Проверочная работа по русскому языку (6 класс)
Проверочная работа по русскому языку. 6 класс
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа
включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими
тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными
справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Рысь ле…сная кошка. Она затаивается (на)ветке (над) зв…ри(нн\н)ой(2) тр…пой или (у) в…допоя.(4) Пройдет (по) тропке косуля или проб…жит заяц – рысь прыгн…т с ветки вцепит(ь)ся в шею и загрызёт.
Добычу свою она зарывает (в) опавшие лист(ъ\ь)я или закапывает(3) в снег. А потом, как ст…мнеет, придёт ра(з\с)копает и с(ъ\ь)ест.
Рысь охотит(ь)ся и (на) глухарей и (на) рябчиков и (на) лесных мышей. Ведь она, хотя и большая но всё равно кошка. И ходит она (по) лесу бе(з\с)шумно на мя…ких лапах, как все кошки.
(По Г.Снегиреву)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(3) – морфологический разбор слова;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(4) – синтаксический разбор предложения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество
букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Ответ.____________________________________________________________
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Банты, алфавит, позвонишь, начал
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На берегу озера мы обнаружили какие-то необычные камни.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите
правильный вариант формы слова (слов).
1) кино более интереснее
2) с шестьюстами рублями
3) приезжайте в гости
4) для обеих берегов
Ответ. _____________________________________________________________
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вода в озере чистая и холодная.
2) Тих и неподвижен воздух на рассвете.
3) Байкал глубочайшее озеро в мире.
4) Старый клен своей кроной укрыл нас от дождя.
Ответ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Бабочка весело порхала над цветами стрекоза стремительно пролетела мимо нее.
2) Расскажи мне подружка про свою печаль.
3)Зимнее солнышко ярко светит но не греет.
4) Сильный ветер резко подул и мы поспешили отправиться домой.
Ответ. ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9- 14.
Текст 2
(1) Пение соловья настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. (2) Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. (3) А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами, которая издавна уже стала певческим символом России. (4) Вокалист вид имеет неяркий. (5) Перья у соловья с бурым оттенком, а хвост – рыжеватый.
(6) Соловей – птица перелетная. (7)Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. (8)Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой.
(9)Как только появляется листва, соловьи готовы петь. (10)Начинаются соловьиные концерты вечером, на закате и продолжаются всю ночь, порой захватывая и утреннее время. (11)Соловьи – большие фантазеры и постоянно разнообразят свои музыкальные произведения, вставляя в них новые трели.(12) Вместе с тем соловьи умеют учиться друг у друга. (13)Достаточно кому-то из них придумать новую мелодию, в скором времени соседи уже успевают заучить этот мотив и начинают повторять его на все лады.
(По материалам Интернета)
9. Определите и запишите основную мысль текста. Ответ.____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Почему, по мнению автора текста, соловьи – большие фантазёры?
Ответ. ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Определите и запишите лексическое значение слова «крылатым» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Ответ. Крылатый –_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Определите стилистическую принадлежность слова «издавна» из предложения
3, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Ответ. Издавна–_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Объясните значение фразеологизма на все лады, запишите. Используя не менее
двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление
этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответ. На все лады –_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания проверочной работы по русскому языку.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Рысь – лесная кошка. Она затаивается на ветке над звериной тропой или у водопоя. Пройдет по тропке косуля или пробежит заяц – рысь прыгнет с ветки, вцепится в шею и загрызёт.
Добычу свою она зарывает в опавшие листья или закапывает в снег. А потом, как стемнеет, придёт, раскопает и съест.
Рысь охотится и на глухарей, и на рябчиков, и на лесных мышей. Ведь она, хотя и большая, но всё равно кошка. И ходит она по лесу бесшумно на мягких лапах, как все кошки.
№ |
Указания по оцениванию |
Баллы |
K1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов |
4 |
Допущено не более двух ошибок |
3 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
2 |
|
Допущено пять ошибок |
1 |
|
Допущено более пяти ошибок |
0 |
|
K2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
Пунктуационных ошибок нет |
3 |
Допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущены две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
K3 |
Правильность списывания текста |
|
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). |
2 |
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: |
1 |
|
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: |
0 |
|
Максимальный балл |
9 |
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
Морфемный и словообразовательный разборы слова:
Звериной( корень –звер-, суффикс –ин-, окончание –ой)
звериной←зверь (суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
закапывает(3)
1. Закапывает (что делает?) – глагол, н. ф. – закапывать.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр.,3-го л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор предложения
Она затаивается на ветке над звериной тропой или у водопоя.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: она (подлежащее, выражено местоимением), затаивается (сказуемое выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (затаивается )на ветке – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (затаивается) у водопоя - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (на ветке) над тропой – определение, выражено именем существительным с предлогом;( над тропой) звериной – определение, выражено прилагательным.
