12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43871
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Материал к уроку развития речи

«Анализ лирического произведения» в 8 классе

И.Эренбург

Был лютый мороз. Молодые солдаты
Любимого друга по полю несли.
Молчали. И долго стучались лопаты
В угрюмое сердце промерзшей земли.


Скажи мне, товарищ… Словами не скажешь,
А были слова — потерял на войне…
Ружейный салют был печален и важен
В холодной, в суровой, в пустой тишине.


Могилу прикрыли, а ночью — в атаку.
Боялись они оглянуться назад.
Но кто там шагает? Друзьями оплакан,
Своих земляков догоняет солдат.


Он вместе с другими бросает гранаты,
А если залягут — он крикнет «ура».
И место ему оставляют солдаты,
Усевшись вокруг золотого костра.


Его не увидеть. Повестку о смерти
Давно получили в далеком краю.
Но разве уступит солдатское сердце
И дружба, рожденная в трудном бою?

 

1. Прочитайте внимательно стихотворение. Какие картины  вы нарисовали бы к этому стихотворению? Какие цвета использовали бы и почему?

2. Словарная работа.

а) Подберите синонимы к слову лютый в первом предложении. Как вы думаете, почему автор использовал именно слово лютый?

б) Каково значение слов молодые и любимого в первых строках? На какие размышления наталкивают эти слова?

в) Какова роль метафоры «и долго стучались лопаты в угрюмое сердце промерзшей земли»?

3. Какова роль многоточия во второй строфе стихотворения?

4. Вторая часть стихотворения рисует фантастическую картину: похороненный солдат продолжает воевать. Как называется такой прием в литературе? Какова его роль в данном стихотворении?

5. Как вы понимаете последнюю строку стихотворения?

6. Определите идею стихотворения.  О чем оно заставило вас задуматься?  Считаете ли вы, что  это стихотворение необходимо читать вашим сверстникам? Ответ аргументируйте.

7.Какие вам известны другие произведения о фронтовой дружбе и о силе этой дружбы?

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 10.05.19 в 12:44 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Вера Сергеевна! Думаю, что Ваш пример анализа произведения будет полезен учителям русского языка и литературы! Стихотворение Эренбурга очень проникновенное...
Легоцкая Вера Сергеевна, 10.05.19 в 17:52 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна! Думаю, что Эренбург незаслуженно забыт! Всегда беру его стихи для анализа в мае. Напоминаю таким образом детям о войне.
Горбачёва Марина Юрьевна, 10.05.19 в 12:53 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезную работу,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 10.05.19 в 17:53 3Ответить Пожаловаться
И Вам, Марина Юрьевна, спасибо за внимание к моим работам.
Порошина Ольга Анатольевна, 10.05.19 в 16:06 4Ответить Пожаловаться
Трогательное стихотворение! Нужный материал! Спасибо за ресурс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 10.05.19 в 17:54 3Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, у Эренбурга все стихи такие. Чувствуется, что человек лично многое пережил!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 11.05.19 в 10:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна. Хорошие вопросы для понимания идеи стихотворения и значения художественных средств, для развития творческого воображения.
Легоцкая Вера Сергеевна, 11.05.19 в 12:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо и Вам, Наталья Юрьевна! Примечательно, что этим вопросам меня учили с 1985 г. в институте, а сейчас они подаются как новация.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.