Интерактивный кроссворд «Времена года» по страницам фортепианного альбома П.И. Чайковского (5–8 класс)

16
8
Материал опубликован 1 May 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Пояснительная записка к интерактивному кроссворду «Времена года» 

Предмет: слушание музыки, музыкальная литература

Целевая аудитория: учащиеся ДМШ

Цель: расширение, обобщение и уточнение знаний учащихся о фортепианной музыке П. И. Чайковского «Времена года»

Задачи интерактивного кроссворда: 
  • обеспечить мотивацию учения;
  • пополнить словарный запас учащихся;
  • способствовать воспитанию интереса к классической музыке в целом и к фортепианной музыке П. И. Чайковского в частности;
  • способствовать формированию умения узнавать пьесы из фортепианного альбома «Времена года» по музыкальному фрагменту.

Возможности использования: кроссворд предназначен для проведения уроков музыкальной литературы в ДМШ. Возможно использование кроссворда: во внеурочной деятельности, в качестве познавательной паузы на воспитательных внеклассных мероприятиях после проведённой беседы о фортепианном альбоме «Времена года», в качестве ознакомления с основными мелодическими линиями цикла.

Актуальность.

Фортепианный альбом П. И. Чайковского «Времена года» – одно из самых известных и популярных музыкальных произведений русской музыкальной классики. Большинство учащихся ДМШ на вопрос о том, знакома ли им музыка «Времена года» отвечают положительно, но назвать несколько пьес из альбома, напеть мотив хотя бы одной из них могут немногие.

На уроках музыки в общеобразовательной школе цикл «Времена года» как целостное музыкальное произведение не изучается (в том числе и в связи с большим объёмом), изучаются лишь некоторые пьесы из альбома.

Актуальность благотворного воздействия музыки Чайковского на воспитание подрастающего поколения общеизвестна, но качественных современных интерактивных учебных пособий по теме «Времена года» П. И. Чайковского» в интернет и в других доступных учителю источниках нет. Чаще всего встречаются линейные презентации (набор слайдов с названиями пьес и подходящими изображениями к ним, реже со встроенными музыкальными файлами), которые не обеспечивают надлежащую мотивацию и обратную связь, не способствует организации творческого учебного процесса.

Интерактивный кроссворд «Времена года» поможет педагогу организовать процесс целостного знакомства с музыкальным шедевром великого композитора лаконично, интересно и увлекательно.

Содержание и правила разгадывания кроссворда: кроссворд «Времена года» состоит из 12 заданий, по числу пьес из фортепианного альбома П. И. Чайковского. Слово-ответ сопровождается изображением, текстом, аудио эпиграфом в исполнении актёра А. Баталова и музыкальным фрагментом для «эскизного» прослушивания, а возможно и краткого музыкального анализа.

Правила разгадывания кроссворда:

  • Выполнение заданий по порядку номеров.
  • При нажатии на цифру появляется вопрос.
  • При нажатии на текст вопроса появляется ответ, который сопровождается изображением, текстом, аудио эпиграфом и музыкальным фрагментом.
  • Переход к следующему заданию по щелчку на кнопку.
  • Алгоритм выполнения остальных заданий тот же.

Правильные ответы: святки, тройка, подснежник, жатва, камин, октябрь, баркарола, май, масленица, март, июль, охота.

Формы работы с кроссвордом.

Фронтальная (разгадывание кроссворда в интерактивном режиме по итогам знакомства с альбомом «Времена года», после прохождения раздела презентации «Фонотека»). Традиционно кроссворд используется на уроке в работе со всем классом, педагог вслух читает задания кроссворда, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ. Задания, вызывающие затруднения, выполняются с помощью педагога, путём обсуждения и наводящих вопросов.

Индивидуальная (разгадывание кроссворда самостоятельно с дальнейшей взаимопроверкой на этапе знакомства с альбомом и в качестве мотивации первичного слушания пьес из цикла «Времена года», в этом случае к разделу «Фонотека» целесообразней обратиться после разгадывания кроссворда, в целях уточнения знаний и более подробного анализа музыки). Индивидуальная работа с кроссвордом состоит из трёх ступеней. На первой ступени учитель раздаёт учащимся кроссворды, распечатанные заранее на листах А4 по два кроссворда на листе, разрезанные на карточки (см. приложение). Учащиеся вписывают в кроссворд отгаданные слова самостоятельно. На второй ступени учитель просит учащихся поменяться кроссвордом с соседом по парте и организует взаимопроверку с помощью интерактивного кроссворда. На заключительном этапе учитель предлагает учащимся оценить работу товарищей. Критерии оценки педагог устанавливает исходя из индивидуальных особенностей класса. Например, 10 и более отгаданных слов - оценка «5», не менее 7 слов – «4» и т.д.

Техническое и программное обеспечение.

