Внеклассное мероприятие «Пусть не будет войны никогда»
Внеклассное мероприятие рассчитано на обучающихся начальных классов и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Младшие школьники очень мало знают о Великой Отечественной Войне, а очевидцев остается с каждым годом все меньше и меньше. Память о тех событиях хранят книги. В ходе внеклассного мероприятия дети знакомятся с литературой о Великой Отечественной Войне, узнают о трудностях военного времени, о подвиге солдат и тружеников тыла.
Предварительная работа: рисунки на военную тему; анкетирование родителей о книгах о войне, которые они читали в детстве; подбор стихов и рассказов по теме; исследовательская работа о родственниках, воевавших во время Великой Отечественной войны, для составления Книги Памяти.
Цель: ознакомить с героическими страницами истории нашей Родины на основе рассказов и стихотворений о войне
Задачи:
способствовать формированию знаний об истории нашей Родины;
стимулировать интерес к чтению художественной литературы, связанной с военной тематикой;
развивать умение рассказывать о событиях и их участниках;
воспитывать уважение к ветеранам войны и труженикам тыла;
систематизировать материал о родственниках, воевавших во время Великой Отечественной Войны
Предполагаемый результат:
знание основных событий Великой Отечественной войны;
умение ценить все то хорошее, что есть в жизни;
создание Книги Памяти о родственниках, которые внесли вклад в Победу нашей Родины
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг, оформление доски детскими рисунками и плакатами о войне, авторская презентация.
Ход мероприятия
Учитель: Дорогие ребята, родители, гости! Есть события, память о которых не стирается никогда. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война против фашистской Германии. 9 мая вся страна отмечает День Победы в этой войне. Этой дате посвящено наше мероприятие «Пусть не будет войны никогда». (Слайд 1). День Победы - праздник со слезами на глазах. Мы печалимся о тех, кто сражался и не вернулся, радуемся победе, одержанной нашим народом. Салютуем мужеству, храбрости и стойкости всех, кто принес эту победу, салютуем нашей Армии.
Дети исполняют песню «Сегодня салют», слова В.Степанова, музыка М.Протасова
1-й чтец: (Слайд 2)
Война закончилась. И пушки замолчали,
И годы сгладили великую беду,
И мы живем. И мы опять весну встречаем,
Встречаем День Победы, лучший день в году.
2-й чтец:
И от Камчатки до прославленного Бреста,
От Севастополя до мурманских широт
Печаль и радость по стране шагают вместе,
И снова память нам покоя не дает...
Михаил Ножкин
Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну. (Слайд 3). Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война. Несмотря на тяжелейшие потери, нашим вооруженным силам удалось сорвать германский план молниеносной войны. На фронте с каждым днем крепло сопротивление Красной Армии. На борьбу с врагом поднялся весь народ. (Слайд 4)
1 куплет и припев песни "Священная война"
(сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)
Учитель: О подвиге советского народа написано много книг. Писатель Сергей Петрович Алексеев создал более 30 книг, посвященных истории России. В своих рассказах о Великой Отечественной войне он пишет о мужестве, с которым отстаивали свою землю и солдаты-фронтовики, и генералы, и простые люди в тылу, и даже дети. (Слайд 5)
Дети читают стихи и кратко передают содержание некоторых рассказов.
1-й ученик: (Слайд 6)
Кружилась в поле злая осень,
Шумела поздняя листва.
Их было только двадцать восемь,
А за спиной была Москва.
Рассказ «Разъезд Дубосеково»
Разъезд Дубосеково недалеко от Москвы. Из рассказа я узнал, что здесь в 1941 году бойцы из дивизии генерала Панфилова преградили путь врагу. Их было всего 28 человек. 20 немецких танков шли на них. Политрук Клочков сказал: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». 14 вражеских танков подбили герои-панфиловцы. Стойко они сражались, погибали один за другим, но не пропустили фашистов к Москве. Разъезд Дубосеково – святое место для каждого русского сердца.
2-й ученик:
Рассказ «Тульские пряники»
Тула – город оружейников. Тульские рабочие во время войны сами стали выпускать нужное вооружение. Одному из предприятий пришлось делать противотанковые мины, а помогали рабочие кондитерской фабрики. Ученик кондитера Ваня Колосов принес с собой наклейки от коробок, в которые на кондитерской фабрике упаковывали тульские пряники. Стал он приклеивать их к минам. Это фрицам гостинец. Солдаты потом благодарили рабочих за такие тульские пряники. На этих минах много немцев подорвалось. Не прорвались они к Туле.
