Интерактивный кроссворд «Времена года» по страницам фортепианного альбома П.И. Чайковского (5–8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Предмет: слушание музыки, музыкальная литература
Целевая аудитория: учащиеся ДМШ
Цель: расширение, обобщение и уточнение знаний учащихся о фортепианной музыке П. И. Чайковского «Времена года»
Задачи интерактивного кроссворда:- обеспечить мотивацию учения;
- пополнить словарный запас учащихся;
- способствовать воспитанию интереса к классической музыке в целом и к фортепианной музыке П. И. Чайковского в частности;
- способствовать формированию умения узнавать пьесы из фортепианного альбома «Времена года» по музыкальному фрагменту.
Возможности использования: кроссворд предназначен для проведения уроков музыкальной литературы в ДМШ. Возможно использование кроссворда: во внеурочной деятельности, в качестве познавательной паузы на воспитательных внеклассных мероприятиях после проведённой беседы о фортепианном альбоме «Времена года», в качестве ознакомления с основными мелодическими линиями цикла.
Актуальность.Фортепианный альбом П. И. Чайковского «Времена года» – одно из самых известных и популярных музыкальных произведений русской музыкальной классики. Большинство учащихся ДМШ на вопрос о том, знакома ли им музыка «Времена года» отвечают положительно, но назвать несколько пьес из альбома, напеть мотив хотя бы одной из них могут немногие.
На уроках музыки в общеобразовательной школе цикл «Времена года» как целостное музыкальное произведение не изучается (в том числе и в связи с большим объёмом), изучаются лишь некоторые пьесы из альбома.
Актуальность благотворного воздействия музыки Чайковского на воспитание подрастающего поколения общеизвестна, но качественных современных интерактивных учебных пособий по теме «Времена года» П. И. Чайковского» в интернет и в других доступных учителю источниках нет. Чаще всего встречаются линейные презентации (набор слайдов с названиями пьес и подходящими изображениями к ним, реже со встроенными музыкальными файлами), которые не обеспечивают надлежащую мотивацию и обратную связь, не способствует организации творческого учебного процесса.
Интерактивный кроссворд «Времена года» поможет педагогу организовать процесс целостного знакомства с музыкальным шедевром великого композитора лаконично, интересно и увлекательно.
Содержание и правила разгадывания кроссворда: кроссворд «Времена года» состоит из 12 заданий, по числу пьес из фортепианного альбома П. И. Чайковского. Слово-ответ сопровождается изображением, текстом, аудио эпиграфом в исполнении актёра А. Баталова и музыкальным фрагментом для «эскизного» прослушивания, а возможно и краткого музыкального анализа.
Правила разгадывания кроссворда:
- Выполнение заданий по порядку номеров.
- При нажатии на цифру появляется вопрос.
- При нажатии на текст вопроса появляется ответ, который сопровождается изображением, текстом, аудио эпиграфом и музыкальным фрагментом.
- Переход к следующему заданию по щелчку на кнопку.
- Алгоритм выполнения остальных заданий тот же.
Правильные ответы: святки, тройка, подснежник, жатва, камин, октябрь, баркарола, май, масленица, март, июль, охота.
Формы работы с кроссвордом.Фронтальная (разгадывание кроссворда в интерактивном режиме по итогам знакомства с альбомом «Времена года», после прохождения раздела презентации «Фонотека»). Традиционно кроссворд используется на уроке в работе со всем классом, педагог вслух читает задания кроссворда, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ. Задания, вызывающие затруднения, выполняются с помощью педагога, путём обсуждения и наводящих вопросов.