Кроссворд создан в программе PowerPoint 2013, содержит внедрённые аудио файлы в формате Mp 3. На диске, который использовала, пьесы альбома звучат в исполнении камерного инструментального ансамбля (запись некачественная), а мне хотелось, чтобы дети услышали пьесы альбома именно в исполнении фортепиано. Пришлось эпиграфы, актёрское чтение, отрезать и приклеивать к фрагментам в исполнении рояля, предварительно почистив некачественную запись.

Инструкция по использованию кроссворда

Слайд 1. Титульный слайд, название кроссворда, сведения об авторе. Переход к следующему слайду 2 по щелчку.

Слайд 2. Содержание. На слайде фигура смарт с названиями разделов презентации: «История», «Фонотека», «Правила», «Кроссворд». На каждый прямоугольник установлена гиперссылка, ведущая на слайд соответствующего раздела. Для перехода следует нажать на нужный раздел-прямоугольник.

Слайд 3. История. Уточнение и расширение знаний учащихся об истории создания и содержании фортепианного альбома П. И. Чайковского «Времена года». На слайде применён приём «Листание». Листание происходит по щелчку на каждую страницу книги.

Слайд 4. История (викторина). Викторина с вопросами о жизни и творчестве П. И. Чайковского. На слайде применён приём «Сорбонка». По щелчку на фигуру с вопросом появляется правильный ответ, фигура меняет цвет на более светлый и появляется следующий вопрос. Возврат на слайд-содержание по щелчку на кнопку в правом нижнем углу слайда.

Слайд 5. Фонотека. На слайде изображения 12 конвертов. На конверты настроены триггеры, щелчку на конверт появляется изображение диска, название пьесы из альбома «Времена года» и музыкальный фрагмент для слушания. Порядок воспроизведения аудио любой. В случае необходимости возможно прослушивание одного фрагмента вторично (несколько раз).

Слайд 6. Правила разгадывания кроссворда. На слайде подробные правила разгадывания кроссворда.

Слайды 7-18. Кроссворд. На слайде ячейки кроссворда. При нажатии на цифру появляется вопрос. При нажатии на текст вопроса (фигуру с вопросом) появляется ответ, сопровождающийся полным названием пьесы, иллюстрацией, аудио эпиграфом и соответствующим музыкальным фрагментом. Представленная информация поможет организовать краткую беседу о прозвучавшей музыке, прокомментировать некоторые характерные особенности пьес из альбома «Времена года», поспособствует эмоциональному восприятию музыки. По щелчку на кнопку переход к следующему заданию, дальнейшее выполнение заданий аналогично. После того, как кроссворд разгадан, по завершении выполнения задания 12, появляется фигура со словами поощрения «Кроссворд разгадан, отличная работа!».

Слайд 19. Используемые ресурсы. Ссылки на ресурсы интернет, использованные для создания презентации.

Приложение (распечатать на принтере и разрезать на карточки).

"Времена года" кроссворд по страницам фортепианного альбома П. И. Чайковского


  1. Приложение: карточки для индивидуальной работы
    DOCX / 18.7 Кб

    Интерактивный кроссворд "Времена года"
    PPTX / 15.71 Мб

Предварительный просмотр презентации

Интерактивный кроссворд по страницам фортепианного альбома П. И. Чайковского Тонкова Энглена Александровна, преподаватель МБУ ДО ДМШ г. Павлово Нижегородской области

История Фонотека Правила Кроссворд Содержание

Музыка Чайковского, по данным ЮНЕСКО, считается самой исполняемой в мире Средствами музыки П. И. Чайковский рисует картины русской природы, душевное состояние человека в определённую пору года: грусть, радость, мечту, раздумье... История Каждую пьесу сопровождает эпиграф из русской поэзии. «Времена года» исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов Чайковский Пётр Ильич (1840-1893) «Времена года» - цикл из двенадцати картин для фортепиано. Каждой пьесе соответствует своё название и сюжет Каждая из 12 пьес впервые появлялась в журнале «Нувеллист» в том месяце, название которого она имела Двенадцать характерных пьес для фортепиано П. И. Чайковский Памятник композитору Чайковскому, г. Симферополь

Балет «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» - жанр? Вольфганг Амадей Моцарт Один из любимых композиторов П.И. Чайковского? Для фортепиано Для какого инструмента написан цикл «Времена года»? Ландыши Любимые цветы композитора? Своему племяннику Володе Давыдову Кому композитор посвятил «Детский альбом»? Город Воткинск Город, в котором родился П. И. Чайковский Ответьте на вопросы о жизни и творчестве П.И. Чайковского. Щёлкнув по фигуре с вопросом, проверьте свой ответ История

Фонотека Июнь. Баркарола Июль. Песнь косаря Август. Жатва Май. Белые ночи Февраль. Масленица Март. Песнь жаворонка Апрель. Подснежник Январь. У камелька Октябрь. Осенняя песнь Ноябрь. На тройке Декабрь. Святки Сентябрь. Охота

Правила разгадывания кроссворда Выполнение заданий по порядку номеров. При нажатии на цифру появляется вопрос. При нажатии на текст вопроса появляется ответ, который сопровождается аудио эпиграфом, изображением и музыкальным фрагментом. Переход к следующему заданию по щелчку на кнопку. Алгоритм выполнения остальных заданий тот же.