№ |
Указания по оцениванию |
Баллы |
|
K1 |
Выполнение словообразовательного разбора |
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
||
При разборе допущены две ошибки |
1 |
||
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
||
K2 |
Выполнение морфемного разбора |
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
||
При разборе допущены две ошибки |
1 |
||
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
||
K3 |
Выполнение морфологического разбора |
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
||
При разборе допущены две ошибки |
1 |
||
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
||
K4 |
Выполнение синтаксического разбора предложения |
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
||
При разборе допущены две ошибки |
1 |
||
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
||
Максимальный балл |
12 |
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Ведь она, хотя и большая, но всё равно кошка.
Ведь (в слове 4 буквы и 3 звука, так как буква ь не обозначает звука)
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть
представлено в иной формулировке
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Распознавание слова |
|
Правильно определено и выписано слово |
1 |
Неправильно определено и выписано слово. ИЛИ Слово не выписано |
0 |
Объяснение основания выбора предложения |
|
Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове |
1 |
Ответ неправильный. ИЛИ Неверно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове |
0 |
Максимальный балл |
|
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
БАнты, алфавИт, позвонИшь, нАчал .
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено |
0 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах |
1 |
Верно поставлено ударение во всех словах |
2 |
Максимальный балл |
2 |
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На(предлог) берегу(сущ.) озера(сущ.) мы(мест.) обнаружили(гл.) какие-то(мест.) необычные(прил.) камни(сущ.).
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Допущено более двух ошибок |
0 |
Допущены две ошибки |
1 |
Допущена одна ошибка |
2 |
Верно определены все части речи в предложении |
3 |
Максимальный балл |
3 |
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) кино интереснее
4) для обоих берегов
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слова |
0 |
Верно выписана и исправлена одна форма слова |
1 |
Верно выписаны и исправлены две формы слова |
2 |
Максимальный балл |
2 |
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
3) Байкал - глубочайшее озеро в мире. В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п. ( Байкал – подлежащее, озеро – сказуемое).
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Распознавание предложения и места постановки тире |
|
Правильно определено предложение и место постановки тире |
1 |
Правильно определено предложение, но место постановки тире определено неверно ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Обоснование выбора предложения |
|
Верно обоснован выбор предложения |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
2) Расскажи мне, подружка, про свою печаль. Это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания |
|
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания |
2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка |
1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две ошибки или более. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Обоснование выбора предложения |
|
Верно обоснован выбор предложения |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Пение соловья настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Так люди говорят о талантливом певце или певице.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении |
0 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один- два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт |
1 |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении |
2 |
Максимальный балл |
2 |
10. Примерный план.
1. Пение соловья и его внешний вид.
2. Соловей – птица перелетная.
3.Виртуозное пение соловья.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание
текста
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен |
0 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта |
1 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта |
2 |
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении |
3 |
Максимальный балл |
3 |
11. Почему, по мнению автора текста, соловьи – большие фантазёры?
Соловьи – большие фантазеры и постоянно разнообразят свои музыкальные произведения, вставляя в них новые трели. Соловьи умеют учиться друг у друга. Достаточно кому-то из них придумать новую мелодию, в скором времени соседи уже успевают заучить этот мотив и начинают повторять его на все лады.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) |
1 |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
2 |
Максимальный балл |
2 |
12. Определите и запишите лексическое значение слова «крылатым» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Крылатое – меткое, образное. (Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть
сформулировано значение слова.)
Самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Крылатый хищник мчался за своей жертвой.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово
употреблено в иных значениях
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Распознавание лексического значения слова в данном контексте |
|
Верно объяснено значение слова |
1 |
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано |
0 |
Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении |
|
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) |
1 |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
13. Определите стилистическую окраску слова «издавна» из предложения 3, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
издавна – книжное;
2) подбор синонима к данному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
издавна – всегда, давно
Могут быть подобраны другие синонимы
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Распознавание стилистической принадлежности слова |
|
Верно определена стилистическая принадлежность слова |
1 |
Неверно определена стилистическая принадлежность слова. ИЛИ Не определена стилистическая принадлежность слова |
0 |
Подбор синонима к слову |
|
Верно подобран синоним к данному слову |
1 |
Неверно подобран синоним к данному слову. ИЛИ Синоним не подобран |
0 |
Максимальный балл |
2 |
14. Объясните значение фразеологизма на все лады, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
На все лады – по-всякому, разными способами, приёмами.
2) толкование ситуации в заданном контексте, например: Ребята на уроке музыке исполняли песню. Голоса заливались на все лады.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Объяснение значения фразеологизма |
|
Верно объяснено значение фразеологизма |
2 |
В целом верно объяснено значение фразеологизма‚ но в объяснении есть неточность |
1 |
Неверно объяснено значение фразеологизма. ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано |
0 |
Толкование ситуации в заданном контексте |
|
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения |
2 |
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, выбор представленной ситуация неудачен с этической точки зрения |
1 |
Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения. ИЛИ Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения. ИЛИ Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения |
0 |
Максимальный балл |
4 |
Система оценивания выполнения всей работы
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Первичные баллы
«2» - 0–24
«3» - 25–34
«4» - 35–44
«5» - 45–51
Список использованной литературы:
Геннадий Снегирев Звери наших лесов. Ленинград "Художник РСФСР", 1985
https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ВПР/VPR_RU-6_DEMO_2019.pdf
https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_solovye_detyam/