Проверочная работа в формате теста по биологии на тему: «Наследственность и изменчивость организмов»
Проверочная работа в формате теста по биологии на тему:
«Наследственность и изменчивость организмов»
Составитель: Кузьменко Е.А., преподаватель биологии и физики ЧПОУ «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»
Цель: оценить уровень усвоения учебного материала студентами 1 курса по теме «Наследственность и изменчивость организмов».
Задачи:
Образовательные: проверить у обучающихся умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у организмов.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Создать условия для развития мотивации на осуществление учебной деятельности.
Воспитательные: продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения у обучающихся через гражданское, нравственное, эстетическое, физическое воспитание.
Структура проверочной работы:
Тест разработан в двух вариантах, задания распределены по двум уровням сложности: базовый (часть 1), повышенный (часть 2).
Количество заданий в тесте: 15
Распределение тестовых заданий с учетом максимального балла:
Задания части 1 – по 1 баллу за правильно выполненное задание.
Задания части 2: задача 1 – 2 балла, задачи 2 и 3 – 3 балла
Система оценивания проверочной работы:
Максимальное количество баллов, которое можно получить при полном правильном выполнении теста – 20 баллов.
Критерии оценки:
количество баллов менее 11 - 2 (неудовлетворительно)
количество баллов 11-14 - 3 (удовлетворительно)
количество баллов 15-17 - 4 (хорошо)
количество баллов 18-20 - 5 (отлично)
Время выполнения теста: 45 минут.
Инструкция к проверочной работе:
На выполнение проверочной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 18 заданий.
Часть 1 включает 12 тестовых заданий базового уровня. Необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. За выполнение каждого задания первой части - 1 балл.
Часть 2 состоит из 3 генетических задач (повышенный уровень), которые требуют развернутого ответа в виде оформления решения задачи. За задачу 1 максимально можно получить 2 балла, за задачи 2 и 3 по 3 балла за верное решение и его запись.
Баллы, полученные за правильно выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов за работу – 20 баллов.
Старайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимальное количество баллов. Желаю успеха!
Вариант 1.
Часть 1
1. Способность организмов приобретать новые признаки – это:
1) изменчивость
2) рост
3) развитие
4) наследственность
2. Генетика – это наука о:
1) химическом составе организмов
2) наследственности и изменчивости организмов
3) развитии организмов от образования зиготы до рождения
4) функциях органов и организма в целом
3. Зигота, содержащая разные аллельные гены, - это:
1) гомозигота
2) гетерозигота
3) мегазигота
4) кариозигота
4. Зиготой, содержащей доминантные аллельные гены, называется:
1) доминантная гомозигота
2) гетерозигота
3) рецессивная гомозигота
4) кариозигота
5. Метод исследования в генетике, основанный на получении и анализе хромосомных препаратов:
1) генеалогический
2) близнецовый
3) цитогенетический
4) статистический
6. Для определения генотипа особи проводят скрещивание:
1) дигибридное
2) анализирующее
3) промежуточное
4) полигибридное
7. Второй закон Г.Менделя называется законом:
1) независимого наследования признаков
2) расщепления признаков
3) гомологических рядов в наследственной изменчивости
4) единообразия первого поколения
8. Определите число типов гамет у организма с генотипом AaBBCc
1) 5
2) 3
3) 4
4) 2
9. Первой группе крови соответствует генотип:
1) IA IO
2) IB IB
3) IA IB
4) IO IO
10. Генные мутации являются результатом нарушения:
1) кроссинговера
2) репликации
3) расхождения хромосом в митозе
4) расхождения хромосом в мейозе
11. Гетерозис – это результат изменчивости:
1) мутационной
2) паратипической
3) комбинативной
4) случайной
12. Причина синдрома Дауна:
1) генная мутация
2) геномная мутация
3) летальная мутация
4) точковая мутация
Часть 2
Решите задачи:
1. Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В F1 - 25% с черной шерстью, 50% — с серой и 25% с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.
2. Голубоглазый брюнет женился на кареглазой блондинке. Какие могут родиться дети, если оба родителя гетерозиготны?
