов).
Ответы к проверочной работе:
1.А.«Повесть о Меркулии Смоленском»
Б.«Сказание о Борисе и Глебе»
В. «Записки юного врача»
Г. «Говорун»
2.А. Соколов – Микитов И.С. «Медовое сено», Тоня.
Б. Беляев А.Р. «Человек-амфибия», Ихтиандр.
3. А. И.С. Соколов – Микитов
Б. М.М. Пришвин
4. А. Исаковский М.В., стихотворение
Б. Симонов К.М., стихотворение
5.Творческое задание предполагает развёрнутый ответ, рекомендуется использовать творчество Исаковского, Твардовского, Рыленкова.
1) глубина и понимание темы, последовательность изложения материала- 2б.
2) привлечение языкового материала в качестве аргумента-1б.
3) языковая грамотность-2б.
Критерии оценивания:
«5»- 18-19 б.
«4»-14-17б.
«3»- 10-13б.
«2»-0-9б.