3-й ученик:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России -
И всю её прикрыл собой!
С. Орлов “Сталинград”
Рассказ «Победа под Сталинградом»
Сражается Сталинград. В одном из подвалов сидит командующий фашистской армией генерал-фельдмаршал Паулюс. Приказывает своим солдатам держаться. Но храбро сражаются бойцы Советской армии, и 2 февраля 1943 года фашистская армия окончательно сложила оружие. Победа была великой. Не померкнет слава ее в веках.
Учитель: В книге «Час мужества» кроме рассказов Сергея Алексеева вы можете прочитать стихи о войне разных поэтов.
Учитель: Рассказы Льва Абрамовича Кассиля «Главное войско», «Твои защитники», «Рассказы о войне» тоже посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым ему по собственному опыту военного корреспондента. Реальные истории повествуют о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу. Не только мужчины, но и женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, выносили раненых с поля боя. Женщины были разведчицами, пулеметчицами, радистками. (Слайд 7)
4-й ученик:
Она на поле боя про страхи забывает,
И нет уже на свете отважнее бойца,
И в грохоте орудий она солдат спасает,
И биться заставляет уставшие сердца…
Игорь Ширяев
Рассказ «Сестра»
Из рассказа Льва Кассиля «Сестра» я узнал о том, как медицинская сестра Надя Балашова перевязала и вытащила с поля боя в безопасное место раненого бойца Ивана Котлова. Не побоявшись вражеских пуль, она спасла жизнь солдату.
5-й ученик:
Звук страшнее грома, глушит все вокруг.
Русские танкисты закрывают люк,
И подходят к фронту... и огонь ведут...
Догорает пламенем вражеский редут.
А. Майский
Рассказ «Вперед, танкисты»
Не хотели фашисты уходить с нашей земли. Навезли пушек, наставили пулеметов. Ни слева обойти, ни справа объехать. И пошли тогда в бой наши танки. Деревья и бревна, словно спички, ломают. Пушку – в лепешку, ружья – в щепки. За прочной броней сидят наши танкисты и бьют врага. Смелые они люди и умелые бойцы.
6-й ученик:
Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
7-й ученик:
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины зазывали.
И песня нашей спутницей была.
В бою. В походе. На ночном привале.
Исполнение детьми песни «Три танкиста» Музыка: братья Покрасс, слова: Б. Ласкин
Учитель: Вместе с взрослыми воевали дети, взрывали мосты, железные дороги, ходили в разведку. Об их подвигах сняты фильмы, написаны книги. Послушайте рассказ Льва Кассиля о мальчике Тишке.
О мальчике Тишке и отряде немцев
У мальчика Тишки была большая семья: мама, папа и три старших брата. Деревня, в которой они жили, располагалась недалеко от границы. Когда немецкие солдаты напали на нашу страну, Тишке было всего 10 лет.
На второй день войны немцы уже ворвались в их деревню. Они выбрали самых крепких мужчин и женщин и отправили их к себе в Германию на работы. Среди них была и мама Тишки. А сами пошли дальше – завоевывать наши земли.
Папа Тишки, его братья, Тишка и другие мужчины деревни ушли в лес и стали партизанами. Почти каждый партизаны то подрывали немецкие поезда, то перерезали телефонные провода, то раздобывали важные документы, то захватывали в плен немецкого офицера, то выгоняли из деревни немцев.
А для Тишки тоже была работа. Он ходил по деревням и высматривал, сколько у немцев пушек, танков и солдат. Потом возвращался обратно в лес и докладывал командиру. Однажды в одной из деревень Тишку поймали два немецких солдата. Тишка сказал, что идет к бабушке, но немцы ему не поверили: «Ты знаешь, где партизаны! Отведи нас к ним!».
Тишка согласился и повел за собой большой немецкий отряд. Только шел он не к партизанам, а совершенно в противоположную сторону, к огромному топкому болоту. Болото было покрыто снегом и казалось огромным полем. Тишка шёл через болото только по одной ему известной невидимой тропинке. Немцы же, следовавшие за ним, проваливались в темную жижу. Так один мальчик уничтожил весь немецкий отряд.
Учитель: Многие юные герои были награждены за свой подвиг медалями и орденами. (Слайд 8)
Лене Голикову, Зине Портновой, Марату Казею, Вале Котику, Саше Чекалину присвоено звание Героя Советского Союза. О подвиге детей во время Великой Отечественной войны можно прочитать в книгах «Рассказы о юных героях» и «Улица младшего сына». (Слайд 9)
Но дети не только воевали, они помогали в госпиталях, выступали перед ранеными бойцами.
