Всероссийская проверочная работа по
русскому языку
5 класс, Вариант 6
Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Но вот наступа..т веч..р. Заря з..пылала п..жаром и (об)хв..тила(2) полнеба.(4) Со..нце садит..ся воздух вбл..зи как -то особенно пр..зрачен, словно ст..клянный
Вд..ли ложит..ся мя(х,г)кий пар. Вместе (с)р..сой пада..т алый блеск на п..ляны. Они ещё недавно были облиты поток..ми жи(т,д)кого зол..та. От дерев..ев от кустов от высоких(3) стогов сена поб..жали длинные тени.
Со..нце село зв..зда з..жглась и др..жит в огонистом море з..ката.
Вот оно бледне..т. Сине..т небо. Отдельные тени и(с,з)чезают воздух нал..вает..ся мглою.
Наступа..т ноч.. . За двадцать шаго(ф,в) уже не видно. Вот над ч..рными кустами Край неба смутно ясне..т. Эт во(с,з)ход..т луна.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы.
– фонетический разбор (звуко- буквенный)
(2) – морфемный разбор (по составу)
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи)
(4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах:
Шарфы, красивейший, баловать, звонишь.
4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним.
2)Да как же это я сюда зашёл.
3)По словам Павла это кричала цапля.
4)Да где же это я повторил он опять вслух.
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1)Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам
2)А что такое Павлуша я вчера слышал вечером?
3)Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились
4)А разве вы знаете такую землю?
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор.
1)Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь краснеет узкими полосками гречиха.
2)Ветер внезапно налетел и промчался.
3) Небольшая ночная птица наткнулась на меня и нырнула в сторону.
4)Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5)Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.
(6)Моя собака медленно приближалась к нему. (7)Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. (8)Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (9)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище!
(10)Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (13)Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(10)Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (13)Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(14)Мой Трезор остановился, попятился... (15)Видно‚ и он признал эту силу. (16)Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
(17)Да, не смейтесь. (18)Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. (19)Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. (20)Только любовью держится и движется жизнь.
8 Определите и запишите основную мысль текста.
9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, почему собака остановилась перед молодым воробьём? Запишите ответ
10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста. Запишите ответ.
11 В предложениях 7-8 найдите слово со значением «добровольно отказаться от чего-либо в пользу кого-либо». Выпишите это слово.
12 В предложениях 8-9 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его.
Ответы:
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится, воздух вблизи как -то особенно прозрачен, словно стеклянный.
Вдали ложится мягкий пар. Вместе с росой падает алый блеск на поляны. Они ещё недавно были облиты потоками жидкого золота. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени.
Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката.
Вот оно бледнеет. Синеет небо. Отдельные тени исчезают , воздух наливается мглою.
Наступает ночь . За двадцать шагов уже не видно. Вон над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Это восходит луна.
2 Фонетический разбор
С-[с]-согласный, глухой, твёрдый.
О-[о’]-гласный, ударный.
Л-[-]
Н-[н]-согласный, звонкий, твёрдый.
Ц-[ц]-согласный, глухой, твёрдый.
Е-[э]-гласный, безударный.
6 букв, 5 звуков, 2 слога.
Морфемный разбор
‘Об’-приставка.
‘хват’-корень.
‘и’-суффикс.
‘л’-суффикс.
‘а’-окончание.
Морфологический разбор
Высоких
1)Высоких (стогов)- имя прил., обозначает признак предмета: стогов (каких?) высоких;
2)Начальная форма- высокий; полное; во мно.ч., родит. Падеже
3)В предложении является определением.
Синтаксический разбор
Заря запылала пожаром и обхавтила полнеба
Предложение повествовательное, невосклицательное.п простое, распространенное. Осложнено однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: заря(подлежащее); запылала, обхватила(однородные сказуемые).
Второстепенные члены: (запылала) пожаром- обстоятельство; (обхватила) полнеба- дополнение
3 Шарфы, красивейший, баловать, звонишь.
3 Шарфы, красивейший, баловать, звонишь.
4Лучистыми(прил) алмазами(сущ) зарделись(гл) крупные(прил) капли(сущ) росы(сущ).
5 «Да где же это я?» -повторил он опять вслух.
«П?»-а.
6А что такое Павлуша я вчера слышал вечером?
Это предложение с обращением <или> обращение <или> обращение в середине предложения.
7 Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь краснеет узкими полосками гречиха.
7 Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь краснеет узкими полосками гречиха.
Это сложное предложение <или> в предложении две грамматические основы
8 Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею ,только любовью держится и движется жизнь.
9 Собаку испугала та сила, с которой воробей бросился защищать своего птенца. Собака признала силу маленькой. Героической птицы.
10 Рассуждение.
10 Рассуждение.
11 Жертвовал.
12 Громадными.
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна