12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вера Шпотова152
12

"ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОО"

Тема: «Пути решения развития речи у дошкольников»

Богат и велик могучий русский язык! Умение говорить красиво, правильно, умно ценилось и ценится во все времена. А вы, уважаемые коллеги, согласитесь с тем, что проблема развития речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе? Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов- «сорняков». Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых как дома, на улице так и в школе, и детском саду.

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения. В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От ее качества зависит успешность обучения. При помощи общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания и требования. На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – это ранний и дошкольный возраст. Этот период благоприятен для развития устной речи, именно тогда начинает закладываться фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. С развитием речи связано формирование личности и всех психических процессов.

На сегодняшний момент школа требует от будущего первоклассника, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Изучив целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, мы видим, что уже ребенок 6-7 лет должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Именно поэтому целенаправленное формирование речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Поэтому процесс развития речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Какие же проблемы речи детей существуют?

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая ситуативная речь).

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

-Замусоривание речи сленговыми словами;

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.

Речевые нарушения отрицательно влияют на мыслительную деятельность, поэтому затрудняют общение, также ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Как вы думаете, почему так происходит? Что так влияет на развитие речи детей? Может это экология или вредные привычки родителей? Болезнь матери во время беременности или родовые травмы? Различные заболевания детей? Социальная и педагогическая запущенность? Факторов и причин оказывается намного больше, чем мы думаем.

А если ребенок здоров то, что основной причиной является? Попробуем, разобраться.

Развитие ребенка начинается конечно в семье. Родители сами того не замечая, затормаживают речевое развитие своего любимого ребенка. Что это значит?

Во-первых: Гиперопека. Когда родился долгожданный ребенок родители стремятся соблюдать режим питания, обеспечить его всевозможными игрушками, предугадывают все желания и тем самым не дают попытки, посаморазвиваться, они практически делают за него все.

Во-вторых: Излишняя заботливость и тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата.

В-третьих: Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так! Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму, а в дальнейшем к задержке речи.

В-четвертых: Занятость. Времени нет общаться, а дав ребенку в руки планшет он спокоен и занят. Практика показывает, с раннего возраста с ребенком нужно постоянно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, развивать пальцевую моторику. Побольше играть вместе со своим ребенком. Но увы многие родители считают, что это устаревшие методы, они же живут в современном мире, где детям необходимы современные игрушки, гаджеты. Другие родители уверены, что развитием их детей должны заниматься в детских садах, они стараются с раннего возраста отдать свое чадо тем педагогам, которые сделают все за них.

Итак, малыш пришел в детский сад, и роль на речевое развитие отводится педагогам. Программа каждого детского сада ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Мы воспитатели создаем максимально благоприятные для этого условия, то есть речевую развивающую среду.

Что это такое?

Чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка мы выбираем такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Наша деятельность направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

- Чтение художественной литературы помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. При помощи чтения вытекают разнообразные формы работы, в которых очень хорошо развивается речь. У детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность;

- Общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

- Обучение на занятиях. Целенаправленно подбирается тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.

- Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Насыщая групповое пространство, заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.

- Культурная языковая среда, речь воспитателя. Особое значение имеет речь педагога, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.

- Работа с родителями. КРодители должны самостоятельно заниматься с детьми, в соответствии с задачами речевого развития детей, учитывая возраст ребёнка.

«До чего дошёл прогресс, до невиданных чудес!» - помните слова детской песенки? Современные формы работы в дошкольном образовании не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют и дополняют. Среди инновационных технологий и методов мы используем проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ, ментальные карты, квест-технологии, лэпбук и др.

Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне. А как вы считаете, уважаемые коллеги, нужно ли детям знать про царство Русского языка?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.