Танец «Если был бы я гусаром»
Учитель: Жестокие страдания выпали на долю жителей города Ленинграда, который оказался окружен врагами. Валерий Воскобойников в книге «Девятьсот дней мужества» рассказывает о трудных днях блокадного Ленинграда. (Слайд 10)
8-й ученик:
Он не дрогнул в бою,
Бастион над Невою.
Он в едином строю
Был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог:
Все он вынес и все превозмог.
Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Защищали Ленинград и солдаты, и мирное население. Женщины копали окопы и рвы, чтобы не прошли фашистские танки. Работали они от рассвета до заката. Им даже еду, как солдатам, привозили в полевых кухнях На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. По «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера с Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. (Слайд 11)
9-й ученик: (Слайд 12)
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Сергей Смирнов
Таня жила в блокадном Ленинграде. С начала блокады девочка начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. Сама Таня Савичева была эвакуирована из Ленинграда летом 1942 года, но 1 июля 1944 скончалась от болезней, вызванных последствиями блокады Ленинграда.
Учитель: Жителям блокадного Ленинграда помогала наша с вами землячка Ксения Петровна Гемп. Об этом можно узнать из рассказа Эльвиры Николаевой. Ксения Петровна учила голодающих людей использовать в пищу морские водоросли. Под ее руководством готовили из даров моря супы, каши, лепешки, кисели. Они спасли от смерти тысячи ленинградцев.
Подвигу северян посвящены некоторые рассказы раздела «Славные поморы» в хрестоматии «Морянка». Здесь вы сможете прочитать о том, как защищали Родину наши земляки на фронте и в тылу. (Слайд 13)
10-й ученик:
Мне запомнились из сборника «Морянка» рассказы о соловецких юнгах, особенно о подвиге Саши Ковалева. Во время боевого задания осколки от снарядов прошили бортовую обшивку катера. Образовалась пробоина в радиаторе, температура воды в котором была семьдесят градусов. Но юнга закрыл грудью пробоину. Ему хватило сил и мужества. Благодаря подвигу Саши Ковалева торпедный катер не потерял ход и дошел до базы. (Слайд 14)
Учитель: Во время войны нашим солдатам помогали даже животные. В рассказе Сергея Петровича Алексеева "Мишка" одной сибирской дивизии подарили медвежонка. Мишка смело сражался вместе с бойцами против фашистов. Благодаря ему они одержали много побед. Однажды во время боя медведь поднялся во весь рост и грозно зарычал. От испуга немцы бросились бежать.
А у Константина Паустовского в «Похождениях жука-носорога» жук спас папу мальчика Степы от вражеской пули. Этот жук, подарок Степы, прошел всю войну вместе с папой и вернулся домой. (Слайд15)
Учитель: Ваши родители в детстве тоже читали книги о войне. По результатам анкетирования больше всего запомнились «Девочка из города» Л.Воронковой, «Васек Трубачёв и его товарищи» В.Осеевой, «Сын полка» В.Катаева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева. Сейчас родители поделятся своими воспоминаниями. (Слайды 16, 17)
Слово родителям
11-й ученик: (Слайд 18)
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Рассказ «Победа»
В этом рассказе Сергея Алексеева говорится о том, как сержант Егоров и младший сержант Кантария под непрерывным огнем врага установили на здании рейхстага боевое знамя – символ непобедимости советского оружия. А в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Парад Победы.
Учитель: Наш народ ковал Победу в тылу и на фронте. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу с вами жизнь. (Слайд 19)
Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мирное небо над головой.
Песня «Пусть всегда будет солнце». Слова Л. Ошанина, музыка А. Островского.
Учитель: Вспомним ваших родных, кто защищал нашу Родину. Вместе с родителями вы нашли о них материал, который помещен в нашей Книге Памяти.
Проект «Книга Памяти»
Ребята представляют печатный вариант Книги Памяти и рассказывают о своих родственниках, которые сражались во время Великой Отечественной войны.
Учитель:
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста, помните!
Роберт Рождественский
Дети хором: Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
Источники информации
- Начало Великой Отечественной войны http://www.otvoyna.ru/voina.htm
- Сергей Петрович Алексеев. Лучшие книги http://www.livelib.ru/author/312084/top/~2
- Лев Кассиль. Биография http://museumkassil.sgu.ru/kassil/biography
- Блокада Ленинграда http://www.vokrugsveta.ru
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1454920218.rar (День Победы)