12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьменко Екатерина Алексеевна260
Россия, Красноярский край, Красноярск

Проверочная работа в формате теста по биологии на тему:

«Наследственность и изменчивость организмов»

Составитель: Кузьменко Е.А., преподаватель биологии и физики ЧПОУ «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»

Цель: оценить уровень усвоения учебного материала студентами 1 курса по теме «Наследственность и изменчивость организмов».

Задачи:

Образовательные: проверить у обучающихся умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у организмов.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Создать условия для развития мотивации на осуществление учебной деятельности.

Воспитательные: продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения у обучающихся через гражданское, нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Структура проверочной работы:

Тест разработан в двух вариантах, задания распределены по двум уровням сложности: базовый (часть 1), повышенный (часть 2).

Количество заданий в тесте: 15

Распределение тестовых заданий с учетом максимального балла:

Задания части 1 – по 1 баллу за правильно выполненное задание.

Задания части 2: задача 1 – 2 балла, задачи 2 и 3 – 3 балла

Система оценивания проверочной работы:

Максимальное количество баллов, которое можно получить при полном правильном выполнении теста – 20 баллов.

Критерии оценки:

количество баллов менее 11 - 2 (неудовлетворительно)

количество баллов 11-14 - 3 (удовлетворительно)

количество баллов 15-17 - 4 (хорошо)

количество баллов 18-20 - 5 (отлично)


Время выполнения теста: 45 минут.


Инструкция к проверочной работе:

На выполнение проверочной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 18 заданий.

Часть 1 включает 12 тестовых заданий базового уровня. Необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. За выполнение каждого задания первой части - 1 балл.

Часть 2 состоит из 3 генетических задач (повышенный уровень), которые требуют развернутого ответа в виде оформления решения задачи. За задачу 1 максимально можно получить 2 балла, за задачи 2 и 3 по 3 балла за верное решение и его запись.

Баллы, полученные за правильно выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов за работу – 20 баллов.

Старайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимальное количество баллов. Желаю успеха!


Вариант 1.

Часть 1

1. Способность организмов приобретать новые признаки – это:

1) изменчивость

2) рост

3) развитие

4) наследственность

2. Генетика – это наука о:

1) химическом составе организмов

2) наследственности и изменчивости организмов

3) развитии организмов от образования зиготы до рождения

4) функциях органов и организма в целом

3. Зигота, содержащая разные аллельные гены, - это:

1) гомозигота

2) гетерозигота

3) мегазигота

4) кариозигота

4. Зиготой, содержащей доминантные аллельные гены, называется:

1) доминантная гомозигота

2) гетерозигота

3) рецессивная гомозигота

4) кариозигота

5. Метод исследования в генетике, основанный на получении и анализе хромосомных препаратов:

1) генеалогический

2) близнецовый

3) цитогенетический

4) статистический

6. Для определения генотипа особи проводят скрещивание:

1) дигибридное

2) анализирующее

3) промежуточное

4) полигибридное

7. Второй закон Г.Менделя называется законом:

1) независимого наследования признаков

2) расщепления признаков

3) гомологических рядов в наследственной изменчивости

4) единообразия первого поколения

8. Определите число типов гамет у организма с генотипом AaBBCc

1) 5

2) 3

3) 4

4) 2

9. Первой группе крови соответствует генотип:

1) IA IO

2) IB IB

3) IA IB

4) IO IO

10. Генные мутации являются результатом нарушения:

1) кроссинговера

2) репликации

3) расхождения хромосом в митозе

4) расхождения хромосом в мейозе

11. Гетерозис – это результат изменчивости:

1) мутационной

2) паратипической

3) комбинативной

4) случайной

12. Причина синдрома Дауна:

1) генная мутация

2) геномная мутация

3) летальная мутация

4) точковая мутация

Часть 2

Решите задачи:

1. Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В F1 - 25% с черной шерстью, 50% — с серой и 25% с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.

2. Голубоглазый брюнет женился на кареглазой блондинке. Какие могут родиться дети, если оба родителя гетерозиготны?

3. У матери II группа крови, у сына I, у дочери III. Какая группа крови у отца? Определите генотипы родителей и детей.

