Материал к уроку развития речи по литературе в 6 классе «Обучение анализу стихотворения»
Материал к уроку развития речи по литературе в 6 классе
«Обучение анализу стихотворения»
А.Яшин
Печальна участь одинокого,
А нелюдимого — вдвойне
Во время странствия далекого,
В дни испытаний,
На войне.
Пусть радости необычайные
К тебе вдруг хлынут на порог —
Покажется еще печальнее,
Что ты друзей нажить не смог.
Все не под силу:
Дом не выстроить,
Хорошей песни не сложить,
В нужде и в горе дня не выстоять
Как без друзей на свете жить?
План анализа стихотворения
1. Словарная работа: объясните значение слов
Нелюдимый
Хлынуть
Нажить
Нужда
2. Как автор объясняет, почему «печальна участь одинокого»? Согласны ли вы с ним?
3. Как вы думаете, какова роль местоимений тебе, ты? Что меняется в общей тональности стихотворения при таком обращении к читателю?
4. Какие конкретные реалии имеет в виду автор, утверждая, что без друзей «дом не выстроить»? «Хорошей песни не сложить»?
5. Почему последнее предложение стихотворения можно считать риторическим вопросом?
6. Отметьте средства выразительности в стихотворении. Какова их роль?
7. Определите жанр, тему, идею стихотворения.
8. Приведите примеры из вашего читательского и жизненного опыта, убеждающие в правоте авторской идеи.
9. Напишите рассуждение на тему «Как без друзей на свете жить?» (5-7 предложений)