Индивидуальная (разгадывание кроссворда самостоятельно с дальнейшей взаимопроверкой на этапе знакомства с альбомом и в качестве мотивации первичного слушания пьес из цикла «Времена года», в этом случае к разделу «Фонотека» целесообразней обратиться после разгадывания кроссворда, в целях уточнения знаний и более подробного анализа музыки). Индивидуальная работа с кроссвордом состоит из трёх ступеней. На первой ступени учитель раздаёт учащимся кроссворды, распечатанные заранее на листах А4 по два кроссворда на листе, разрезанные на карточки (см. приложение). Учащиеся вписывают в кроссворд отгаданные слова самостоятельно. На второй ступени учитель просит учащихся поменяться кроссвордом с соседом по парте и организует взаимопроверку с помощью интерактивного кроссворда. На заключительном этапе учитель предлагает учащимся оценить работу товарищей. Критерии оценки педагог устанавливает исходя из индивидуальных особенностей класса. Например, 10 и более отгаданных слов - оценка «5», не менее 7 слов – «4» и т.д.
Техническое и программное обеспечение.Кроссворд создан в программе PowerPoint 2013, содержит внедрённые аудио файлы в формате Mp 3. На диске, который использовала, пьесы альбома звучат в исполнении камерного инструментального ансамбля (запись некачественная), а мне хотелось, чтобы дети услышали пьесы альбома именно в исполнении фортепиано. Пришлось эпиграфы, актёрское чтение, отрезать и приклеивать к фрагментам в исполнении рояля, предварительно почистив некачественную запись.
Инструкция по использованию кроссвордаСлайд 1. Титульный слайд, название кроссворда, сведения об авторе. Переход к следующему слайду 2 по щелчку.
Слайд 2. Содержание. На слайде фигура смарт с названиями разделов презентации: «История», «Фонотека», «Правила», «Кроссворд». На каждый прямоугольник установлена гиперссылка, ведущая на слайд соответствующего раздела. Для перехода следует нажать на нужный раздел-прямоугольник.
Слайд 3. История. Уточнение и расширение знаний учащихся об истории создания и содержании фортепианного альбома П. И. Чайковского «Времена года». На слайде применён приём «Листание». Листание происходит по щелчку на каждую страницу книги.
Слайд 4. История (викторина). Викторина с вопросами о жизни и творчестве П. И. Чайковского. На слайде применён приём «Сорбонка». По щелчку на фигуру с вопросом появляется правильный ответ, фигура меняет цвет на более светлый и появляется следующий вопрос. Возврат на слайд-содержание по щелчку на кнопку в правом нижнем углу слайда.
Слайд 5. Фонотека. На слайде изображения 12 конвертов. На конверты настроены триггеры, щелчку на конверт появляется изображение диска, название пьесы из альбома «Времена года» и музыкальный фрагмент для слушания. Порядок воспроизведения аудио любой. В случае необходимости возможно прослушивание одного фрагмента вторично (несколько раз).
Слайд 6. Правила разгадывания кроссворда. На слайде подробные правила разгадывания кроссворда.
Слайды 7-18. Кроссворд. На слайде ячейки кроссворда. При нажатии на цифру появляется вопрос. При нажатии на текст вопроса (фигуру с вопросом) появляется ответ, сопровождающийся полным названием пьесы, иллюстрацией, аудио эпиграфом и соответствующим музыкальным фрагментом. Представленная информация поможет организовать краткую беседу о прозвучавшей музыке, прокомментировать некоторые характерные особенности пьес из альбома «Времена года», поспособствует эмоциональному восприятию музыки. По щелчку на кнопку переход к следующему заданию, дальнейшее выполнение заданий аналогично. После того, как кроссворд разгадан, по завершении выполнения задания 12, появляется фигура со словами поощрения «Кроссворд разгадан, отличная работа!».
Слайд 19. Используемые ресурсы. Ссылки на ресурсы интернет, использованные для создания презентации.
Приложение (распечатать на принтере и разрезать на карточки).
"Времена года" кроссворд по страницам фортепианного альбома П. И. Чайковского
Тонкова Энглена Александровна
Лапина Светлана Александровна
Тонкова Энглена Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Лещёва Светлана Николаевна
Артеменко Елена Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Айгуль Айратовна