Инструкция к проверочной работе:

На выполнение проверочной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 18 заданий.

Часть 1 включает 12 тестовых заданий базового уровня. Необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. За выполнение каждого задания первой части - 1 балл.

Часть 2 состоит из 3 генетических задач (повышенный уровень), которые требуют развернутого ответа в виде оформления решения задачи. За задачу 1 максимально можно получить 2 балла, за задачи 2 и 3 по 3 балла за верное решение и его запись.

Баллы, полученные за правильно выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов за работу – 20 баллов.

Старайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимальное количество баллов. Желаю успеха!


Вариант 2.

Часть 1

1. Наука о наследственности и изменчивости организмов:

1) эмбриология

2) генетика

3) селекция

4) экология

2. Ген – это участок молекулы:

1) РНК

2) ДНК

3) белка

4) липида

3. Ген, уступающий доминантному в силе проявления, называется:

1) гомозиготный

2) рецессивный

3) аллельный

4) гетерозиготный

4. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по одной паре признаков:

1) полигибридное

2) моногибридное

3) тригибридное

4) дигибридное

5. Генотип – это совокупность:

1) всех генов вида

2) всех генов организма

3) всех генов, расположенных в ядре клетки

4) всех генов популяции

6. Первый закон Г.Менделя называется законом:

1) независимого наследования признаков

2) чистоты гамет

3) гомологических рядов в наследственной изменчивости

4) единообразия первого поколения

7.В основе геномных мутаций лежит:

1) кроссинговер;

2) изменение структуры гена;

3) изменение структуры хромосом;

4) нарушение расхождения хромосом при делении клетки.

8. Кроссинговер является механизмом:

1) модификационной изменчивости;

2) паратипической изменчивости;

3) комбинативной изменчивости;

4) длительных модификаций.

9. II группе крови соответствует генотип:

1) IO IO

2) IA IA, IA IO

3) IB IB , IB IO

4) IA IB

10. Определите число гамет у организма с генотипом AaBBCcDd

1) 1

2) 3

3) 4

4) 8

11. Выраженное модифицирующее влияние среда оказывает на проявление:

1) хромосомных болезней

2) гемофилии

3) массы тела

4) группы крови

12. Пробандом называют человека:

1) с которого начинается построение родословной;

2) имеющего изучаемый признак;

3) вступившего в близкородственный брак;

4) являющегося носителем генетической болезни.

Часть 2

1. Скрестили высокие растения с низкими растениями. В F1 — все растения среднего размера. Какое будет F2?

2. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные, шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

3. У мальчика I группа крови, у его сестры IV. Каковы группы крови и генотипы родителей?




Ключ к тесту:

Вариант 1

Часть1

задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

1

2

2

1

3

2

задания

7

8

9

10

11

12

Ответ

2

3

4

2

3

2


Часть 2.

Элементы ответа:

1. Записано краткое условие задачи

2. В решении записаны необходимые данные.

3. Получен и записан верный ответ

1. Ответ: АА – 25% черных, аа – 25% белых, Аа – 50% серых.

2. АаВв – кареглазые брюнеты, ааВв – голубоглазые брюнеты, аавв – голубоглазые блондины, Аавв – кареглазые блондины.

3. Группа крови отца третья IB IO


Вариант 2

Часть 1

задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

2

2

2

4

2

4

задания

7

8

9

10

11

12

Ответ

4

2

2

4

3

1


Часть 2.

Элементы ответа:

1. Записано краткое условие задачи.

2. В решении записаны необходимые данные.

3. Получен и записан верный ответ.

1. Ответ: Аа – генотип растений средней высоты, в результате скрещивания потомков F1 получится: АА – 25% высоких, аа – 25% низких, Аа – 50% средних.

2. Ответ: Генотипы родителей AABB, aabb. F1 AaBb красные шаровидные 100%, Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот получится расщепление по фенотипу 9:3:3:1.

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

3. Ответ: генотипы родителей: IA IO мать, IВ IO отец.


Источники информации:

1. Линия УМК, серия Биология. "Линия жизни" (10-11) (Базовый) под ред. Пасечника В.В., 2023 год.

2. https://bio- oge.sdamgia.ru /

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.