3. У матери II группа крови, у сына I, у дочери III. Какая группа крови у отца? Определите генотипы родителей и детей.
Инструкция к проверочной работе:
На выполнение проверочной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 18 заданий.
Часть 1 включает 12 тестовых заданий базового уровня. Необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. За выполнение каждого задания первой части - 1 балл.
Часть 2 состоит из 3 генетических задач (повышенный уровень), которые требуют развернутого ответа в виде оформления решения задачи. За задачу 1 максимально можно получить 2 балла, за задачи 2 и 3 по 3 балла за верное решение и его запись.
Баллы, полученные за правильно выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов за работу – 20 баллов.
Старайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимальное количество баллов. Желаю успеха!
Вариант 2.
Часть 1
1. Наука о наследственности и изменчивости организмов:
1) эмбриология
2) генетика
3) селекция
4) экология
2. Ген – это участок молекулы:
1) РНК
2) ДНК
3) белка
4) липида
3. Ген, уступающий доминантному в силе проявления, называется:
1) гомозиготный
2) рецессивный
3) аллельный
4) гетерозиготный
4. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по одной паре признаков:
1) полигибридное
2) моногибридное
3) тригибридное
4) дигибридное
5. Генотип – это совокупность:
1) всех генов вида
2) всех генов организма
3) всех генов, расположенных в ядре клетки
4) всех генов популяции
6. Первый закон Г.Менделя называется законом:
1) независимого наследования признаков
2) чистоты гамет
3) гомологических рядов в наследственной изменчивости
4) единообразия первого поколения
7.В основе геномных мутаций лежит:
1) кроссинговер;
2) изменение структуры гена;
3) изменение структуры хромосом;
4) нарушение расхождения хромосом при делении клетки.
8. Кроссинговер является механизмом:
1) модификационной изменчивости;
2) паратипической изменчивости;
3) комбинативной изменчивости;
4) длительных модификаций.
9. II группе крови соответствует генотип:
1) IO IO
2) IA IA, IA IO
3) IB IB , IB IO
4) IA IB
10. Определите число гамет у организма с генотипом AaBBCcDd
1) 1
2) 3
3) 4
4) 8
11. Выраженное модифицирующее влияние среда оказывает на проявление:
1) хромосомных болезней
2) гемофилии
3) массы тела
4) группы крови
12. Пробандом называют человека:
1) с которого начинается построение родословной;
2) имеющего изучаемый признак;
3) вступившего в близкородственный брак;
4) являющегося носителем генетической болезни.
Часть 2
1. Скрестили высокие растения с низкими растениями. В F1 — все растения среднего размера. Какое будет F2?
2. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные, шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
3. У мальчика I группа крови, у его сестры IV. Каковы группы крови и генотипы родителей?
Вариант 1
Часть1
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 |
№ задания | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 |
Часть 2.
Элементы ответа:
1. Записано краткое условие задачи
2. В решении записаны необходимые данные.
3. Получен и записан верный ответ
1. Ответ: АА – 25% черных, аа – 25% белых, Аа – 50% серых.
2. АаВв – кареглазые брюнеты, ааВв – голубоглазые брюнеты, аавв – голубоглазые блондины, Аавв – кареглазые блондины.
3. Группа крови отца третья IB IO
Вариант 2
Часть 1
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 |
№ задания | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 1 |
Часть 2.
Элементы ответа:
1. Записано краткое условие задачи.
2. В решении записаны необходимые данные.
3. Получен и записан верный ответ.
1. Ответ: Аа – генотип растений средней высоты, в результате скрещивания потомков F1 получится: АА – 25% высоких, аа – 25% низких, Аа – 50% средних.
2. Ответ: Генотипы родителей AABB, aabb. F1 AaBb красные шаровидные 100%, Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот получится расщепление по фенотипу 9:3:3:1.
AB Ab aB ab
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb
3. Ответ: генотипы родителей: IA IO мать, IВ IO отец.
Источники информации:
1. Линия УМК, серия Биология. "Линия жизни" (10-11) (Базовый) под ред. Пасечника В.В., 2023 год.
2. https://bio-oge.sdamgia.ru/