Презентация «Путешествие в сказку «12 месяцев вместе с П.И. Чайковским». Фортепианный альбом «Времена года»

6
1
Материал опубликован 19 November 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Кто из нас хотя бы раз не читал сказку «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака? В этой сказке главной героине посчастливилось встретиться сразу с двенадцатью месяцами. А давайте и мы попробуем сочинить свою музыкальную сказку о двенадцати месяцах вместе со знаменитым русским композитором П.И.Чайковским.
Презентация Гавриленко Е. Времена года.
PPTX / 4.77 Мб

Предварительный просмотр презентации

Путешествие в сказку «12 месяцев вместе с П.И.Чайковским». По страницам фортепианного альбома «Времена года»

Сказка начинается «Тихо, тихо, сядем рядом - Входит музыка в наш дом В удивительном наряде,  Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены - Вся земля видна вокруг: Плещут волны речки пенной,  Чутко дремлют лес и луг. Вдаль бегут степные тропки,  Тают в дымке голубой. Это - музыка торопит  И ведёт нас за собой».

Музыкальная сказка о двенадцати месяцах Кто из нас хотя бы раз не читал сказку «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака? В этой сказке главной героине посчастливилось встретиться сразу с двенадцатью месяцами. А давайте и мы попробуем отправиться в путешествие в созданную нашим воображением музыкальную сказку о двенадцати месяцах вместе со знаменитым русским композитором П.И.Чайковским.

С чего все начиналось? То, о чём я сейчас хочу рассказать, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил Петр Ильич Чайковский, издавался журнал, который назывался «Нувеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П. И. Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года».

Встреча с двенадцатью месяцами И вот сейчас я приглашаю вас в сказку, где мы встретимся сразу с двенадцатью месяцами.

Январь. У камелька. «И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет уголёк, И свечка нагорела» А.С. Пушкин

Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство. Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате и чей-то ласковый негромкий голос ведет свой рассказ. Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней- Не спугнуть бы нам его.

Февраль. Масленица. «И от грусти, и от скуки  Могут вылечить нас всех Озорных мелодий звуки,  Песни, пляски, шутки, смех. Золотой волшебной рыбкой Может музыка блеснуть И по-дружески, с улыбкой Вдруг в глаза нам заглянуть. Может песней - полусказкой Нас, шутя развеселить И рассыпаться вдруг пляской,  В хороводе закружить». Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё - словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр.

Март. Песня жаворонка. Музыка первого месяца весны называется» Песня жаворонка». Она похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. У русского художника Левитана есть картина, которая называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.

Апрель. Подснежник. Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружиться в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. «Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,  И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь, правда, что это весна?». «Зелёная ножка», конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из – под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Май. Белые ночи. Музыка «Мая» грустная, задумчивая. Композитор назвал её «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка. У поэта А. С. Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным. «Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный,  Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады,  И ясны спящие громады Пустынных улиц». Неторопливый ритм стиха созвучен музыке П. И. Чайковского. Музыка «Мая» не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.

Июнь. Баркарола. Вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка «Июня»? П. И. Чайковский назвал пьесу «Баркаролой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», по-итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко. Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркаролу». Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветерком. Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето.

Июль. Песня косаря. Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора. Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал её «Песня косаря». Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари. Ослепительно вспыхивают на солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

Август. Жатва. Эту пьесу композитор назвал «Жатва». Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка. Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка пьесы «Жатва» звучит мягче, женственнее. Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы.

Сентябрь. Охота. Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота»  

Октябрь. Осенняя песня. Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут поздней осенью. Пьеса «Октябрь» называется ещё «Осенняя песня». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразы уговаривают, успокаивают, утешают. «Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.

Ноябрь. На тройке. Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке». Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня. Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков. «Кто долго жил в глуши печальной  Друзья, тот, верно, знает сам, Как сильно колокольчик дальний Порой волнует сердце нам». Так писал А. С. Пушкин.

Декабрь. Святки. Это последняя пьеса из альбома «Времена года». Она называется «Святки». Святки - время от Рождества до Крещенья. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Заключительная пьеса цикла - “Святки” - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. Этим замечательным вальсом мы и завершим наше удивительное путешествие в сказку «12 месяцев вместе с П.И.Чайковским».

Музыка на все времена Музыка этого великого русского композитора любима и сегодня, о чем и мечтал П.И.Чайковский. «Он желал бы всеми силами души,  Чтобы музыка его распространялась, Чтоб она баюкала в тиши,  Чтобы с нею вместе улыбались, Чтоб она печали отвела,  Напоила путника в дороге Он хотел, чтоб музыка была Утешеньем, радостью, подмогой. Пусть музыка всегда живёт,  И радость всюду побеждает! Пусть сердце русское поёт! Чайковского повсюду знают».    

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Хорошая идея

19 November 2018