Материал к уроку развития речи в 6 классе: Публичное выступление «Берегите природу»
Конспект урока.
Тема: Публичное выступление: «Берегите природу»
Учитель: Мальнова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы.
Вид занятия: урок развития речи.
Участники: 6 класс.
Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу!»
Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, обучать умению перерабатывать и оформлять подобранный материал, активировать познавательную деятельность учащихся, вовлекая их в творческую поисковую работу.
Планируемый результат: прийти к осмыслению того, что природу необходимо беречь; увидеть, что имена числительные могут служить для убедительности, доказательности, наглядности и т.п.
УУД:
Личностные: Высказывать свое мнение, свою позицию, проявлять интерес к созданию собственного текста публичного выступления; стремится к речевому самосовершенствованию; осознание личностной значимости обсуждаемой темы и проблемы; способность к взаимооценке и самооценке;
Познавательные: знать цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи; составлять устное публичное выступление-призыв в соответствии с целью, адресатом и ситуацией общения; использовать рабочие материалы, включающие цифровые материалы; уметь работать с разными видами информации и преобразовывать ее в разные формы; уметь извлекать необходимую информацию из предложенного для исследования текста, анализировать ее, обнаруживать в ней причинно-следственные связи, строить гипотезы, делать выводы; осмысленно создавать речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: Вносят коррективы в составленные планы и рабочие материалы, извлекают информацию из различных источников, включая ресурсы Интернет; уметь организовывать свою деятельность в процессе индивидуальной и коллективной работы, соотнося ее с целями и этапами мероприятия; прилагать усилия к выполнению предложенных видов заданий и к решению общей проблемы.
Коммуникативные: Использовать языковые средства для выражения своих чувств; выступать пред аудиторией сверстников с сообщением на учебную тему, адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; участвовать в коллективном обсуждении, умение слушать и вступать в диалог, высказывать свое мнение, владеть навыками диалогической и монологической убеждающей речи.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, ноутбук), презентация для работы на уроке, оценочно-рабочие листы для учащихся.
Ход занятия:
1этап – мотивация (создание проблемной ситуации, формулирование темы мероприятия, создание гипотезы)
Ведущий: перед вами фотографии. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы:
1. Какая общая тема или проблема их объединяет?
2. Попробуйте на основе увиденных фотографий сформулировать тему сегодняшнего занятия.
Загрязнение окружающей среды, уничтожение природы
Ведущий: что и говорить, тема крайне важная, но как нам убедится в том, что природе угрожает опасность? Что поможет нам доказать это?
Предположения учеников.
2этап. Подготовка к выступлениям ребят, составление структуры выступления – рассуждения.
Ведущий: Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю Вам сегодня выступить в роли ораторов и подготовить свой призыв-выступление в защиту окружающей среды в форме рассуждения.
Но для начала давайте вспомним, что такое рассуждение. Оно состоит из 3 частей – каких?
тезис, доказательства, вывод.
Да, Вы правы, в начале любого рассуждения выдвигается какое-то предположение, тезис, в вашем случае – это будет призыв-обращение (к кому и о чем – вы определяете сами). Помните, вы должны воздействовать на слушателя и привлекать внимание к проблеме речевыми средствами!
- Какими именно?
– Запишем:
Привлечение внимания:
- риторическое обращение (неординарное, ко всем вообще и ни к кому в частности)
- привлечение внимания к проблеме: наличие глаголов действия.
Далее приводится система доказательств, которую вы должны озвучить, используя полученные знания. Это будут Ваши выступления на данную тему.
В конце выступления вы должны сделать вывод. Как Вы считаете какой?
- нужно беречь природу или нет.
Класс работает в парах.
Перед вами карточки с заданиями. Ваша задача – вместо цифр записать правильно имена числительные.
3этап. Определение критериев оценивания.
Ведущий: Но перед тем, как начнутся Ваши выступления, давайте определим критерии оценивания выступлений.
Во время выступления ваших одноклассников, Вам необходимо заполнять оценочный лист, по результатам которого, в конце урока мы определим итоговую отметку за выступление. Помимо оценивания одноклассников. За каждый пункт ставится 1 балл. Максимальное количество баллов - 5.
Оценочный лист.
Насколько обращение было ярким.
Правильное прочтение имен числительных.
Выразительное, беглое чтение доклада.