Т Я В С К И Промежуток времени от Рождества до Крещенья 1 Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. В. А. Жуковский Святочное гадание. Н. К. Пимоненко Декабрь. Святки

Й А К Т Я В С К И О Р Старинная русская упряжка лошадей 1 2 Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши. Н. А. Некрасов Тройка. А. Шелоумов Ноябрь. На тройке

Й А К Т Я В С К И К Н О П Д С Е Ж Н И Р Первоцвет, первый весенний цветок 3 1 2 Голубенький, чистый подснежник – цветок, А подле сквозистый последний снежок. Последние слёзы о горе былом И первые грёзы о счастье ином. А. Н. Майков Подснежники. Н. Шайкина Апрель. Подснежник

Й А Ж Т В А К Т Я В С К И К Н О П Д С Е Ж Н И Р На Руси время уборки урожая пшеницы и ржи 3 4 1 2 Люди семьями принялися жать, Косить под корень рожь высокую! В копны частые снопы сложены, От возов всю ночь скрипит музыка. А. В. Кольцов Жатва. Л. Лермитт Август. Жатва

К Й А Ж Т В А К Т Я В С К И К Н О П Д С Е Ж Н И Р Н М А И Значение слова «камелёк» 3 4 5 1 2 И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонёк, И свечка нагорела. А. С. Пушкин У камина. Д. Гелсингер Январь. У камелька

Я Б Т К О Ь Й А Ж Т В А К Т Я В С К И К Н О П Д С Е Ж Н И Р Р Н М А И «Осенняя песнь», месяц 3 4 5 6 1 2 Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят. А. К. Толстой Листопад. Р. Биляев Октябрь. Осенняя песнь

Я Б Т К О Ь Л Й А Ж Т В А К Т Я В С К И Р О А А Б А Р К Н О П Д С Е Ж Н И Р Р Н М А И Песня лодочника 3 4 5 6 1 2 7 Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звёзды с таинственной грустью Будут над нами сиять. А. Н. Плещеев На лодке. В. Поленов Июнь. Баркарола

Я Б Т К О Ь Л Й А Ж Т В А К Т Я В С К И Р О А А Б А Р К Н О П Д С Е Ж Н И Р Р Й М Н М А И «Белые ночи», месяц 3 4 5 6 1 2 7 8 Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега, Как свеж и чист твой вылетает Май! А. А. Фет «Белые ночи» С. А. Зверев Май. Белые ночи

Я Б Т К О Ь Л М Й А Ж Т В А К Т Я В С К И Р О А А Б А Р К Н О П Д С Е Ж Н И Р Р А Т Й М Н М А И «Песнь жаворонка», месяц 3 4 5 6 1 2 7 8 9 Поле зыблется цветами, В небе льются света волны, Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. А. Н. Майков Ранняя весна. А. Саврасов Март. Песнь жаворонка

Я Б Т К О Ь А Ц И Н Е Л С А М Й А Ж Т В А К Т Я В С К И Р О А А Б А Р К Н О П Д С Е Ж Н И Р Р А Т Й М Н М А И Русский народный праздник проводов зимы 3 4 5 6 1 2 7 8 9 10 Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир. П. А. Вяземский Масленица. А. Пластов Февраль. Масленица

Я Б Т К О Ь А Ц И Н Е Л С А М Й А Ж Т В А К Т Я В С К И Р О А А Б А Р К Н О П Д С Е Ж Н И Р Р А Т Л Ю Ь Й М Н М А И «Песнь косаря», месяц 3 4 5 6 1 2 7 8 9 10 11 Раззудись, плечо, Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! А. В. Кольцов Косцы. Г. Мясоедов Июль. Песнь косаря

Кроссворд разгадан, отличная работа! Я Б Т К О Ь А Ц И Н Е Л С А М Й А Ж Т В А К Т Я В С К И Р О А А Б А Р К Н О П Д С Е Ж Н И Р Р А Т Л Ю Ь О Й М О Х Т Н М А И Процесс выслеживания и добычи диких зверей и птиц 3 4 5 6 1 2 7 8 9 10 11 12 Пора, пора! Рога трубят; Псари в охотничьих уборах; Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах. А. С. Пушкин Охота. Б. Томас Сентябрь. Охота

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Посмотреть кроссворд по ссылке http://www.slideboom.com/presentations/2131303/f1525169199-%282%29

1 June 2018

Поздравляю с победой в конкурсе!

15 June 2018

Благодарю за поздравление, рада быть полезной.

15 June 2018

МОЛОДЦЫ!!!! С ПОБЕДОЙ!!!!!!!!!!!!!!

15 June 2018

Поздравляю с победой!

15 June 2018

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

15 June 2018

Прекрасный ресурс!!! Заслуженная победа!!! Поздравляю!!!

30 July 2018

Здорово!

4 August 2019