Сделан ли верный и актуальный вывод.
Воздействует ли выступление на публику.
Карточка 1.
Исчезающие тропические леса Амазонки.
Обращение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Влажные экваториальные леса Амазонки являются незаменимой экосистемой. Из-за вырубки деревьев исчезают многие виды растений и животных.
Министр по охране окружающей среды Изабелла Тейшейра сказала, что 5843 _______________________________________________________________________________________________ квадратных километра тропического леса были уничтожены в период с 2012 года по 2013год______________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тропический лес представляет приблизительно 40 % Южной Америки и может быть размером с территорию 48 __________________________________государств, расположенных на североамериканском континенте. Тропический лес Амазонки охватывает Бассейн реки Амазонки и включает больше чем 1100 _______________________________________________притоков, которые являются важным источником хлеба насущного для заводов, животных и людей.
Призыв: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2.
Красная книга.
Обращение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
В обновлении Красной книги рассматривается в общей сложности 71 576
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ видов, из которых под угрозой исчезновения 21 286 ______________________________________________________________________
__________________________________________________________ видов.
Доля существующих вымирающих видов в Красный книге, находящихся под угрозой исчезновения:
- земноводные от 31 до 56% ____________________________________________________________________________________________________________________________________________;
- пресноводные крабы от 16 до 65% ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________;
омары <1% (от 0 до 0,35 %) _______________________________________________________________________________ .
Полностью исчезнувшие виды – 799 ______________________________________________________________________. Вымирающие - 6451 вид _____________________________________________________________________________________
Призыв:______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________
Карточка 3.
Здоровое питание.
Обращение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представление калорийности продуктов необходимо любому человеку, который следит за рационом питания.
В условиях популярности здорового образа жизни и спорта, а также моды на спортивные подтянутые объёмы таблицы питания крайне необходимы для построения правильного режима питания.
Овощи в большей степени являются кладезем клетчатки и пищевых волокон. Некоторые овощи содержат всего по 15 ___________________________килокалорий на 100 _____________граммов. А это значит, что съев полкилограмма пищи, организм насытится 75 _______________________________________________________ килокалориями.
В 100 _____________граммах йогурта содержится 51 ____________________________________ килокалория.
В молоке сгущеном с сахаром – 315 _________________________________________________________килокалорий.
В яйце курином – 157 _________________________________________________________килокалорий, а в вареной докторской колбасе – 260 __________________________________________________.
Призыв:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочный лист.
Насколько обращение было ярким. | Правильное прочтение имен числительных. | Выразительное, беглое чтение доклада | Сделан ли верный и актуальный вывод | Воздействует ли выступление на публику |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
Оценочный лист.
Насколько обращение было ярким. | Правильное прочтение имен числительных. | Выразительное, беглое чтение доклада | Сделан ли верный и актуальный вывод | Воздействует ли выступление на публику |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
Оценочный лист.
Насколько обращение было ярким. | Правильное прочтение имен числительных. | Выразительное, беглое чтение доклада | Сделан ли верный и актуальный вывод | Воздействует ли выступление на публику |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
5 этап. Работа в группах над рекомендациями:
А теперь, ребята, предлагаю Вам составить рекомендации: что необходимо делать, чтобы сберечь природу.
Выработка совместных рекомендаций.
6 этап. Рефлексия на мероприятие.
Вопросы:
По заданию Вам было необходимо в своем выступлении использовать имена числительные, для чего, как Вы думаете?
Для убедительности, доказательности, правдоподобия, наглядности и т.д.
В какой части структуры рассуждения Вы использовали имена числительные?
В доказательной части.
Как Вы считаете, удалось ли нам доказать, что природу надо беречь?
Как Вы думаете, нужно ли детям обсуждать тему защиты природы? Почему?
Как дети Вашего возраста могут помочь защитить природу?
Напишите несколько примеров того, что лично Вы можете сделать, чтобы сберечь природу.
Презентация примеров сохранения природы.
Выработка совместных рекомендаций.
1) Полезным ли оказался для вас наш разговор?
2) Кто из учеников сработал сегодня лучше всех?
7 этап. Домашнее задание.
Ребятам предлагается написать сочинение-рассуждение на тему:
«Где в обычной жизни нам необходимо знать, как правильно употреблять и писать имена числительные?»